город Ростов-на-Дону |
|
20 июля 2016 г. |
дело N А53-33718/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июля 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Н.В.,
судей Ю.И. Барановой, Е.А. Маштаковой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Машневым А.Э.,
при участии:
от истца: представитель Запорожцева Н.В. паспорт, доверенность N 150 от 29.10.2015;
от ответчика: представитель Шевченко О.Н. паспорт, доверенность N 9807/25 от 11.01.2016; представитель Ливик А.В. паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Желдорреммаш"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.04.2016 по делу N А53-33718/2015
по иску акционерного общества "Водоканал Ростова-на-Дону"
(ИНН 6167081833, ОГРН 1056167043470)
к открытому акционерному обществу "Желдорреммаш"
(ОГРН 5087746570830, ИНН 7715729877)
о взыскании задолженности
принятое в составе судьи Корецкого О.А.
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Водоканал Ростова-на-Дону" (далее - истец) обратилось в суд с иском к открытому акционерному обществу "Желдорреммаш" (далее - ответчик) о взыскании 11 262 387,94 руб. составляющих плату за негативное воздействие на работу центральной системы водоотведения 7 524 487,56 руб. плату за сброс загрязняющих веществ с превышением ДК 3 737 900,38 руб.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 18.04.2016 с открытого акционерного общества "Желдорреммаш" в пользу акционерного общества "Водоканал Ростова-на-Дону" взыскана задолженность в размере 11 262 387,94 руб., а так же расходы по оплате государственной пошлины в размере 79 311,94 руб.
Акционерное общество "Желдорреммаш" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение отменить, истцу в удовлетворении исковых требований отказать.
В апелляционной жалобе заявитель указывает следующее:
- отношения между сторонами оформлены договором N 12604/73 от 03.08.2009 и не оформлены договором водоотведения;
- при рассмотрении расчетов о взыскании платы за негативное воздействие на работу центральной системы водоотведения, судом не было учтено, что АО "Желдормаш", осуществляющий сброс сточных вод в системы водоотведения не является абонентом систем водоотведения в смысле, придаваемому этому понятию Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
- в сумму за превышение ПДК необоснованно включен НДС;
- истцом необоснованно произведен расчет платы за ПДК;
- поскольку в месте отбора проб происходит сброс сточных вод третьими лицами, судом необоснованно не была исследована схема расположения канализационных сетей;
- истцом в нарушение п.26 Постановления Правительства Ростовской области N 348 от 04.04.2012 произведено начисление платы по двум выпускам одновременно за один и тот же показатель. Суд не принял позицию ответчика о необходимости перерасчета платы по четырем расчетам: N 1399/1, N 1725, N 1838, N 2079.
В отзыве на апелляционную жалобу истец считает решение суда законным и обоснованным, просит суд оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 03.08.2009 между акционерным обществом "Ростовводоканал" (далее также - Водоканал) и открытым акционерным обществом "Желдорреммаш" (далее - абонент) заключен договор на отпуск питьевой (технической) воды и прием сточных вод N 12604/73 (далее по тексту -договор).
В пункте 1.2.3. договора предусмотрено, что Водоканал имеет право контролировать качество сточных вод, отводимых абонентом и его субабонентами в систему канализации, путем отбора контрольных проб. Отбор проб производится в любое время суток в присутствии представителя абонента или субабонента. Отказ абонента или субабонента от участия в контрольном отборе сточных вод или от подписания акта не лишает односторонне составленный представителем Водоканала акт доказательственной силы.
Согласно пункту 9.2.1. Постановления Мера г. Ростова-на-Дону от 14.03.2003 N 495 АО "Ростовводоканал" осуществляет контроль состава и свойств сточных вод абонента. Периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод абонента устанавливается АО "Ростовводоканал" индивидуально для каждого абонента в зависимости от результатов предыдущего химического контроля, выполнения планов водоохранных мероприятий, но не реже одного раза в год.
Согласно пункту 9.2.4. Постановления Мера г. Ростова-на-Дону от 14.03.2003 N 495, внеплановый контроль сточных вод абонентов осуществляется в том числе, с целью проверки устранения абонентом превышения нормативов водоотведения по качеству сточных вод, зафиксированному при предыдущем контроле.
