г. Красноярск |
|
28 июля 2016 г. |
Дело N А33-22607/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "22" июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "28" июля 2016 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Иванцовой О.А., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания Маланчик Д.Г.,
при участии:
от заявителя (муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Московской средней общеобразовательной школы имени Ивана Ярыгина) - Вахрушева Г.В., представителя по доверенности от 01.10.2015 N 21;
от ответчика (государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации) - Белоновского В.Ю., представителя по доверенности от 01.01.2016 N 44,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "26" апреля 2016 года по делу N А33-22607/2015, принятое судьёй Лапиной М.В.,
установил:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Московская средняя общеобразовательная школа имени Ивана Ярыгина ИНН 2442009148, ОГРН 1022401134095 (далее - заявитель, школа) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Государственному учреждению - Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации ИНН 2466039624, ОГРН 1022402652469 (далее - ответчик, фонд) о признании недействительным решения от 01.09.2015 N 277 в части непринятия к зачету 3757 рублей 77 копеек расходов на выплату страхового обеспечения по социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "26" апреля 2016 года заявление удовлетворено частично. Признано недействительным вынесенное фондом решение от 01.09.2015 N 277 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в части непринятия к зачету расходов в сумме 1386 рублей 51 копейка. В остальной требования части отказано.
Фонд обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в части признания решения от 01.09.2015 N 277 недействительным, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Из апелляционной жалобы следует, что начисление заработной платы и выплата пособий может производиться с районным коэффициентом в повышенном размере (1,3 вместо 1,2) только, если выплата в размере 10% производится за счет средств работодателя.
Фонд указывает, что не согласен с применением районного коэффициента на стадии сравнения среднего заработка с минимальным размером оплаты труда по листам нетрудоспособности, выданным в отношении Шутенко Н.И. и Кукушкиной Л.И.
Заявитель отзыв на апелляционную жалобу фонда не представил, в судебном заседании не согласился с доводами апелляционной жалобы.
С учетом того, что решение суда первой инстанции обжалуется в части признания решения от 01.09.2015 N 277 недействительным (в сумме 1386 рублей 51 копейка), арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при отсутствии возражений лиц, участвующих в деле, проверил законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора обстоятельства.
Заявитель в 2015 году выплатил своим работникам пособия по временной нетрудоспособности, в том числе Галиуллиной Ю.Г. в размере 1694 рублей 41 копейки, Шутенко Н.И. - в сумме 2158 рублей 17 копеек, Кукушкиной Л.И. - в размере 1803 рублей 06 копеек, Грушевой М.А. - в сумме 2824 рубля 01 копейка.
В дальнейшем указанные лица, полагая, что пособия были выплачены работодателем в заниженном размере, обратились в Шушенский районный суд Красноярского края с исками о взыскании со школы сумм пособий по временной нетрудоспособности.
Решением Шушенского районного суда Красноярского края от 25.06.2015 по делу N 2-490/2015 с заявителя в пользу Галиуллиной Ю.Г. взыскано 1129 рублей 61 копейка пособия по временной нетрудоспособности, в пользу Шутенко Н.И. - 1293 рублей 41 копейка, в пользу Кукушкиной Л.И. - 1020 рублей 96 копеек, в пользу Грушевой М.А. - 313 рублей 79 копеек.
Из содержания решения суда по названному выше делу следует, что суд в отношении Галиуллиной Ю.Г., Шутенко Н.И., Кукушкиной Л.И., Грушевой М.А. определил размер пособий по временной нетрудоспособности, исходя из минимального размера оплаты труда, увеличенного на районный коэффициент в размере 1,3 и процентные надбавки в размере 30 процентов.
Заявитель исполнил решение суда и обратился в фонд с заявлением по выделению средств на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении указанных выше сумм.
В связи обращением заявителя территориальным органом фонда проведена камеральная проверка. По результатам проверки составлен акт от 10.08.2015 N 277, в котором фонд пришел к выводу о наличии оснований для непринятия к зачету расходов в сумме 3757 рублей 77 копеек в силу того, что при расчете суммы пособий необоснованно применен районный коэффициент в размере 1,3, тогда как на территории Красноярского края установлен коэффициент к заработной плате в размере 1,2.
Фондом 01.09.2015 вынесено решение N 277, в соответствии с которым фондом не приняты к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 3757 рублей 77 копеек.
Заявитель оспорил в судебном порядке решение от 01.09.2015 N 277 в части непринятия к зачету 3757 рублей 77 копеек расходов на выплату страхового обеспечения по социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, полагая, что размер пособий работникам правильно исчислен исходя из минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента (1,3).
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом апелляционной инстанции установлено, что оспариваемое решение вынесено фондом в пределах предоставленных полномочий с соблюдением процедуры проведения проверки и рассмотрения материалов проверки, предусмотренной статьями 38, 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ)
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что указанное решение фонда в обжалуемой части не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя на основании следующего.
В силу статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, установлено, что расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
В соответствии с частью 2 статьи 1.4 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) условия, размеры и порядок выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством определяются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 19.05.1995 N81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Часть 1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ определяет, что пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
В случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая (часть 1.1 статьи 14 данного Закона).
Согласно части 2 указанной статьи в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Согласно пункту 11 (1) Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375, в случае если застрахованное лицо в расчетные периоды не имело заработка, а также в случае если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисленные застрахованному лицу исходя из минимального размера оплаты труда размеры пособий определяются с учетом этих коэффициентов.
Статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата включает в себя, в том числе компенсационные выплаты и надбавки за работу в особых климатических условиях.
Из статьи 139 данного Кодекса следует, что для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.
В силу статьи 315 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
В соответствии со статьей 316 Трудового кодекса Российской Федерации размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов субъектов Российской Федерации, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.
В соответствии с постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, Секретариата Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 21.10.1969 421/28 утвержден районный коэффициент 1,20 к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений легкой и пищевой промышленности, просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, науки, культуры и других отраслей народного хозяйства, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен.
Решением Шушенского районного Совета депутатов от 14.01.2005 N 535-вн "О дополнительных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в учреждениях, финансируемых на оплату труда из районного бюджета" установлен дополнительный районный коэффициент к заработной плате лицам, работающим в учреждениях, получающих финансирование на оплату труда из районного бюджета, в размере 10 процентов к заработной плате.
Таким образом, на территории Шушенского района Красноярского края в отношении лиц, работающих в учреждениях, получающих финансирование на оплату труда из районного бюджета, действует районный коэффициент к заработной плате в размере 1,3.
Заявитель является муниципальным бюджетным учреждением, учрежденным администрацией Шушенского района, что следует из имеющейся в материалах дела выписки из единого государственного реестра юридических лиц.
В соответствии с пунктами 3, 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Статьей 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.
На основании изложенного правильными являются выводы суда первой инстанции о том, что финансовое обеспечение деятельности заявителя осуществляется за счет средств бюджета Шушенского района, что, в свою очередь, свидетельствует о том, что к заработной плате лицам, работающим в школе, подлежит применению помимо районного коэффициента 1,2 дополнительный районный коэффициент в размере 10 процентов,.
Из приведенных норм в их системной взаимосвязи следует, что в целях исчисления пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством районный коэффициент как гарантированная государством выплата компенсационного характера за работу в особых климатических условиях подлежит учету в том же порядке, что и при определении фактической заработной платы работника. То есть предполагается, что минимальный размер оплаты труда, применяемый в случаях, установленных частью 1.1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ, в целях сравнения со средним заработком работника, увеличивается на соответствующий районный коэффициент.
Таким образом, при расчете пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством при сравнении величин среднего фактического заработка работников школы и минимального размера оплаты труда, увеличенного на районный коэффициент, следует выбирать наибольшую.
Статьей 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (в редакции Федерального закона от 01.12.2014 N408-ФЗ) минимальный размер оплаты труда в 2015 году был установлен в сумме 5965 рублей. С учетом действующего на территории Шушенского района Красноярского края районного коэффициента в размере 1,3 минимальный размер оплаты труда в указанном регионе равен 7754 рублей 05 копеек, а среднедневной заработок в целях исчисления пособия по временной нетрудоспособности - 254 рублей 94 копейки (7754,05 х 24 : 730).
Из представленных фондом в материалы дела лицевых счетов в отношении Галиуллиной Ю.Г., Шутенко Н.И., Кукушкиной Л.И., Грушевой М.А. за 2013-2014 годы, в которых отражены начисленные в пользу работников выплаты, следует, что за указанный период заработная плата Галиулиной Ю.Г. составила 92 155 рублей 07 копеек, Шутенко Н.И. - 150 045 рублей 55 копеек, Кукушкиной Л.И. - 146 247 рублей 44 копейки, Грушевой М.А. - 69 605 рублей 37 копеек.
С учетом начисленной за два предшествующих факту наступления страхового случая года в пользу работников заработной платы среднедневной заработок в целях определения размера пособий по временной нетрудоспособности составит:
- в отношении Галиулиной Ю.Г. - 126 рублей 24 копейки (92 155,07 х 24:730),
- в отношении Шутенко Н.И. - 205 рублей 54 копейки (150 045,55 х 24:730),
- в отношении Кукушкиной Л.И. - 200 рублей 34 копейки (146 247,44 х 24:730),
- в отношении Грушевой М.А. - 95 рублей 35 копеек (69 605,37 х 24:730), что менее величины среднедневного заработка, исчисленного из минимального размера оплаты труда, увеличенного на районный коэффициент в размере 1,3. При сравнении указанных величин судом принято во внимание то обстоятельство, что заработная плата указанным выше работникам выплачивалась с учетом районного коэффициента 1,3, что следует из содержания лицевых счетов работников.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно установлено, что расчет пособий по временной нетрудоспособности указанным лицам необходимо производить с учетом минимального размера оплаты труда и установленного на территории Шушенского района в отношении заработной платы работников бюджетных учреждений, финансируемых за счет районного бюджета, районного коэффициента в размере 1,3.
Суммы пособий по временной нетрудоспособности, исчисленные исходя из среднего дневного заработка, определенного с учетом минимального размера оплаты труда, увеличенного на районный коэффициент 1,3 (254 рубля 94 копейки), составят:
- в отношении Галиулиной Ю.Г.: 254 рубля 94 копейки х 80% (страховой стаж работника - от 5 до 8 лет) х 9 дней (период нетрудоспособности) = 1835 рублей 55 копеек,
- в отношении Шутенко Н.И.: 254 рубля 94 копейки х 100% (страховой стаж работника - свыше 8 лет) х 10 дней = 2549 рублей 04 копейки; 254 рубля 94 копейки х 50% (в силу части 3 статьи 7 Федерального закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным ребенком выплачивается за первые 10 календарных дней в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица, за последующие дни - в размере 50% среднего заработка) х 1 день = 127 рублей 47 копеек, всего 2676 рублей 87 копеек,
- в отношении Кукушкиной Л.И.: 254 рубля 94 копейки х 100% (страховой стаж работника - свыше 8 лет) х 9 дней (период нетрудоспособности) = 2294 рублей 02 копейки,
- в отношении Грушевой М.А.: 254 рубля 94 копейки х 100% (страховой стаж работника - свыше 8 лет) х 10 дней (период нетрудоспособности) = 2549 рублей 04 копейки; 254 рубля 94 копейки х 50% (в силу части 3 статьи 7 Федерального закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным ребенком выплачивается за первые 10 календарных дней в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица, за последующие дни - в размере 50% среднего заработка) х 4 дня = 509 рублей 88 копеек, всего - 3059 рублей 28 копеек.
В связи с этим суд первой инстанции верно установил, что ответчик неправомерно не принял заявленные школой к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 1386 рублей 51 копейки, в том числе:
- по Галиуллиной Ю.Г. в размере 141 рубль 14 копеек (1835 рублей 55 копеек (сумма пособия, признанная судом первой инстанции обоснованной) - 1694 рубля 41 копейка (сумма, признанная фондом обоснованной),
- по Шутенко Н.И. - в размере 518 рублей 07 копеек (2676 рублей 87 копеек - 2158 рублей 17 копеек),
- по Кукушкиной Л.И. - в сумме 491 рубль 04 копейки (2294 рубля 46 копеек - 1803 рубля 06 копеек),
- по Грушевой М.А. - в размере 235 рублей 27 копеек (3059 рублей 28 копеек - 2824 рубля 01 копейка).
Таким образом, оспариваемое решение в части отказа в принятии расходов на социальное страхование в сумме 1386 рублей 51 копейка не соответствует положениям Федерального закона N 255-ФЗ и нарушает права заявителя на возмещение понесенных расходов.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины, в том числе за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "26" апреля 2016 года по делу N А33-22607/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.Н. Борисов |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-22607/2015
Истец: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Московская средняя общеобразовательная школа имени Ивана Ярыгина
Ответчик: ГУ - КРАСНОЯРСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