Требование: о признании права собственности, о признании права федеральной собственности
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Вологда |
|
03 августа 2016 г. |
Дело N А05-365/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 03 августа 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Зайцевой А.Я. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Власовой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования "Город Архангельск" в лице администрации муниципального образования "Город Архангельск" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 30 марта 2016 года по делу N А05-365/2016 (судья Шашков А.Х.),
установил:
Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации (место нахождения: 119119, Москва, ул. Знаменка, д. 19; ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261; далее - Министерство) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области к муниципальному образованию "Город Архангельск" в лице администрации муниципального образования "Город Архангельск" (место нахождения: 163000, г. Архангельск, пл. В.И.Ленина, д. 5; ОГРН 1022900509521, ИНН 2901065991; далее - Администрация) с требованием о признании права собственности Российской Федерации на следующие объекты недвижимого имущества:
* нежилое помещение, площадью 782 кв.м, этаж 1, 2, расположенное по адресу: Архангельская обл., г. Архангельск, округ Октябрьский, пр. Троицкий, д. 161, кадастровый номер 29:22:040714:353;
* военкомат, назначение - нежилое, 2 этажный, общей площадью 591,4 кв.м, расположенное по адресу: Архангельская обл., г. Архангельск, пр. Ленинградский, д. 81, лит. А, кадастровый номер 29:22:060412:139;
* земельный участок с кадастровым номером 29:22:060412:122, общей площадью 516 кв.м, относящийся к категории земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для эксплуатации здания военкомата, расположенный по адресу: Архангельская обл., г. Архангельск, территориальный округ Майская горка, пр. Ленинградский, д. 81.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Архангельской области" (далее - Военный комиссариат), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области (далее - Территориальное управление), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - Управление).
Решением суда от 30 марта 2016 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Администрация с решением суда не согласилась и обратилась в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального права. Считает, что суд неправомерно признал право собственности на спорное имущество за Российской Федерацией при наличии неоспоренного и зарегистрированного в установленном порядке права муниципальной собственности на то же имущество. Кроме того, полагает, что Министерство является ненадлежащим истцом по настоящему делу, поскольку в соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 (далее - Положение N 1082), Министерство осуществляет права собственника в отношении имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации на каком-либо вещном праве.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу доводы, изложенные в ней, считает несостоятельными, просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Военный комиссариат в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.
От остальных третьих лиц отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представители в суд не явились, в связи с этим разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судебными актами по делу N А05-4265/2014, здание, находящееся по адресу: г. Архангельск, пр. Ленинградский, д. 81, построено в 1936 году и как минимум с 1977 года используется для размещения военкомата.
Данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела документами: раздаточной ведомостью на выплату денежного довольствия Ломоносовского райвоенкомата за апрель 1977 года; техническим паспортом на здание Ломоносовского райвоенкомата по состоянию на 1989 год, согласно которому в нежилом помещении по адресу: г. Архангельск, пр. Ленинградский, д. 81, располагался райвоенкомат (впоследствии согласно директивы Министерства обороны Российской Федерации от 03.03.2006 N Д-8 "Об организационных мероприятиях, проводимых в военных комиссариатах в 2006 году" Ломоносовский райвоенкомат объединен с военным комиссариатом города Архангельска).
Департамент муниципального имущества мэрии города Архангельска (далее -Департамент) и Ломоносовский райвоенкомат заключили договор от 14.07.1997 N 71, согласно которому последнему передано в безвозмездное пользование помещение общей площадью 601,9 кв.м, расположенное по адресу: г. Архангельск, пр. Ленинградский, д. 81.
По акту приема-передачи от 14.07.1997 имущество передано Ломоносовскому райвоенкомату.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 14.04.2011 серия 29-АК N 601462 и от 02.02.2012 серия 29-АК N 729517 право собственности на указанные нежилые помещения и земельный участок с кадастровым номером 29:22:060412:122, площадью 516 кв.м, по адресу: г. Архангельск, пр. Ленинградский, д. 81, зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) за муниципальным образованием "Город Архангельск".
Нежилые помещения по адресу: г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 161 (год постройки согласно технической документации - 1968), используются для размещения Октябрьского райвоенкомата как минимум с 1971 года, что подтверждается раздаточной ведомостью на выплату денежного довольствия Октябрьского райвоенкомата за февраль 1974 года, копией домовой книги от 14.03.1990, а также штатно-должностной книгой за период 1971 - 1988 годы.
Департамент и Военный комиссариат Октябрьского административного округа города Архангельска заключили договор от 01.12.1996 N 52, по которому последнему передано в безвозмездное пользование муниципальное помещение общей площадью 782 кв.м, расположенное по адресу: Архангельск, пр. Троицкий, д. 161, для использования под райвоенкомат.
По акту приема-передачи от 01.12.1996 указанное имущество передано Военному комиссариату Октябрьского административного округа города Архангельска.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 10.04.2006 серия 29 АК N 014732 право собственности на указанные нежилые помещения зарегистрировано за муниципальным образованием "Город Архангельск".
Считая, что спорное имущество в силу закона относится к объектам федеральной собственности, Российская Федерация в лице Министерства обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 93.1 Гражданского кодекса Российской Социалистической Советской Республики (далее - ГК РСФСР) 1964 года, в редакции действовавшей на момент разграничения государственной собственности, имущество, закрепленное за государственными, межколхозными, государственно-колхозными и иными государственно-кооперативными организациями, состоит в оперативном управлении этих организаций, осуществляющих в пределах, установленных законом, в соответствии с целями их деятельности, плановыми заданиями и назначением имущества, права владения, пользования и распоряжения имуществом.
Согласно пункту 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1) объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к названному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 2 раздела 2 приложения 1 к Постановлению N 3020-1 имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР, относится исключительно к федеральной собственности.