Согласно пункту 6. Постановления Правительства РФ от 21.06.2013 N 525 (ред. от 05.01.2015) "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод", периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод не может превышать 1 раза в квартал, за исключением случая, указанного в пункте 7 настоящих Правил, и не может быть реже 1 раза в год.
Согласно пункту 7 Постановления Правительства РФ от 21.06.2013 N 525 (ред. от 05.01.2015) "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод", периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод не может превышать 1 раза в месяц в случае, если за последние 3 года, предшествующие дате отбора проб, был выявлен сброс сточных вод, осуществляемый с нарушением декларации о составе и свойствах сточных вод, сверх установленных нормативов допустимых сбросов, и (или) лимитов на сбросы, и (или) нормативов водоотведения по составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
Пунктом 1.3.1 договора определено, что абонент обязан обеспечить учет воды, полученной от всех источников водоснабжения и сбрасываемых сточных вод, не сбрасывать в горканализацию сточные воды с превышением норм допустимых концентраций загрязнений в них и не сбрасывать вещества, запрещенные к сбросу в горканализацию, установленные в соответствии с действующим законодательством и решениями органов местного самоуправления, а так же не сбрасывать любые загрязняющие вещества, не согласованные к сбросу с Водоканалом. В случае нарушения сброса сточных вод по качеству, производить оплату, согласно настоящему договору и действующему законодательству.
Сумма платы за потреблённую воду и сброшенные сточные воды, а также за сброс загрязняющих веществ в сточных водах в пределах допустимых концентраций определяется по тарифам, утверждённым в соответствии с действующим законодательством (пункт 3.1 договора)
Сумма платы за сверхлимитное водопотребление и превышение лимита сброса сточных вод, а также за сброс загрязняющих веществ с превышением допустимых концентраций, определяется в соответствии с действующим законодательством (пункт 3.2 договора).
Срок действия договора определен в пункте 5.1, в соответствии с которым договор заключен на срок до 30.06.2010, вступает в силу со дня его подписания и считается ежегодно продлённым, если за месяц до окончания срока действия договора не последует заявления одной из сторон о его изменении или заключении нового договора.
Из материалов дела следует, что, в целях осуществления контроля за качеством сточных вод абонента АО "Ростовводоканал" в июле 2015 и августе 2015 в присутствии представителей ОАО "Желдорреммаш", произвело отбор проб сточных вод, сбрасываемых абонентом в систему канализации г.Ростова-на-Дону, а именно:
1."08" июля 2015 были отобраны пробы сточных вод в контрольных колодцах (КК-1; КК-2) абонента, по адресу: г.Ростов-на-Дону, пр.Ставского, 1/5, что зафиксировано Актом контрольного отбора проб сточных вод N 0807/1/1 ЮВ, в котором имеются подписи представителей АО "Ростовводоканал" и ОАО "Желдорреммаш". Настоящий Акт подписан сторонами без замечаний. Взятые пробы сточных вод были направлены в лабораторию ОАО "ЮВЭнергочермет" (протоколы КХА NN 630, 631 от 15.07.2015).
2. "20" августа 2015 были отобраны пробы сточных вод в контрольных колодцах (КК-1; КК-2) абонента, по адресу: г.Ростов-на-Дону, пр.Ставского, 1/5, что зафиксировано Актом контрольного отбора проб сточных вод N 2008/4/1юж, в котором имеются подписи представителей АО "Ростовводоканал" и ОАО "Желдорреммаш". Настоящий Акт подписан сторонами без замечаний. Взятые пробы сточных вод были направлены в лабораторию ОАО "Южгеология" (протоколы КХА NN 172,173 от 01.09.2015 г.).
По результатам анализов отобранных проб, проведенных химической и испытательной лабораториями, установлено, что качество сточных вод, сбрасываемых ОАО "Желдорреммаш" в лице филиала Ростовского-на-Дону электровозоремонтного завода, в системы канализации, не удовлетворяет действующим "Условиям приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации г. Ростова-на-Дону", утвержденным постановлением Мэра г. Ростова-на-Дону от 14.03.2003 N 495, и условиям предусмотренных пунктами 113 и 114 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), что подтверждается протоколами качественного химического анализа NN 630, 631 от 15.07.2015, NN 172, 173 от 01.09.2015 года.
