Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 17 ноября 2016 г. N Ф05-16670/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
29 июля 2016 г. |
Дело N А41-16172/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июля 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Диаковской Н.В., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Ефимовым А.В.,
при участии в заседании:
от ООО "Синтавия": Рогозинский В.Г. по доверенности от 22.07.2016, от Правительства Московской области: Горячеева Ю.И. по доверенности от 08.09.2015 N Исх - 13667,
от администрации Щелковского муниципального района Московской области: представитель не явился, извещён надлежащим образом, от Министерства строительного комплекса Московской области: представитель не явился, извещён надлежащим образом,
от Министерства культуры Московской области: Антонов А.Д. по доверенности от 14.07.2016 N 11 - Д,
от Главного управления культурного наследия Московской области: Тищенко Н.А. по доверенности от 30.05.2016 N 2-Д/2016,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Синтавия" на решение Арбитражного суда Московской области от 26.04.2016 по делу N А41-16172/15, принятое судьей Богатиной Ю.Г., по заявлению ООО "Синтавия" к Правительству Московской области при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: администрации Щелковского муниципального района Московской области, Министерства строительного комплекса Московской области, Министерства культуры Московской области об оспаривании Постановления от 16.12.2014 N 1117/49,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Синтавия" (далее - ООО "Синтавия", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с требованиями, с учетом принятых судом уточнений: 1) о признании недействительным постановления Правительства Московской области N 1117/49 от 16.12.2014 в части утверждения границ зон охраны объекта культурного наследия федерального значения "Усадьба Гребнево, XVIII-XIX вв.", расположенного в деревне Гребнево сельского поселения Гребневское Щелковского муниципального района Московской области, согласно которым земельный участок с КН 50:14:030473:0002 включен в границы Охранной зоны участка О-8 (пп.8, п.1); 2) об обязании Правительства Московской области внести изменения в постановление N 1117/49 от 16.12.2014, исключив сведения о земельном участке с КН 50:14:030473:0002 из пп.8, п. 1 и включив сведения о земельном участке с КН 50:14:030473:0002 в пп.7, п. 3 утвержденных границ зон охраны объекта культурного наследия федерального значения "Усадьба Гребнево, XVIII-XIX вв.", расположенного в деревне Гребнево сельского поселения Гребневское Щелковского муниципального района Московской области; 3) о признании недействительным проекта зон охраны; 4) об обязании Правительства МО восстановить права заявителя.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Щелковского муниципального района Московской области, Министерство строительного комплекса Московской области, Министерство культуры Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 26.04.2016 по делу N А41-16172/15 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, ООО "Синтавия" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Администрация Щелковского муниципального района Московской области и Министерство строительного комплекса Московской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания по рассмотрению апелляционной жалобы, своего представителей в суд не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей третьих лиц.
В судебном заседании представитель Главного управления культурного наследия Московской области заявил ходатайство о замене Министерства культуры Московской области в порядке процессуального правопреемства на Главное управление культурного наследия Московской области на основании Постановления Правительства Московской области от 11.04.2016 N 287/11 "О формировании Главного управления культурного наследия Московской области".
Пунктом 3 Постановления Правительства Московской области от 11.04.2016 N 287/11 "О формировании Главного управления культурного наследия Московской области" установлено, что Главное управление культурного наследия Московской области является правопреемником Министерства культуры Московской области в части исполнения переданных полномочий в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в том числе по обязательствам, возникшим в результате судебных решений.
Согласно части 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Исследовав представленные третьим лицом документы, арбитражный апелляционный суд удовлетворил ходатайство о замене Министерства культуры Московской области в порядке процессуального правопреемства на Главное управление культурного наследия Московской области в порядке ст. 48 АПК РФ.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "Синтавия" поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам.
Представители Правительства Московской области и ГУ культурного наследия МО возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Синтавия" является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:14:030473:0002 площадью 91000 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для жилищного строительства, расположенного по адресу: Московская область, Щелковский район, Гребневский с.о., дер. Ново-Гребнево, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16.09.2005.
Правительством Московской области издано постановление от 16.12.2014 N 1117/49 "Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия федерального значения "Усадьба Гребнево, XVIII - XIX вв.", расположенного в деревне Гребнево сельского поселения Гребневское Щелковского муниципального района Московской области, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон".
В приложении N 2 к названному постановлению содержится перечень координат характерных точек границ зоны охраны Усадьбы "Гребнево".
