город Воронеж |
|
22 июля 2016 г. |
Дело N А35-1199/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 июля 2016 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.
судей Протасова А.И.
Донцова П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дмитриевой Ю.А.,
при участии:
от ООО "Бизнес Строй": Коротких О.А., представитель по доверенности от 21.08.2015, выдана сроком на 1 год;
от Земельного комитета города Курска: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Администрации г. Курска: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Комитета по управлению имуществом Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев апелляционную жалобу ООО "Бизнес Строй" на решение Арбитражного суда Курской области от 10.02.2016 по делу N А35-1199/2014 (судья М.Н.Морозова), по заявлению ООО "Бизнес Строй" о признании незаконным решения Земельного комитета города Курска об отказе в предоставлении в аренду земельных участков с кадастровым N 46:29:103035:153 площадью 66375,00 кв.м., с кадастровым N 46:29:103035:154 площадью 55625,00 кв.м., расположенных по ул. 3-я Кожевенная - ул. Прогонная г. Курска, оформленное письмом от 13.11.2013 года за исх. N 4734/07.2.01-16; а также об обязании Земельного комитета города Курска принять решение о предоставлении в аренду вышеуказанных земельных участков, третьи лица: Администрация г. Курска, Комитет по управлению имуществом Курской области,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Бизнес Строй" (далее - ООО "Бизнес Строй", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании недействительным решения Земельного комитета города Курска (далее - Комитет) об отказе в предоставлении в аренду земельных участков с кадастровым номером N 46:29:103035:153 площадью 66 375 кв. м и с кадастровым номером N 46:29:103035:154 площадью 55 625 кв. м, расположенных по ул. 3-я Кожевенная - ул. Прогонная г. Курска, оформленного письмом от 13.11.2013 N 4734/07.2.01-16; а также об обязании Земельного комитета города Курска принять решение о предоставлении в аренду вышеуказанных земельных участков (с учетом уточнения требований).
Решением Арбитражного суда Курской области от 10.02.2016 в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Не согласившись с решением, ООО "Бизнес Строй" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Указывает, что нарушение прав ООО "Бизнес Строй" заключается в принятии незаконного решения об отказе в предоставлении в аренду спорных земельных участков для строительства парникового хозяйства, что препятствует ООО "Бизнес Строй" реализовать предусмотренное пунктом 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, п.1 ст. 607 Гражданского кодекса Российской Федерации право на получение в аренду земельного участка для осуществления хозяйственной деятельности.
Представитель ООО "Бизнес Строй" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Земельный комитет города Курска, Администрация г. Курска, Комитет по управлению имуществом Курской области в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Решением Комитета по управлению имуществом Курской области от 05.03.2009 г. N 01-18/337 утвержден акт выбора спорных земельных участков и согласовано место размещения объектов.
Решением Комитета по управлению имуществом Курской области от 02.11.2010 г. N 01-18/1901 и договоров аренды земельных участков N3306-10ю, N3307-10ю находящихся в государственной собственности и расположенных на территории города Курска от 15.11.2010 г. спорные земельные участки предоставлялись ООО "Бизнес Строй" для строительства парникового хозяйства.
Решением Комитета по управлению имуществом Курской области от 02.11.2011 N 01-18/1901 ООО "Бизнес Строй" предоставлены в аренду сроком на три года земельные участки с кадастровым номером 46:29:103035:71 площадью 66 375 кв. м и с кадастровым номером 46:29:103035:72 площадью 55 625 кв. м, расположенные по адресу: г. Курск, ул. 3-я Кожевенная - ул. Прогонная, для строительства парникового хозяйства.
На основании указанного акта государственного органа исполнительной власти стороны заключили договоры аренды вышеназванных земельных участков от 15.11.2011 за номерами 3306-10ю и 3307-10ю соответственно сроком действия до 01.11.2013.
Договоры в установленном законом порядке зарегистрированы не были.
Земельные участки с кадастровыми N 46:29:103035:71 и N 46:29:103035:72 были сняты с кадастрового учета в июле 2011 года, до заключения договоров, в виду отсутствия зарегистрированных прав в отношении указанных объектов, сведения о них исключены из государственного кадастра, как носящие временный характер.
В связи с чем, по месту расположения вышеназванных земельных участков были сформированы в тех же границах и поставлены на кадастровый учет два земельных участка с кадастровыми номерами: 46:29:103035:153 площадью 66 375 кв. м; 46:29:103035:154 площадью 55 625 кв. м.
11.02.2013 ООО "Бизнес Строй" обратилось в Земельный комитет города Курска с заявлением о заключении договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 46:29:103035:153 и 46:29:103035:154 на новый срок.
В связи с нерассмотрением уполномоченным органом указанного обращения ООО "Бизнес Строй" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Земельного комитета города Курска, выразившегося в непредставлении обществу результата муниципальной услуги по заявлению от 11.02.2013.
Решением Арбитражного суда Курской области от 18.10.2013 по делу N А35-4872/2012 бездействие Земельного комитета города Курска признано незаконным. При этом суд обязал указанный орган местного самоуправления предоставить ООО "Бизнес Строй" муниципальную услугу, связанную с рассмотрением заявления от 11.02.2013.
На основании указанного судебного акта Земельным комитетом города Курска была начата процедура предоставления земельных участков, предусмотренная ст. 30 ЗК РФ, а именно Земельный комитет собрал информацию и направил в соответствующее подразделение Администрации города Курска - Управление информации и печати Администрации города Курска обращение с целью опубликования сообщения о возможном предоставлении земельных участков.
Об указанных действиях ООО "Бизнес Строй" было проинформировано письмом Земельного комитета города Курска от 06.03.2013 N 879/07.2.01-16.
12.03.2013 в газете "Городские известия" за N 30 была размещена информация о предоставлении спорных земельных участков в аренду для строительства парникового хозяйства.
01.04.2013 в адрес Земельного комитета города Курска поступило заявление ЗАО "Зеленстрой" о предоставлении в аренду спорных земельных участков.
17.04.2013 ЗАО "Зеленстрой" отказалось от поданной заявки.
По заказу ООО "Бизнес Строй" были проведены кадастровые работы и составлен межевой план от 28.11.2011 в отношении земельного участка площадью 66375 кв.м. и межевой план от 28.11.2011 в отношении земельного участка площадью 55625 кв.м., расположенных по адресу: г. Курск, ул. 3-я Кожевенная - ул. Прогонная.
Впоследствии было принято решение об отказе ООО "Бизнес Строй" в предоставлении в аренду вышеперечисленных земельных участков, о чем общество было уведомлено письмом от 13.11.2013 за исх. N 4734/07.2.01-16.
Посчитав решение Земельного комитета города Курска незаконным, ООО "Бизнес Строй" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Решением Арбитражного суда Курской области от 19.09.2014 заявленные ООО "Бизнес Строй" требования удовлетворены в части: решение Земельного комитета по городу Курску об отказе в предоставлении в аренду земельных участков площадью 66 375 кв.м. с кадастровым номером N 46:29:103035:153, площадью 55 625 кв.м. с кадастровым номером N 46:29:103035:154, расположенных по ул. 3-я Кожевенная - ул. Прогонная г.Курска, оформленное письмом от 13.11.2013 г. N 4734/07.2.01-16, признано незаконным; в качестве меры восстановления нарушенного права арбитражный суд обязал Земельный комитет по городу Курску предоставить Обществу в аренду земельные участки: с кадастровым номером N 46:29:103035:153, площадью 66 375 кв.м., с кадастровым номером N 46:29:103035:154 площадью 55 625 кв.м., расположенных по ул.3-я Кожевенная - ул. Прогонная г. Курска.
В удовлетворении остальной части заявленного требования отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2014 г. Решение Арбитражного суда Курской области от 19 сентября 2014 г. оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 25.02.2015 г. решение Арбитражного суда Курской области от 19.09.2014 и Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2014 по делу N А35-1199/2014 отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
Передавая дело на новое рассмотрение, арбитражный суд округа указал на необходимость выяснения, были ли прекращены арендные отношения между сторонами, возникшие на основании ранее заключенных договоров аренды земельных участков от 15.11.2011 за номерами 3306-10ю и 3307-10ю.
Указал, что необходимо установить, обусловлено ли обращение общества в Земельный комитет города Курска от 11.02.2013 продлением срока действия вышеперечисленных договоров аренды или же данное обращение было направлено на оформление прав на спорные земельные участки по общим правилам предоставления земель в пользование, а также необходимо выяснить нарушал ли законные права общества оспариваемый отказ Земельного комитет города Курска.
Кроме того, из постановления Арбитражного суда Центрального округа следует вывод об отсутствии обстоятельств, препятствующих предоставлению в аренду земельных участков с кадастровыми номерами N 46:29:103035:153, N 46:29:103035:154.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействий) необходимо одновременное существование указанных в статье 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствиями с нормами ст. 12 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и 4 муниципальных услуг", п.п. 1.1, 3.5 Положения о земельном комитете города Курска, утвержденного решением Курского городского Собрания N44-4-РС, п. 3.4 Административного регламента Земельного комитета города Курска по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление в аренду земельных участков для строительства", утвержденного постановлением Администрации города Курска от 04.07.2011 N 1799, на Земельный комитет города Курска возложены полномочия по управлению и распоряжению земельными ресурсами и лесными участками на территории города Курска.
Согласно ч. 2 ст. 22 ЗК РФ земельные участки могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 ЗК РФ.
Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, в месячный срок со дня поступления заявления о приобретении прав на земельный участок принимает решение о предоставлении этого участка на праве собственности, в аренду; в месячный срок с даты принятия названного решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи, аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением прямо предусмотренных законом случаев.
Отказ Земельного комитета г. Курска в предоставлении в аренду двух земельных участков мотивирован тем, что запрашиваемые участки располагаются в водоохранной зоне реки Тускарь. На данной территории действуют ограничения, предусмотренные ч. 16 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации и п.п. 12.5-12.6 Решения Курского городского Собрания от 23.10.2007 г. N 388-3-РС "О правилах землепользования и застройки муниципального образования "Город Курск".
В соответствии с частью 18 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.01.2009 N 17 "Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов", статьей 10 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" сведения о границах водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов вносятся в государственный кадастр.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной деятельности (ч. 2 ст. 65 ВК РФ).
Ч. 15, 16 ст. 65 ВК РФ устанавливают ограничения использования территорий в границах водоохранных зон.
Так, в границах водоохранных зон запрещаются использование сточных вод для удобрения почв; размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ; осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений; движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.
Проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов в границах водоохранных зон допускаются при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
Часть 17 указанной выше статьи устанавливает дополнительные запреты на осуществление в границах прибрежных защитных полос распашки земель, размещение отвалов размываемых грунтов, выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
Статья 6 ВК РФ, закрепляя правовой режим использования водных объектов общего пользования, не устанавливает специфических правил использования земельных участков в водоохранной зоне.
Таким образом, положения ст. 6, ч. 15-17 ст. 65 ВК РФ предусматривающие комплекс защитных мероприятий по охране окружающей среды, предотвращению чрезвычайных ситуаций, санитарно- эпидемиологическому благополучию человека, не содержат запрета на размещение строительных объектов в границах водоохранных зон в прибрежных защитных полосах и предоставление земельных участков, расположенных в водоохранных зонах и на территориях, подверженных затоплению.
Как было установлено судом области и подтверждается материалами дела, в кадастровых паспортах N 46/12-1-17147 от 28.02.2012 на земельный участок N46:29:103035:153, N 46/12-1-16955 от 28.02.2012 на земельный участок N46:29:103035:154 отсутствует информация о том, что указанные земельные участки входят в водоохранную зону, либо имеются какие-либо иные ограничения в использовании указанных земельных участков.
В порядке п. 1 и абз. 2 п. 2 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и названным Кодексом.
На основании п. 2 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, за исключением указанных в п. 4 ст. 27 ЗК РФ, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и названным Кодексом.
Часть 4 статьи 27 ЗК РФ перечисляет земельные участки, изъятые из оборота.
Вместе с тем, из буквального толкования указанной нормы следует, что земельные участки, расположенные в границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос, не относятся к изъятым из оборота землям, и могут предоставляться в пользование.
Согласно выписки государственного кадастра недвижимости N 46/12-1- 17147 от 28.02.2012 на земельный участок N 46:29:103035:153 и выписки N 46/12-1-16955 от 28.02.20.12 на земельный участок N 46:29:103035:154, последние не содержат информации о том, что спорные земельные участки изъяты из оборота, либо имеются иные, предусмотренные п.4 ст.27 ЗК РФ обстоятельства, исключающие возможность предоставления Земельного участка в аренду.
Доказательств того, что земельные участки изъяты из оборота, заинтересованным лицом не представлено.
В своем отказе Комитет ссылается на положения п.п. 12.5-12.6 Решения Курского городского Собрания от 23.10.2007 N 388-3-РС "О правилах землепользования и застройки муниципального образования "Город Курск".
Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности (подп. 3 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 12.5 Решения Курского городского Собрания от 23.10.2007 г. N 388-3-РС "О правилах землепользования и застройки муниципального образования "Город Курск" предусмотрены ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства в водоохранных зонах водных объектов.
Пунктом 12.6 указанного Решения Курского городского Собрания предусмотрены ограничения градостроительных изменений на территории прибрежной защитной полосы.
Пункт 12.6.3. Решения Курского городского Собрания от 23.10.2007 N 388-3-РС определяет, что в границах водоохранных зон допускается проектирование, размещение, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
Таким образом, расположение земельного участка в водоохранной зоне само по себе не исключает права на его использование, а устанавливает специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Таким образом, ссылка комитета в отказе на положения Решения Курского городского Собрания от 23.10.2007 N 388-3-РС необоснованна.
Следовательно, обстоятельства, изложенные в оспариваемом отказе, не являются основанием для предоставления спорных земельных участков в аренду.
Кроме того, из письма Комитета N 4734/07.2.01-16 от 13.11.2013 следует, что спорные земельные участки находятся в границах территориальной зоны СХ - зона сельскохозяйственного использования.
Статьей 85 ЗК РФ установлено, что порядок использования земель поселений определяется в соответствии с зонированием их территорий. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития. Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков.
Согласно п.3 ст.85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Пунктом 11.7.1 главы 11 части 2 Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Курск", утвержденных решением Курского городского Собрания от 23.10.2007 года N 388-3-РС установлен градостроительный регламент зоны сельскохозяйственного использования.
Градостроительный регламент устанавливает, что к основным видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в частности относятся: для объектов растениеводства, для размещения питомников и оранжерей садово-паркового хозяйства, для размещения объектов сельскохозяйственного производства.
Таким образом, цель использования спорных земельных участков соответствует разрешенным видам территориальной зоны СХ - зона сельскохозяйственного использования.
Наличие притязаний третьих лиц на указанные спорные земельные участки отсутствует.
Следовательно, в данном случае не имелось препятствий для предоставления земельных участков ООО "Бизнес Строй".
Договор N 3306-10ю аренды земельного участка с кадастровым N 46:29:103035:71 площадью 66375 кв.м., договор N 3307-10ю аренды земельного участка с кадастровым N 46:29:103035:72 площадью 55625 кв.м. были заключены на срок с 02.11.2010 по 02.11.2013.
Указанные Договоры аренды в установленный срок зарегистрированы не были.
Земельные участки с кадастровыми N 46:29:103035:71 и N 46:29:103035:72 были сняты с кадастрового учета в июле 2011 года в виду отсутствия зарегистрированных прав в отношении указанных объектов, на основании п.4 ст.24 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". В силу указанной нормы (в старой редакции), если по истечении одного года со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3.1 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Таким образом, на дату заключения договоров аренды земельных участков, они прекратили свое существование как объекты гражданских прав.
В связи с чем, договорных отношений по поводу использования спорной территории не возникало.
27.02.2012 вновь образованные земельные участки по заявлению ООО "Бизнес Строй" были поставлены на государственный кадастровый учет, выданы кадастровые паспорта, согласно которым земельному участку площадью 66375 кв.м. присвоен кадастровый N 46:29:103035:153; земельному участку площадью 55625 кв.м. - N46:29:103035:154.
11.02.2013 ООО "Бизнес Строй" обратилось в Земельный комитет г.Курска с заявлением о заключении новых договоров аренды на спорные земельные участки в связи с тем, что была осуществлена повторная постановка земельных участков на кадастровый учет и получены новые кадастровые паспорта.
Земельный комитет города Курска не мог рассматривать договорные отношения (ранее существующие договоры аренды спорных земельных участков) как существующие, поскольку при снятии с кадастрового учета земельных участков, они прекратили существование как объекты недвижимости, следовательно, прекратил существование объект аренды.
Решением Комитета по управлению имуществом Курской области от 26.04.2013 N 01-19-996 было отменено решение данного комитета от 02.11.2010 N 01-18/1901 о предоставлении в аренду ООО "Бизнес Строй" земельных участков.
Таким образом, на момент принятия Земельным комитетом г.Курска решения об отказе в предоставлении в аренду земельных участков ООО "Бизнес Строй" договорные отношения между Комитетом по управлению имуществом Курской области и ООО "Бизнес Строй" в отношении данных земельных участков отсутствовали.
Суд пришел к выводу, что данное обращение было направлено на оформление прав на спорные земельные участки по общим правилам предоставления земель в пользование. Аналогично расценивают его и стороны.
В этой связи была начата процедура предоставления земельных участков, предусмотренная ст. 30 ЗК РФ, а именно Земельный комитет собрал информацию и направил в соответствующее подразделение Администрации города Курска - Управление информации и печати Администрации города Курска обращение с целью опубликования сообщения о возможном предоставлении земельных участков.
Об указанных действиях ООО "Бизнес Строй" было проинформировано письмом Земельного комитета города Курска от 06.03.2013 N 879/07.2.01-16.
12.03.2013 в газете "Городские известия" за N 30 была размещена информация о предоставлении спорных земельных участков в аренду для строительства парникового хозяйства.
В ходе судебного разбирательства не установлено законных оснований для отказа ООО "Бизнес Строй" в предоставлении в аренду земельных участков.
Между тем, принимая решение арбитражный суд области исходил из отсутствия совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований, посчитав, что поскольку Общество не осваивало земельные участки, то у него отсутствовала заинтересованность в их предоставлении, следовательно, его права отказом в предоставлении не нарушены.
Апелляционная коллегия считает такой вывод неверным и исходит из того, что у Общества отсутствовали правовые основания для использования земельных участков.
Ни арендных отношений, ни наличия у заявителя права пользования на других основаниях не установлено.
Таким образом, правовых оснований для освоения земельных участков до рассмотрения его заявления Комитетом у Общества не имелось.
В связи с чем, оспариваемый отказ нарушает права и законные интересы ООО "Бизнес Строй" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно создает препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку препятствует ООО "Бизнес Строй" реализовать предусмотренное пунктом 2 статьи 22 ЗК РФ, п.1 ст. 607 ГК РФ.
Незаконный отказ Земельного комитета города Курска в предоставлении в аренду двух земельных участков, влечет за собой неблагоприятные последствия для ООО "Бизнес Строй", лишая возможности претендовать на право пользования земельными участками для парникового хозяйства.
При таких обстоятельствах апелляционная коллегия приходит к выводу, что решение Земельного комитета г. Курска об отказе в предоставлении в аренду земельных участков, оформленное письмом от 13.11.2013 N 4734/07.2.01-16 является незаконным, поскольку Комитет не имел правовых оснований для принятия оспариваемого решения.
В связи с чем, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
ООО "Бизнес Строй" уплачена государственная пошлина в размере 3000 рублей по чеку-ордеру N 15 от 10.03.2016.
На основании изложенного, ООО "Бизнес Строй" подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная госпошлина по чеку-ордеру N 15 от 10.03.2016 в размере 1500 руб., поскольку в соответствии со ст. 333.21 Налогового кодекса РФ госпошлина при подаче апелляционной жалобы составляет не 3000 рублей, а 1500 рублей.
Подлежат взысканию с Земельного комитета города Курска расходы в виде государственной пошлины, понесенные ООО "Бизнес Строй" при рассмотрении апелляционной жалобы по чеку-ордеру N 15 от 10.03.2016 в размере 1500 рублей в пользу ООО "Бизнес Строй".
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 10.02.2016 по делу N А35-1199/2014 отменить.
Признать незаконным Решение Земельного комитета города Курска об отказе в предоставлении в аренду земельных участков с кадастровым N 46:29:103035:153 площадью 66375,00 кв.м., с кадастровым N 46:29:103035:154 площадью 55625,00 кв.м., расположенных по ул. 3-я Кожевенная - ул. Прогонная г. Курска, оформленное письмом от 13.11.2013 года за исх. N 4734/07.2.01-16.
Обязать Земельный комитет по городу Курску восстановить нарушенные права заявителя путем совершения действий по заключению договоров аренды земельных участков: с кадастровым номером N 46:29:103035:153, площадью 66 375 кв. м, с кадастровым номером N 46:29:103035:154 площадью 55 625 кв.м, расположенных по ул.3-я Кожевенная - ул. Прогонная г. Курска.
Взыскать в пользу ООО "Бизнес Строй" с Земельного комитета города Курска расходы в виде государственной пошлины, понесенные ООО "Бизнес Строй" при рассмотрении апелляционной жалобы по чеку-ордеру N 15 от 10.03.2016 в размере 1500 рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-1199/2014
Истец: ООО "БизнесСтрой"
Ответчик: земельный комитет города Курска
Третье лицо: Администрация г. Курска
Хронология рассмотрения дела:
22.07.2016 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-6726/14
10.02.2016 Решение Арбитражного суда Курской области N А35-1199/14
25.02.2015 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-86/15
01.12.2014 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-6726/14
19.09.2014 Решение Арбитражного суда Курской области N А35-1199/14