По результатам проверки обществом были произведены расчеты платы за сброс сточных вод с превышением допустимой концентрации в системы канализации г. Ростова-на-Дону за периоды: с 01 июля 2015 по 31 июля 2015, с 01 августа 2015 по 31 августа 2015, с 01 сентября 2015 по 30 сентября 2015, с 01 октября 2015 по 31 октября 2015, всего на сумму 3 737 900,38 руб., что подтверждается расчетами N N 1399/1, 1725, 1838, 2079 и платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, за периоды с 01 июля 2015 по 31 июля 2015, с 01 августа 2015 по 31 августа 2015, с 01 сентября 2015 по 30 сентября 2015, с 01 октября 2015 по 31 октября 2015 всего на сумму 7 524 487,56 руб., что подтверждается расчетами N Н-022, Н-106, Н-173, Н-267.
Поскольку оплата задолженности ответчиком в добровольном порядке не произведена, АО "Водоканал Ростова-на-Дону" обратилось в суд с настоящими требованиями.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что отношения между сторонами оформлены договором N 12604/73 от 03.08.2009 со ссылками на постановление Правительства РФ N 167 от и не оформлены договором водоотведения и при рассмотрении расчетов о взыскании платы за негативное воздействие на работу центральной системы водоотведения, судом не было учтено, что АО "Желдормаш", осуществляющий сброс сточных вод в системы водоотведения и не является абонентом систем водоотведения в смысле, придаваемому этому понятию Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", отклоняются судом.
Заключенный между сторонами договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод N 426/73 от 03.08.2009 в преамбуле содержит ссылку на Постановление Правительства Российской Федерации N 167 от 12.02.1999.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 утверждены "Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" (далее - Правила N 167).
В силу пункта 64 названных Правил абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
Согласно пункту 61 Правил N 167 нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Постановлением мэра г. Ростова-на-Дону от 14.03.2003 N 495 утверждены "Условия приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации г. Ростова-на-Дону" (далее - Условия). Условиями установлен перечень и нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, отводимых в городскую канализацию.
Суд признал правильным применение водоканалом при расчете иска названного нормативно-правового акта органа местного самоуправления.
Также истец ссылается на пункты 113 и 114 Правил N 644, указывая, что установлено превышение нормативов по содержанию загрязняющих веществ, предусмотренных пунктами 113 и 114 Правил N 644, что подтверждается протоколами КХА.
При утверждении постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 Правил N 644, вступивших в силу 14.08.2013 (за исключением раздела VII, вступающего в силу с 01.01.2014), в акты Правительства Российской Федерации внесены изменения, в частности, ряд пунктов Правил N 167 признаны утратившими силу. Однако пункт 61 Правил N 167 сохранил свое действие.
В пункте 3 постановления от 29.07.2013 N 644 указано, что пункты 9, 61, 62, 64, 65, 67, 69-71 Правил N 167 и постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 не распространяются на абонентов, в отношении которых установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосбросные площади.
Исходя из буквального содержания приведенной нормы нормативы ПДК загрязняющих веществ, установленные органами местного самоуправления, прекращают свое действие только в отношении тех абонентов, которым уже установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты и на водосбросные площади.
Постановлением N 645 утвержден Единый типовой договор холодного водоснабжения и водоотведения, в пункте 31 которого указано, что организация ВКХ уведомляет абонента об утверждении уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления поселения и (или) городского округа нормативов водоотведения по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод.
В периоде, за который водоканалом в отношении общества произведен расчет платы за превышение ПДК, сохраняются нормативные требования по составу сточных вод, установленные органом местного самоуправления. Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 марта 2016 по делу N А53-5851/2015.
Таким образом, пунктом 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом условий, указанных в данном пункте.
Правила N 644, вступившие в действие с 14.08.2013, устанавливают требования к сточным водам в части предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
Следовательно, в настоящее время в отношении качества сточных вод абонентов одновременно действуют 2 вида требований (нормативов) и взимается 2 вида платежей.