В обоснование доводов ООО "Синтавия" указывает на то, что принадлежащий ему земельный участок с кадастровым номером 50:14:030473:0002 вошел в границы участка О-8 (пп. 8 п. 1) зоны охраны объекта культурного наследия федерального значения "Усадьба Гребнево, XVIII - XIX вв.", в связи с чем не может быть использован в соответствии с целевым назначением, чем нарушены права общества.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что процедура принятия Постановления N 1117/49 не нарушена, Проект границ зон охраны объекта культурного наследия федерального значения "Усадьба Гребнево, XVIII-XIX вв." соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 26.04.2008 N 315 и кроме того, обществом пропущен трехмесячный срок, предусмотренный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на оспаривание Проекта границ зон охраны объекта.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с 3 66_4702371 заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Осуществляя по своему усмотрению гражданские права, граждане и юридические лица самостоятельно избирают способ защиты нарушенного или оспоренного права, поэтому при обращении с настоящими требованиями, заявитель обязан в порядке статей 41, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представить доказательства нарушения его прав и законных интересов, подлежащих судебной защите.
В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Синтавия" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:14:030473:0002 площадью 91000 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для жилищного строительства, расположенного по адресу: Московская область, Щелковский район, Гребневский с.о., дер. Ново-Гребнево, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16.09.2005 и кадастровой выпиской от 16.04.2015.
Согласно статье 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Применительно к территориям исторических поселений, достопримечательных мест, землям лечебно-оздоровительных местностей и курортов, зонам с особыми условиями использования территорий градостроительные регламенты устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5).
Постановлением Правительства Московской области от 16.12.2014 N 1117/49 утверждены границы зон охраны объекта культурного наследия федерального значения "Усадьба Гребнево, XVIII - XIX вв.", расположенного в деревне Гребнево сельского поселения Гребневское Щелковского муниципального района Московской области, установлены режимы использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон.
Исходя из координат характерных точек границ зоны охраны Усадьбы "Гребнево", земельный участок с кадастровым номером 50:14:030473:0002 ходит в границы участка О-8 (пп. 8 п. 1) зоны охраны объекта культурного наследия федерального значения "Усадьба Гребнево, XVIII - XIX вв.", строительство в границах которого запрещено.
Положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 26.04.2008 N 315 и действовавшее на момент возникновения спорных правоотношений, устанавливает порядок разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), требования к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон.
Согласно п. 2 Постановления N 315 на сопряженной с объектом культурного наследия территории может быть установлена одна или несколько зон охраны: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется соответствующим проектом.
Проект зон охраны объекта культурного наследия представляет собой документацию в текстовой форме и в виде карт (схем), содержащую описание границ проектируемых зон и границ территорий объектов культурного наследия, расположенных в указанных зонах, проекты режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон.
Границами зон охраны объекта культурного наследия являются линии, обозначающие территорию, за пределами которой осуществление градостроительной, хозяйственной и иной деятельности не оказывает прямое или косвенное негативное воздействие на сохранность данного объекта культурного наследия в его исторической среде.
Границы зон охраны объекта культурного наследия могут не совпадать с границами территориальных зон и границами земельных участков (п. 3 Постановления N 315).
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 99 Земельного кодекса РФ к землям историко-культурного назначения относятся земли: 1) объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия; 2) достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел; 3) военных и гражданских захоронений. Земли историко- культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением. Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются. Земельные участки, отнесенные к землям историко-культурного назначения, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством. На отдельных землях историко-культурного назначения, в том числе землях объектов культурного наследия, подлежащих исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деятельность. В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия.
В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.
Исходя из Преамбулы Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" данный закон регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В силу статьи 6, статей 33 - 39 этого же Федерального закона под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия.
К числу мероприятий по государственной охране объектов культурного наследия относится и установление зоны охраны объектов культурного наследия.
В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
Охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.
Зона охраняемого природного ландшафта - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия.
Границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации (статья 34).
В соответствии с Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2008 года N 315 на сопряженной с объектом культурного наследия территории может быть установлена одна или несколько зон охраны: охраняемая зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Границами зон охраны объекта культурного наследия являются линии, обозначающие территорию, за пределами которой осуществление градостроительной, хозяйственной и иной деятельности не оказывает прямое или косвенное негативное воздействие на сохранность данного объекта культурного наследия в его исторической среде. Границы зон охраны объекта культурного наследия могут не совпадать с границами территориальных зон и границами земельных участков.
Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется соответствующим проектом.
На основании проекта зон охраны объекта культурного наследия федерального значения и положительного заключения государственной историко- культурной экспертизы соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации утверждает по согласованию с Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия границы зон охраны объекта культурного наследия народов Российской Федерации или объекта культурного наследия, включенного в Список всемирного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон.
Разработка проектов зон охраны культурного наследия проводится по инициативе органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков или по решению суда.
Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия может проводиться также по инициативе юридических лиц, общественных и религиозных объединений, уставная деятельность которых направлена на сохранение объектов культурного наследия.
В соответствии с п. 7 Постановления N 315 материалы по обоснованию проекта зон охраны объекта культурного наследия включают в себя:
а) сведения об объекте культурного наследия, внесенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";
б) отчет о проведенных историко-культурных исследованиях;
в) сведения в текстовой форме и в виде карт (схем) о расположенных в границах проектируемых зон других объектах культурного наследия, их территориях и зонах охраны;
г) сведения в текстовой форме и в виде карт (схем) о расположенных в границах проектируемых зон выявленных объектах культурного наследия;
д) сведения в текстовой форме и в виде карт (схем) о визуальном восприятии объекта культурного наследия с основных видовых точек и смотровых площадок;
е) сведения о композиционной связи с объектом культурного наследия природного ландшафта, расположенного в границах проектируемых зон, а также о сочетании в нем определенных типов рельефа местности, водных объектов, почв, растительности;
ж) иные материалы, необходимые для обоснования и разработки проекта зон охраны объекта культурного наследия.
Состав и содержание материалов, указанных в пункте 7 настоящего Положения, определяются на основании историко-культурных исследований (п. 8 Постановления N 315).
Согласно п. 13 Постановления Правительства РФ от 26.04.2008 N 315 проект зон охраны объекта культурного наследия подлежит в установленном порядке государственной историко-культурной экспертизе в целях определения его соответствия требованиям государственной охраны объектов культурного наследия.
Как следует из материалов дела, оспариваемый проект зон охраны прошел соответствующую экспертизу.
В материалы дела представлен Акт государственной историко-культурной экспертизы научно-проектной документации от 26.06.2013, который содержит положительное экспертное заключение на Проект границ зон охраны объекта культурного наследия федерального значения "Усадьба Гребнево, XVIIIXIX вв.".
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что процедура утверждения границ зон охраны объекта культурного наследия соблюдена.
В соответствии с п. 26 Постановления N 315 правообладатели земельных участков, объектов капитального строительства или их частей в случае, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения границ зон охраны объекта культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон, вправе оспорить решение об их утверждении и (или) соответствующий проект зон охраны объекта культурного наследия в судебном порядке.
Положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы является основанием для утверждения границ зон охраны объекта культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон (п. 13 Постановления N 315).
Проект зон охраны объекта культурного наследия представляется в соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления вместе с материалами по его обоснованию и положительным заключением государственной историко-культурной экспертизы.
На основании проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального значения или проекта зон охраны объекта культурного наследия местного (муниципального) значения и положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы границы зон охраны соответствующего объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен данный объект культурного наследия (пп. 14, 15 Постановления N 315).
Как следует из материалов дела, Правительством Московской области издано постановление от 16.12.2014 N 1117/49 "Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия федерального значения "Усадьба Гребнево, XVIII - XIX вв.", расположенного в деревне Гребнево сельского поселения Гребневское Щелковского муниципального района Московской области, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон".
Доказательств нарушения процедуры принятия Постановления N 1117/49 ни суду первой инстанции, ни апелляционному суду не представлено.
Как следует из вводной части постановления Правительства Московской области от 16.12.2014 N 1117/49, данный документ принят в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Законом Московской области N 26/2005-ОЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Московской области".
Согласно п. 1 Постановлением от 16.12.2014 утверждаются границы зон охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон, а также координаты характерных точек границ зон охраны.
Как следует из раздела I Границ зон охраны объекта культурного наследия федерального значения "Усадьба Гребнево, XVIII-XIX вв.", расположенного в деревне Гребнево сельского поселения Гребневское Щелковского муниципального района Московской области, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон) (далее - Границы зон охраны объекта) в пунктах 2,3 раздела I устанавливается правовой режим использования земель в границах охранной зоны, приводится перечень запрещенных и разрешенных действий в границах охранных зон объекта культурного наследия.
Согласно разделу II Границ зон охраны объекта, в нем описаны границы зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, режима использования земель и градостроительный регламент в границах данной зоны, где, в том числе, устанавливается режим использования земель в границах зоны, приводится перечень запрещенных и разрешенных действий в этой зоне.
