21 июля 2016 г. |
А43-19477/2015 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Кириловой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Статус-НН" (ОГРН 1135259003087, ИНН 5259106740, г. Нижний Новгород, Сормовское шоссе, д. 15А, корп. 1)
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.03.2016
по делу N А43-19477/2015,
принятое судьей Чепурных М.Г.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Статус-НН"
о признании незаконным решения федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Нижегородской области от 22.06.2015 N РКФ/15-44818,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Статус-НН" - Зотова П.А. по доверенности от 30.03.2016,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Статус-НН" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным решения федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Нижегородской области (далее - Учреждение) от 22.06.2015 N РКФ/15-44818 об отказе в снятии приостановления, вынесенного Учреждением, а также об обязании Учреждения осуществить постановку на кадастровый учет земельного участка ориентировочной площадью 3700 кв.м, расположенного в границах ул. Б. Покровская и ул. Крупская г. Нижнего Новгорода в соответствии с заявлением от 30.04.2015 N 52-0-1-183/3001/2015-646.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены администрация города Нижнего Новгорода (далее - администрация) и Правительство Нижегородской области (далее - Правительство).
Решением от 16.03.2016 Арбитражный суд Нижегородской области отказал заявителю в удовлетворении требования.
Общество не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
В порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в составе суда произведена замена.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 16.03.2016 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, в соответствии с решением Инвестиционного совета при Губернаторе Нижегородской области от 28.08.2013 N 9987-1496521 Общество осуществляет реализацию инвестиционного проекта "Строительство гостиницы бизнес-класса 3 звезды на территории Нижнего Новгорода".
Постановлением администрации от 01.10.2014 N 3926 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане кадастровых кварталов 52:18:0060131, 52:18:0060132, 52:18:0060133; категория - земли населенных пунктов, площадь 3700 кв.м (N 8255), выбираемого для строительства в границах улиц Б. Покровская и Крупская в Нижегородском районе г.Нижнего Новгорода.
Распоряжением Правительства от 03.10.2014 N 1795-р утвержден акт о выборе земельного участка ориентировочной площадью 3700 кв.м для строительства и предварительно согласовано место размещения гостиницы в указанных границах.
30.04.2015 Общество обратилось к Учреждению с заявлением N 52-0-1-183/3001/2015-646 о постановке на кадастровый учет земельного участка, ориентировочной площадью 3700 кв.м, расположенного в границах ул. Б.Покровская и ул. Крупская в Нижегородском районе г. Нижнего Новгорода.
Решением от 18.05.2015 N РКФ/15-39160 Учреждение на основании пункта 5 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) приостановило осуществление кадастрового учета в связи с тем, что представленный межевой план от 29.04.2015 по содержанию не соответствует Требованиям к подготовке межевого плана, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412.
В целях устранения причин приостановления осуществления государственного кадастрового учета Обществу также было рекомендовано обратиться к кадастровому инженеру Волковой Т.С. для оформления межевого плана в соответствии с указанным приказом.
Впоследствии Общество представило Учреждению межевой план от 22.05.2015, а затем от 10.06.2015.
Решением от 22.06.2015 N РКФ/15-44818 Учреждение со ссылкой на пункт 5 части 2 статьи 26 Закона о кадастре отказало Обществу в снятии приостановления в связи с тем, что представленный межевой план от 10.06.2015 по содержанию не соответствует Требованиям к подготовке межевого плана, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412, поскольку в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о земельных участках, расположенных по адресам:
- Нижегородская область, г. Нижний Новгород, ул. Арзамасская, д. 10, с разрешенным использованием - под многоквартирный жилой дом, площадью 225 кв.м, кадастровый номер 52:18:0060131:29;
- Нижегородская область, г. Нижний Новгород, ул. Крупской, д. 21А, с разрешенным использованием - под строительство автодорожных подходов к совмещенному мосту через реку Ока в г. Н.Новгороде (3г пусковой комплекс) - строительство автодороги по дублеру улицы Красносельской от улицы Ильинская до ул. Большая Покровская, автодороги и подземных пешеходных переходов на пл. Лядова, площадью 451 кв.м, кадастровый номер 52:18:0060132:2;
- Нижегородская область, г. Нижний Новгород, ул. Крупской, д. 21а, с разрешенным использованием - под строительство автодорожных подходов к совмещенному мосту через реку Ока в г. Н.Новгороде (3г пусковой комплекс) - строительство автодороги по дублеру улицы Красносельской от улицы Ильинская до ул. Большая Покровская, автодороги и подземных пешеходных переходов на пл. Лядова, площадью 92 кв.м, кадастровый номер 52:18:0060132:3;
- Нижегородская область, г. Нижний Новгород, ул. Крупской, д. 23, с разрешенным использованием - под многоквартирный жилой дом, площадью 162 кв.м, кадастровый номер 52:18:0060132:8.
Указанным решением Учреждение также рекомендовало Обществу обратиться к кадастровому инженеру Волковой Т.С. для оформления и подготовки межевого плана в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412, выполненного в связи с перераспределением земельных участков с кадастровыми номерами 52:18:0060131:29, 52:18:0060132:2, 52:18:0060132:3, 52:18:0060132:8, и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с соблюдением условия перераспределения земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, указанных в статьях 39.28, 39.29 главы V.4 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Посчитав решение Учреждения от 22.06.2015 N РКФ/15-44818 не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулируются Законом о кадастре.
Из части 1 статьи 3 Закона о кадастре следует, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения (часть 2 статьи 3 Закона о кадастре).
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 Учреждение наделено полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости (полномочия органа кадастрового учета).
Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" с 1 марта 2009 года функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации, возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Следовательно, Учреждение, являясь структурным подразделением Управления Росреестра, обладает полномочиями и располагает необходимыми сведениями и основаниями для внесения в государственный кадастр недвижимости изменений в отношении земельных участков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ (здесь и далее - в редакции, действующей с 01.03.2015) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 11.3 ЗК РФ).
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи (пункт 2 статьи 11.3 ЗК РФ).
Из пункта 1 статьи 11.7 ЗК РФ следует, что при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
Согласно пункту 3 статьи 11.7 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
В статье 1 Закона о кадастре установлено, что государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе.
Государственный кадастр недвижимости (ГКН) является систематизированным сводом сведений, включающим в том числе учтенные в соответствии с этим Законом сведения о недвижимом имуществе. ГКН является федеральным государственным информационным ресурсом.
В соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Согласно статье 2 Закона о кадастре правовую основу регулирования кадастровых отношений составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Частью 1 статьи 4 Закона о кадастре установлено, что ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона о кадастре в ГКН вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: 1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); 2) кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; 3) описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; 4) описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства; 5) кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, номер этажа, на котором расположено это помещение (при наличии этажности), описание местоположения этого помещения в пределах данного этажа, либо в пределах здания или сооружения, либо соответствующей части здания или сооружения, если объектом недвижимости является помещение; 6) площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
В силу пункта 14 части 2 статьи 7 Закона о кадастре в ГКН в качестве дополнительных сведений об объекте недвижимости вносятся сведения о разрешенном использовании, если объектом недвижимости является земельный участок.
Согласно части 3 статьи 7 Закона о кадастре общедоступные сведения о правах и об ограничениях (обременениях) прав на недвижимое имущество, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, считаются внесенными в государственный кадастр недвижимости.
Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости (часть 1 статьи 16 Закона о кадастре).
Постановка на учет объекта недвижимости осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (часть 2 статьи 16 Закона о кадастре).
Если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, постановка на учет объекта недвижимости, осуществляется в течение десяти рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления о кадастровом учете (часть 1 статьи 17 Закона о кадастре).
С заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица (часть 2 статьи 20 Закона о кадастре).
Частью 1 статьи 26 Закона о кадастре установлено, что орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета, если такое приостановление допускается в соответствии с правилами настоящей статьи.
В силу пункта 5 части 2 статьи 26 Закона о кадастре осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 4 статьи 26 Закона о кадастре решение о приостановлении должно содержать причину приостановления осуществления кадастрового учета с обязательной ссылкой на соответствующие положения части 2 настоящей статьи. Если такое решение принято в соответствии с пунктом 1, 2, 3, 5, 6 или 7 части 2 настоящей статьи, в нем указываются обстоятельства, послужившие основанием для его принятия, а также выявленные органом кадастрового учета возможные причины возникновения этих обстоятельств и рекомендации по устранению данных причин. Если такое решение принято на основании пункта 5 части 2 настоящей статьи, оно должно содержать также рекомендации о доработке представленных документов.
Решение о приостановлении должно быть принято не позднее срока, установленного частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона (часть 5 статьи 26 Закона о кадастре).
Осуществление кадастрового учета приостанавливается на срок до устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца. Принятие решения о приостановлении прерывает течение срока, установленного частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. Часть такого срока, истекшая до принятия этого решения, не засчитывается в новый срок, течение которого начинается со дня устранения соответствующих обстоятельств (часть 9 статьи 26 Закона о кадастре).
Решение о приостановлении может быть обжаловано в судебном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план, акт обследования, представленные для осуществления кадастрового учета (часть 10 статьи 26 Закона о кадастре).
Статьей 22 Закона о кадастре установлены требования к содержанию и составу документов, необходимых для осуществления кадастрового учета, согласно которым к заявлению о постановке земельного участка на кадастровый учет должен быть приложен в том числе межевой план.
Согласно статье 38 Закона о кадастре межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Форма межевого плана и требования к его подготовке, примерная форма извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков утверждена Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 3 Требований к подготовке межевого плана, в том числе особенностями подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 Закона о кадастре, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 (далее - Требования), в межевой план включаются сведения о: 1) земельных участках, образуемых при разделе, объединении, перераспределении земель и (или) земельных участков (исходные земельные участки) или выделе из земельных участков; 2) земельных участках, образуемых из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Межевой план состоит из текстовой и графической частей, которые делятся на разделы, обязательные для включения в состав межевого плана, и разделы, включение которых в состав межевого плана зависит от вида кадастровых работ (пункт 4 Требований).
Пунктом 5 Требований установлено, что к текстовой части межевого плана относятся следующие разделы: 1) общие сведения о кадастровых работах; 2) исходные данные; 3) сведения о выполненных измерениях и расчетах; 4) сведения об образуемых земельных участках и их частях; 5) сведения об измененных земельных участках и их частях; 6) сведения о земельных участках, посредством которых обеспечивается доступ (проход или проезд от земель общего пользования, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования) к образуемым или измененным земельным участкам; 7) сведения об уточняемых земельных участках и их частях; 8) сведения об образуемых частях земельного участка; 9) заключение кадастрового инженера; 10) акт согласования местоположения границ земельного участка (далее - Акт согласования).
В силу пункта 6 Требований к графической части межевого плана относятся следующие разделы: 1) схема геодезических построений; 2) схема расположения земельных участков; 3) чертеж земельных участков и их частей (далее - Чертеж); 4) абрисы узловых точек границ земельных участков.
В случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана используются: 1) документы градостроительного зонирования (правила землепользования и застройки); 2) нормативные правовые акты, устанавливающие предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков; 3) документация по планировке территории (проекты межевания территорий); 4) документы, определяющие (определявшие) в соответствии с законодательством Российской Федерации местоположение границ земельного участка (земельных участков) при его образовании; 5) утвержденные в установленном порядке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, проекты организации и застройки территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, проекты перераспределения сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного назначения; 6) утвержденные в установленном порядке материалы лесоустройства; 7) решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков, решения о предоставлении земельных участков, иные документы о правах на земельные участки; 8) вступившие в законную силу судебные акты; 9) иные предусмотренные законодательством документы (пункт 22 Требований).
Материалами дела подтверждается, что Общество обратилось к Учреждению с заявлением о постановке на кадастровый учет земельного участка, расположенного в границах улиц Б.Покровская и Крупской в Нижегородском районе г.Нижнего Новгорода ориентировочной площадью 3700 кв.м для строительства гостиницы бизнес-класса 3 звезды, в отношении которого администрацией постановлением от 01.10.2014 N 3926 утверждена схема расположения на кадастровом плане кадастровых кварталов 52:18:0060131, 52:18:0060132, 52:18:0060133 (категория - земли населенных пунктов).
К поданному заявлению Обществом был приложен межевой план от 10.06.2015, подготовленный кадастровым инженером Волковой Т.С.
Суд первой инстанции установил, что вступившим в законную силу 14.04.2014 решением Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 05.03.2014 по делу N 2-3176/14 удовлетворены исковые требования Тюменкова Р.С. по исключению из государственного кадастра недвижимости сведений о прохождении границ земельных участков: кадастровый номер 52:18:0060132:2, кадастровый номер 52:18:0060132:3, кадастровый номер 52:18:0060132:8, кадастровый номер 52:18:0060131:29; исключению из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о зарегистрированных правах на земельные участки: кадастровый номер 52:18:0060132:2, кадастровый номер 52:18:0060132:3, кадастровый номер 52:18:0060132:8 и сведений об ограничении (обременении) права не земельный участок кадастровый номер 52:18:0060132:8 "Изъятие для муниципальных нужд земельного участка, занимаемого многоквартирным жилым домом в связи с признанием жилого дома N 23 литера А аварийным и подлежащим сносу".
Представленными Учреждением в материалы дела кадастровыми делами объектов недвижимости и кадастровыми паспортами земельных участков подтверждается, что в настоящее время в ГКН содержатся актуальные сведения о следующих земельных участках:
- земельный участок с кадастровым номером 52:18:0060131:29, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под многоквартирный дом, расположенный по адресу: Нижегородская область, г. Нижний Новгород, ул. Арзамасская, д. 10, площадью 225 кв.м; правообладателями являются собственники помещений многоквартирного дома; внесен к ГКН на основании постановления и.о. главы администрации от 25.09.2009 N 5058;
- земельный участок с кадастровым номером 52:18:0060132:2, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под строительство автодорожных подходов к совмещенному мосту через реку Ока в г. Н.Новгороде (3г пусковой комплекс) - строительство автодороги по дублеру улицы Красносельской от улицы Ильинская до ул. Большая Покровская, автодороги и подземных пешеходных переходов на пл. Лядова, расположенный по адресу: Нижегородская обл., г. Нижний Новгород, Нижегородский район, ул. Крупской, дом 21А, площадью 451,00 кв.м; внесен к ГКН на основании постановления главы администрации от 19.09.2007 N 4278;
- земельный участок с кадастровым номером 52:18:0060132:3, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под строительство автодорожных подходов к совмещенному мосту через реку Ока в г. Н.Новгороде (3г пусковой комплекс) - строительство автодороги по дублеру улицы Красносельской от улицы Ильинская до ул. Большая Покровская, автодороги и подземных пешеходных переходов на пл. Лядова, расположенный по адресу: Нижегородская обл., г. Нижний Новгород, Нижегородский район, ул. Крупской, дом 21а, площадью 92,00 кв.м; внесен к ГКН на основании распоряжения администрации от 24.01.2001 N 278-р;
- земельный участок с кадастровым номером 52:18:0060132:8, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Нижегородская обл., г. Нижний Новгород, Нижегородский район, ул. Крупской, 23, площадью 162 кв.м; правообладателями являются город Нижний Новгород (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 24.02.2016), а также собственники помещений многоквартирного дома; поставлен на государственный кадастровый учет со статусом учтенный; внесен к ГКН на основании постановления и.о. главы администрации от 25.09.2009 N 5058.
Границы земельных участков с кадастровыми номерами 52:18:0060131:29, 52:18:0060132:2, 52:18:0060132:3, 52:18:0060132:8 не установлены.
Решениями о внесении изменений в сведения ГКН в отношении указанных земельных участков подтверждается, что решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 05.03.2014 исполнено Учреждением 18.09.2014 и 09.12.2014, границы данных земельных участков исключены из ГКН.
Таким образом, на момент подготовки кадастровым инженером межевого плана, приложенного Обществом к заявлению о постановке на кадастровый учет спорного земельного участка, в ГКН имелись актуальные сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 52:18:0060131:29, 52:18:0060132:2, 52:18:0060132:3, 52:18:0060132:8 (в том числе, площадь, адреса, схемы расположения).
Из содержания представленного Обществом межевого плана следует, что границы земельных участков с кадастровыми номерами 52:18:0060131:29, 52:18:0060132:2, 52:18:0060132:3, 52:18:0060132:8 отсутствуют в государственном кадастре недвижимости на основании решения Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода от 05.03.2014 по делу N 2-3176/14. Сведения о границах данных земельных участков отсутствуют в полученных кадастровых планах территории от 09.12.2014 N К-В (ГКУ)/14-841990, от 09.12.2014 N К-В(ГКУ)/14-841983. В данном межевом плане пересечение границ земельных участков отсутствует.
На этом основании суд указал, что на момент обращения с заявлением о постановке на кадастровый учет земельного участка площадью 3700 кв.м Обществу были известны актуальные сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 52:18:0060131:29, 52:18:0060132:2, 52:18:0060132:3, 52:18:0060132:8.
При этом отсутствие установленных границ земельных участков с кадастровыми номерами 52:18:0060131:29, 52:18:0060132:2, 52:18:0060132:3, 52:18:0060132:8 не может служить основанием для постановки на учет спорного земельного участка ориентировочной площадью 3700 кв.м, расположенного по адресу: г.Нижний Новгород, ул. Б.Покровская и ул. Крупская, поскольку повлечет за собой исключение из ГКН указанных земельных участков, правообладателями которых являются город Нижний Новгород и собственники помещений многоквартирного дома.
Законность вынесенных Учреждением решений по изменению "аннулированного" статуса земельных участков с кадастровыми номерами 52:18:0060131:29, 52:18:0060132:2, 52:18:0060132:3, 52:18:0060132:8 на статус "ранее учтенный" подтверждена решением Арбитражного суда Нижегородской области от 12.10.2015 N А43-32132/2014, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2015, постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 31.03.2016. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.2016 в передаче кассационной жалобы Общества отказано.
Следовательно, в силу приведенных выше норм права и изложенных обстоятельств представленный к заявлению межевой план должен был быть выполнен с соблюдением условий перераспределения земельных участков.
Поскольку указанное требование Обществом не было выполнено, Учреждение обосновано в силу пункта 5 части 2 статьи 26 Закона о кадастре приостановило кадастровый учет спорного земельного участка.
Довод заявителя об отсутствии в оспариваемом решении конкретного указания, в чем именно состоит несоответствие межевого плана, а также указания на конкретное обстоятельство, послужившие основанием принятия решения, суд признал необоснованным, опровергающимся его содержанием, соответствующим требованиям части 4 статьи 26 Закона о кадастре.
Ссылка Общества на часть 1 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" обоснованно отклонена судом, как не имеющая отношения к рассматриваемому делу, поскольку указанная норма регулирует порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 ГК РФ способами, причем названная статья также содержит указание на возможность применения иных способов, предусмотренных в законе.
При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 1 ГК РФ необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав (статья 12 ГК РФ) является обеспечение восстановления нарушенного права.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В целях разъяснения вопросов, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав, Пленумом Верховного Суда Российской Федерации и Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации издано совместное постановление от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22).
В соответствии с пунктом 56 Постановления N 10/22 зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в настоящее время в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 52:18:0060131:29, 52:18:0060132:2, 52:18:0060132:3, 52:18:0060132:8. При этом на земельный участок с кадастровым номером 52:18:0060132:8 зарегистрировано право муниципальной собственности как на общее имущество многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Н.Новгород, ул. Крупской, д. 23.
В связи с этим, как верно указал суд, постановка на кадастровый учет спорного земельного участка фактически приведет к исключению из государственного кадастра недвижимости указанных земельных участков.
В рассматриваемом случае требование заявителя о признании незаконным оспариваемого решения фактически направлено на оспаривание зарегистрированного права муниципальной собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером 52:18:0060132:8.
Из пункта 52 Постановления N 10/22 следует, что зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав.
При этом по смыслу пункта 53 Постановления N 10/22 в качестве ответчика по такому иску привлекается лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение, то есть правообладатель оспариваемого права.
Таким образом, как верно указал суд, в рассматриваемой ситуации при наличии зарегистрированного права муниципальной собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером 52:18:0060132:8 в рамках настоящего дела об оспаривании решения ответчика по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может быть разрешен гражданско-правовой спор о праве на спорный земельный участок, который должен быть рассмотрен в порядке искового производства с использованием установленных законодателем способов защиты (статья 12 Кодекса).
При этих условиях является правильным вывод суда о том, что удовлетворение заявленного требования о признании незаконным оспариваемого решения Учреждения само по себе не может привести к восстановлению прав, которые заявитель полагает нарушенными.
Избрание заявителем ненадлежащего способа защиты нарушенных прав является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что оспариваемое решение Учреждения не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное заявителем не доказано.
Приведенные в апелляционной жалобе и пояснениях доводы судом апелляционной инстанции рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении требования.
Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Нижегородской области отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Общества по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.03.2016 по делу N А43-19477/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Статус-НН" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-19477/2015
Истец: ООО Статус-НН
Ответчик: ФГБУ "ФКП Росреестра"
Третье лицо: Администрация г. Н. Новгорода, Администрация г. Н.Новгорода, Правительство Ниж.обл., ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра", ф-ал по Нижегородской области