г. Челябинск |
|
04 августа 2016 г. |
Дело N А07-27304/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 августа 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Пивоваровой Л.В., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Микушиной А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Киркунова Олега Владимировича на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.03.2016 по делу N А07-27304/2015(судья Кузнецов Д.П.).
Индивидуальный предприниматель Гареев Венер Рифгатович (далее - заявитель, предприниматель, И.П. Гареев В.Р.) и индивидуальный предприниматель Киркунов Олег Владимирович (далее - заявитель, предприниматель, И.П. Киркунов О.В.) обратились в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Совету городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании недействительным решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 41/6 от 28.01.2015 "О резервировании земель в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" в части резервирования для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером 02:55:010540:41.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан и Главное Управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.03.2016 (резолютивная часть оглашена 21.03.2016) в удовлетворении заявленных требований отказано.
С вынесенным решением не согласился заявитель ИП Киркунов О.В. и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе предприниматель (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Податель апелляционной жалобы ссылается на необоснованность вывода суда первой инстанции о правомерности осуществления резервирования земельного участка с кадастровым номером 02:55:010540:41, поскольку оспариваемым решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 41/6 от 28.01.2015 "О резервировании земель в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" (далее - решение N 41/6 от 28.01.2015) спорный земельный участок был зарезервирован вторично. Ранее, тот же земельный участок, был зарезервирован решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан N32/15 от 23.12.2010 сроком до 01.01.2015. Таким образом, общий срок резервирования превышает установленный пунктом 3 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации семилетний срок. По мнению апеллянта, суд первой инстанции ошибочно счел, что резервирование земельного участка ограничено двадцатилетним сроком, без учета принадлежности земельного участка заявителям на праве собственности.
Также апеллянтом приведены доводы об отсутствии проведения работ, в целях которых произведено резервирование земельного участка, нарушение прав предпринимателей, связанных с намерениями строительства капитального объекта.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается арбитражным судом апелляционной инстанции в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, предприниматели Гареев В.Р. и Киркунов О.В. являются участниками общей долевой собственности (размер доли 1/3 доли) в отношении следующих объектов недвижимости:
- склад, назначение: нежилое здание, 1-этажный, общая площадь 33,1 кв.м, инв. N 341766, лит.Б, адрес объекта: Республика Башкортостан, г. Уфа, Советский район, ул. Ленина, 214 (свидетельство о государственной права серии л.д.21, 24);
- магазин, назначение: нежилое здание, 1 этажный, общая площадь 200,9 кв.м, инв. N 341766, лит.Б, адрес объекта: Республика Башкортостан, г.Уфа, Советский район, ул. Ленина, 214 (свидетельство о государственной регистрации права л.д.22,25);
- земельный участок с кадастровым номером 02:55:010540:41 площадью 1101 кв.м. из земель населенных пунктов с разрешенным использованием - для эксплуатации магазина и складских помещений (свидетельство о государственной регистрации права л.д. 20, 23).
05.08.2015 заявители обратились в Администрацию с заявлением о подготовке и выдаче градостроительного плана вышеназванного земельного участка для проектирования и реконструкции существующего здания магазина с увеличением площади и строительством надстроя гостиничных апартаментов (л.д. 26).
Письмом N 7-6858/ГП от 20.08.2015 Главное Управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан сообщило заявителям о том, что испрашиваемый земельный участок находится в границах красных линий; строительство и реконструкция капитальных объектов не представляется возможным (л.д. 27).
Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 41/6 от 28.01.2015 "О резервировании земель в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" земельный участок с кадастровым номером 02:55:010540:41 указан в числе зарезервированных в составе проекта планировки территории, ограниченной с северо-запада - железной дорогой, рекой Белой, с севера - улицей города Галле, с юго-востока - проспектом Октября, с юга - улицами 50-летия Октября, Революционной, Аксакова, Красина в Ленинском и Советском районах городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Указанный проект планировки разработан на основании постановления главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28.11.2006 N 5933 и утвержден постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 24.12.2008 N7616 (л.д. 76-82).
Полагая, что правовых оснований для повторного резервирования спорного земельного участка не имеется, заявители обратились в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При рассмотрении заявленных требований суд первой инстанции установил, что резервирование спорного земельного участка произведено на основании разработанного и утвержденного органом местного самоуправления проекта планировки территории, в силу чего земельный участок правомерно ограничен в обороте. Довод заявителей о превышении семилетнего срока резервирования отклонен судом со ссылкой установление пунктом 3 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации предельного срока резервирования на двадцать лет.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из пункта 1 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого решения от 28.01.2015 N 41/6) следует, что резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 названного Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.
Пунктом 2 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.
Согласно части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.
