Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 17 ноября 2016 г. N Ф06-14380/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
17 августа 2016 г. |
А65-31025/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 августа 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Семушкина В.С., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кислицыной А.В.,
при участии:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - представитель не явился, извещено,
от товарищества собственников жилья "Ямашева 29" - председателя Жалиной Н.А. (решение), представителя Паршенковой М.А. (доверенность от 21.12.2015),
от ПАО "Ростелеком" - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 мая 2016 года по делу N А65-31025/2015 (судья Сальманова Р.Р.),
по заявлению товарищества собственников жилья "Ямашева 29", Республика Татарстан, г. Казань,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
при участии третьего лица: ПАО "Ростелеком", Республика Татарстан, г. Казань,
о признании недействительным решения и предписания от 26.08.2015 года по делу N 156/2015,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Ямашева, 29" (далее - заявитель, ТСЖ) обратилось к Управлению Федеральной антимонопольной службы по РТ (далее -ответчик, УФАС по РТ) с заявлением о признании недействительными решения и предписания от 26.08. 2015 по делу N 05- 156/2015.
К участию в деле в качестве третьего лица судом первой инстанции привлечено ПАО "Ростелеком" (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 мая 2016 года заявление удовлетворено, признано недействительными решение и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 26.08.2015 по делу N 05-156/2015. Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан вменено в обязанность устранить нарушение прав и законных интересов Товарищества собственников жилья "Ямашева, 29".
В апелляционной жалобе антимонопольный орган, ссылаясь на наличие в действиях заявителя нарушений антимонопольного законодательства, просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 мая 2016 года по делу N А65-31025/2015 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В материалы дела поступил отзыв ТСЖ на апелляционную жалобу антимонопольного органа, в котором заявитель просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 мая 2016 года по делу N А65-31025/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель УФАС по РТ не явился, Управление извещено надлежащим образом о месте и времени судебного заседания суда апелляционной инстанции.
Председатель ТСЖ и представитель ТСЖ по доверенности возражали против удовлетворения апелляционной жалобы антимонопольного органа, просили суд в удовлетворении жалобы отказать.
Третье лицо в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей УФАС по РТ и третьего лица, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, основанием для возбуждения данного дела явилось обращение ОАО "Ростелеком" на действия ТСЖ "Ямашева, 29" в части необоснованного отказа в допуске сотрудников оператора связи, оказывающего услуги связи собственникам помещений, к общедомовому имуществу многоквартирного дома с целью проведения работ по модернизации проложенных сетей связи для улучшения качества предоставляемых абонентам услуг.
Основным видом деятельности ОАО "Ростелеком" является оказание услуг связи физическим и юридическим лицам. Для осуществления указанной деятельности Общество размещает в домах своих абонентов специализированное оборудование и регулярно осуществляет его ремонт, содержание и модернизацию. В многоквартирном жилом доме N 29 по ул. Ямашева г. Казани для оказания услуг связи собственникам (нанимателям) помещений также размещено оборудование и сети ОАО "Ростелеком", которые требуют соответствующего обновления (модернизации).
Согласно представленной ПАО "Ростелеком" информации, в адрес председателя Правления ТСЖ "Ямашева,29" направлено заявление от 16.10.2014 о планируемой модернизации сетей связи, проложенных в многоквартирном доме, находящемся в управлении ТСЖ, с целью повышения качества оказываемых услуг связи абонентам, с которыми оператором связи заключены соответствующие договоры на оказание услуг связи.
В ответ на указанное заявление, ТСЖ письмом от 19.11.2014 сообщило, что модернизация согласована с учётом оплаты 400 рублей в месяц за электроэнергию. 04.12.2014 ПАО "Ростелеком" вновь направлено заявление N 018 ГЗУК о допуске в период с 01.12.2014 по 30.12.2014 и к заявлению приложен проект договора на размещение телекоммуникационного оборудования связи условием оплаты в 250 рублей в месяц за один узел доступа, которое не получено ТСЖ с отметкой "истек срок хранения". 19.03.2015 повторно направлено аналогичное заявление, которое было вручено ТСЖ, ответ на указанное заявление не получен.
По мнению ПАО "Ростелеком", отказ ТСЖ в допуске оператора связи к уже размещенному в доме оборудованию и сетям для проведения необходимых работ по их модернизации является необоснованным, указанные действия противоречат требованиям антимонопольного законодательства.
Полагая, что указанные выше действия ТСЖ содержат признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в отношении ТСЖ "Ямашева,29" ответчиком возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства N 05-156/2015, по результатам рассмотрения которого комиссией принято решение от 26.08.2015 (04.09.2015) о признании ТСЖ "Ямашева,29" нарушившим части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" в части необоснованного отказа (уклонения) в допуске сотрудников оператора связи ПАО "Ростелеком" к оборудованию, расположенному в многоквартирном доме, находящимся в управлении ТСЖ "Ямашева,29", с целью проведения работ по модернизации проложенных сетей связи и оборудования для улучшения качества предоставляемых услуг связи абонентам, с которыми ПАЛ "Ростелеком" заключены договоры, и обуславливания возможности доступа в многоквартирный дом обязательным заключением возмездного договора.
На основании указанного решения ответчиком в отношении заявителя вынесено предписание от 26.08.2015 о прекращении нарушений в течение 30 дней с момента получения предписания и обеспечения на недискриминационных условиях доступа оператора связи многоквартирный дом с целью проведения работ по модернизации проложенных сетей связи и оборудования для улучшения качества предоставляемых услуг связи абонентам, с которыми ПАО "Ростелеком" заключены договоры, не допускать обуславливания возможности доступа операторам связи в многоквартирный дом обязательным заключением возмездного договора в отсутствие легитимного решения собственников помещений.
Заявитель, считая указанные ненормативные акты ответчика недействительными и не соответствующими действующему законодательству, обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан.
При принятии судебного акта, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующего положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
При этом, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 г. N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействия), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
Основанием для принятия оспариваемого решения и предписания антимонопольным органом указаны следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
Согласно Административному регламенту ФАС по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта, утвержденного Приказом ФАС от 25.05.2012 г. N 345, с целью установления доминирующего положения ТСЖ "Ямашева,29" на рынке предоставления услуг по предоставлению общедомового имущества для размещения и обслуживания технических средств связи (оборудования, кабельных линий и т.п.), проведен анализ состояния конкурентной среды на данном товарном рынке в соответствии с "Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке", утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 г. N 220.
Для целей установления доминирующего положения ТСЖ "Ямашева,29" антимонопольным органом определены основные параметры рынка: временной интервал исследования, продуктовые и географические границы анализируемого товарного рынка, состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке, и др.
Исследование товарного рынка проводилось за период с 01.01.2014 г. по 31.12.2014 г.
С учетом особенностей анализируемого товарного рынка и правового положения ТСЖ "Ямашева,29" ответчиком установлено, что названное общество является единственным продавцом услуг по предоставлению общедомового имущества для размещения и обслуживания технических средств связи (оборудования, кабельных линий и т.п.) в многоквартирном доме, управление которым оно осуществляет.
В результате анализа состояния конкурентной среды Комиссией сделан вывод о том, что доля ТСЖ "Ямашева,29" на локальном рынке услуг по предоставлению общедомового имущества для размещения и обслуживания технических средств связи (оборудования, кабельных линий и т.п.), определенных границами многоквартирного жилого дома, управление которым осуществляет ТСЖ, составляет 100% (т.1 л.д.42-48).
По результатам анализа составлен аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на рынке предоставления услуг по предоставлению общедомового имущества для размещения и обслуживания технических средств связи (оборудования, кабельных линий и т.п.).
С учетом изложенного, Комиссией установлено доминирующее положение ТСЖ "Ямашева,29" на локальном рынке услуг по предоставлению общедомового имущества для размещения и обслуживания технических средств связи (оборудования, кабельных линий и т.п.), определенном границами многоквартирного жилого дома, управление которым осуществляет данное ТСЖ.
В соответствии со статьей 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 152 ЖК РФ для достижения целей, предусмотренных уставом, товарищество собственников жилья вправе заниматься хозяйственной деятельностью, в том числе:
1) обслуживание, эксплуатация и ремонт недвижимого имущества в многоквартирном доме;
2) строительство дополнительных помещений и объектов общего имущества в многоквартирном доме;
3) сдача в аренду, внаем части общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 137 ЖК РФ в случае, если это не нарушает прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, ТСЖ вправе предоставлять в пользование или ограниченное пользование часть общего имущества в многоквартирном доме, в том числе ТСЖ может сдавать в аренду часть земельного участка, подвальные помещения и т.д. Таким образом, ТСЖ может получать доходы от хозяйственной деятельности, направленной на осуществление целей, задач и выполнение обязанностей товарищества.