В разделе III Границ зон охраняемого природного ландшафта объекта содержится описание границ зоны, режим использования земель и градостроительный регламент в границах данной зоны, устанавливается режим использования земель в границах зоны, приводится перечень запрещенных и разрешенных действий в этой зоне.
Следовательно, Проект границ зон охраны объекта культурного наследия федерального значения "Усадьба Гребнево, XVIII-XIX вв." соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 26.04.2008 N 315.
При этом общество, оспаривая проект зон охраны, ссылается на то, что принадлежащий ему земельный участок категории под жилищное строительство подлежал включению в зону регулируемой застройки.
В обоснование своего довода общество ссылается на то обстоятельство, что при разработке проекта зон охраны и издании оспариваемого постановления не были учтены данные ГКН относительно спорного земельного участка.
Суд апелляционной инстанции считает указанный довод необоснованным, поскольку сами по себе данные ГКН о земельном участке относительно категории и виде разрешенного использования не могут влиять на заключение историко-культурной экспертизы охраняемого объекта и соответствующие зоны его охраны, установленные на основе иных параметров, направленных на охрану объекта культурного наследия в целях сохранения его восприятия.
При этом, оспаривая проект зон охраны, общество не представило доказательств его неправомерности, ходатайства о назначении судебной историко - культурной экспертизы относительно возможности установления зоны регулируемой застройки в месте расположения земельного участка общества, заявлено не было как в суде первой, так и апелляционной инстанции.
Судом первой инстанции назначена экспертиза, проведение которой поручил АНО "Центр экспертизы и контроля объектов наследия и культурных ценностей", экспертам Васильеву Н.В., Страховой Л.Д. с постановкой перед экспертами следующих вопросов:
- будет ли соответствовать требованиям ФЗ от 25.06.2002 N 73-ФЗ, Закона МО от 21.01.2005 N 26/2005-ОЗ, Постановления Правительства РФ от 26.04.2008 N 315, Постановления Правительства РФ от 12.09.2015 N 972 включение земельного участка с КН 50:14:030473:0002 в "зону регулирования застройки и хозяйственной деятельности" участка 3-Р, утвержденную Постановлением Правительства МО N1117/49 от 16.12.2014.
- были ли соблюдены сведения ГКН о земельном участке с КН 50:14:030473:0002 при разработке ГУП "МОК" в 2013 году проекта зон охраны объекта культурного наследия федерального значения "Усадьба Гребнево, XVIII-XIX вв.", расположенного в деревне Гребнево сельского поселения Гребневское Щелковского муниципального района Московской области и повлияло ли это на включение земельного участка с КН 50:14:030473:0002 в "охранную зону".
Вместе с тем, апелляционный суд считает, что поставленные перед экспертами вопросы относятся к правовой оценке обстоятельств, которые должны быть разрешены судом, а не экспертами, в связи с чем заключение экспертизы не может быть принято в качестве доказательства по делу.
Кроме того, согласно п. 10 Постановления N 315 особый режим использования земель и градостроительный регламент в границах охранной зоны устанавливается с учетом следующих требований:
а) запрещение строительства, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и восстановление (регенерацию) историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия;
б) ограничение капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства и их частей, в том числе касающееся их размеров, пропорций и параметров, использования отдельных строительных материалов, применения цветовых решений, особенностей деталей и малых архитектурных форм;
в) ограничение хозяйственной деятельности, необходимое для обеспечения сохранности объекта культурного наследия, в том числе запрет или ограничение размещения рекламы, вывесок, построек и объектов (автостоянок, временных построек, киосков, навесов и т.п.), а также регулирование проведения работ по озеленению;
г) обеспечение пожарной безопасности объекта культурного наследия и его защиты от динамических воздействий;
д) сохранение гидрогеологических и экологических условий, необходимых для обеспечения сохранности объекта культурного наследия;
е) благоустройство территории охранной зоны, направленное на сохранение, использование и популяризацию объекта культурного наследия, а также на сохранение и восстановление градостроительных (планировочных, типологических, масштабных) характеристик его историко-градостроительной и природной среды, в том числе всех исторически ценных градоформирующих объектов;
ж) обеспечение визуального восприятия объекта культурного наследия в его историко- градостроительной и природной среде, в том числе сохранение и восстановление сложившегося в природном ландшафте соотношения открытых и закрытых пространств;
з) сохранение исторически сложившихся границ земельных участков, в том числе ограничение их изменения при проведении землеустройства, а также разделения земельных участков;
и) иные требования, необходимые для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом и ландшафтном окружении.
Режим использования земель и градостроительный регламент в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности устанавливаются с учетом следующих требований:
а) ограничение строительства, необходимое для обеспечения сохранности объекта культурного наследия, в том числе касающееся размеров, пропорций и параметров объектов капитального строительства и их частей, использования отдельных строительных материалов, применения цветовых решений;
б) ограничение капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства и их частей, в том числе касающееся их размеров, пропорций и параметров, использования отдельных строительных материалов, применения цветовых решений;
в) сохранение исторически сложившихся границ земельных участков, в том числе ограничение их изменения при проведении землеустройства, а также разделения земельных участков;
г) обеспечение визуального восприятия объекта культурного наследия в его историко- градостроительной и природной среде;
д) ограничение хозяйственной деятельности, необходимое для обеспечения сохранности объекта культурного наследия, в том числе запрет или ограничение размещения рекламы, вывесок, построек и объектов (автостоянок, временных построек, киосков, навесов и т.п.), а также регулирование проведения работ по озеленению;
е) обеспечение пожарной безопасности объекта культурного наследия и его защиты от динамических воздействий;
ж) сохранение гидрогеологических и экологических условий, необходимых для обеспечения сохранности объекта культурного наследия;
з) обеспечение сохранности всех исторически ценных градоформирующих объектов; и) иные требования, необходимые для обеспечения сохранности объекта культурного наследия (п. 11 Постановления N 315).
Исходя из смысла вышеуказанных норм, целью установления особого режима использования земель объекта культурного наследия является сохранение самого объекта культурного наследия, оптимизация визуального восприятия объекта культурного наследия с основных видовых точек и смотровых площадок, обеспечение композиционной связи с объектом культурного наследия природного ландшафта, расположенного в границах проектируемых зон, сочетания в нем определенных типов рельефа местности, водных объектов, почв, растительности.
При этом, сохранение существующих характеристик земельных участков, расположенных в зоне особого режима использования, их категории, вида разрешенного использования, само по себе в качестве обязательного условия для установления охранных зон памятника Постановлением Правительства РФ от 26.04.2008 N 315, не предусмотрено.
Напротив, согласно п. 25 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.04.2008 N 315, расположенные в пределах территорий зон охраны объекта культурного наследия земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют режимам использования земель или градостроительным регламентам, установленным в границах данных зон, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с указанными режимами использования земель или градостроительными регламентами (за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия).
Реконструкция указанных объектов капитального строительства и их частей может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с режимами использования земель и градостроительными регламентами, установленными в границах зон охраны объекта культурного наследия, или путем уменьшения их несоответствия установленным предельным параметрам разрешенного строительства.
Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться только путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренными режимами использования земель и градостроительными регламентами, установленными в границах зон охраны объекта культурного наследия.
Из представленной в материалы дела кадастровой выписки от 16.04.2015 следует, что в связи с установлением постановлением Правительства Московской области от 16.12.2014 N 1117/49 границ зон охраны Усадьбы "Гребнево" соответствующие сведения о нахождении земельного участка с кадастровым номером 50:14:030473:0002 в зоне с особыми условиями использования территории в ГКН внесены не были.
При этом в обоснование требования о включении сведений о земельном участке с кадастровым номером 50:14:030473:0002 в границы зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности Усадьбы "Гребнево", заявитель ссылается на Проект зон охраны объекта культурного наследия федерального значения "Усадьба Гребнево, XVIII - XIX вв.", расположенного в деревне Гребнево сельского поселения Гребневское Щелковского муниципального района Московской области, установлены режимы использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон, 2010 года, подготовленный ГУП "МОК", Скрынниковой Е.В., Сорокиной Т.И., Воротниковой Т.Ю. (далее - Проект охранных зон 2010 года).
Данным проектом предусмотрено террасное строительство объектов жилого и нежилого назначения с возможным повышением высоты объемов по мере удаления от территории памятника, охранной зоны и зоны охраняемого природного ландшафта с 10-15-м до 17-22-м от уровня земли до верхней отметки здания для обеспечения постепенного, визуально комфортного архитектурного перехода от исторически архитектурно- ландшафтной планировочной среды усадьбы Гребнево к современной многоэтажной застройке г. Фрязино.
При этом зону наилучшего визуального восприятия Никольской церкви и всей исторической панорамы территории усадьбы Гребнево - вершину рассматриваемой пологой возвышенности с высотными отметками 160,0-161,2 м, - рекомендуется оставить незастроенной. При соблюдении указанных высотных параметров и при условии сохранения незастроенной зоны наилучшего визуального восприятия Никольской церкви и всей исторической панорамы территории усадьбы Гребнево образно- пространственная самобытность объекта культурного наследия не пострадает.
Между тем, положительное заключение Государственной историко-культурной экспертизы данного Проекта охранных зон 2010 года в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах является правильным вывод суда первой инстанции о том, что Проект охранных зон 2010 года не обладает признаками достаточности и допустимости, в связи с чем не может быть принят в качестве надлежащего доказательства.
Кроме того, из материалов дела следует, в том числе из кадастровой выписки от 16.04.2015, земельный участок с кадастровым номером 50:14:030473:0002 является ранее учтенным объектом недвижимости, сведения о котором внесены в ГКН 24.04.2003.
Из материалов дела усматривается, что спорный участок образован из земельного массива сельскохозяйственного назначения. Границы данного участка утверждены постановлением Главы Щелковского района Московской области от 07.12.2004 N 3327.
Постановлением Главы Щелковского района Московской области от 01.08.2005 N 2296 изменен вид разрешенного использования земельного участка с "для сельскохозяйственного производства" на "для жилищного строительства".
При этом на момент образования земельного участка с кадастровым номером 50:14:030473:0002 и внесения в ГКН сведений о нем действовало решение Мособлисполкома от 06.10.1988 N 1391/29 "Об утверждении зон охраны памятника архитектуры - бывшей усадьбы "ГРЕБНЕВО" Щелковского района".
Между тем, надлежащих доказательств формирования земельного участка с кадастровым номером 50:14:030473:0002, установления его границ и установления вида разрешенного использования "для жилищного строительства" с учетом зон охраны памятника архитектуры, установленных решением Мособлисполкома от 06.10.1988 N 1391/29, в материалы дела не представлено.
Кроме того, согласно пункту 24 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 N 972 "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации" (действующее на момент вынесения настоящего судебного акта) в случае распространения на одну и ту же территорию в границах зон охраны объекта культурного наследия разных режимов использования земель и градостроительных регламентов на указанной территории действуют более строгие режимы использования земель и градостроительные регламенты вне зависимости от уровня и даты принятия акта органа государственной власти, утвердившего указанные режимы использования земель, требования к градостроительным регламентам и категории историко- культурного значения объекта культурного наследия.
Следовательно, в настоящее время использование земельного участка с кадастровым номером 50:14:030473:0002 должно осуществляться с учетом зон охраны "Усадьба Гребнево".
Согласно сведениям Публичной кадастровой карты земельный участок с кадастровым номером 50:14:030473:0002 находится в зоне особых условий использования территории (ЗОУИТ).
Иных доказательств, подтверждающих установление в отношении спорного земельного участка градостроительного регламента, разрешающего строительство, равно как и возможность включения данного участка в границы зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности в материалы дела также не представлено.
В соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Пропуск данного срока является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Арбитражный суд, установив пропуск срока на подачу заявления об оспаривании ненормативного акта, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, отказывает в удовлетворении заявленных требований по данному основанию, не рассматривая вопроса о соответствии ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту.
Настоящее заявление подано в арбитражный суд 16.03.2015, что подтверждается отметкой о регистрации.
Суд первой инстанции посчитал пропущенным трехмесячный срок по требованию о признании недействительным Проекта границ зон охраны объекта культурного наследия федерального значения "Усадьба Гребнево, XVIIIXIX вв.", на которое получено положительное экспертное заключение от 26.06.2013.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции считает данный вывод ошибочным, поскольку Проект границ утвержден постановлением 16.12.2014, чем и были нарушены права общества, за защитой которых оно обратилось в арбитражный суд.
При этом неверный вывод суда первой инстанции о пропуске обществом процессуального срока на обжалование не привел к принятию неправильного судебного акта.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 26.04.2016 по делу N А41-16172/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
Е.Е. Шевченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-16172/2015
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 17 ноября 2016 г. N Ф05-16670/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Синтавия"
Ответчик: Правительство Московской области
Третье лицо: Администрация Щелковского муниципального района МО, Министерство культуры Московской облости, Министерство строительного комплекса МО, Правительство Московской области
Хронология рассмотрения дела:
17.11.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-16670/16
29.07.2016 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-8361/16
26.04.2016 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-16172/15
20.07.2015 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-6803/15
27.05.2015 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-16172/15