Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 17 ноября 2016 г. N Ф06-13843/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о взыскании долга и затрат, о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, о взыскании субсидии
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Саратов |
|
02 августа 2016 г. |
Дело N А12-8769/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 августа 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи А.Ю. Никитина,
судей С.А. Жаткиной, О.И. Антоновой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем И.С. Лукиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета сельского хозяйства Волгоградской области на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23 мая 2016 года по делу N А12-8769/2016, (судья Лаврик Н.В.),
по исковому заявлению Комитета сельского хозяйства Волгоградской области (400131, Волгоград, ул. Коммунистическая, 19; ИНН 3444049941, ОГРН 1023403456944)
к обществу с ограниченной ответственностью "Сатурн-Агро" (403474, Волгоградская обл., Серафимовичский р-он, х. Крутовский; ИНН 3427007211, ОГРН 1063456045400),
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - общества с ограниченной ответственностью "ИнтерТехника" (400075, Волгоград, шоссе Авиаторов, д. 9; ИНН 3442106023, ОГРН 1093459004902),
акционерного общества "Российский сельскохозяйственный банк" (119034, Москва, переулок Гагаринский, д. 3; ИНН 7725114488, ОГРН 1027700342890) в лице Волгоградского регионального филиала (400074, Волгоград, ул. Баррикадная, д. 1Б), Российской Федерации в лице Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (107139, Москва, Орликов переулок, 1/11; ИНН 7708075454; ОГРН 1067760630684)
о взыскании неосновательно полученной субсидии и процентов за пользование чужими денежными средствами,
при участии в заседании:
от Комитета сельского хозяйства Волгоградской области представитель Балапанова Гульнара Кавибулловна по доверенности от 03.02.2016 г., выданной сроком на 1 год,
представители иных лиц, участвующих в деле, не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке части 1 статьи 122, части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
В арбитражный суд Волгоградской области обратился Комитет сельского хозяйства Волгоградской области (далее - Облкомсельхоз, истец) с исковым заявлением (уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ) к обществу с ограниченной ответственностью "Сатурн-Агро" (далее - ООО "Сатурн-Агро", ответчик) о взыскании 1 762 518 руб. суммы необоснованно полученной в период с 16.04.2012 по 30.09.2015 года субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях.
Решением от 23 мая 2016 года Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-8769/2016 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что суд первой инстанции необоснованно не признал неосновательным обогащением получение бюджетных средств в виде субсидий.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, заслушав представителя истца, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Сатурн-Агро" является сельскохозяйственным товаропроизводителем и осуществляет деятельность по выращиванию зерновых, бобовых и масличных культур, разведению скота и пчёл, производству масел, продуктов сельскохозяйственного производства и др.
По договору купли-продажи N 0046-11-Т от 26.07.2011 г. ответчик приобрел у ООО "Интертехника" сеялку пневматическую стерневую Great Piains модель NTA 3510 с бункерной тележкой ADC 2350 (производство США) общей стоимостью 7 100 000 руб.
Платёжным поручением N 161 от 16.08.2011 ответчик произвел оплату продавцу в размере 1.065.000 руб.
Для оплаты остальной суммы (6.766.000 руб.) ответчиком заключен кредитный договор N 114607/0015 от 15.09.2011 г. в Волгоградском региональном филиале АО "Российский сельскохозяйственный банк" со сроком возврата кредитных средств 28.06.2019 г. под залог вышеуказанной сеялки. Договором предусмотрена процентная ставка (плата) за пользование кредитом 14% годовых.
Кредитные средства перечислены заемщику на ссудный счёт 15.09.2011 и сразу же направлены в счет оплаты по договору купли-продажи N 0046-11-Т от 26.07.2011 г.
Постановлением Администрации Волгоградской области от 04.05.2009 N 113-п, а затем Постановлениями Правительства Волгоградской области от 25.09.2012 N 406-п, от 05.03.2013 N 100-п и Постановлением Администрации Волгоградской области от 13.07.2015 N 402-п были утверждены Порядки возмещения сельскохозяйственным товаропроизводителям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, организациям агропромышленного комплекса, гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственным потребительским кооперативам Волгоградской области части затрат на уплату процентов по кредитам и займам. (далее - Порядки возмещения части затрат на уплату процентов)
В вышеуказанных Порядках предусмотрено, что субсидии предоставляются, в т.ч. сельскохозяйственным товаропроизводителями по кредитным договорам (договорам займа), заключенным после 1 января 2008 г. на срок до 10 лет, - на приобретение сельскохозяйственной техники в соответствии с перечнем, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Субсидии предоставляются за счёт собственных средств областного бюджета, а также за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 2 статьи 40, пунктами 1 и 4 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации поступившие из федерального бюджета денежные средства в виде субсидий на поддержку производителей сельскохозяйственных товаров становятся собственными доходами бюджета субъекта Российской Федерации, имеющими целевое назначение.
Главным распорядителем средств областного бюджета (далее ГРБС), направляемых на выплату субсидий, является комитет сельского хозяйства Волгоградской области.
