Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 ноября 2016 г. N Ф04-5172/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о привлечении к административной ответственности, о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: дело направлено на новое рассмотрение, решение суда первой инстанции изменено, решение суда первой инстанции отменено
город Омск |
|
29 июля 2016 г. |
Дело N А70-3752/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июля 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Золотовой Л.А., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Самовичем А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тюменской области апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7126/2016) закрытого акционерного общества "Агрофирма "Луговская" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 12.05.2016 по делу N А70-3752/2016 (судья Коряковцева О.В.), принятое по заявлению закрытого акционерного общества "Агрофирма "Луговская" к Отделению по Тюменской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации об оспаривании постановления от 16.03.2016 N 65-15-Ю/1030/3110 о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании представителей:
от закрытого акционерного общества "Агрофирма "Луговская" - Миконов В.В. (личность удостоверена паспортом, по доверенности от 01.03.2016);
от Отделения по Тюменской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации - Михальянс А.А. (личность удостоверена паспортом, по доверенности N 23 от 11.11.2015).
установил:
закрытое акционерное общество "Агрофирма "Луговская" (далее - заявитель, Общество, ЗАО "Агрофирма "Луговская") обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - ответчик, Банк) от 16.03.2016 N 65-15-Ю/1030/3110 о привлечении к административной ответственности.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 12.05.2016 по делу N А70-3752/2016 в удовлетворении требования Общества отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
При этом податель жалобы настаивает на том, что в рассматриваемом случае у суда имелись основания для признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным, учитывая наличие исключительных обстоятельств совершения административного правонарушения и отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В судебном заседании представитель ЗАО "Агрофирма "Луговская" поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Представитель Банка в представленном суду апелляционной инстанции письменном отзыве на апелляционную жалобу и в устном выступлении в судебном заседании не согласился с доводами жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
В рамках осуществления контрольных функций Банк направил Обществу требование от 04.12.2015 N Т5-22-2-3/64434 о предоставлении в Банк информации о лице, осуществляющем ведение Реестра акционеров, копии договора на ведение Реестра с Регистратором и копию акта приёма-передачи Реестра.
Указанное требование было получено Обществом 15.12.2015 и подлежало исполнению в течение 15 рабочих дней с даты его получения, то есть по 13.01.2016 включительно.
При этом в требовании Банк указал, что в случае отсутствия возможности представить указанные документы или представить их в установленный срок Обществу необходимо сообщить об этом в Банк в течение 5 рабочих дней с даты получения настоящего требования.
Однако, Общество указанное требование к установленному сроку не исполнило, необходимую информацию и документы в Банк не представило.
В связи с вышеуказанными обстоятельствами начальником отдела контроля деятельности эмитентов и контроля за раскрытием информации Уральского главного управления Центрального банка РФ Бубенщиковой А.П. в отношении заявителя был составлен протокол об административном правонарушении от 24.02.2016 N 65-16-Ю/1030/1020 по признакам статьи 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) - непредставление информации в Банк России.
Рассмотрев данный протокол и приложенные к нему документы, заместитель управляющего Отделением по Тюменской области Уральского ГУ Банка России вынес оспариваемое постановление от 16.03.2016 N 65-15-Ю/1030/3110 о привлечении к административной ответственности на основании статьи 19.7.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 250 000 рублей.
Полагая, что указанное постановление не основано на нормах действующего законодательства и нарушает права ЗАО "Агрофирма "Луговская", последнее обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с соответствующим заявлением.
12.05.2016 Арбитражный суд Тюменской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268, 269, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит его подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 19.7.3 КоАП РФ непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в Банк России отчетов, уведомлений и иной информации, предусмотренной законодательством и (или) необходимой для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации, за исключением случаев, если в соответствии со страховым законодательством, законодательством Российской Федерации о кредитной кооперации, о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях и о ломбардах Банком России дается предписание об устранении нарушения страхового законодательства, законодательства Российской Федерации о кредитной кооперации, о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях и о ломбардах, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Согласно пункту 1 статьи 44 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" общество обязано обеспечить ведение и хранение реестра акционеров общества в соответствии с правовыми актами Российской Федерации с момента государственной регистрации общества.
Федеральным законом от 02.07.2013 N 142-ФЗ (вступил в силу 01.10.2013) были внесены изменения в часть 2 статьи 149 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым ведение записей по учету прав на бездокументарные ценные бумаги осуществляется лицом, имеющим предусмотренную законом лицензию.
В соответствии Федеральным законом от 02.07.2013 N 142-ФЗ акционерные общества, осуществляющие самостоятельное ведение реестра акционеров, до 01.10.2014 обязаны передать ведение реестра лицу, имеющему предусмотренную законом лицензию, то есть профессиональному участнику рынка ценных бумаг, осуществляющему деятельность по ведению реестра.
С 01.09.2013 полномочия по внесению изменений в реестры и исключение сведений из реестров, ведение которых осуществлялось Федеральной службой по финансовым рынкам в соответствии с федеральными законами, были переданы Банку России (пунктом 3 статьи 49 Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков").
В силу статьи 76.2 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О центральном банке Российской Федерации" и пункта 7 статьи 44 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, а также регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах в целях защиты прав и законных интересов акционеров и инвесторов. Банк России вправе направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемым организациям предписания и запросы, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции Банка России.
Материалами дела установлено, что Общество к установленному сроку не представило требуемые документы и информацию.
Вместе с тем в ходе осуществления контроля за исполнением требования Банком установлено, что 05.02.2016 Общество представило ответ, согласно которому отсутствует возможность представить необходимые документы в связи с инициированной процедурой заключения договора на ведение реестра владельцев ценных бумаг.
В последующем Общество представило 12.02.2016 затребованные Банком документы: копию договора N 301 на ведение реестра владельцев ценных бумаг от 12.02.2016, акт приёма передачи документов к данному договору.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает установленным факт наличия в действиях ЗАО "Агрофирма "Луговская" события административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7.3 КоАП РФ.
Статьей 1.5 КоАП РФ определено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Доказательства, свидетельствующие о невозможности надлежащего исполнения заявителем требований процитированных выше норм по объективным, не зависящим от Общества причинам, а также свидетельствующие о том, что Обществом предприняты все зависящие от него меры по предупреждению совершения указанного административного правонарушения, в материалах дела отсутствуют и заявителем не представлены.
Таким образом, суд первой инстанции заключил правильный вывод о том, что Отделению по Тюменской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации доказано наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7.3 КоАП РФ.
Также апелляционный суд не находит оснований для признания правонарушения малозначительным.
Статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрена возможность освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности при малозначительности правонарушения.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Малозначительным административным правонарушением является деяние, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении лица, привлекаемого к ответственности, к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Пренебрежительное отношение Общества к исполнению обязанностей выразилось в непринятии мер по их соблюдению. Доказательств того, что у Общества отсутствовала возможность их соблюдения, в деле не имеется.
Вместе с тем, Федеральным законом от 03.07.2016 N 316-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", вступившим в силу 04.07.2016, в КоАП РФ внесены следующие дополнения:
1) статья 1.4 дополнена частью 3 следующего содержания:
"3. Особые условия применения мер административной ответственности в отношении являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также руководителей и иных работников указанных юридических лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (далее - их работники), устанавливаются настоящим Кодексом.";
2) статья 3.4 дополнена частью 3 следующего содержания:
"3. В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.";
3) статья 4.1 дополнена частью 3.5 следующего содержания:
"3.5. Административное наказание в виде предупреждения назначается в случаях, если оно предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.";
4) Кодекс дополнен статьей 4.1.1 следующего содержания:
"Статья 4.1.1. Замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением
1. Являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи".
Таким образом, указанным выше законом установлены основания смягчения административной ответственности за правонарушения, совершенные лицами, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
В пункте 4.3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.04.2006 N 4-П указано, что императивное по своему характеру правило статьи 54 (часть 2) Конституции Российской Федерации, предписывающее применять новый закон в случаях, когда после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, не предполагает наличие у суда или иного органа, применяющего закон, дискреционных полномочий, которые позволяли бы ему в таких случаях игнорировать действие этого закона. Следовательно, государство, обязанное в силу статьи 2 Конституции Российской Федерации признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, должно обеспечить на практике действие механизма приведения в соответствие с ним ранее принятых судебных решений независимо от наличия просьбы со стороны заинтересованных лиц.
ЗАО "Агрофирма "Луговская" представлены суду апелляционной инстанции доказательства того, что Общество относится субъектам среднего предпринимательства. Заявитель привлечен к ответственности за впервые совершенное административное правонарушение при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (доказательства иного в материалах дела отсутствуют).
Следовательно, нормы, внесенные в КоАП РФ Федеральным законом от 03.07.2016 N 316-ФЗ, подлежат применению к рассматриваемым правоотношениям в соответствии с правилом об обратной силе закона.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения", в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что в связи с принятием нового закона, смягчающего административную ответственность, вид административного наказания должен быть снижен до минимального в виде предупреждения.
В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено, в частности, решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, учитывая, что изменение санкции вызвано не нарушениями административного органа при привлечении Общества к административной ответственности, а требованиями законодательства на день вынесения судебного акта (часть 2 статьи 1.7 КоАП РФ), суд апелляционной инстанции усматривает основания для изменения постановления Отделения по Тюменской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации от 16.03.2016 N 65-15-Ю/1030/3110 в части назначения административного штрафа в размере 250 000 рублей с заменой его на предупреждение.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, а постановление административного органа изменению в части назначенного наказания.
Судебные расходы по апелляционной жалобе не распределяются, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 и пунктом 2 части 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 12.05.2016 по делу N А70-3752/2016 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Изменить постановление Отделения по Тюменской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации от 16.03.2016 N 65-15-Ю/1030/3110 о привлечении закрытого акционерного общества "Агрофирма "Луговская" к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в части применения меры ответственности в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей, заменив административное наказание на предупреждение.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-3752/2016
Истец: ЗАО "Агрофирма "Луговская"
Ответчик: Отделение по Тюменской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации, ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в лице Отделения по Тюменской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации
Хронология рассмотрения дела:
24.11.2016 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5172/16
29.07.2016 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7126/16
26.07.2016 Определение Арбитражного суда Тюменской области N А70-3752/16
12.05.2016 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-3752/16