В силу части 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки территории является одним из видов градостроительной документации, разрабатываемой органом местного самоуправления при подготовке документации по планировке территории.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной указанным Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий (части 1, 2 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума N 136/13 от 18.06.2013 следует, что правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников. Следовательно, задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.
Пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Основная часть проекта планировки территории включает в себя: чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: а) красные линии; б) линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам (пункт 2 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, на основании постановления главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28.11.2006 N 5933 разработан и утвержден постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 24.12.2008 N 7616 проект планировки территории, ограниченной с северо-запада-железной дорогой, рекой Белой, с севера -улицей города Галле,с юго-востока - проспектом Октября, с юга - улицами 50-летия Октября, Революционной, Аксакова, Красина в Ленинском и Советском районах городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
На основании указанного документа территориального планирования было принято решение о резервировании, в том числе, спорного земельного участка.
В перечне кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель в составе указанного выше проекта планировки (приложение N 2 к решению N 41/6 от 28.01.2015) содержится кадастровый номер спорного земельного участка.
Согласно представленной схеме границ проекта планировки территории, утвержденного постановлением Администрации от 24.12.2008 N 7616, спорный земельный участок расположен частично в границах красных линий улиц Ленина и транспортной развязки улицы Крупской (л.д. 82).
Исходя из содержания пункта 2 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение проекта планировки, предусматривающего строительство новых улиц, предопределяет установление красных линий, обозначающих планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования. Следовательно, представленные документы территориального планирования являются основанием для принятия решения о резервировании спорного земельного участка.
При указанных обстоятельствах, у суда первой инстанции оснований для удовлетворения заявленных предпринимателями требований не имелось.
Доводы апеллянта о неправомерности осуществления повторного резервирования земельного участка с кадастровым номером 02:55:010540:41 решение N 41/6 от 28.01.2015 и превышении общего семилетнего срока резервирования установленного пунктом 3 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации подлежат отклонению судебной коллегией исходя из следующего.
В соответствии с редакцией названной нормы, действовавшей на дату принятия оспариваемого решения, до 01.04.2015, земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем семь лет, а при резервировании земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и указанных в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", на срок не более чем два года. Допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства и реконструкции объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, железнодорожного транспорта, воздушного транспорта (в том числе объектов единой системы организации воздушного движения), транспортно-пересадочных узлов и метрополитена, строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения, местного значения и других линейных объектов государственного или муниципального значения на срок до двадцати лет.
В силу статьи 26 Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения пункта 3 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в части срока, на который могут быть зарезервированы земли для государственных или муниципальных нужд и который составляет три года, не распространяются на решения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При рассмотрении требований заявителей суд первой инстанции ошибочно применил положения пункта 3 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации о допустимости резервирования на срок до двадцати лет земель из государственной и муниципальной собственности. Указанный вывод сделан без учета обстоятельства наличия права собственности заявителей на зарезервированный участок.
Вместе с тем, данное обстоятельство не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Судом апелляционной инстанции установлено, что изначальное осуществление резервирования земельного участка с кадастровым номером 02:55:010540:41 было произведено на основании решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 18.12.2013 N 26/10, которым внесены изменения в решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 32/15 от 23.12.2010 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд" утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, согласно которому решение о резервировании земель для муниципальных нужд принимается уполномоченным исполнительным органом местного самоуправления (пункт 2).
В силу пункта 7 названного постановления, решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков. Решение о резервировании земель вступает в силу не ранее его опубликования.
Указанное решение было опубликовано в газете "Вечерняя Уфа", N 244-245 (12392-12393) от 25.12.2013 и соответственно вступило с силу с указанной даты.
Учитывая, что оспариваемым решением N 41/6 от 28.01.2015 определен срок резервирования (в том числе спорного земельного участка) до 01.01.2019, общий срок резервирования, исчисляемого с 25.12.2013, не превышает семи лет. Названное исключает обоснованность доводов подателя апелляционной жалобы.
Кроме того, следует учесть, что положения пункта 3 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающего возможность резервирования земель для государственных или муниципальных нужд и его максимальные сроки, не содержат запрета на повторное резервирование. Признаков злоупотребления правом, допущенного органом местного самоуправления при издании оспариваемого решения судом не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.03.2016 по делу N А07-27304/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Киркунова Олега Владимировича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.Ю. Соколова |
Судьи |
Л.В. Пивоварова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-27304/2015
Истец: Гареев В Р, Гареев О В, ИП Гареев Венер Рифгатович, ИП Киркунов Олег Владимирович, Киркунов О В
Ответчик: Администрация ГО г. Уфа, Гареев В Р, Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации ГО г. Уфы, Совет городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Третье лицо: Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН, Киркунов О В, Совет ГО г. Уфа РБ