Согласно пункту 2 ранее действовавшего Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.10.1999 N 1372, и пункту 2 действующего Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.09.2007 N 1132, военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и входят в состав военных округов.
В силу пункта 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с подпунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органам местного самоуправления необходимо было в срок до 1 января 2008 года обеспечить безвозмездную передачу в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации находящегося на день вступления в силу настоящей главы в муниципальной собственности имущества, предназначенного для осуществления полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с разграничением полномочий, установленным с 1 января 2008 года настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что после получения военкоматами Октябрьского и Ломоносовского округов извещений муниципального образования "Город Архангельск" об отказе от договоров ссуды от 01.12.1996 N 52 и от 14.07.1997 N 71 Кандалакшская квартирно-эксплуатационная часть района Ленинградского военного округа письмом от 09.09.2005 N 1907 предложила муниципальному образованию "Город Архангельск" в срок до 01.01.2006 передать здания, сооружения, земельные участки, используемые военными комиссариатами в федеральную собственность. До передачи объектов в федеральную собственность было предложено заключить договоры на помещения и здания, занимаемые военными комиссариатами, в том числе на спорные помещения.
Вместе с тем спорное имущество в федеральную собственность не передано, при этом в отношении него зарегистрировано право муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 10 Положения о военных комиссариатах, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.1994 N 979, и пунктом 20 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.10.1999 N 1372, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления районов и городов (без районного деления) обеспечивают военные комиссариаты служебными зданиями, отвечающими установленным санитарным и техническим требованиям, оплачивают коммунальные услуги, осуществляют текущий и капитальный ремонт этих зданий и помещений.
Согласно пункту 19 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.09.2007 N 1132 и пункту 24 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07.12.2012 N 1609, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления оказывают содействие военным комиссариатам в предоставлении зданий, помещений, сооружений, коммуникаций, земельных участков, транспортных и других материальных средств в соответствии с планами проведения мобилизации людских и транспортных ресурсов (включая здания и помещения, необходимые для размещения самих военных комиссариатов) и в пределах норм, установленных Министерством обороны Российской Федерации.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления во взаимодействии с органами военного управления в пределах своей компетенции обеспечивают исполнение законодательства в области обороны.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что спорные помещения предоставлены правопредшественникам Военкомата в 1971 и 1977 годах в соответствии с действовавшим в тот период законодательством. На момент разграничения государственной собственности они входили в состав имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и относились к федеральной собственности.
Муниципальное образование "Город Архангельск" никогда не владело спорными объектами недвижимого имущества, на территории которых всегда располагались райотделы Военного комиссариата города Архангельска.
После регистрации права муниципальной собственности в отношении спорных объектов муниципальное образование "Город Архангельск" также не вступило в фактическое владение ими.
Следовательно, спорные объекты и земельный участок под ними относятся к имуществу, находящемуся в ведении Вооруженных Сил Российской Федерации.
С учетом того, что спорное имущество является федеральной собственностью, из состава федеральной собственности и из владения истца не выбывало, а право собственности, возникшее в силу закона, не прекращалось, суд первой инстанции правомерно указал, что право собственности ответчика на спорное имущество зарегистрировано в нарушение закона.
Довод подателя жалобы о том, что Министерство является ненадлежащим истцом по настоящему делу, поскольку в соответствии с Положением N 1082 Министерство осуществляет права собственника в отношении имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации на каком-либо вещном праве, при этом доказательств закрепления спорного имущества за Вооруженными Силами Российской Федерации в материалы дела истцом не представлено, не принимается апелляционным судом.
Согласно пункту 1, подпункт 71 пункта 7 Положения N 1082 Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности.
С учетом приведенных правовых норм Министерство уполномочено осуществлять полномочия федерального собственника от имени Российской Федерации в отношении имущества Вооруженных Сил Российской Федерации.
Судом первой инстанции правомерно отклонен довод Администрации о пропуске срока исковой давности по заявленному иску. Поскольку спорное недвижимое имущество находится в фактическом владении Военного комиссариата, и, таким образом, из владения собственника - Российской Федерации оно не выбывало, то в силу статьи 208 ГК РФ на заявленное требование, которое следует рассматривать как требование собственника, связанное с устранением нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения, исковая давность не распространяется.
Таким образом, спорное имущество в силу прямого указания закона относится к федеральной собственности, исковые требования Российской Федерации обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Апелляционный суд отклоняет как несостоятельный довод подателя жалобы о том, что суд первой инстанции неправомерно признал право собственности на спорное имущество за Российской Федерацией при наличии неоспоренного и зарегистрированного в установленном порядке права муниципальной собственности на эти же объекты недвижимости и земельный участок.
Как разъяснено в пункте 58 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
В рассматриваемом случае Российская Федерация в лице Министерства обратилась в суд с иском о признании права.
Признание права является одним из способов защиты гражданских прав (статья 12 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 52 Постановления N 10/22 решения по искам, направленными на оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество, являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, то такое решение является основанием для внесения записи в ЕГРП.
Таким образом, истцом выбран надлежащий способ защиты права.
Решение суда соответствует установленным обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом при рассмотрении спора не допущено.
Поскольку оснований для отмены или изменения решения суда судебной коллегией не установлено, апелляционная жалоба Администрации удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 30 марта 2016 года по делу N А05-365/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального образования "Город Архангельск" в лице администрации муниципального образования "Город Архангельск" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чередина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-365/2016
Истец: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: Администрация муниципального образования "Город Архангельск", Администрация муниципального образования "Город Архангельск" МУНИЦИПАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ДЕПАРТАМЕНТ
Третье лицо: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ВОЕННЫЙ КОМИССАРИАТ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ"