Требование: о признании незаконным акта органа власти, о признании незаконным отказа в регистрации документа по договору аренды в отношении земельного участка
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
12 декабря 2016 г. |
А79-6158/2016 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Урлекова В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лазаревой И.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 04.10.2016
по делу N А79-6158/2016,
принятое судьей Васильевым Е.В.
по заявлению закрытого акционерного общества "ТУС" (428034 г. Чебоксары, ул. М. Павлова, д.39, помещение N 7; ОГРН 1022101137398, ИНН 2129005369) о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике от 10.06.2016 N 21/031/022/2016-4147 об отказе в государственной регистрации,
без участия лиц,
и установил:
закрытое акционерное общество "ТУС" (далее - ЗАО "ТУС", Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии с заявлением о признании незаконным изложенного в письме от 10.06.2016 N 21/031/022/2016-4147 решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике (далее - Управление Росреестра, регистрирующий орган) об отказе в государственной регистрации дополнительного соглашения от 17.03.2016 к договору аренды земельного участка от 16.06.2015 N 1177. Одновременно заявитель просил обязать регистрирующий орган зарегистрировать дополнительное соглашение от 17.03.2016 к договору аренды земельного участка от 16.06.2015 N 1177.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственный комитет Чувашской Республики по имущественным и земельным отношениям, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике, Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 04.10.2016 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. В качестве способа восстановления нарушенного права суд обязал Управление Росреестра осуществить государственную регистрацию дополнительного соглашения от 17.03.2016 к договору аренды земельного участка от 16.06.2015 N 1177. Одновременно суд взыскал с регистрирующего органа в пользу Общества судебные расходы в размере 3000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Росреестра обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Регистрирующий орган настаивает на том, что, поскольку дополнительным соглашением от 17.03.2016 к договору аренды земельного участка от 16.06.2015 N 1177 изменился ежегодный размер арендной платы, определенный на аукционе, что не соответствует положениям действующего законодательства, оно не подлежало государственной регистрации.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество выражает несогласие с доводами Управления Росреестра, указывает на законность обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения.
Министерство юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики (Минюст Чувашии) в отзыве на апелляционную жалобу поддерживает позицию ЗАО "ТУС"; просит оставить обжалуемое решение суда без изменения.
Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, законных представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в материалах дела доказательствам.
На основании Указа Главы Чувашской Республики от 07.10.2016 N 142 Государственный комитет Чувашской Республики по имущественным и земельным отношениям упразднен и его правопреемником является Министерство юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики (далее - Минюст Чувашии, Министерство), в том числе по обязательствам, возникшим в результате судебных решений.
В связи с этим обстоятельством в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом вынесено определение о процессуальном правопреемстве.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По делу установлено, что согласно протоколу от 05.06.2015 ЗАО "ТУС" признано победителем аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка площадью 167 918 кв.м, кадастровый номер 21:01:010315:66, расположенного по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, для комплексного освоения территории в целях жилищного строительства,
16.06.2015 Министерство и ЗАО "ТУС" заключили договор аренды N 1177 земельного участка площадью 167 918 кв.м, кадастровый номер 21:01:010315:66, расположенного по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, который 29.07.2015 зарегистрирован в установленном законом порядке.
17.03.2016 Министерство и ЗАО "ТУС" заключили дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от 16.06.2015 N 1177.
22.03.2016 с целью осуществления государственной регистрации указанного дополнительного соглашения ЗАО "ТУС" обратилось в Управление Росреестра с соответствующим заявлением.
Сообщением от 10.06.2016 N 21/031/002/2016-4147 регистрирующий орган уведомил Общество об отказе в государственной регистрации дополнительного соглашения от 17.03.2016 к договору аренды земельного участка от 16.06.2015 N 1177, обосновав свое решение положениями абзацев 4 и 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Полагая, что такое решение регистрирующего органа не соответствует положениям земельного законодательства и нарушает его права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности, ЗАО "ТУС" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 39.7, 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", Федерального закона от 15.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 и исходил из того, что регистрирующий орган не доказал законность своего решения.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение решением государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статья 124 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К субъектам гражданского права, указанным в пункте 1 настоящей статьи, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Согласно статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" с 1 марта 2009 года функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Статья 2 данного Федерального закона от 15.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) закрепляет, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно статье 4 Федерального закона N 122-ФЗ государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.
Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.
В силу статьи 13 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
Статья 20 Федерального закона N 122-ФЗ перечисляет основания для отказа в государственной регистрации права.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация аренды недвижимого имущества проводится посредством государственной регистрации договора аренды этого недвижимого имущества. С заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества.
