г. Москва |
|
25 июля 2016 г. |
Дело N А41-6084/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июля 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Диаковской Н.В., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ефимовым А.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - закрытого акционерного общества "Клинстройсервис" - Иволги С.М. (представителя по доверенности от 18.12.2014;
от администрации Клинского муниципального района - Куликовой Д.С. (представителя по доверенности от 27.04.2016),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Клинстройсервис" на решение Арбитражного суда Московской области от 15.04.2016 по делу N А41-6084/16, принятое судьей Кулматовым Т.Ш.,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Клинстройсервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области к администрации Клинского муниципального района Московской области (далее - администрация), в котором просило:
- обязать администрацию внести изменение в постановление администрации от 16.10.2015 N 1898 и указать выкупную стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:03:0010111:219 площадью 25298 кв. м., расположенного по адресу: Московская область, г. Клин, Волоколамское шоссе, уч. N 40 в размере 2,5% кадастровой стоимости;
- обязать администрацию внести изменение в пункт 2.1 договора купли-продажи земельного участка от 26.10.2015 N 61 и изложить его в следующей редакции: "Стоимость Участка составляет 584 213,04 (пятьсот восемьдесят четыре тысячи двести тринадцать) рублей четыре копейки, что соответствует 2,5 (двум с половиной) процентам кадастровой стоимости земельного участка.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15.04.2016 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение им обстоятельств по делу, неправильное применение норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании апелляционного суда представитель общества заявил об отказе от требования об обязании администрацию внести изменение в постановление администрации от 16.10.2015 N 1898 и указать выкупную стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:03:0010111:219 площадью 25 298 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, г. Клин, Волоколамское шоссе, уч. N 40, в размере 2,5% кадастровой стоимости, представив соответствующее заявление в письменном виде.
В силу части 5 статьи 49 АПК РФ арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, если он противоречит закону или нарушает права других лиц.
Данное заявление подписано представителем Иволгой Сергеем Михайловичем по доверенности от 18.12.2015. В заявлении указано, что последствия, предусмотренные статьей 150 АПК РФ, понятны.
Доверенность от 18.12.2015 выдана генеральным директором общества, является действующей и предусматривает полномочия данного представителя на отказ от требований.
Представитель администрации в судебном заседании пояснил, что не возражает против принятия судом отказа предпринимателей от названного требования по делу.
Апелляционный суд, рассмотрев указанное заявление общества, исследовав материалы дела, отзыв администрации, пришел к выводу о том, что удовлетворение данного заявления не противоречит закону и не нарушает прав и интересов иных лиц, участвующих в деле.
При таких обстоятельствах отказ общества от указанного требования по делу подлежит принятию судом.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы на решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требования общества обязать администрацию внести изменение в пункт 2.1 договора купли-продажи земельного участка от 26.10.2015 N 61 и изложить его в следующей редакции: "Стоимость участка составляет 584 213,04 (пятьсот восемьдесят четыре тысячи двести тринадцать) рублей четыре копейки, что соответствует 2,5 (двум с половиной) процентам кадастровой стоимости земельного участка.
Представитель администрации в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда в части указанного требования оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Постановлением администрации от 19.10.1992 N 777/22-5 предписано выдать АОЗТ "Клинстройсервис" свидетельство на право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью 2,30 га, представляющий собой территорию асфальто-бетонного завода по Волоколамскому шоссе.
Обществу 09.12.1992 выдано свидетельство N 31 о праве постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью 2,30 га.
Общество является собственником объектов недвижимого имущества: здания склада, здания цеха, здания битумного хранилища, здания склада, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права. Данное имущество отчуждено обществу из государственной собственности путем приватизации арендного предприятия "Организация арендаторов комбината производственных предприятий".
Указанные объекты расположены на земельном участке, находящемся у общества в постоянном (бессрочном) пользовании на основании постановления N 777/22-5.
Общество 09.12.2011 подало в администрацию заявление N 97/12-юр о продаже ему в собственность земельного участка (л.д. 84).
Одновременно общество обратилось в администрацию за получением акта согласования местоположения границ земельного участка.
Обществом 23.03.2012 получен ответ от 19.01.2012 о рассмотрении заявления о выкупе земельного участка.
Поскольку участок не был поставлен на кадастровый учет, то обществом были приняты меры по постановке.
На основании постановления администрации от 14.01.2013 и утвержденной им схемы был подготовлен и направлен в федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области межевой план.
Кадастровая палата 23.08.2013 приняла решение о приостановлении кадастрового учета в связи с не представлением необходимых документов.
Постановлением администрации от 12.02.2014 N 256 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории.
Земельный участок 26.06.2014 поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 50:03:0010111:219, после чего обществом был получен кадастровый паспорт земельного участка.
Кадастровым паспортом от 26.06.2014 зафиксирована следующая кадастровая стоимость данного земельного участка: 23 368 521, 54 рублей.
В письме в администрацию от 24.04.2015 общество просило администрацию принять меры по предоставлению земельного участка по его заявлению от 09.12.2011.
В ответе от 29.10.2015 администрация сообщила, что в связи с тем, что право постоянного (бессрочного) пользования не было переоформлено в установленные сроки (до 01.07.2012), продажа участка возможна только по стоимости, равной 15% от его кадастровой стоимости.
Постановлением администрации от 16.10.2015 N 1898 обществу предоставлялся в собственность земельный участок с кадастровым номером 50:03:0010111:219, по выкупной цене в размере 15% от кадастровой стоимости участка.
Также обществом был получен проект договора купли-продажи земельного участка по данной цене.
Не согласившись с размером выкупной цены участка, общество 13.11.2015 обратилось в администрацию с просьбой ее пересмотреть.
Обществом 11.01.2016 получен ответ о том, что изменение выкупной цены не представляется возможным.
Общество, считая действия администрации по установлению завышенной выкупной цены участка, которая, по мнению общества, должна составлять 2,5%, а не 15 % от его кадастровой стоимости, 27.01.2016 обратилось в арбитражный суд с указанными требованиями.
Отказывая обществу в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из необходимости применения законодательства, определяющего выкупную стоимость земельных участков, начиная с 01.07.2012, поскольку испрашиваемый обществом участок поставлен на кадастровый учет после этой даты, а именно: 26.06.2014.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции отмене с принятием по делу нового судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) защита гражданских прав осуществляется путем: прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Статьей 445 Гражданского кодекса предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (пункт 1 статьи 446 Гражданского кодекса).
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 01.07.2012 в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса в редакции, действовавшей до 01.03.2015, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом, федеральными законами.
Пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса в той же редакции установлено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 Земельного кодекса заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно статье 29 Земельного кодекса предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса.
Пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, суды должны учитывать, что согласно пункту 2 статьи 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса лица, которым земельные участки на таком праве предоставлены до вступления в силу Земельного кодекса, вправе по своему выбору оформить их в аренду или приобрести в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 Земельного кодекса, независимо от того, для какой цели были предоставлены эти участки.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 21.03.2006 N 14711/05, одинаковый порядок (административная процедура) предоставления собственникам зданий, строений, сооружений и землепользователям прав на соответствующие земельные участки не означает, что пункт 2 статьи 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса и статья 36 Земельного кодекса регулируют одни и те же отношения по приобретению заинтересованными лицами земли в частную собственность.
Пунктом 2 статьи 3 Вводного закона предусмотрены специальные условия приобретения земли в частную собственность (наличие титула права постоянного (бессрочного) пользования, ограничение по времени права землепользователя по своему желанию выбрать дальнейший режим землепользования), отличные от условий приобретения земли в частную собственность, установленных статьей 36 Земельного кодекса (наличие титула права собственности на здание, строение, сооружение, исключительный характер права на приватизацию или приобретение права аренды земельного участка, необходимого для эксплуатации объекта недвижимости).
В данном случае для переоформления права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком на право собственности общество представило все необходимые для этого документы, что подтверждается материалами дела.
Сведений о наличии каких-либо ограничений в обороте в государственном земельном кадастре в отношении спорного земельного участка не содержится, законом или судами не установлено.
В силу пункта 1.1 статьи 36 Земельного кодекса в редакции, действовавшей до 01.03.2015, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении:
1) земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
2) земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
3) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 2 Вводного закона до 01.07.2012 в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно части 3.1 статьи 12 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" с 01.07.2012 цена продажи земельных участков, находящихся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, сооружения, расположенные на таких земельных участках, устанавливается Правительством Московской области.
В силу части 1 постановления Правительства Московской области от 02.05.2012 N 639/16 "Об установлении цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на таких земельных участках" с 01.07.2012 установить цену продажи земельных участков, находящихся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на таких земельных участках, в размере, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, равном пятнадцати процентам кадастровой стоимости земельного участка в отношении прочих земельных участков.
В соответствии с письмом Минэкономразвития России от 21.12.2011 N ОГ-Д23-2560 "О рассмотрении обращения" лица, подавшие заявление о приобретении земельных участков по льготной цене в установленный законом срок, будут иметь право на его приобретение по цене, действовавшей на момент подачи заявления.
Таким образом, при обращении за выкупом земельного участка до 01.07.2012 цена выкупа составляла 2,5%, а лицом, уполномоченным на продажу этого участка, является администрации, после 01.07.2012 - цена выкупа составляет 15% от кадастровой стоимости земельных участков.
С указанием суда первой инстанции о необходимости применения законодательства, определяющего выкупную стоимость земельных участков, начиная с 01.07.2012, поскольку испрашиваемый обществом участок поставлен на кадастровый учет 26.06.2014, согласиться нельзя.
Общество обратилось за выкупом земельного участка в декабре 2011 года, поэтому цена должна составлять 2,5% от его кадастровой стоимости, а не 15%, как указано в проекте договора купли-продажи, подготовленном администрацией.
Согласно пункту 7 статьи 36 Земельного кодекса в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Между тем эти положения Земельного кодекса не означают того, что если на момент обращения за выкупом земельного участка он не был поставлен на кадастровый учет, заявление является ненадлежащим. Напротив, статьей 36 Земельного кодекса регламентирована процедура предоставления такого участка, предусматривающая постановку земельного участка на кадастровый учет.
Действительно, как указал суд первой инстанции, не может быть выкуплен земельный участок, не поставленный на кадастровый учет, однако в данном случае идет речь не о том, когда сведения об испрашиваемом земельном участке внесены в ГКН, а о том, когда состоялось обращение общества о предоставлении в собственность этого земельного участка.
В данном случае общество обратилось в администрацию с заявлением о выкупе земельного участка в декабре 2011 года, то есть до 01.07.2012.
Таким образом, непредставление администрации кадастрового паспорта на испрашиваемый земельный участок к 01.07.2012 не могло служить основанием для выставления цены его продажи в размере 15 % при том, что заявление о выкупе поступило в администрацию до 01.07.2012 (сходная правовая позиция изложена в судебных актах по делу N А41-18384/13, в том числе постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 17.12.2013).
.
Кроме того, апелляционный суд учитывает, что задержка в постановке испрашиваемого земельного участка на кадастровый учет была обусловлена действиями самой администрации, которая утвердила отвечающую предъявляемым требованиям схему расположения данного земельного участка только 12.02.2014 (л.д. 97-101).
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона Московской области от 24.07.2014 N 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области" реализация полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, осуществляется при наличии согласия Правительства Московской области или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти Московской области.
Вместе с тем данный Закон (от 24.07.2014) вступил в силу лишь с 01.01.2015, то есть на момент возникновения спорных правоотношений наличие согласия министерства не требовалось.
Аналогичная правовая позиция изложена Арбитражным судом Московского округа в постановлениях от 28.05.2015 по делу N А41-52519/14, от 05.04.2016 по делу N А41-39873/15, от 06.05.2016 по делу N А41-53861/2015.
Довод представителя администрации в судебном заседании апелляционного суда о несоблюдении обществом досудебного порядка урегулирования разногласий по условиям проекта договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка, полученного обществом от администрации, отклоняется как несостоятельная: общество, получив проект такого договора, обратилось с письмом от 13.11.2015 на имя руководителя администрации, в котором выразило свое несогласие с ценой земельного участка, указанной в этом проекте договора (15 % от кадастровой стоимости), привело обоснование своих возражений и просило администрацию внести изменение в пункт 2.1 договора купли-продажи земельного участка от 26.10.2015 N 61 и изложить его в следующей редакции: "Стоимость Участка составляет 584 213,04 (пятьсот восемьдесят четыре тысячи двести тринадцать) рублей четыре копейки, что соответствует 2,5 (двум с половиной) процентам кадастровой стоимости земельного участка.
На письме общества от 13.11.2015 имеется оттиск печати администрации, дата и подпись ее сотрудника, подтверждающие получение администрацией этого письма 16.11.2016 (л.д. 117).
Учитывая изложенное и руководствуясь частью 2 статьи 49, пунктом 4 части 1 статьи 150, статьями 266, 268, пунктами 2, 3 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
принять отказ закрытого акционерного общества "Клинстройсервис" от требования по делу N А41-6084/16 обязать администрацию Клинского муниципального района внести изменение в постановление администрации Клинского муниципального района от 16.10.2015 N 1898 и указать выкупную стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:03:0010111:219 площадью 25 298 кв. м., расположенного по адресу: Московская область, г. Клин, Волоколамское шоссе, уч. N 40, в размере 2,5% кадастровой стоимости.
Решение Арбитражного суда Московской области от 15.04.2016 по делу N А41-6084/16 отменить.
Производство по данному делу в части указанного требования прекратить.
Обязать Администрацию Клинского муниципального района внести изменение в пункт 2.1. договора купли-продажи земельного участка от 26.10.2015 N 61 и изложить его в следующей редакции: "стоимость Участка составляет 584 213 (пятьсот восемьдесят четыре тысячи двести тринадцать) рублей четыре копейки.
Взыскать с администрации Клинского муниципального района (ОГРН: 1035003952004; ИНН: 5020007701) в пользу закрытого акционерного общества "Клинстройсервис" (ОГРН: 1035003952114; ИНН: 5020002929) 1 500 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-6084/2016
Истец: ЗАО "Клинстройсервис"
Ответчик: Администрация Клинского муниципального района
Третье лицо: Администрация Клинского муниципального района