г. Саратов |
|
27 июля 2016 г. |
Дело N А12-17525/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 июля 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Александровой Л.Б., Веряскиной С.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Абросимовым О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Проект ОМГ" (400131, г. Волгоград, ул. Аллея Героев, д. 2, ОГРН 1103444003926, ИНН 3444178513)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30 мая 2016 года по делу N А12-17525/2016 (судья Пономарева Е.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Проект ОМГ" (400131, г. Волгоград, ул. Аллея Героев, д. 2, ОГРН 1103444003926, ИНН 3444178513)
к территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области (Волгоградстат) (400066, г. Волгоград, ул. Володарского, д. 1, ОГРН 1053444090270, ИНН 3444119910)
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Проект ОМГ" (далее - заявитель, ООО "Проект ОМГ") с заявлением о признании незаконными и об отмене постановления территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области (далее - административный орган, Волгоградстат) от 30 марта 2016 года N ТА-2016/20 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 20 000 рублей и представления от 30 марта 2016 года об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решением суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Проект ОМГ" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, удовлетворить заявленные требования.
Административный орган возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. О времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждено уведомлениями о вручении почтовых отправлений N 410031 98 87666 9, N 410031 98 87665 2. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда 16 июня 2016 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте. Административным органом заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Судом ходатайство удовлетворено. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что ООО "Проект ОМГ" включено в выборочное федеральное статистическое наблюдение по форме N ТОРГ (микро) "Сведения об оборотах розничной торговли и общественного питания микропредприятия" за 2015 год.
Административным органом выявлено, что ООО "Проект ОМГ" не представлены в установленный срок субъектам официального статистического учёта первичные статистические данные по форме федерального статистического наблюдения N ТОРГ (микро) за 2015 год. Срок представления данных за 2015 год истёк 05 февраля 2016 года.
Указанные обстоятельства, по мнению административного органа, свидетельствуют о нарушении заявителем положений статьи 8 Федерального закона от 29 ноября 2007 года N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учёте и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 282-ФЗ), пунктов 3, 4 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учёта, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 года N 620 (далее - Положение), приказа Федеральной службы государственной статистики от 07 августа 2015 года N 366 "Об утверждении формы федерального статистического наблюдения N ТОРГ (микро) "Сведения об оборотах розничной торговли и общественного питания микропредприятия".
Административный орган квалифицировал по части 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях допущенное нарушение.
21 марта 2016 года в отношении заявителя составлен протокол N 19-08/2016 об административном правонарушении (т.1 л.д.40-41). О времени и месте составления протокола заявитель извещён надлежащим образом (т.1 л.д.38-39).
30 марта 2016 года административным органом вынесено постановление N ТА-2016/20 о привлечении ООО "Проект ОМГ" к административной ответственности по части 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и применена мера ответственности в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей. ООО "Проект ОМГ" извещено административным органом надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов дела об административном правонарушении (т.1 л.д.42-45).
Также 30 марта 2016 года административным органом в отношении ООО "Проект ОМГ" вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Заявитель с указанными постановлением и предписанием не согласился и оспорил их в судебном порядке .
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из доказанности события административного правонарушения и вины ООО "Проект ОМГ", а также соблюдения административным органом установленной законом процедуры привлечения к административной ответственности, отсутствия оснований для признания представления незаконным.
Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, выводы - подтверждёнными собранными по делу доказательствами.
В части 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за непредоставление респондентами субъектам официального статистического учёта первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных.
В соответствии со статьёй 4 Федерального закона N 282-ФЗ одним из основных принципов официального статистического учёта и системы государственной статистики является полнота, достоверность, научная обоснованность, своевременность предоставления и общедоступность официальной статистической информации.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона N 282-ФЗ респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 указанной статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учёта первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Условия представления респондентами в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учёта определены в Положении.
Первичные статистические данные представляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учёта респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций (пункт 3 Положения).
В соответствии с пунктом 4 Положения первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учёта респондентами, указанными в пункте 3 Положения, по утверждённым формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.
В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 02 июня 2008 года N 420, Федеральная служба государственной статистики (Росстат) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учёта, формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, а также в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации, по контролю в сфере официального статистического учёта. Федеральная служба государственной статистики является субъектом официального статистического учёта, формирующим статистическую информацию по ряду общественных процессов в Российской Федерации.
Согласно подпункту 5.5 указанного Положения полномочия, осуществляемые Федеральной службой государственной статистики, включают, в числе прочих, утверждение форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению по представлению субъектов официального статистического учёта, если иное не установлено федеральными законами.
Форма федерального статистического наблюдения N ТОРГ (микро) "Сведения об оборотах розничной торговли и общественного питания микропредприятия" утверждена приказом Федеральной службы государственной статистики от 07 августа 2015 года N 366. Её предоставляют юридические лица - микропредприятия, осуществляющие розничную торговлю (включая торговлю автотранспортными средствами, мотоциклами, их узлами и принадлежностями, моторным топливом) и общественное питание. Срок предоставления сведений за 2015 год по указанной форме - 05 февраля 2016 года.
В соответствии с пунктом 1 Правил проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 79 (далее - Правила), выборочные статистические наблюдения осуществляются путём сочетания обследований основных экономических показателей их деятельности по унифицированным формам федерального статистического наблюдения и обследований отраслевых особенностей деятельности по соответствующим специализированным формам федерального статистического наблюдения.
Перечни субъектов малого и среднего предпринимательства, подлежащих выборочному статистическому наблюдению, ежегодно определяются Федеральной службой государственной статистики на основе формирования представительной (репрезентативной) выборки по видам экономической деятельности, по Российской Федерации и субъектам Российской Федерации (пункт 2 Правил).
Выборочные статистические наблюдения проводятся путём ежегодных обследований деятельности микропредприятий в соответствии с федеральным планом статистических работ (пункт 1 Правил).
Субъекты официального статистического учёта на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещают формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению, а также перечень респондентов, в отношении которых проводится федеральное статистическое наблюдение, с указанием индексов и наименований форм, подлежащих предоставлению, реквизитов актов об их утверждении. Бланки утверждённых в установленном порядке форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению предоставляются субъектами официального статистического учёта по запросу респондентов безвозмездно (пункт 4 Положения).
Из материалов дела следует, что в нарушение перечисленных требований ООО "Проект ОМГ" отчёт по форме N ТОРГ (микро) за 2015 год Волгоградстату в срок до 05 февраля 2016 года не представило.
Следовательно, выявленные административным органом нарушения свидетельствуют о наличии в бездействии ООО "Проект ОМГ" состава вменённого правонарушения.
Согласно апелляционной жалобе ООО "Проект ОМГ" считает, что отчёт по форме N ТОРГ (микро) представляют микропредприятия, а заявитель к таковым не относится, так как является субъектом малого предпринимательства. На момент включения в выборочное федеральное статистическое наблюдение по форме N ТОРГ (микро) "Сведения об оборотах розничной торговли и общественного питания микропредприятия" за 2015 год в ООО "Проект ОМГ" числилось 19 работников.
Суд апелляционной инстанции счёл указанные доводы несостоятельными.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ) к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 указанной статьи, хозяйственные общества, хозяйственные партнёрства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
В силу пункта 2 части 1.1 статьи 4 Федерального закона N 209-ФЗ в целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнёрств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должно выполняться условие о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, которая не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий;
б) до ста человек для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек.
Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1.1 статьи 4 Федерального закона N 209-ФЗ, в течение трёх календарных лет, следующих один за другим, при условии, что иное не установлено указанной статьёй (часть 4 статьи 4 Федерального закона N 209-ФЗ).
Из отзыва административного органа на апелляционную жалобу следует, что для организации федеральных статистических наблюдений ООО "Проект ОМГ" состоит на учёте в органах государственной статистики по Волгоградской области как микропредприятие, так как за предшествующие до 2015 года периоды в представленных в Волгоградстат отчётах ООО "Проект ОМГ" по форме федерального статистического наблюдения N 1-учёт "Учёт объёма розничной продажи алкогольной продукции" в разделе 1 "Общие сведения об организации" по строке 02 "Средняя численность работников" указано за 2012 год - 13 человек, 2013 год - 10 человек, 2014 год - 10 человек.
Таким образом, в целях статистического учёта ООО "Проект ОМГ" в 2015 году не могло относиться к субъектам малого предпринимательства.
В апелляционной жалобе заявитель также указал, что в его адрес уведомление о включении в выборочное федеральное статистическое наблюдение по форме N ТОРГ (микро) "Сведения об оборотах розничной торговли и общественного питания микропредприятия", о предоставлении отчёта по форме N ТОРГ (микро) от территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области не поступало. В то же время в апелляционной жалобе ООО "Проект ОМГ" указало, что соответствующие сведения направлены в адрес административного органа 06 апреля 2016 года.
Указанные доводы апелляционной жалобы, по мнению суда апелляционной инстанции, не могут повлечь её удовлетворение.
В адрес ООО "Проект ОМГ" административным органом направлено письмо от 13 ноября 2015 года N ТА-08/9146 по месту его государственной регистрации согласно Единому государственному реестру юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) с информацией о включении в выборочное федеральное статистическое наблюдение по форме N ТОРГ (микро) "Сведения об оборотах розничной торговли и общественного питания микропредприятия" за 2015 год и о размещении на сайте территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области форм статистической отчётности. Факт отправки письма подтверждён сообщением от 13 ноября 2015 года N ТА-08/9146, реестром корреспонденции Волгоградстата с описью вложений респондентам по формам статотчётности. Согласно отзыву административного органа конверт не возвращался, что свидетельствует о его получении адресатом.
При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции представитель ООО "Проект ОМГ" не отрицал факт нахождения организации по адресу, указанному в ЕГРЮЛ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица отражается в ЕГРЮЛ.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года N 61 "О некоторых вопросах рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" юридическое лицо несёт риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ.
Кроме того, согласно отзыву административного органа на апелляционную жалобу, перечень респондентов, подлежащих выборочному обследованию по форме N ТОРГ (микро) за 2015 год, в соответствии с пунктом 4 Положения опубликован на официальном сайте территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области в сети "Интернет", а приказ Федеральной службы государственной статистики от 07 августа 2015 года N 366 с формой федерального статистического наблюдения и указаниями по их заполнению - на официальном сайте Росстата.
Юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Судами обеих инстанций установлено, что ООО "Проект ОМГ" не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению требований законодательства в сфере официального статистического учёта.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено. С учётом требований статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный орган обоснованно привлёк заявителя к ответственности по части 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд апелляционной инстанции считает, что вина ООО "Проект ОМГ" во вменённом правонарушении доказана.
Процедура привлечения к административной ответственности проверена судами обеих инстанций. Существенных нарушений административным органом не допущено.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии оснований для признания вменённого правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Основания для переоценки данного вывода суда первой инстанции отсутствуют.
При определении меры наказания административным органом учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1, 4.2 и 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влияющие на размер наказания. Наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией нормы.
Поскольку представление административного органа от 30 марта 2016 года основано на законном постановлении о привлечении к административной ответственности, отсутствуют основания для признания его незаконным и его отмены.
Суд первой инстанции, руководствуясь частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства вынесены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Суд апелляционный инстанции считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30.05.2016 по делу N А12-17525/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
М.А. Акимова |
Судьи |
Л.Б. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-17525/2016
Истец: ООО "ПРОЕКТ ОМГ"
Ответчик: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области