В соответствии с частью 7 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" (далее - Федеральный закон N 161-ФЗ) земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, полномочия по управлению и распоряжению которыми осуществляются субъектом Российской Федерации, после заключения органом государственной власти субъекта Российской Федерации договора аренды на землю подлежат передаче из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации.
Согласно части 22 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации обязательным приложением к размещенному на официальном сайте извещению о проведении аукциона являлся проект договора аренды земельного участка.
В соответствии с частью 15 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации в случае проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства (за исключением случая проведения аукциона в соответствии с частью 7 статьи 39.18 настоящего Кодекса) начальной ценой предмета аукциона на право заключения договора аренды такого земельного участка является размер первого арендного платежа, определенный по результатам рыночной оценки в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Согласно части 16 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации по результатам аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства (за исключением случая проведения аукциона в соответствии с пунктом 7 статьи 39.18 настоящего Кодекса) определяется размер первого арендного платежа.
В силу пункта 10 части 21 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о размере ежегодной арендной платы при предоставлении земельного участка юридическому лицу в аренду для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства, за исключением первого арендного платежа, размер которого определяется по результатам аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства. При этом размер ежегодной арендной платы, если предметом аукциона является размер первого арендного платежа, определяется в порядке, установленном для определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В соответствии со статьей 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
В случае заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на аукционе на право заключения договора аренды земельного участка размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа за земельный участок определяется по результатам этого аукциона.
Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:
1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" разъяснено, что по смыслу части 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации размер арендной платы по договору аренды государственного или муниципального имущества не является регулируемым, если размер арендной платы определяется по результатам проведения торгов. Исходя из этого, в тех случаях, когда по результатам торгов определяется ставка арендных платежей, уплачиваемых периодически (торги на повышение ставки арендной платы), регулируемая арендная плата не применяется.
Согласно части 2 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации размер арендной платы в договоре аренды может быть установлен, в частности, в виде платежей, вносимых периодически или единовременно, а также может предусматриваться сочетание различных способов определения арендной платы. В связи с этим допускается установление арендной платы таким образом, когда государственное регулирование относится лишь к одному или нескольким элементам предусмотренного в договоре порядка определения размера арендной платы, при этом другие элементы платы определяются по результатам торгов, если это не противоречит порядку проведения торгов, установленному в соответствии с федеральным законом. Так, не является регулируемой та часть арендной платы, которая в соответствии с условиями торгов на право заключения договора аренды подлежит внесению дополнительно к периодическим платежам и размер которой определяется по результатам этих торгов (например, часть 7 статьи 38.2 земельного кодекса Российской Федерации). При этом размер другой части арендной платы, которая согласно договору аренды, заключенному по результатам таких торгов, подлежит внесению периодически, может определяться по правилам о регулируемой арендной плате.
В данном случае регистрирующий орган отказал в государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды в связи с тем, что документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действюущего законодательства, а также, что не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (абзацы 4 и 10 части 1 статьи 20 Федерального закона N 122-ФЗ).
Установлено по делу, что 05.02.2015 зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 167 918 кв.м, кадастровый номер 21:01:010315:66, расположенный по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, категория земель - земли населенных пунктов; разрешенное использование: для объектов жилой застройки.
В соответствии с соглашением о взаимодействии (сотрудничестве) между Кабинетом Министров Чувашской Республики и Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства от 21.04.2009 N С-56 и протоколом заочного голосования Правительственной комиссии по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации от 26.11.2014 N 4, принято предложение Фонда РЖС о целесообразности передать государственной власти Чувашской Республики осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению, находящимся в федеральной собственности земельным участком из земель населенных пунктов, местоположение: г. Чебоксары, площадью 167 918 кв.м, кадастровый номер 21:01:0103015:66, для комплексного освоения в целях жилищного строительства и на срок, предусмотренный Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства".
На основании распоряжения от 15.04.2015 N 323-р Госкомимущества Чувашии (ранее Минимущество Чувашии) проведен аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка площадью 167 918 кв.м, кадастровый номер 21:01:010315:66.
Принимая во внимание предстоящее осуществление передачи обозначенного земельного участка из федеральной собственности в собственность Чувашской Республики, проектом договора аренды (пункт 4.3) было установлено, что с даты государственной регистрации права собственности Чувашской Республики на земельный участок ежегодный размер арендной платы рассчитывается в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19.06.2006 N 148 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Чувашской Республики, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов".
Информация о предстоящем изменении размера арендной платы с даты государственной регистрации права собственности Чувашской Республики на земельный участок была доступна всем юридическим лицам, желающим участвовать в аукционе.