Возможность осуществления ТСЖ "Ямашева.29" хозяйственной деятельности в пределах, предусмотренных статьей 152 ЖК РФ, а также получения доходов от хозяйственной деятельности предусмотрена Уставом ТСЖ, утвержденным решением общего собрания членов ТСЖ от 19.03.2013 (т.1 л.д.21).
ТСЖ "Ямашева,29" создано решением общего собрания членов ТСЖ (протокол N 1 от 15.12.2006), зарегистрировано 02.03.2007. ТСЖ присвоен ОГРН 1071600001923, ИНН 1657066240. Основным видом деятельности ТСЖ являются "Управление недвижимым имуществом" (код ОКВЭД 70.32.2). Председатель правления ТСЖ - Жалина Н.А. избрана на основании протокола от 06.08.2013.
Согласно представленной информации ПАО "Ростелеком" по заказу застройщика ООО "Телесет", в 2006 построена распределительная сеть в вышеуказанном многоквартирном доме, в 2012 ООО "Телесет" реорганизовано в форме присоединения к ОАО "Ростелеком"" (правопреемник, в настоящее время ПАО "Ростелеком") с целью оказания услуг связи гражданам, проживающим в указанном доме.
В соответствии с п. 1 ст. 44 Федерального закона от 7.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.
Договор об оказании услуг связи, заключаемый с гражданином, является публичным договором, то есть заключаемым коммерческой организацией и устанавливающим её обязанности по оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратиться. Отказ от заключения и исполнения публичного договора при наличии возможности предоставлять потребителю соответствующие услуги не допускается (п. 1 ст. 45 Закона о связи, п. 1 т.426 ГК РФ).
С целью улучшения качества и потребительских свойств услуг связи, оказываемых абонентам, а также в целях исполнения Государственной программы РФ "Информационное общество (2011 - 2020) и в соответствии с действующим нормативными документами ПАО "Ростелеком" проводит модернизацию существующих сетей связи и оборудования связи, установленных в многоквартирных домах, с соблюдение установленных норм и правил.
Необходимость проведения работ по модернизации сетей связи обусловлена п. 3.1.1 Правил технического обслуживания и ремонта линий кабельных, воздушных и смешанных местных сетей связи, утвержденных Министерством связи РФ 7.10.1996, согласно которому техническое состояние линейных сооружений местных сетей связи должного обеспечить высококачественную и бесперебойную телефонную связь. Также в соответствии с п. 8.1.1 Правил сооружения связи должны подвергаться модернизации, если определена её техническая и экономическая целесообразность. Под модернизацией понимается усовершенствование отдельных частей или деталей сооружений связи. Согласно п. 3.1.5 Правил, местоположение и конструкция линейных сооружений связи должны обеспечивать возможность свободного доступа обслуживающему персоналу к ним в течение круглых суток.
Аналогичные работы оператор связи ПАО "Ростелеком" запланировал осуществить и в доме, управление которым осуществляет ТСЖ "Ямашева,29" Однако, со стороны ТСЖ, которое создано в целях управления многоквартирным жилым домом, последовал отказ (уклонение) от предоставления оператору связи возможности доступа к общедомовому имуществу с целью проведения работ по модернизации проложенных сетей связи для улучшения качества предоставляемых абонентам услуг, обусловленный необходимостью допуска оператора связи на возмездных условиях.
Управление многоквартирным жилым домом - это согласованная деятельность собственников помещений в многоквартирном доме, или лиц, привлеченных ими, направленная на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и прилегающей территории, решения вопросов пользования общим имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии со ст. 161 Жилищного Кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем шестнадцать (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 255-ФЗ)
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
В соответствии со статьей 136 ЖК РФ собственники помещений в одном многоквартирном доме могут создать только одно товарищество собственников жилья. Решение о создании товарищества собственников жилья принимается собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании. Такое решение считается принятым, если за него проголосовали собственники помещений в соответствующем многоквартирном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в таком доме.
Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В рассматриваем случае в качестве способа управления многоквартирным жилым домом 29, ул. Ямашева, г. Казани избрано управление товариществом собственников жилья, для чего создано ТСЖ "Ямашева.29".
Правовое положение ТСЖ определено разделом 6 Жилищного кодекса РФ, нормами ГК РФ и Уставом ТСЖ.
Согласно ч. 1 ст. 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 г. N 416 утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно п. 4 Правил N 416 управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением ряда стандартов, в частности:
п.п. в) подготовка предложений по вопросам содержания и ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме для их рассмотрения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе:
подготовка предложений о передаче объектов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в пользование иным лицам на возмездной основе на условиях, наиболее выгодных для собственников помещений в этом доме, в том числе с использованием механизмов конкурсного отбора.
п.п. д) организация оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, утвержденным решением собрания, в том числе:
заключение иных договоров, направленных на достижение целей управления многоквартирным домом, обеспечение безопасности и комфортности проживания в этом доме;
п.п. д) организация оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, утвержденным решением собрания, в том числе:
прием и рассмотрение заявок, предложений и обращений собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с Жилищным кодексом РФ в состав общего имущества многоквартирного жилого дома включаются:
- помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры и др.;
- крыши;
- ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены и т.д.);
- ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции);
- механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры);
- земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;
- иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты и т.д.;
- внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения;
- внутридомовая система отопления;
- внутридомовая система электроснабжения.
Учитывая, что размещение технических средств связи, ремонт, обслуживание, модернизация и эксплуатация которых осуществляются операторами связи с целью оказания услуг связи собственникам помещений в многоквартирных жилых домах, производится преимущественно в подъездах, на крышах домов, на технических этажах и т.д., то есть в помещениях, являющихся общедомовым имуществом, соответственно ТСЖ "Ямашева,29" в рамках осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом и во исполнение требований Правил N 416 обязано обеспечивать подготовку предложений о передаче объектов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в пользование иным лицам на условиях, наиболее выгодных для собственников помещений в этом доме (в том числе операторам связи для предоставления услуг связи собственникам помещений); осуществить (при необходимости) заключение соответствующих договоров с операторами связи в интересах собственников помещений, направленных на достижение целей управления многоквартирным домом, обеспечение безопасности и комфортности проживания в этом доме; принимать и рассматривать предложения и обращения собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме, в том числе в части привлечения иных операторов связи д ля оказания услуг связи собственникам помещений.
Операторы связи, имеющие намерение оказывать услуги связи (по технологиям, предусматривающим организацию проводной абонентской линии) собственникам помещений в многоквартирном жилом доме, управление которым осуществляет ТСЖ "Ямашева,29", имеют возможность оказывать данные услуги только при условии предоставления им возможности доступа к объектам инфраструктуры - общедомовому имуществу, расположенному в указанных границах, для производства строительно-монтажных работ, размещения специального оборудования, прокладки телекоммуникационных сетей, а также для их обслуживания, ремонта и модернизации с целью обеспечения надлежащего исполнения договоров, заключенных с потребителями услуг.
Из содержания с. 2.2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ следует, что ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ, а п. 6 ст. 138 ЖК РФ установлена обязанность ТСЖ обеспечить соблюдение прав и законных интересов собственников помещений и многоквартирных домах при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью. В силу п. 8 указанной статьи ТСЖ обязано представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, связанные с управлением общим имуществом в данном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами.
В соответствии с подп. 3 п. 2, п. 3.1 ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Собственники вправе в соответствии со ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общим собранием собственников помещений в многоквартирном жилом доме принять решение об определении порядка пользования организацией связи общим имуществом дома, либо изменении сложившегося в результате заключения собственниками квартир договоров на оказание возмездных услуг по предоставлению доступа к сети Интернет порядка пользования имуществом, либо о запрете конкретному оператору связи (или всем операторам связи) размещать принадлежащее ему (им) оборудование в доме и т.д.
В отсутствие подобного легитимного волеизъявления собственников достаточным основанием для размещения оператором связи средств и линий связи на общем имуществе в многоквартирном доме и их энергоснабжения, а также для выполнения работ по модернизации существующих сетей связи является договор об оказании услуг связи, заключаемый с абонентом.
Учитывая изложенное, указывая, что ТСЖ "Ямашева,29" не представило информацию, свидетельствующую, что именно собственники помещений многоквартирного дома, управление которым осуществляет ТСЖ, легитимным решением приняли решение о запрете конкретному оператору связи (ПАО "Ростелеком") доступа в указанный многоквартирный жилой дом с целью проведения работ по размещению, обслуживанию и модернизации средств и линий связи на общем имуществе в многоквартирном доме с целью оказания услуг связи (либо улучшения качества оказываемых услуг связи) собственникам помещений, в том числе абонентам, с которыми имеются заключенные и действующие договора на оказание услуг связи либо приняли решение об изменении сложившегося порядка пользования ПАО "Ростелеком" общедомовым имуществом ( в том числе в части установления платы за пользование данным имуществом), антимонопольный орган пришел к выводу, изложенному в оспариваемом решении о нарушении заявителем части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Как следует из представленной ПАО "Ростелеком" информации, к сетям связи данного оператора связи по последним данным, указанным в дополнительном отзыве от 14.04.2016, подключены 44 абонента (т.2 л.д.14), проживающие в многоквартирном жилом доме, находящемся в управлении ТСЖ "Ямашева,29" с которыми ПАО "Ростелеком" заключены соответствующие договоры на оказание услуг связи.
Судом установлено, что Протоколом общего собрания членов ТСЖ "Ямашева,29" от 07.06.2011 собственниками помещений принято решение о запрете председателю ТСЖ предоставлять доступ к общедомовому имуществу операторам связи без согласования определения стоимости пользования имуществом и порядка возмещения расходов по электроэнергии операторам связи. За указанное решение проголосовали 61 чел., против 8, воздержались -5 человек (т.1 л.д.18). Подлинник указанного протокола представлен суду на обозрение в ходе судебного разбирательства.
Согласно п.18 Протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 29 по пр. Ямашева, г. Казани, проведенного в форме очно-заочного проведения от 1-18 августа 2015, принято решение- "о заключении договора на размещение телекоммуникационного оборудования между ПАО "Ростелеком" и ТСЖ "Ямашева,29", в голосовании участвовали 65,32% - "за", против- 18,37%, воздержались -16,31%.
В Протоколе отражено, что общая площадь многоквартирного дома составляет 14 174,9 кв.м, в том числе -313,9 кв. м - по договору найма, в заочном голосовании приняли участие 163 собственника, у которых в собственности находится 7541 кв.м, что составляет 54,4% 119 жилых и нежилых помещений, кворум 51% (т.1 л. д. 79-93).
Судом установлено, что представленными доказательствами ТСЖ опровергаются доводы ответчика в оспариваемом решении, что "ТСЖ "Ямашева,29" не представило информацию, свидетельствующую, что именно собственники помещений многоквартирного дома, управление которым осуществляет ТСЖ, легитимным решением приняли решение о запрете конкретному оператору связи (ПАО "Ростелеком") либо всем иным операторам связи доступа в указанный многоквартирный жилой дом с целью проведения работ по размещению, обслуживанию и модернизации средств и линий связи на общем имуществе в многоквартирном доме с целью оказания услуг связи (либо улучшения качества оказываемых услуг связи) собственникам помещений, в том числе абонентам, с которыми имеются заключенные и действующие договора на оказание услуг связи, либо приняли решение о необходимости заключения с оператором связи (ПАО "Ростелеком") возмездного договора в качестве условия доступа в указанный многоквартирный жилой дом с целью проведения работ по размещению, обслуживанию и модернизации средств и линий связи с целью оказания услуг связи.
Из представленной выписки протокола общего собрания собственников помещений от 07.06.2011 следует наличие запрета действиям председателя ТСЖ по предоставлению доступа к общедомовому имуществу операторам связи без согласования определения стоимости пользования имуществом и порядка возмещения расходов по электроэнергии операторам связи.
Данный запрет возложен на любых операторов связи, а не только на ПАО "Ростелеком". Указанный протокол является действующим, доказательств оспаривания протокола от 07.06.2011 сторонами по делу не представлено.
Указанные протоколы не были представлены на рассмотрение комиссии ответчика, однако заявитель вправе предоставлять доказательства при наличии спора в суде с указанием причины невозможности предоставления при рассмотрении антимонопольного дела.