В части предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения действуют Правила N 644 (раздел VI, Приложения N 2 и N 3). Взимание платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения осуществляется в соответствии с разделом VII Правил N 644.
Величины допустимых концентраций загрязняющих веществ, разрешенных абоненту к сбросу в горканализацию, определены "Условиями приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации г. Ростова-на-Дону", утвержденными Постановлением Мэра г. Ростова-на-Дону от 14.03.2003 N 495.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 утверждены и 14.08.2013 вступили в силу, Правила холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 25 " Правил N 644, абонент обязан соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Законом N 416-ФЗ, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящими Правилами, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
В соответствии с подпунктом "и" пункта 35 Правил N 644 абонент обязан соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.
В пункте 111 Правил N 644 предусмотрено, что абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
Сточные воды, отводимые в централизованные системы водоотведения, не должны содержать загрязняющие вещества, запрещенные к сбросу в централизованную систему водоотведения, по перечню согласно приложению N 2 и вещества, запрещенные к применению в Российской Федерации, в том числе ратифицированными Российской Федерацией международными нормативными правовыми актами. Состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 3 (пункты 113 и 114 Правил N 644).
На основании пункта 118 Правил N 644, в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.
Согласно подпункту "г" пункта 36 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
В силу пункта 119 "Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее по тексту - Правила N 644), абоненты ежеквартально (не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом) представляют в организацию, осуществляющую водоотведение, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по формуле, приведенной в пункте 123 настоящих Правил, в виде документа, составленного согласно приложению N 5.
Плата вносится абонентом ежемесячно на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение. При этом объем сточных вод учитывается в соответствии с условиями заключенных договоров.
В случае непредставления абонентом расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и декларации о составе и свойствах сточных вод расчет платы производится организацией, осуществляющей водоотведение, на основании результатов контрольных проб сточных вод.
Таким образом, с введением в действие 1 января 2014 года раздела VII Правил N 644 все абоненты организаций водопроводно-канализационного хозяйства обязаны вносить следующие виды платежей:
по воздействию на водные объекты (статья 29 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов");
по влиянию на работу сооружений централизованной системы водоотведения (часть 10 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", разделы VI, VII Правил N 644).
Обе платы взимаются с абонентов организаций водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с установленным законом порядком (статья 36 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"). Взимание платы за превышение нормативов сброса загрязняющих веществ отдельно от платы за негативное воздействие на централизованные системы водоотведения предусмотрено Правилами N 644 (пункт 36).
Довод заявителя апелляционной жалобы о неправомерном начислении платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения на основании Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644) при отсутствии соответствующих изменений в договоре N 12604/73 от 03.08.2009, заключенном до их вступления в законную силу, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Договор от 03.08.2009 г. N 12604/73 должен соответствовать действующим в процессе его исполнения обязательным нормам и правилам, поскольку согласно п. 4 ст. 13 Закона N 416-ФЗ договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод является публичным.
Стороны в договоре согласовали условие, в соответствии с которым данный договор считается ежегодно продленным (пункт договора 5.1.).
Поскольку Правила N 644 утверждены постановлением Правительства Российской Федерации, они являются обязательными для сторон при заключении и исполнении публичных договоров. С учетом требований пункта 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации положения этих Правил применимы не только к вновь заключаемым договорам водоснабжения (водоотведения), но и к заключенным до введения их в действие, но исполнение которых производится в период их действия. В связи с чем, Правила N 644 подлежат применению к отношениям сторон вне зависимости от внесения в данный договор соответствующих изменений. Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 27.07.2010 N 3779/10.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что в сумму за превышение ПДК необоснованно включен НДС, отклоняется судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 15.06.2005 N 15378/04, установление повышенной платы за превышение нормативного сброса сточных вод и загрязняющих веществ установление повышенной платы за превышение нормативного сброса сточных вод и загрязняющих веществ, по сути, является видом дифференцированного тарифа за услуги по приему и обезвреживанию вредных веществ, содержащихся в сточных водах. Эта плата устанавливается на основании договоренности сторон и к штрафным санкциям или иному виду ответственности за неисполнение обязательств по договору не относится.
