Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11 ноября 2016 г. N Ф02-6242/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о взыскании денежных средств
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Чита |
|
29 июля 2016 г. |
Дело N А19-6444/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июля 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Макарцева А.В.,
судей Юдина С.И., Бушуевой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Исламовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пожарно-спасательный центр" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 мая 2016 года по делу N А19-6444/2014 по иску общества с ограниченной ответственностью "Пожарно-спасательный центр" (ОГРН 1073808026357, ИНН 3808169148, г. Иркутск, ул. Шевцова. 68) к Федеральному государственному казенному учреждению комбинат "Прибайкалье" (ОГРН 1023802141681, ИНН 3819003137, Иркутская область, г. Усолье-Сибирское) и Администрации муниципального района Усольского районного муниципального образования (ОГРН 1023802145344, ИНН 38470002898, г. Усолье-Сибирское, ул. Свердлова, 1) о взыскании 616 952, 38 руб., (суд первой инстанции: Кириченко С.И.),
при участии в судебном заседании:
от истца представитель Марьян А.В.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Пожарно-спасательный центр" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Федеральному государственному казенному учреждению комбинат "Прибайкалье" о взыскании 616 952 руб. 38 коп.
В ходе судебного разбирательства истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил основание исковых требований, указывает, что возникшие между истцом и ответчиком внедоговорные отношения регулируются нормами главы 50 Гражданского кодекса Российской Федерации "Действия в чужом интересе без поручения". Кроме того, уточнил исковые требования, просит: - взыскать в пользу истца с ФГКУ комбинат "Прибайкалье" 75 638 руб. 39 коп. за выполненные работ, 12 497 руб. 67 коп. проценты за пользование чужими денежными средствами; - взыскать в пользу истца с муниципального образования г.Усолье-Сибирское 453 830 руб. 32 коп за выполненные работ, 74 986 руб. проценты за пользование чужими денежными средствами.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 02 декабря 2014 года к участию в деле в качестве второго ответчика привлечена администрация города Усолье-Сибирское.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 27 января 2015 года произведена замена ненадлежащего ответчика - Администрации города Усолье-Сибирское на Усольское районное муниципальное образование.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 24 февраля 2015 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 июля 2015 года в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 03 декабря 2015 года по делу N А19-6444/2014, решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 февраля 2015 года, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 июля 2015 года отменено, направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
Направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал суду первой инстанции установить обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу, оценить представленные в материалы дела доказательства, рассмотреть спор по существу, а также распределить расходы по государственной пошлине за кассационное рассмотрение дела.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 10 мая 2016 года в удовлетворении заявленных исковых требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, истец обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным. Из апелляционной жалобы следует, что судом первой инстанции при новом рассмотрении дела не выполнены указания суда кассационной инстанции; суд первой инстанции неправильно применил положения постановления N 304 (предусматривающие общие правила классификации чрезвычайных ситуаций); следовало применить специальный нормативно-правовой акт-постановление Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов".
От ответчиков поступили отзыв и возражение на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени его проведения уведомлены надлежащим образом. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Решение пересматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Предметом иска по настоящему делу является требование общества с ограниченной ответственностью "Пожарно-спасательный центр" к Федеральному государственному казенному учреждению комбинат "Прибайкалье", Администрации Муниципального района Усольского районного муниципального образования о взыскании затрат на ликвидацию аварии, процентов за пользование чужими денежными средствами.
Как установил суд первой инстанции и следует из дела, разлив нефтепродуктов в акватории р.Ангара на территории Усольского районного муниципального образования относится к чрезвычайной ситуации регионального характера. Применив положения Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", распоряжение губернатора Иркутской области N 48-р от 26 апреля 2012 года "О введении режима функционирования "Повышенная готовность", пункта 30 постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", по мотивам, подробно изложенным в решении суд первой инстанции пришел к выводу, что оснований для возложения понесенных истцом расходов на ликвидацию разлива нефтепродуктов в акватории р.Ангара на территории Усольского районного муниципального образования на Администрацию Усольского районного муниципального образования и ФГКУ комбинат "Прибайкалье" не имеется.
Выводы суда первой инстанции правильные, построены на относимых и допустимых доказательствах, соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, рассмотрены апелляционным судом и признаны несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права и сводятся к переоценке доказательств, исследованных судом первой инстанции.
Река Ангара находится в федеральной собственности (в собственности Российской Федерации), полномочия собственника, в отношении которой в соответствии с п.1, ст.8, п.2 ст. 7 Водного кодекса РФ осуществляет орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Чрезвычайная ситуация объявлена на территории муниципального образования "Город Свирск" с 23 часов 25.04.2012, муниципального образования "город Черемхово" с 20 часов 26.04.2012 и Черемховского районного муниципального образования с 22 часов 00 минут (постановление администрации муниципального образования "город Свирск" N 245 от 25.04.2012, постановление администрации муниципального образования "город Черемхово" N 316 от 26.04.2012, постановление администрации Черемховского районного муниципального образования N 307 от 26.04.2012).
Соответственно, произошедшая чрезвычайная ситуация затронула территорию более двух поселений и не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации.
Разлив нефтепродуктов в акватории р.Ангара на территории Усольского районного муниципального образования относится к чрезвычайной ситуации регионального характера. Кроме того, распоряжением губернатора Иркутской области N 48-р от 26.04.2012 "О введении режима функционирования "Повышенная готовность" для территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" на территории Иркутской области с 10 часов 26.04.2012 введен режим функционирования для территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
В соответствии с пунктом 30 постановления Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" ликвидация чрезвычайных ситуаций: локального характера осуществляется силами и средствами организации; муниципального характера осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления; межмуниципального и регионального характера осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации; межрегионального и федерального характера осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации. При недостаточности указанных сил и средств привлекаются в установленном порядке силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
Статья 24 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определяет, что финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации федерального и межрегионального характера является расходным обязательством Российской Федерации; регионального и межмуниципального характера - расходным обязательством субъекта Российской Федерации; в границах муниципального образования - расходным обязательством муниципального образования; организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайной ситуации за счет собственных средств в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу указанных норм права ликвидация чрезвычайной ситуации и ее последствий должна осуществляться силами и средствами субъекта Российской Федерации, то есть силами и средствами Иркутской области. Соответственно, оснований для возложения понесенных истцом расходов на ликвидацию разлива нефтепродуктов в акватории р.Ангара на территории Усольского районного муниципального образования на Администрацию Усольского районного муниципального образования и ФГКУ комбинат "Прибайкалье" не имеется.
В суде первой инстанции представитель истца неоднократно указывал, что не усматривает оснований для замены ответчика на Правительство Иркутской области, поскольку разлив нефтепродуктов произошел на территории Усольского районного муниципального образования. С учетом изложенного, у суда отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований ООО "Пожарно-спасательный центр", в связи с чем решение подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 мая 2016 года по делу N А19-6444/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты его принятия.
Председательствующий |
А.В. Макарцев |
Судьи |
Е.М. Бушуева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-6444/2014
Истец: ООО "ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОМБИНАТ "ПРИБАЙКАЛЬЕ" УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ РЕЗЕРВАМ ПО СИБИРСКОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
Третье лицо: Администрация города Усолье-Сибирское
Хронология рассмотрения дела:
11.11.2016 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6242/16
29.07.2016 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1884/15
10.05.2016 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-6444/14
03.12.2015 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5693/15
13.07.2015 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1884/15
24.02.2015 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-6444/14