Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 ноября 2016 г. N Ф08-7371/16 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
29 июля 2016 г. |
дело N А53-2688/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июля 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломидзе О.Г.,
судей Малыхиной М.Н., Попова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абрамовой П.А.,
при участии: от истца: представителя Титова Юрия Валентиновича по доверенности от 10.05.2016, от Министерства финансов Ростовской области: представителей Лиманского Максима Андреевича по доверенности от 11.01.2016 N 9.7-7/6, Пересады Светланы Николаевны по доверенности от 29.01.2016 номер в реестре N 2-578, от Министерства труда и социального развития Ростовской области: представителя Ларичкиной Натальи Николаевны по доверенности от 11.01.2016 N 27-3/9,рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.06.2016 по делу N А53-2688/2016 (судья Парамонова А.В.) по иску общества с ограниченной ответственностью "Такси" к Министерству финансов Ростовской области при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Министерства труда и социального развития Ростовской области о взыскании убытков, возникших при исполнении контракта,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Такси" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации убытков в размере 135 964,68 руб., с Ростовской области в лице Министерства финансов Ростовской области убытков в размере 146 508 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что компенсация произведена истцу не в полном объеме.
Определением Арбитражного суда Ростовской области от 15.02.2016 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора в порядке статьи 51 АПК РФ было привлечено Министерство труда и социального развития Ростовской области.
Определением Арбитражного суда Ростовской области от 07.04.2016 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
В судебном заседании суда первой инстанции 12.05.2016 истец уточнил заявленные требования в порядке статьи 49 АПК РФ и просил суд взыскать в пользу общества с Ростовской области в лице Министерства финансов Ростовской области за счет средств казны Ростовской области убытки в размере 83 546,15 руб., с Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации в пользу общества убытки в размере 97 518,63 руб. - л.д. 2 том 2.
Заявленное уточнение принято судом.
В судебном заседании суда первой инстанции 31.05.2016 от представителя истца поступило ходатайство о замене ненадлежащего ответчика - Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на надлежащего ответчика - Ростовская область в лице Министерств финансов Ростовской области в порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - л.д.22-24 том 2.
Ходатайство истца о замене ненадлежащего ответчика судом удовлетворено. Произведена замена ответчика - Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на ответчика - Ростовская область в лице Министерства финансов Ростовской области - л.д. 31 том 2.
Представитель истца уточнил в порядке статьи 49 АПК РФ исковые требования и просил суд взыскать с Ростовской области в лице Министерства финансов РФ за счет казны Ростовской области в пользу истца убытки в размере 181 064,78 рублей, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 10 474 рублей, а всего 191 538,78 рублей. Заявленное уточнение принято судом - л.д.23, 24 том 2.
Решением от 07.06.2016 с Ростовской области в лице Министерства финансов Ростовской области за счет средств казны Ростовской области в пользу истца взысканы убытки в размере 181 064,78 рублей; расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 432 руб. Суд возвратил истцу из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по платежному поручению N 47 от 29.01.2016 в размере 4 042 рубля.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в иске.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что судом не применен закон, подлежащий применению, а именно: подпункт 1 подпункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации выступает в суде от имени субъекта Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к субъекту Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности. Одним из главных распорядителей средств областного бюджета в ведомственной структуре расходов областного бюджета определено министерство труда и социального развития Ростовской области. Областными законами и постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 определен главный распорядитель средств областного бюджета по расходам на проезд льготных категорий граждан - министерство труда и социального развития Ростовской области. Поскольку главным распорядителем данных бюджетных средств является министерство труда и социального развития Ростовской области, выступать в суде от имени публично-правового образования - Ростовской области в качестве представителя ответчика должно министерство труда и социального развития Ростовской области. Поступавшие в министерство финансов Ростовской области заявки министерства труда и социального развития Ростовской области на финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией указанных мер социальной поддержки, исполнялись министерством финансов Ростовской области в полном объеме, неисполненных заявок министерства труда и социального развития Ростовской области не имеется. К ведению министерства финансов Ростовской области не относится регулирование правоотношений, связанных с реализацией мер социальной поддержки вышеуказанным категориям граждан в виде льготного проезда автомобильным транспортом пригородного межмуниципального и междугородного внутриобластного сообщений.
В отзыве на апелляционную жалобу третье лицо просило решение суда оставить без изменения. Пояснило, что министерство труда и социального развития Ростовской области несет ответственность за неисполнение государственных полномочий только в пределах выделенных денежных средств из бюджета. Предъявленные обществом в пределах плановых показателей утвержденных бюджетных назначений счета приняты министерство труда и социального развития Ростовской области к учету. Спорная сумма в размере 181 064, 78 руб. предъявлена к оплате сверх плановых показателей утвержденных бюджетных назначений на 2015 год.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали свои правовые позиции по делу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, истец является коммерческим транспортным предприятием, целью и предметом деятельности которого является организация пригородных автомобильных (автобусных) пассажирских перевозок, подчиняющихся расписанию на платной основе, на основании контрактов N 129-ап от 18.02.2015 и N 308-ап от 24.02.2015, заключенных с Министерством труда и социального развития Ростовской области.
Между истцом (перевозчик) и Министерством труда и социального развития Ростовской области заключен контракт N 129-ап от 18.02.2015.
В соответствии с п. 1.1 контракта во исполнение постановления Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 перевозчик предоставляет в 2015 году бесплатный проезд гражданам, включенным в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (далее - федеральные льготники), а министерство возмещает перевозчику в пределах средств, полученных из областного бюджета на эти цели в 2015 году, стоимость предоставленных услуг по проезду федеральных льготников на автомобильных пригородных маршрутах и автомобильных междугородных внутриобластных маршрутах.
В соответствии с п. 2.1.2 контракта истец обязался ежемесячно в срок до 9 числа месяца, следующего за отчетным, предоставлять министерству труда и социального развития по утвержденному графику реестры в электронном виде по акту приемки-передачи для проверки соответствия граждан, указанных в реестрах, базе данных льготных категорий граждан "АСП", пенсионной базе данных и федеральному регистру, а так же в срок до 12 числа месяца, следующего за отчетным, счет, реестр о фактически перевезенных льготниках на бумажном носителе и протокол сверки электронных реестров.
В соответствии с п. 2.2.1 контракта министерство труда и социального развития обязуется в срок до 30 числа месяца, следующего за отчетным, при условии предоставления документов, указанных в п. 2.1.2 производить возмещение истцу стоимости предоставляемых услуг по перевозкам федеральных льготников в пределах выделенных на эти цели средств из областного бюджета на 2015 год и пропорционально расходам перевозчиков, заключивших контракты с Министерством труда и социального развития Ростовской области на возмещение в 2015 году стоимости предоставленных услуг по перевозкам федеральных льготников.
Также истец и Министерство труда и социального развития Ростовской области заключили контракт N 308-ап от 24.02.2015.
В соответствие с п. 1 указанного контракта во исполнение Областных законов "О социальной поддержке ветеранов труда", "О ветеранах труда Ростовской области", "О социальной поддержке тружеников тыла", "О социальной поддержке граждан, пострадавших от политических репрессий" перевозчик предоставляет в 2015 году бесплатный проезд ветеранам труда, ветеранам труда Ростовской области, ветеранам военной службы, труженикам тыла, реабилитированным гражданам и лицам, признанными пострадавшими от политических репрессий (далее - региональные льготники), а министерство возмещает перевозчику в пределах средств, полученных из областного бюджета на эти цели в 2015 году, стоимость предоставленных услуг по проезду региональных льготников на автомобильных пригородных маршрутах и автомобильных междугородных внутриобластных маршрутах.
В соответствии с п. 2.1.2 контракта истец обязался ежемесячно в срок до девятого числа месяца, следующего за отчетным, предоставлять Министерству труда и социального развития по утвержденному графику реестры в электронном виде по акту приемки-передачи для проверки соответствия граждан, указанных в реестрах, базе данных льготных категорий граждан "АСП", а так же в срок до двенадцатого числа месяца, следующего за отчетным, счет, реестр о фактически перевезенных региональных льготниках на бумажном носителе и протокол сверки электронных реестров.
В соответствии с п. 2.2.1 контракта министерство труда и социального развития обязуется в срок до 30 числа месяца; следующего за отчетным, при условии предоставления документов, указанных в п. 2.1.2 производить возмещение истцу стоимости предоставляемых услуг по перевозкам региональных льготников в пределах выделенных на эти цели средств из областного бюджета на 2015 и пропорционально расходам перевозчиков, заключивших контракт с Министерством труда и социального развития Ростовской области на возмещение в 2015 году стоимости предоставленных услуг по перевозкам региональных льготников.
Истец полностью исполнил взятые на себя обязательства, предусмотренные контрактом N 129-ап от 18.02.2015 и контрактом N308-ап от 24.02.2015, в период с 01.01.2015 по 01.12.2015 оказывал услуги по бесплатному проезду региональных и федеральных льготников на автомобильных пригородных маршрутах и автомобильных междугородных внутриобластных маршрутах.
Общество ежемесячно составляло и предоставляло Министерству реестры о фактически произведенных перевозках льготных категорий граждан, содержащие сведения о количестве перевезенных льготных категорий граждан (помесячно) и суммах, выпадающих доходов, подлежащих компенсации, а также протоколы сверки электронных реестров о фактически предоставленном бесплатном проезде федеральным и региональным льготникам на автомобильном транспорте междугородних и пригородных внутриобластных маршрутах.
Все протоколы сверки электронных реестров за предоставленный бесплатный проезд льготным категориям граждан на автомобильном транспорте пригородных межмуниципальных маршрутов и междугородних маршрутов внутриобластного сообщения за период с 01.01.2015 по 01.12.2015 были приняты специалистом министерства, о чем в протоколах имеется отметка в поле подписи и расшифровки подписи данного специалиста - л.д.48-70 том 1.
Однако расходы, связанные с предоставлением истцом бесплатного проезда на автомобильном транспорте пригородных маршрутов и междугородних маршрутов внутриобластного сообщения льготных категорий граждан, включенных в региональный и федеральный регистр льготников, истцу были возмещены не в полном объеме.
Истец понес убытки по контракту N 308-АП от 24.02.2015 за август 2015 года в размере 5 720,07 руб., за сентябрь 2015 года в размере 15 715,44 руб., за октябрь 2015 года в размере 19 658,76 руб., за ноябрь 2015 года в размере 42 451,88 руб., за декабрь 2015 года в размере 62 962,50 руб.
По контракту N 129-ап от 18.02.2015 истец понес убытки за сентябрь 2015 года в размере 23 463,74 руб., за октябрь 2015 года в размере 31 496,46 руб., за ноябрь 2015 года в размере 42 558,43 руб., за декабрь 2015 года в размере 38 446,05 руб.
05.04.2016 на расчётный счет истца поступили денежные средства - возмещение затрат ООО "Такси" по перевозке льготных категорий граждан за декабрь 2015 года 16 376,07 руб. по платежному поручению N 57521 за перевозку ветеранов труда Ростовской области; 46 586,43 руб. по платежному поручению N 57520 за перевозку ветеранов труда; 38 446,05 руб. по платежному поручению N 57519 за перевозку федеральных льготников.
При этом министерством истцу не оплачено возмещение стоимости за оказанные услуги по предоставлению льготного (бесплатного) проезда в размере 181 064,78 рублей.
Отсутствие оплаты со стороны министерства послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка пассажиров осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В силу положений пунктов 1, 2 статьи 789 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором (статья 426).
Согласно положениям статьи 19 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок. Регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования.
Согласно пункту 5 статьи 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
Постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 утверждены Положение о порядке финансирования и возмещения расходов на предоставление льготного проезда пригородным железнодорожным и водным транспортом, автомобильным транспортом пригородного межмуниципального и междугородного внутриобластного сообщений в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности и Положение о порядке расходования средств областного бюджета на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Ростовской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и условиях обеспечения им равной доступности услуг общественного транспорта.
Согласно Положению о порядке финансирования и возмещения расходов на предоставление льготного проезда пригородным железнодорожным и водным транспортом, автомобильным транспортом пригородного межмуниципального и междугородного внутриобластного сообщений в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности возмещение расходов транспортных организаций за льготный проезд производится за счет средств областного бюджета, предусмотренных на эти цели министерству труда и социального развития Ростовской области областным законом об областном бюджете (п. 2).
Возмещение расходов за проезд автомобильным транспортом пригородного межмуниципального и междугородного внутриобластного сообщений осуществляется министерством труда и социального развития Ростовской области транспортным организациям в соответствии с заключенными между ними договорами за фактически произведенные перевозки льготных категорий граждан (п. 7).
Акты сверок и реестры представляются в министерство труда и социального развития Ростовской области транспортными организациями, осуществляющими автомобильные перевозки по внутриобластным междугородным и пригородным маршрутам, по формам и в сроки, установленные министерством труда и социального развития Ростовской области (п. 8).
Министерство труда и социального развития Ростовской области формирует сводную заявку на возмещение затрат транспортных организаций за льготный проезд на основании актов сверки с транспортными организациями о фактически предоставленных мерах и направляет ее в министерство финансов Ростовской области по форме и в сроки, предусмотренные соответствующими приказами министерства финансов Ростовской области (п. 9).
Положение о порядке расходования средств областного бюджета на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Ростовской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и условиях обеспечения им равной доступности услуг общественного транспорта определяет порядок расходования средств областного бюджета на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Ростовской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в части возмещения расходов автотранспортных организаций за перевозку граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (далее - федеральные льготники), на автомобильном транспорте по внутриобластным междугородным и пригородным маршрутам и условия обеспечения им равной доступности услуг общественного транспорта.
Указанные средства областного бюджета используются согласно пункту 2 Положения на возмещение фактических расходов автотранспортных организаций за бесплатный проезд федеральных льготников, возмещение фактических расходов автотранспортных организаций за бесплатный проезд федеральных льготников на автомобильном транспорте по внутриобластным пригородным маршрутам.
Согласно пункту 11 названного Положения автотранспортные организации, осуществляющие перевозки по внутриобластным междугородным и пригородным маршрутам, ежемесячно, в срок до 12 числа месяца, следующего за отчетным, представляют в министерство труда и социального развития области счета, реестры о фактически произведенных перевозках льготных категорий граждан (далее - реестры) на бумажных и магнитных носителях по форме, установленной министерством труда и социального развития Ростовской области, которые являются неотъемлемой частью контракта (договора), заключенного между министерством труда и социального развития Ростовской области и автотранспортными организациями. Реестры и счета являются основанием для расчетов за фактически произведенные расходы автотранспортных организаций за льготный проезд федеральных льготников.
Министерство труда и социального развития Ростовской области заключает контракты (договоры) с автотранспортными организациями, указанными в перечне автотранспортных организаций, допущенных к выполнению пассажирских перевозок по внутриобластным междугородным и пригородным маршрутам, представляемом министерством транспорта Ростовской области, на возмещение расходов за бесплатные перевозки федеральных льготников на автомобильном транспорте по внутриобластным междугородным и пригородным маршрутам (п. 12).
Указанное положение пунктом 14 возлагает ответственность за достоверность представляемых в министерство труда и социального развития Ростовской области документов, служащих основанием для возмещения расходов за льготный проезд федеральных льготников, на автотранспортные организации.
Пунктом 16 закреплено, что Министерство труда и социального развития Ростовской области самостоятельно и с участием других уполномоченных органов государственной власти проводит проверку достоверности представленных к возмещению расходов. В случае выявления фактов искажения данных об объемах расходов, подлежащих возмещению, перечисление денежных средств приостанавливается до определения реальных объемов потребности в средствах.
Верховный Суд Российской Федерации в Определении Верховного Суда РФ от 12.08.2015 N 305-ЭС15-2480 по делу N А40-2159/2014 указал, что в соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" были изменены ранее существовавшие по вопросам совместного ведения в указанной сфере полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также изменен порядок предоставления льгот отдельным категориям граждан, имеющим право на льготный проезд в общественном городском и пригородном общественном транспорте, предусмотренных ранее принятыми федеральными законами. С 01.01.2005 предоставление льготы по проезду в городском и пригородном общественном транспорте в натуральной форме заменено на компенсационную денежную выплату. Вместе с тем данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового имущественного положения, а также других обстоятельств.
Для реализации нового порядка предоставления льгот в Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) включена статья 26.3.1 "Участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществление полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также по предметам совместного ведения" и внесены изменения в статью 26.3 "Принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации".
В соответствии со статьей 26.3 названного Федерального закона полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и в случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе и в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования (пункт 1).
Пунктом 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" судам было разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ, разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В силу абзаца 2 части 1 статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения, не отнесенных в соответствии с Законом N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, финансируются за счет средств бюджета Российской Федерации.
Полномочия по предметам совместного ведения, отнесенные в соответствии с Законом N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, финансируются за счет средств субъектов Российской Федерации - статья 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в частности отнесено решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе, многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе, за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий.
Таким образом, выплата пособий на оплату проезда на общественном транспорте определенным категориям гражданам признается расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Как указано выше Положение о порядке расходования средств областного бюджета на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Ростовской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РО от 15.12.2011 N 232, признает возмещение перевозчикам расходов на льготный проезд граждан, включенных в федеральный регистр, расходным обязательством бюджета Ростовской области.
Правовая позиция о том, что возмещение соответствующих расходов перевозчиков не может быть отнесено к расходным обязательствам федерального бюджета, выражена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.05.2015 по делу N А53-7359/2014.
В частности, кассационным судом указано следующее.
Пунктом 1 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ предусмотрено, что осуществление полномочий субъектов, указанных в статье 26.3 названного Закона, может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов.
Такое дополнительное финансирование по общему правилу осуществляется путем предоставления субъектам Российской Федерации из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в форме субсидий.
Под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета согласно части 1 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Предоставление таких межбюджетных трансфертов осуществлялось на основании постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 N 802.
В 2010 году в связи с принятием Федерального закона от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" и постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1181 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" постановление N 802 утратило силу, также изменился порядок выделения межбюджетных трансфертов на цели обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2010 N 1108 (далее - постановление N 1108) внесены изменения в Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2008 N 392; далее - Правила N 392). Согласно пункту 9 Правил N 392 (в редакции постановления N 1108) предоставление субсидий осуществлялось на основании соглашения. Таким образом, наличие соглашения между субъектом Российской Федерации и Российской Федерацией, в отличие от ранее действовавшего правового регулирования, стало обязательным и необходимым условием для предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета.
Аналогичный порядок предоставления субсидий сохранен в пункте 9 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации".
Суд кассационной инстанции указал: выводы судов о том, что финансирование обеспечения льготных перевозок относится к расходным обязательствам Российской Федерации, которые она обязана осуществлять в форме предоставления субвенций, сделаны без учета изменений законодательства, а также без установления механизма предоставления межбюджетных трансфертов в спорный период (путем заключения соответствующего соглашения между Ростовской областью и Российской Федерацией и фактического выделения соответствующих субсидий),
Таким образом, исходя из приведенных выше правовых норм федерального и регионального законодательства, суд апелляционной инстанции полагает неверным предъявление обществом требований о взыскании убытков, связанных с перевозкой льготной категории граждан, включенных в федеральный регистр, к Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации. В связи с чем суд первой инстанции правомерно удовлетворил ходатайство истца о замене ненадлежащего ответчика - Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на надлежащего ответчика - Ростовская область в лице Министерств финансов Ростовской области.
Требования к Ростовской области предъявлены обществом корректно, обязанность возместить соответствующие суммы обществу является расходным обязательством областного бюджета.
Апелляционный суд проверил расчет убытков, обоснованных возражений к расчету не представлено, следовательно, расчет выполнен правильно.
Апелляционный суд отклоняет довод ответчика о том, что ответчиком по делу должно выступать Министерство труда и социального развития Ростовской области.
Согласно Областному закону от 25.12.2014 N 283-ЗС "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" главным распорядителем средств областного бюджета в части возмещения расходов транспортных организаций за перевозку льготных категорий граждан является министерство труда и социального развития Ростовской области.
В соответствии со статьей 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств, в связи с чем возмещение расходов, связанных с перевозкой льготников на автомобильном транспорте пригородных межмуниципальных и междугородных маршрутах, осуществлялось в пределах средств, предусмотренных областным бюджетом на эти цели в 2015 году.
Плановый объем бюджетных ассигнований на предоставление мер социальной поддержки льготников по проезду в том числе на автомобильном транспорте на очередной финансовый год рассчитывается министерством труда и социального развития Ростовской области в соответствии с методикой, утвержденной приказом министерства финансов Ростовской области от 26.02.2012 N 47. Расчет осуществляется в разрезе законов социальной направленности с учетом численности льготников, фактически воспользовавшихся бесплатным проездом, и средней фактической стоимости проезда одного льготника.
Из Определения Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2015 N 308-ЭС15-5357 (по делу А53-20945/2014) также следует, что довод Минфина Ростовской области о том, что надлежащим ответчиком является министерство труда и социального развития Ростовской области как главный распорядитель бюджетных средств - несостоятелен, так как в силу положений БК РФ министерство труда и социального развития Ростовской области несет ответственность за неисполнение государственных полномочий только в пределах выделенных денежных средств из бюджета.
Возмещение расходов за проезд федеральных и региональных льготников на автомобильных пригородных маршрутах и автомобильных междугородных внутриобластных маршрутах осуществляется министерством труда и социального развития Ростовской области в пределах средств, выделенных из областного бюджета на эти цели, и пропорционально расходам перевозчиков, заключивших контракты на соответствующий календарный год с Минтрудом области на возмещение стоимости предоставленных услуг по перевозкам федеральных и региональных льготников.
Суд правильно применил нормы материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом не допущено. Заявитель жалобы от уплаты госпошлины освобожден.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.06.2016 по делу N А53-2688/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу постановления арбитражного суда.
Председательствующий |
О.Г. Ломидзе |
Судьи |
М.Н. Малыхина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-2688/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 ноября 2016 г. N Ф08-7371/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ТАКСИ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Министерство труда и социального развития по РО, Министерство труда и социального развития Ростовской области, Управление Федерального казначейства по Ростовской области
Хронология рассмотрения дела:
11.03.2017 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1519/17
23.11.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7371/16
29.07.2016 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-10120/16
07.06.2016 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-2688/16