г. Челябинск |
|
02 августа 2016 г. |
Дело N А47-9406/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 августа 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ширяевой Е.В.,
судей Мальцевой Т.В., Фотиной О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ахметовой Р.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Сорочинского городского округа Оренбургской области на определение Арбитражного суда Оренбургской области от 12.05.2016 по делу N А47-9406/2015 о процессуальном правопреемстве (судья Третьяков Н.А.).
Общество с ограниченной ответственностью "Сорочинскводоканал" (далее - ООО "Сорочинскводоканал", истец) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к Администрации муниципального образования Гамалеевский сельсовет Сорочинского района Оренбургской области (далее - Администрация Гамалеевского сельсовета, ответчик) о взыскании 326 548 руб. 29 коп. задолженности, 42 749 руб. 57 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 19.11.2015 исковые требования удовлетворены в полном объеме (т. 1 л.д. 122-124).
ООО "Сорочинскводоканал" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о замене Администрации Гамалеевского сельсовета на его правопреемника Администрацию Сорочинского городского округа Оренбургской области (далее - Администрация Сорочинского городского округа) (т. 2 л.д. 62-63).
Определением арбитражного суда первой инстанции от 12.05.2016 произведена замена ответчика (должника) по делу Администрации Гамалеевского сельсовета ее правопреемником Администрацией Сорочинского городского округа (т. 2 л.д. 100-102).
В апелляционной жалобе Администрация Сорочинского городского округа просило определение суда отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Администрация Сорочинского городского округа сослалась на то, что при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, Администрация Гамалеевского сельсовета является действующим юридическим лицом, процесс реорганизации в отношении ответчика не завершен. Следовательно, в силу ст. 57, 58 Гражданского кодекса Российской Федерации оснований для перехода прав и обязанностей Администрации Гамалеевского сельсовета к Администрации Сорочинского городского округа в настоящее время отсутствуют.
Администрация Гамалеевского сельсовета как сторона дела не выбывала из судебного процесса, так как в Едином государственном реестре юридических лиц нет записи о ликвидации данного юридического лица и исключения его из реестра, а следовательно данное юридическое лицо в настоящее время существует, у него есть органы управления в виде ликвидационной комиссии. Данное обстоятельство подтверждается тем, что подача искового заявления ООО "Сорочинскводоканал" и вынесение решения были произведены после 01.06.2015, то есть после преобразования на основании Закона Оренбургской области "Об объединении муниципальных образований Сорочинского района Оренбургской области с городским округом город Сорочинск".
Податель жалобы ссылается на определение о прекращении по апелляционной жалобе N 18АП-411/2016 от 22.03.2016 по делу N А47-9406/2015, в котором суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в силу ст. 57, 58 Гражданского кодекса Российской Федерации оснований для перехода прав и обязанностей Администрации Гамалеевского сельсовета к Администрации Сорочинского городского округа в настоящее время отсутствуют.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
В соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие лиц, участвующих в деле.
До начала судебного заседания от ООО "Сорочинскводоканал" поступил отзыв на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением от 19.11.2015 исковые требования удовлетворены в полном объеме, с Администрации Гамалеевского сельсовета в пользу ООО "Сорочинскводоканал" взыскано 326 548 руб. 29 коп. задолженности, 42 749 руб. 57 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами (т. 1 л.д. 122-124).
Согласно ч. 1 ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области 03.12.2014 N 2824 принят Закон Оренбургской области "Об объединении муниципальных образований Сорочинского района Оренбургской области с городским округом город Сорочинск", согласно которому Баклановский сельсовет, Бурдыгинский сельсовет, Войковский сельсовет, Гамалеевский сельсовет. Матвеевский сельсовет, Михайловский Первый сельсовет, Михайловский Второй сельсовет, Николаевский сельсовет, Первокрасный сельсовет, Пронькинский сельсовет, Родинский сельсовет, Романовский сельсовет, Рощинский сельсовет, Толкаевский сельсовет, Федоровский сельсовет Сорочинского района Оренбургской области преобразованы путем объединения с городским округом город Сорочинск с 01.06.2015 в Сорочинский городской округ.
Статьей 124 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами и к ним применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством.
Согласно ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципального образования могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В п. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении) дано понятие органов местного самоуправления: это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с п. 2 ст. 18 Закона о местном самоуправлении финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
Согласно ст. 3 Закона Оренбургской области "Об объединении муниципальных образований Сорочинского района Оренбургской области с городским округом город Сорочинск", органы местного самоуправления Сорочинского городского округа в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления Сорочинского района Оренбургской области, Баклановского сельсовета, Бурдыгинского сельсовета, Войковского сельсовета, Гамалеевского сельсовета, Матвеевского сельсовета, Михайловского Первого сельсовета, Михайловского Второго сельсовета, Николаевского сельсовета, Первокрасного сельсовета, Пронькинского сельсовета, Родинского сельсовета, Романовского сельсовета, Рощинского сельсовета, Толкаевского сельсовета, Федоровского сельсовета Сорочинского района Оренбургской области по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Оренбургской области, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.
В силу ст. 13 Закона о местном самоуправлении объединение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа является преобразованием муниципальных образований.
Объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, влечет создание вновь образованных муниципальных образований (п. 3, 8 ст. 13 Закона о местном самоуправлении).
В силу ч. 10 ст. 85 Закона о местном самоуправлении органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации. Имущественные обязательства органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, возникающие в силу правопреемства, определяются передаточным (разделительным) актом. Порядок и сроки составления передаточного (разделительного) акта устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 903 утверждены Правила составления передаточного (разделительного) акта по имущественным обязательствам органов местного самоуправления.
В п. 1 названных Правил указано, что под имущественными обязательствами органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, возникающими в силу правопреемства, понимается совокупность долговых обязательств муниципальных образований, включенных в объем муниципального долга в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, и кредиторская задолженность муниципальных бюджетных учреждений.
Согласно п. 1, пп. 5 п. 3 ст. 100 Бюджетного кодекса Российской Федерации структура муниципального долга представляет собой группировку муниципальных долговых обязательств по установленным данной статьей видам долговых обязательств. В объем муниципального долга включается объем иных непогашенных долговых обязательств муниципального образования.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации вновь образованное муниципальное образование - Сорочинский городской округ является правопреемником по долговым обязательствам преобразованных муниципальных образований.
Довод о том, что согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, Администрация Гамалеевского сельсовета является действующим юридическим лицом, процесс реорганизации в отношении ответчика не завершен, следовательно, в силу ст. 57, 58 Гражданского кодекса Российской Федерации оснований для перехода прав и обязанностей Администрации Гамалеевского сельсовета к Администрации Сорочинского городского округа в настоящее время отсутствуют, судом апелляционной инстанции отклоняется, так как согласно абз. 2 ст. 1 Закона Оренбургской области "Об объединении муниципальных образований Сорочинского района Оренбургской области с городским округом город Сорочинск" Администрация Гамалеевского сельсовета утрачивает статус муниципального образования со дня преобразования муниципальных образований. В абз. 1 ст. 1 данного закона указано, что Администрация Гамалеевского сельсовета преобразовано путем объединения с городским округом город Сорочинск с 01.06.2015. Таким образом, в соответствии с названным законом Администрация Гамалеевского сельсовета прекратило свое существование как муниципальное образование с 01.06.2015.
Довод о том, что Администрация Гамалеевского сельсовета как сторона дела не выбывала из судебного процесса, так как в Едином государственном реестре юридических лиц нет записи о ликвидации данного юридического лица и исключения его из реестра, а следовательно данное юридическое лицо в настоящее время существует, у него есть органы управления в виде ликвидационной комиссии, подлежит отклонению, так как преобразование должника произошло в порядке ст. 13 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в связи с чем положения ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации о ликвидации юридического лица в рассматриваемом случае неприменимы.
Ссылка на определение о прекращении по апелляционной жалобе N 18АП-411/2016 от 22.03.2016 по делу N А47-9406/2015, судом апелляционной инстанции не принимается, так как то обстоятельство, что Администрация Гамалеевского сельсовета в настоящее время находится в стадии ликвидации и в Единый государственный реестр юридических лиц не внесена запись о его ликвидации, не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявления истца о правопреемстве.
Поскольку апелляционная жалоба не содержит доводов и ссылок на доказательства, опровергающие выводы суда первой инстанции, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении определения судом не установлено, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Оренбургской области от 12.05.2016 по делу N А47-9406/2015 о процессуальном правопреемстве оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Сорочинского городского округа Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Ширяева |
Судьи |
Т.В. Мальцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-9406/2015
Истец: КУ Болотина Т. Н., КУ ООО "Сорочинскводоканал" Болотина Т. Н., ООО "СОРОЧИНСКВОДОКАНАЛ"
Ответчик: Администрация муниципального образования Гамалеевский сельсовет Сорочинского района Оренбургской области
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области, Администрация Сорочинского городского округа Оренбургской области