В марте 2012 года ответчик подал в Комитет заявку на предоставление субсидии для возмещения части затрат на уплату процентов по кредиту N 114607/0015 от 15.09.2011 г.
Комитет осуществил проверку представленной ответчиком документации и не усмотрел несоответствия заявки сельскохозтоваропроизводителя условиям предоставления субсидий.
С апреля 2012 по 21.08.2015 Комитет включал ответчика в реестры заемщиков-получателей субсидий. Всего с 12.04.2012 по 30.09.2015 ответчику перечислены субсидии на сумму 1 762 518 руб.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, Комитет указал на то, что в соответствии с примечанием к Перечню направлений использования инвестиционных кредитов (займов), полученных на приобретение сельскохозяйственной техники, специализированного транспорта, оборудования и спецтехники, утвержденному Приказом Минсельхоза Российской Федерации от 13.04.2010 N 123 (в редакции от 18.01.2011) "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 N 90" возмещение части затрат на уплату процентов осуществляется по кредитным договорам, заключенным после 01.01.2009 на приобретение машин сельскохозяйственных - кодом 47 300 российского производителя.
Ответчик приобрел для себя сеялку производства США.
Данные обстоятельства легли в основу настоящего иска.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера, как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правовому регулированию субсидий посвящена статья 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ)
В силу пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, субсидии предоставляются без установления обязательства по возврату.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий должны определять в частности:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц, предпринимателей, физических лиц -производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий ;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии со статьей 281 БК РФ неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного настоящим Кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации признается нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения.
Исходя из положения статей 282, 283 БК РФ за нецелевое использование бюджетных средств к нарушителям бюджетного законодательства может быть применена такая мера, как изъятие бюджетных средств.
Эта мера ответственности носит по своей правовой природе административный характер.
По смыслу статьи 78 БК РФ, возврат субсидии возможен при выдаче субсидии лицу, не имеющему по субъективным либо объективным критериям права на ее получение (нарушение условий предоставления субсидии).
Возврат субсидии также возможен при использовании средств нецелевым образом как меры бюджетного принуждения (статья 306.4 БК РФ).
Поскольку правоотношения по предоставлению предоставление субсидий возникают из публичных обязательств (а не из гражданских), вследствие принятия нормативного правового акта уполномоченным органом власти в сфере бюджетного регулирования, то основания возникновения и порядок привлечения к ответственности должен определяться, исходя нормативного правового регулирования, действующего на момент совершения нарушения.
Положение подпункта 3 части 3 статьи 78 БК РФ о том, что в нормативном акте указывается порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, не может быть применено для произвольного установления уполномоченным органом условий возврата предоставленной субсидии по формальным основаниям.
В рассматриваемом случае ответчик получал спорные субсидии на основании Порядков предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, в которых предусмотрено следующее:
"Ответственность за достоверность представляемых в Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию (Министерство сельского хозяйства) сведений и целевое использование кредитных средств возлагается на заемщиков.
В случае нарушения заемщиками условий предоставления субсидий, установленных настоящим Порядком, а также представления в Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию недостоверных или искаженных сведений заемщики лишаются права на получение субсидий на весь срок субсидирования и обязаны произвести возврат ранее полученных субсидий из средств областного и федерального бюджетов в областной бюджет. При отказе от добровольного возврата субсидий взыскание производится в судебном порядке." (пункты соответствующих Порядков - 16, 23, 24, 23)
Из содержания и смысла норм, содержащихся в Порядках, получатель субсидий должен возвратить субсидии в бюджет при установлении наличия на его стороне злоупотреблений, в том числе выразившихся в предоставлении недостоверных или искаженных сведений и при нецелевом использовании бюджетных средств.
Иных оснований наступления ответственности сельскохозяйственного товаропроизводителя в виде изъятия бюджетных средств в Порядках не содержится.
В нарушение требований статьи 65 АПК РФ Комитет не доказал, что ООО "Сатурн-Агро" допустило какие-либо злоупотребления и они позволили получать субсидии.
В рассматриваемом случае оказанная сельхозтоваропроизводителю финансовая помощь использована по целевому назначению (на возмещение части затрат на уплату процентов по кредиту, полученному в российском банке); наличие достаточных объективных и правовых оснований для изъятия у ответчика денежных средств в размере 1.762.518 руб. Комитет не доказал.
Невнимательность истца при предоставлении субсидии при отсутствии виновных действий ответчика при получении субсидии и ее использования не являются основанием для удовлетворения иска.
Таким образом, в удовлетворении исковых требований правомерно отказано судом первой инстанции.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые были бы не проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем данные доводы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23 мая 2016 года по делу N А12-8769/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Ю. Никитин |
Судьи |
О.И. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-8769/2016
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 17 ноября 2016 г. N Ф06-13843/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: КОМИТЕТ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "Сатурн-Агро"
Третье лицо: АО "Россельхозбанк", АО "РОССИЙСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ БАНК", Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство сельского хозяйство РФ, ООО "Интертехника"