В соответствии с поданными на участие в аукционе заявками все заявители располагали данными об условиях договора аренды, в том числе об условиях изменения арендной платы в случае смены собственника земельного участка.
По результатам проведенного аукциона с победителем аукциона ЗАО "ТУС" заключен договор аренды земельного участка от 16.06.2015 N 1177, который Управление Росреестра зарегистрировало 29.07.2015.
Пунктом 4.3 договора аренды предусмотрено, что с даты государственной регистрации права собственности Чувашской Республики на участок ежегодный размер арендной платы рассчитывается в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19.06.2006 N 148.
Согласно пункту 4.4 договора аренды в случае изменения исходных данных для расчета арендной платы ее размер подлежит пересмотру.
Таким образом, с момента государственной регистрации права собственности Чувашской Республики на обозначенный земельный участок размер арендных платежей подлежит обязательному пересмотру в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19.06.2006 N 148.
На основании обращения Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.09.2015 N 02/07-1138 и поручения Росимущества от 02.10.2105 N ПП-10/41049 ТУ Росимущества издало распоряжение от 26.10.2015 N 193-р "О безвозмездной передаче в государственную собственность Чувашской Республики земельного участка, находящегося в федеральной собственности", в соответствии с которым земельный участок площадью 167918 кв.м, кадастровый номер 21:01:010315:66, расположенный по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, передан в собственность Чувашской Республики; 20.11.2015 утвержден акт приема-передачи земельного участка; 17.12.2015 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество прекращено право собственности Российской Федерации и зарегистрировано право собственности Чувашской Республики.
Следовательно, с 17.12.2015 арендные платежи за указанный земельный участок подлежали перечислению в республиканский бюджет Чувашской Республики в полном объеме.
Во исполнение условий договора аренды от 16.06.2015 N 1177 письмом от 30.12.2015 N 05-05/16542 арендодатель направил ЗАО "ТУС" новый расчет арендной платы за землю, произведенный в соответствии с Порядком, установленным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19.06.2006 N 148.
Согласно указанному Порядку размер годовой арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной собственности Чувашской Республики, определяется на основании кадастровой стоимости арендуемого земельного участка с применением коэффициентов, характеризующих вид разрешенного использования земельного участка и корректирующих доходность местных бюджетов, устанавливаемых органами местного самоуправления. Также в расчете арендной платы учитывается коэффициент К1 - процент от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка, равный налоговой ставке земельного налога, утвержденной органами местного самоуправления.
Согласно заключенному дополнительному соглашению к договору аренды земельного участка от 16.06.2015 N 1177 с 17.12.2015 установлен годовой размер арендной платы за земельный участок в 1 302 163 руб. 79 коп.
Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии проверил расчет годового размера арендной платы за земельный участок и признал его правильным.
У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания подвергать сомнению выводы арбитражного суда первой инстанции.
Уполномоченный орган не опроверг представленный расчет арендной платы.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд первой инстанции пришел к правильному итоговому выводу о том, что указанные регистрирующим органом основания для отказа в государственной регистрации не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения спора.
Материалы дела подтверждают факт представления Обществом на государственную регистрацию всех необходимых документов, предусмотренных действующим законодательством.
Иные предусмотренные частью 1 статьи 20 Федерального закона N 122-ФЗ основания к отказу в государственной регистрации не установлены.
Таким образом, у Управления Росреестра отсутствовали правовые основания для принятия решения об отказе ЗАО "ТУС" в осуществлении государственной регистрации дополнительного соглашения от 17.03.2016 к договору аренды земельного участка от 16.06.2015 N 1177.
Вопреки требованиям статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации регистрирующий орган не доказал законность и обоснованность оспариваемого решения.
Оспариваемое решение не соответствует Федеральному закону N 122-ФЗ, Земельному кодексу Российской Федерации, Гражданскому кодексу Российской Федерации и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение заявленных требований.
Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии законно и обоснованно удовлетворил заявление Общества.
Руководствуясь частью 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание предмет спора и установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции правомерно обязал уполномоченный орган устранить допущенное нарушение прав Общества, верно определив правовосстановительную меру по делу.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
Поскольку суд первой инстанции удовлетворил заявленные Обществом требования, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации он законно и обоснованно взыскал с государственного органа в пользу заявителя понесенные им судебные расходы.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене судебного акта отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Управления Росреестра признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
В данном случае доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционных жалоб Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 04.10.2016 по делу N А79-6158/2016 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 04.10.2016 по делу N А79-6158/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
И.А. Смирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-6158/2016
Истец: ЗАО "ТУС"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике
Третье лицо: Государственный комитет Чувашской Республики по имущественным и земельным отношениям, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике, Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии, Министерство юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики