г. Киров |
|
26 июля 2016 г. |
Дело N А28-764/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июля 2016 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Великоредчанина О.Б., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Боковой У.Ю.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя - Москалевой Е.А., действующей на основании доверенности от 30.07.2015,
представителя ответчика - Денисовой Е.Ю., действующей на основании доверенности от 01.06.2016,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Кировское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Кировской области от 25.04.2016 по делу N А28-764/2016, принятое судом в составе судьи Двинских С.А.,
по заявлению закрытого акционерного общества Агрокомбинат племзавод "Красногорский" (ИНН: 4347004464, ОГРН: 1034316503011)
к Государственному учреждению - Кировское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН: 4348004467, ОГРН: 1024301317920),
о признании недействительными решений от 13.01.2016 N 25 и от 13.01.2016 N 18,
установил:
закрытое акционерное общество Агрокомбинат племзавод "Красногорский" (далее - ЗАО Агрокомбинат племзавод "Красногорский", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными решений Государственного учреждения - Кировское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) от 13.01.2016 N 18 в части начисления взносов в размере 18 587 рублей 87 копеек, от 13.01.2016 N 25 в части начисления взносов в размере 9 731 рубля 12 копеек, а также соответствующих сумм пени и штрафа.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 25.04.2016 заявленные требования ЗАО Агрокомбинат племзавод "Красногорский" удовлетворены в полном объеме.
Государственное учреждение - Кировское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с принятым решением суда не согласилось, и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Кировской области от 25.04.2016 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Ссылаясь на статью 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ от 24.07.1998 "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) и пункт 1 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее Закон N 212-ФЗ) Фонд социального страхования, считает, что в указанных статьях установлен исчерпывающий перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды, в которых такой вид выплат, как единовременное пособие молодым специалистам не указан.
По мнению Фонда, выплата единовременного пособия молодым специалистам не является пособием, не направлена на возмещение утраченного заработка, не призвана оказать материальную помощь в каком-либо тяжелом экономическом положении возмещением потери доходов застрахованных лиц; выплата носит стимулирующий характер, поэтому должна облагаться страховыми взносами.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
В судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу представитель Общества указал на законность принятого судебного акта, в удовлетворении жалобы просит отказать.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фондом социального страхования проведена документальная выездная проверка в отношении ЗАО Агрокомбинат племзавод "Красногорский" по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период с 01.01.2012 по 31.12.2014; а также проверка правильности исчисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования РФ за период с 01.01.2012 по 31.12.2014.
Результаты проверок отражены в актах от 11.12.2015 N 2075, N 2075н/с (т. 2 л.д. 34-48, 71-87).
В ходе проверок Фондом среди прочих нарушений установлено, что ЗАО Агрокомбинат племзавод "Красногорский" в проверяемом периоде не уплатило страховые взносы с сумм, выплаченных пособий молодым специалистам.
13.01.2016 Фондом вынесено решение N 18 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Указанным решением Общество привлечено к ответственности на основании пункта 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ за неполную уплату страховых взносов в виде штрафа в размере 1 238 рублей 95 копеек. Обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 92 618 рублей 87 копеек и пени в сумме 639 рублей (т. 1 л.д. 19-21).
13.01.3016 Фондом также вынесено решение N 25 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Указанным решением Общество привлечено к ответственности на основании части 1 статьи 19 Закона N 125-ФЗ за неполную уплату страховых взносов в виде штрафа в размере 54 252 рублей 83 копеек. Обществу предложено уплатить недоимку в сумме 52 781 рубля 47 копеек и пени в сумме 17 782 рублей 23 копеек (т. 1 л.д. 17-18).
Не согласившись частично с указанными решениями, Общество обжаловало их в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Кировской области, руководствовался положениями Закона N 125-ФЗ, Закона N 212-ФЗ, статьями 16, 56, 129 Трудового кодекса Российской Федерации, и пришел к выводу, что спорные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу пункта 1 статьи 1 Закона N 125-ФЗ обязательное социальное страхование от несчастных случаев является самостоятельным видом социального страхования.
В соответствии с положениями статьи 3 Закона N 125-ФЗ под страховым взносом понимается обязательный платеж по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику. При этом страховой тариф - эта ставка страхового взноса, исчисленная исходя из сумм выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу застрахованных по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам и включаемых в базу для начисления страховых взносов в соответствии со статьей 20.1 настоящего Закона.
Объектом обложения страховыми взносами в силу пункта 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ являются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.
В силу пункта 2 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 настоящего Закона.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
Таким образом, базой для начисления страховых взносов являются выплаты работнику в связи с выполнением им трудовых обязанностей.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Однако наличие трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 14.05.2013 N 17744/12, сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда. Выплаты социального характера, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Подпунктом "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ установлено, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 этого же Закона, все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением:
- выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов;
- выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы;
- компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников.
Аналогичная норма содержится и в статье 20.2 Закона N 125-ФЗ.
Материалами дела подтверждается, судом первой инстанции установлено и не оспаривается Фондом, что спорные выплаты Общество производило на основании Постановления Правительства Кировской области от 03.03.2008 N 123/58 "О предоставлении субсидий из областного бюджета на кадровое обеспечение агропромышленного комплекса" за счет средств, выделяемых из областного бюджета.
То есть эти выплаты осуществлялись в соответствии с законодательством Кировской области, принятым в целях усиления социальной поддержки молодых специалистов и закрепления их в агропромышленной отрасли Кировской области, соответственно, такие выплаты, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не носили систематический характер, не могут быть признаны оплатой труда работников, поэтому выплаты молодым специалистам не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Доказательств иного правового статуса произведенных Обществом спорных выплаты Фондом в материалы дела не представлено.
Довод Фонда о том, что выплата молодым специалистам начислена Обществом в рамках трудовых отношений, в подтверждение чего Фонд ссылается на дополнительные соглашения к трудовым договорам, апелляционный суд признает несостоятельным, поскольку в дополнительных соглашениях к трудовым договорам указано, что названная выплата производится в рамках целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса Кировской области до 2015 года", как это определено в Постановлении Правительства Кировской области от 03.03.2008 N 123/58, что, в свою очередь, не изменяет статуса произведенных выплат и не подтверждает позицию Фонда о необходимости начисления страховых взносов в отношении названных выплат.
При таких обстоятельствах, Арбитражный суд Кировской области правомерно признал недействительными решения Фонда социального страхования от 13.01.2016 N 18 и N 25 в оспариваемой части.
Апелляционная жалоба Фонда удовлетворению не подлежит.
Суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции от 25.04.2016 принято с соблюдением норм материального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела документам.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы. На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 25.04.2016 по делу N А28-764/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Кировское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
М.В. Немчанинова |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-764/2016
Истец: ЗАО Агрокомбинат племзавод "Красногорский"
Ответчик: ГУ-Кировское региональное отделение Фонда социального страхования РФ