Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: в удовлетворении требования отказано, решение суда первой инстанции отменено
г.Самара |
|
25 июля 2016 г. |
Дело N А49-4518/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 июля 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Филипповой Е.Г., при ведении протокола судебного заседания Плехановой А.А., без вызова сторон,
рассмотрев в порядке упрощенного производства в открытом судебном заседании 25 июля 2016 года апелляционные жалобы Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Пензы, Управления Федеральной налоговой службы по Пензенской области
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 06 июня 2016 года по делу N А49-4518/2016 (судья Петрова Н.Н.), принятое в порядке упрощенного производства по заявлению открытого акционерного общества "Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов" (ОГРН 1095836001106), г.Пенза, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Пензы (ОГРН 1045802555556), г.Пенза, Управлению Федеральной налоговой службы по Пензенской области (ОГРН 1045800303933), г.Пенза,
о признании незаконными и отмене постановления от 03 марта 2016 года о назначении административного наказания N 2 по ч.2 ст.15.1 КоАП РФ, решения от 01 апреля 2016 года N 06-11/67 по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов" (далее - ОАО "Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Пензы (далее - налоговый орган, инспекция) от 03 марта 2016 года о назначении административного наказания N 2 по ч.2 ст.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 40 000 руб., КоАП РФ, решения Управления Федеральной налоговой службы по Пензенской области (далее - УФНС России по Пензенской области) от 01 апреля 2016 года N 06-11/67 по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 06 июня 2016 года заявленные требования удовлетворены, постановление ИФНС России по Октябрьскому району г.Пензы N 2 от 03 марта 2016 года о привлечении открытого акционерного общества "Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов" к административной ответственности по части 2 статьи 15.1 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 40 000 рублей и решение УФНС России по Пензенской области N 06-11/67 от 01 апреля 2016 признаны незаконными, как не соответствующие нормам КоАП РФ и отменены полностью.
В апелляционных жалобах ИФНС России по Октябрьскому району г.Пензы и УФНС России по Пензенской области просят решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на наличие в действиях общества вменяемого ему в вину состава административного правонарушения.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт следует отменить в связи с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, открытое акционерное общество "Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц. Основной государственный регистрационный номер 1095836001106.
Должностными лицами ИФНС России по Октябрьскому району г.Пензы на основании поручения N 41 от 27 января 2016 года проведена проверка общества по вопросу соблюдения Федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" от 03 июня 2009 года N 103-ФЗ (далее - Федеральный закон N 103-ФЗ) за период с 27 ноября 2015 года по 27 января 2016 года.
По результатам проверки составлен акт N 2 от 24 февраля 2016 года, в котором зафиксировано, что денежные средства от плательщиков коммунальных услуг зачислялись на расчетные счета общества, открытые в филиале ОАО Банк ВТБ в г.Нижний Новгород, согласно заключенным с кредитными организациями договорам об информационно-технологическом взаимодействии по переводам денежных средств физических лиц в валюте Российской Федерации с использованием базы (задолженностей) абонентов.
За проверяемый период сумма принятых платежей составила 460066731,85 руб.
Должностным лицом административного органа, проводившим проверку, в присутствии законного представителя общества - генерального директора Кузнецова В.В. 24 февраля 2016 года был составлен протокол об административном правонарушении, копия протокола вручена представителю общества в тот же день.
И.о.начальника административного органа в отсутствие законного представителя заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения административного дела, 03 марта 2016 года рассмотрел протокол об административном правонарушении и приложенные к нему материалы, и вынес постановление по делу об административном правонарушении N 2, в соответствии с которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Общество обжаловало указанное постановление в УФНС России по Пензенской области, которое решением N 06-11/67 от 01 апреля 2016 года оставило жалобу заявителя без удовлетворения.
В силу части 2 статьи 15.1 КоАП РФ нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Федеральный закон N 103-ФЗ), банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона N 103-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу подпунктов 4 и 5 пункта 2 статьи 1 Федерального закона N 103-ФЗ положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов осуществляемых с соответствии с законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности, а также осуществляемых в безналичном порядке.
Статья 2 Федерального закона N 103-ФЗ содержит понятие поставщика, которым, в частности, признается юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации; понятие плательщика, которым является физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком.
Статьей 2 Федерального закона N 103-ФЗ предусмотрено, что платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент.
Оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона N 103-ФЗ деятельностью по приему платежей физических лиц признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
Пунктом 14 статьи 4 Федерального закона N 103-ФЗ определено, что платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.
Как следует из материалов дела, в соответствии с условиями агентских договоров от 27.04.2015 N муп Ор/7-2015, от 09.06.2015 N муп Окт/7-2015, от 08.05.2015 N муп Жр/7-2015, от05.05.2015 N муп Пер/7-2015, от 15.05.2015 N муп Лен/7-2015, от 04.12.2015 N СР-4/15, от 12.02.2015 N 224/7, от 02.06.2015 N В/7-2015, от 31.03.2015 N муп 17/7-2015, от 17.04.2015 N ооо АП/7-2015, от 25.08.2015 N 23-5/15, от 01.01.2016 N 2-М/7-2016, от 12.01.2015 N 215/7-2015, от12.01.2015 N 212/7-2015, от 12.01.2015 N 211/7-2015, от 12.01.2015 N 223/7-2015, от 12.01.2015 N 26/7-2015, от 12.01.2015 N 2С/7-2015, от 12.01.2015 N АЦ/7-2015, от 12.01.2015 N ЖД/7-2015, от 12.01.2015 N СС/7-2015, от 12.01.2015 N СИ/7-2015, от 20.02.2015 N 222/7-2015, от 20.02.2015 N муп 3/7-2015, от 01.04.2015 N УК П/7-2015, от 01.04.2015 N ОЖФ/7-2015,от 01.04.2015 N ооо 19/7-2015, от 01.04.2015 N 220/7-2015, от 05.05.2015 N УК 10/7-2015, от 01.06.2014 N 40, заключенных между "Управляющими организациями" и ОАО "Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов", последнее обязуется оказать за плату следующие услуги, в том числе: производить печать и конвертирование счетов-квитанций за жилищно-коммунальные услуги, рассчитывать и начислять плату за жилищные, коммунальные и иные услуги в соответствии с действующим законодательством по лицевым счетам потребителей управляющих организаций, принимать денежные средства, поступающие от потребителей управляющей организации на счета и перечислять их на расчетные счета управляющих организаций, по письменному поручению управляющей организации перечислять денежные средства, поступившие от потребителей, на расчетные счета поставщикам жилищных, коммунальных и иных услуг (пункты 1.1.1, 1.1.3, 1.1.7 договоров).
Таким образом, согласно условиям, указанным в договорах, управляющие организации являются поставщиками, получающими денежные средства плательщиков за выполненные работы, оказываемые услуги, а общество - платежным агентом, принимающим платежи физических лиц, в соответствии с положениями Федерального закона N 103-ФЗ.
В ОАО Банк ВТБ г.Нижний Новгород заявителем открыты банковские расчетные счета (6 счетов) и специальные банковские счета (5 счетов).
Согласно выпискам по операциям на счетах общества за период с 27 ноября 2015 года по 27 января 2016 года на банковские расчетные счета кредитными организациями в рамках заключенных с ними договоров об информационно-технологическом взаимодействии по переводам денежных средств физических лиц в валюте Российской Федерации с использованием базы (задолженностей) абонентов ( договоры с ОАО Банк "Кузнецкий" от 30.07.2013 N 104, ЗАО Коммерческий банк стабилизации и развития "ЭКСПРЕСС-ВОЛГА" от 09.08.2013 N 105, ОАО Акционерный коммерческий кредитно-страховой банк "КС-Банк" от 09.08.2013 N 107, ОАО АКБ "Российский капитал" от 21.08.2013 N 108, ОАО "Сбербанк России" от 24.07.2013 N 1188624/2013, АКБ "Легион" от 06.10.2015 N 256/15, ООО Коммерческий банк "Агросоюз" от 28.04.2014 N 164) переведено 460066731,85 руб., а на специальные расчетные счета ФГУП "Почта России" (договор от 09.08.2013 N 106) - 111257495,31 руб.
Доказательств осуществления непосредственно обществом приема (сбора) платежей физических лиц в оплату жилищно-коммунальных услуг в наличном порядке материалы дела не содержат.
В рассматриваемом случае прием денежных средств физических лиц производился кредитными организациями, которыми осуществлялась банковская операция по переводу денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов.
Данная банковская операция определена статьей 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности".
Такого рода договоры с кредитными организациями, по мнению суда первой инстанции, не являются договорами об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц по смыслу Федерального закона N 103-ФЗ, поскольку связаны с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности, а также осуществляемых в безналичном порядке (пункты 4 и 5 части 2 статьи 1 Федерального закона N 103-ФЗ). Следовательно, у общества отсутствовала обязанность по использованию специального банковского счета для зачисления денежных средств, изначально полученных кредитной организацией от плательщиков, поскольку в силу Федерального закона N 103-ФЗ такая обязанность возникает только при осуществлении наличных расчетов с привлечением операторов по приему платежей либо платежных субагентом, к которым кредитная организация не относится.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что факт нарушения обществом требований пункта 14 статьи 4 Федерального закона N 103-ФЗ налоговым органом не доказан, в связи с чем в действиях заявителя отсутствует состав вменяемого ему в вину административного правонарушения.
Между тем судом первой инстанции не было учтено следующее.
Как следует из части 14 статьи 4 Федерального закона N 103-ФЗ, платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.
Исходя из части 16 статьи 4 Федерального закона N 103-ФЗ, по специальному банковскому счету платежного агента могут осуществляться следующие операции: зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств; зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента; списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика; списание денежных средств на банковские счета.
Таким образом, при осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц ОАО "Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов" обязано использовать специальный банковский счет.
В силу части 4 статьи 8 Федерального закона N 103-ФЗ прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет не допускается.
То обстоятельство, что на основании вышеуказанных договоров обязательство по непосредственному приему платежей от населения принято на себя другими лицами, не освобождает иных участников соответствующих правоотношений от исполнения установленных действующим законодательством обязанностей по осуществлению соответствующих расчетов с использованием специальных банковских счетов.
Оказание ОАО "Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов" в рамках договоров иных услуг (в том числе начисление платы, выставление счетов, их изготовление и доставка, учет расчетов собственников жилья) не отменяет тот факт, что в отношении денежных средств, поступивших от платежных субагентов, ОАО "Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов" выполняет функцию платежного агента и зачисляет их на банковские счета поставщика коммунальных услуг.
Таким образом, допущено нарушение требований Федерального закона N 103-ФЗ, выразившееся в неисполнении обязанности по использованию специального банковского счета при осуществлении расчетов.
Вывод суда первой инстанции о том, что все расчеты между указанными выше организациями проводятся посредством безналичных платежей, а потому положения Федерального закона N 103-ФЗ на них не распространяются, является необоснованным.
Действительно, согласно пункту 4 части 2 статьи 1 Федерального закона N 103-ФЗ положения названного Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых в безналичном порядке.
Вместе с тем прием платежей физических лиц (плательщиков) за жилищно-коммунальные услуги для их последующего перечисления оператору по приему платежей осуществляется посредством наличных денежных средств. Расчеты между ОАО "Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов", платежными субагентами, поставщиками не отвечают признакам расчетов, проводимых в безналичном порядке в смысле, придаваемым таким расчетам пунктом 4 части 2 статьи 1 Федерального закона N 103-ФЗ.
То обстоятельство, что непосредственный прием платежей за жилищно-коммунальные услуги осуществляется иными организациями (кредитные организации и ФГУП "Почта России"), привлеченными на основании договоров об информационно-технологическом взаимодействии, и впоследствии перечисляются на счет ОАО "Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов", не свидетельствует о безналичном порядке проведения расчетов.
Такие выводы содержатся в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2015 года N 89-АД15-1.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в действиях ОАО "Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов" состава административного правонарушения, предусмотренного частью статьи 15.1 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, предусмотренного КоАП РФ, которые могли бы повлечь признание постановления о назначении административного наказания незаконным, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст.4.5 КоАП РФ, на момент принятия налоговым органом оспариваемого постановления не истек.
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности оспариваемого постановления и отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.
На основании п.3 ч.2 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда от 06 июня 2016 года следует отменить. Принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявления ОАО "Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов" отказать.
Согласно части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 229, 269-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 06 июня 2016 года по делу N А49-4518/2016 отменить. Принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Судья |
Е.Г. Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-4518/2016
Истец: ОАО "Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому району г. Пензы, ИФНС России по Октябрьскому району города Пензы, Управление Федеральной налоговой службы по Пензенской области, УФНС России по Пензенской области