Поскольку в данном случае суммы повышенной платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ являются платежами за оказываемые услуги, они подлежат включению в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость.
Довод заявителя апелляционной жалобы о неточностях в расчетах не подтвержден материалами дела, контррасчет ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции ответчиком не представлен.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что в нарушение п.26 Постановления Правительства Ростовской области N 348 от 04.04.2012 произведено начисление платы по двум выпускам одновременно за один и тот же показатель отклоняется судом апелляционной инстанции как не подтвержденный материалами дела.
Согласно пункта 26 Постановления Правительства РО от 04.05.2012 N 348 "О Порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализаций муниципальных образований Ростовской области", при отсутствии у абонентов средств измерений сточных вод расчет платы абонента за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ рассчитывается следующим образом:
- при сбросе абонентом всего объема сточных вод по одному канализационному выпуску плата абонента за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ определяется исходя из общего объема сброшенных сточных вод;
- при сбросе абонентом сточных вод по нескольким канализационным выпускам расчет платы абонента за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ производится по результатам анализов отобранных проб, исходя из объемов сточных вод, сброшенных по каждому канализационному выпуску. Распределение общего объема сброшенных сточных вод по отдельным канализационным выпускам производится в соответствии с согласованным с организацией ВКХ водохозяйственным балансом или паспортом водного хозяйства.
Пунктом 22.3 Порядка установлено, что плата за сброс абонентами в системы канализации загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих ДК и ВДК, рассчитывается исходя из базовых нормативов платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностные или подземные водные объекты в пределах установленных лимитов, умноженных на разницу между фактической концентрацией (далее - ФК) и ДК или ВДК загрязняющих веществ, а также на пятикратно повышающий коэффициент к нормативам платы за лимитное загрязнение окружающей среды, на коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости, на коэффициент индексации базовых нормативов платы, на коэффициент, равный 2, учитывающий дополнительные эксплуатационные затраты в системы канализации при приеме загрязняющих веществ в сточных водах с превышением норм ДК или ВДК и объемы фактически сброшенных абонентом сточных вод за период от обнаружения до очередного отбора проб организациями ВКХ, но не более трех месяцев. При этом объем сточных вод учитывается с начала расчетного периода, в котором зафиксировано нарушение, независимо от даты отбора проб.
Величины допустимых концентраций загрязняющих веществ, разрешенных абоненту к сбросу в горканализацию, определены "Условиями приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации г. Ростова-на-Дону", утвержденными Постановлением Мэра г. Ростова-на-Дону от 14.03.2003 N 495.
Согласно пунктов 5.6, 5.7. Постановления Мэра г. Ростова-на-Дону от 14.03.2003 N 495 "Условия приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации г. Ростова-на-Дону, вещества, способные образовывать в канализационных сетях и сооружениях нижеперечисленные газы: сероводород, сероуглерод, окись углерода, циановодород, пары летучих ароматических углеводородов, окись этилена, метан, азиды, ацетилен, ацетон, бензин, бензолы, гептан, дизельное топливо, дихлорметан, дихлорэтан, диэтиловый эфир, керосин, ксилолы, масло гидрированное, масло для гидроприводов, масло трансформаторное, спирт метиловый, спирт этиловый, толуол, цианиды, четыреххлористый углерод, этилен, этилендихлорид, этиловый эфир, запрещены к сбросу в горканализацию.
В соответствии с пунктом 22.4., 22.5., 22.6, Постановления Правительства Ростовской области от 04.05.2012 N 348 об утверждении "Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализаций муниципальных образований Ростовской области":
- плата за сброс абонентами веществ, запрещенных или не согласованных к сбросу в системы канализации, а также за факт залпового сброса (с превышением более чем в 100 раз ДК по любому виду загрязнений, а также сброс агрессивного стока с pH менее 2,0 или более 12,0 единицы) всех видов загрязняющих веществ рассчитывается как произведение пятикратного тарифа на услуги по водоотведению и фактического объема сброшенных абонентом сточных вод за расчетный период, зафиксированный абонентским отделом.
Плата за сброс сточных вод с показателем рН от 2,0 до 6,5 и от 8,5 до 12,0 единицы рассчитывается как произведение трехкратного тарифа на услуги по водоотведению и фактического объема сброшенных абонентами стоков за расчетный период.
Плата за сброс сточных вод с показателями, не соответствующими значениям нормативных показателей общих свойств сточных вод (с температурой выше 40°С, с соотношением химического потребления кислорода (ХПК) на биохимическое потребление кислорода (БПК) полное более 1,5 (ХПК:БПК полное более 1,5), с содержанием взвешенных веществ более 400 мг/куб. дм, с содержанием жиров более 10 мг/куб. дм), рассчитывается как произведение двукратного тарифа на услуги по водоотведению и фактического объема сброшенных абонентами стоков за расчетный период.
Пунктом 118 Правил N 644 установлено, что в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.
Порядок расчета указанной платы (формула расчета) предусмотрен пунктом 123 Правил N 644.
В соответствии с указанной формулой расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за конкретный расчетный период производится на основе фактических данных о содержании веществ в сточных водах, которые могут быть получены либо в результате контроля самого абонента, либо могут быть указаны абонентом в декларации о составе сточных вод, либо получены при проведении контроля за составом сточных вод абонента организацией водопроводно-коммунального хозяйства, при этом при наличии результатов контрольной пробы расчет производится именно по таким результатам.
АО "Ростовводоканал" произвело расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с формулой, предусмотренной 123 Правил N 644, на основании данных о содержании загрязняющих веществ в сточных водах, полученных по результатам контрольного отбора проб сточных вод и зафиксированным в протоколах КХА.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что истцом были нарушены требования нормативных актов при отборе проб в подтверждение довода о недействительности проведенных отборов, отклоняется судом апелляционной инстанции по следующим основаниям. Из содержания актов отбора проб сточных вод N 0807/1/1юв от 08.07.2015 и N2008/4/1 юж от 20.08.2015 не следует, что представителем ответчика при подписании актов были заявлены какие-либо возражения, касающиеся несоответствия данных актов требованиям действующего законодательства порядка отбора проб и оформления акта, в том числе в связи с отсутствием сведений о шифрах (номерах) бутылей, в которые отбирались пробы, данных об опломбировании пробы.
Акты контрольного отбора проб N 0807/1/1юв от 08.07.2015 г. и N2008/4/1 юж от 20.08.2015 соответствуют всем требованиям, предъявляемым к форме и содержанию последнего, предусмотренные действующим законодательством а именно, в указанных актах, указаны дата, время, метод отбора, точка отбора (КК), цель исследования воды, климатические условия окружающей среды при отборе проб (температура воздуха), шифр (номер) емкости, отметка о том, что данная проба опечатана.
Согласно пунктам 27,28,29 Постановления Правительства РФ от 21.06.2013 N 525 по результатам отбора проб сточных вод на месте отбора проб сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, составляет в 2 экземплярах акт отбора проб сточных, который подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, и абонентом. При несогласии абонента с содержанием акта отбора проб сточных вод абонент обязан подписать этот акт с указанием в нем своих возражений. Так же абонент имеет право на проведение параллельного отбора проб сточных вод.
Акты отбора проб сточных вод N 0807/1/1ЮВ, N 2008/4/1ЮЖ подписаны представителем ответчика без замечаний. Порядок проведения отбора проб ответчиком не оспорен.
Ответчик не воспользовался правом отбора параллельных проб сточных вод, предоставленным ему пунктом 68 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167) и пунктом 29 Постановления Правительства РФ от 21.06.2013 N 525 (ред. от 05.01.2015) "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод", согласно которому при отборе представителем предприятия ВКХ контрольной пробы абонент может одновременно в присутствии представителя предприятия ВКХ отобрать параллельную пробу и провести ее анализ в аттестованной и (или) аккредитованной организации (лаборатории) за счет собственных средств, кроме того, как было указано ранее акты отбора проб при их составлении не оспорены ответчиком по форме, содержанию и полномочиям лиц их подписавших, что свидетельствует о соблюдении заявителем порядка отбора указанных проб сточных вод.
Величины допустимых концентраций загрязняющих веществ, разрешенных абоненту к сбросу в горканализацию, определены Условиями приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации г. Ростова-на-Дону, утвержденными Постановлением Мэра г. Ростова-на-Дону от 14.03.2003 N 495.
В настоящее время, Постановление N 495 является действующим нормативно-правовым актом, принятым на основании Постановления N 167 и Постановления N 348.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что протоколы лабораторных испытаний лаборатории АО "Южгеологтя" и лаборатории ОАО "ЮВЭнергочермет" оформлены ненадлежащим образом и с нарушением установленных требований судом не принимается в силу того, что согласно пункта 9.2.6. Постановления Мэра г. Ростова-на-Дону от 14.03.2003 N 495 "Условия приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации г. Ростова-на-Дону", анализ проб сточных вод Абонента осуществляет лаборатория АО "Ростовводоканал" или любая другая лаборатория (организация), аккредитованная на техническую компетентность и независимость в области анализа сточных вод.
Анализы проб сточных вод проведены химической лабораторией ОАО "ЮВЭэнергочермет (аттестат аккредитации N РОСС RU 0001.519122 действителен до 25.02.18г.) и лабораторией АО "Южгеология" (аттестат аккредитации N РОСС RU 0001.21ЭР10 действителен до 15.07.18г.) имеющие все условия, необходимые для выполнения измерений в закрепленной за лабораторией деятельности.
Из данных, содержащихся в Протоколах КХА N 630, 631 от 15.07.2015 г., N 172,173 от 01.09.2015 результата анализа сточных вод, следует, что пробы подвергнуты лабораторному исследованию в течение сроков, регламентированные методом определения конкретного показателя, установленного в нормативных документах (НД).
Также заявителем апелляционной жалобы указано, что в месте отбора проб сточных вод ( КК-1; КК-2) происходит сброс сточных вод третьими лицами.
Согласно п. 1 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 167 от "12" февраля 1999, контрольным канализационным колодцем является колодец, предназначенный для учета и отбора проб сточных вод абонента, или последний колодец на канализационной сети абонента перед врезкой ее в систему коммунальной канализации.
В соответствии с п. 9.3.1. Постановления Мэра г.Ростова-на-Дону N 495 от 14.03.2003, местом отбора проб сточных вод абонента при плановом контроле состава и свойств сточных вод является контрольный колодец или иное место отбора проб сточных вод на выпуске абонента, определенное по согласованию абонента и АО "Ростовводоканал"" и позволяющее учесть влияние сточных вод субабонентов.
С целью установления абонентам технически обоснованного разрешения на сброс сточных вод в горканализацию абонент производит разработку, представление и согласование с АО "Ростовводоканал" водохозяйственного балансового расчета (паспорта водного хозяйства), обосновывающего рациональное использование воды и сброса сточных вод в системы канализации г. Ростова-на-Дону (п. 6.2 указанного постановления).
Контрольные колодцы как места отбора проб определяются с участием абонента, который имеет возможность указать организации водопроводно-канализационного хозяйства другое место отбора проб, а в случае его отсутствия - соорудить контрольный канализационный колодец в таком месте.
Ответчик определил место отбора контрольных проб, которое указал в паспорте водного хозяйства (КК-1, КК-2, КК-3, КК-4). Указанный паспорт водного хозяйства и схема канализационных сетей согласованы ответчиком с АО "Ростовводоканал". Контрольные пробы были отобраны "АО Ростовводоканал" в указанных в паспорте водного хозяйства контрольных колодцах. Указанные контрольные колодцы расположены на сетях находящиеся на балансовой и в эксплуатационной ответственности Ответчика.
Паспорт водного хозяйства и схемы расположения контрольных канализационных колодцев для объектов ответчика согласованы, копии представлены в материалы дела.
Представленные в материалы дела документы, подтверждающие задолженность ответчика: акт отбора проб сточных вод для лабораторного анализа, протоколы лабораторных испытаний, оценены судом с позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признаны надлежащими доказательствами по делу, в достаточной степени подтверждающими обоснованность требований истца.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.04.2016 по делу N А53-33718/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Ковалева |
Судьи |
Ю.И. Баранова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-33718/2015
Истец: АО "ВОДОКАНАЛ РОСТОВА-НА-ДОНУ"
Ответчик: ОАО "ЖЕЛДОРРЕММАШ"