Из пояснений председателя ТСЖ, Жалиной Н.А. следует, что "она избрана председателем ТСЖ 06.08.2013 на основании протокола общего собрания членов ТСЖ "Ямашева, 29",что установлено ответчиком, однако документы бывшим председателем не были ей сданы в полном объеме, лишь после обращения в суд, ей были переданы документы, то есть при рассмотрении антимонопольного дела, она не располагала всеми документами, что не позволило своевременно передать ответчику протокол от 07.06.2011, определяющий волеизъявление собственников помещений на запрет в доступе операторам связи без согласования определения стоимости пользования имуществом и порядка возмещения расходов по электроэнергии операторам связи".
Указанная причина судом признана уважительной, поэтому протокол от 07.06.2011 принят судом, которому дана оценка. Соответственно, в рассматриваемом случае имеется легитимное волеизъявление собственников помещений по запрету доступа к общедомовому имуществу операторам связи без согласования определения стоимости пользования имуществом и порядка возмещения расходов по электроэнергии операторам связи, подтвержденная в последующем Протоколом общего собрания от 1-18.08.2015, где проголосовали о принятии решения на заключение договора с оператором связи ПАО "Ростелеком" (п.18 решения).
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в данном рассматриваемом случае, Товарищество собственников жилья не может рассматриваться в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение в смысле, придаваемом этому понятию положениями пункта 5 статьи 4, статьи 5, части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Товарищество, отказывая в доступе к общему домовому имуществу без согласования возмездности мест общего домового имущества оператором связи ПАО "Ростелеком" для модернизации существующего оборудования, действовало не как самостоятельный хозяйствующий субъект, а как лицо, представляющее интересы и выражающее волеизъявление собственников имущества многоквартирного дома, что соответствует пункту 8 статьи 138, статье 144, части 1 статьи 145, статьям 46 и 146, части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, нормам Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
Кроме того, в соответствии с частью 2 пункта 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов, защищать субъективные гражданские права потерпевшего от такого нарушения.
Судом также установлено, что ПАО "Ростелеком", обращаясь к ответчику с жалобой, указало, что обратилось к председателю ТСЖ о необходимости модернизации существующего оборудования и предоставления оператору связи доступа, на что председателем ТСЖ указано на запрет ей совершать действия вопреки волеизъявлению собственников помещений, установивших запрет доступа к общедомовому имуществу операторам связи без согласования определения стоимости пользования имуществом и порядка возмещения расходов по электроэнергии операторам связи.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 N 1812/06, антимонопольный орган не вправе вмешиваться в отношения сторон, если они носят гражданско-правовой характер и могут быть разрешены по требованию одной из сторон в судебном порядке.
Поскольку размер платы за размещение оборудования связи не подлежит государственному регулированию и должен определяться соглашением сторон, то несогласие общества о возмездности пользования общим имуществом собственников ТСЖ "Ямашева, 29" указывает на наличие между сторонами договора гражданско-правового спора. Доказательств разрешения такого спора сторонами по делу не представлено.
Таким образом, действия ТСЖ по отказу в предоставлении доступа оператора связи ПАО "Ростелеком" в отсутствие договора или решения общего собрания собственников о предоставлении общего имущества собственников помещений для модернизации систем связи за плату соответствует пункту 8 статьи 138, части 1 статьи 161, статье 144, части 1 статьи 145, статьям 46 и 146 ЖК РФ, нормам постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 27.06.2006 N 1821/06.
Указанная правовая позиция определена Верховным Судом Российской Федерации в Определении N 304-КГ14-1626 от 18.11.2014 (т.1 л.д.156).
Доводы третьего лица, ПАО "Ростелеком", указанные в дополнительном отзыве от 18.02.2016 о том, что "из ответа председателя ТСЖ от 19.11.2014 о допуске к модернизации существующих систем связи оператор может приступить с учётом оплаты в 400 рублей в месяц и оплаты за электроэнергию" не подтверждены доказательством о принятии решения собственниками помещений, частично опровергаются протоколом общего собрания собственников помещений от 07.06.2011, которым установлен запрет доступа к общедомовому имуществу операторам связи без согласования определения стоимости пользования имуществом и порядка возмещения расходов по электроэнергии операторам связи.
Договор на основании решения общего собрания собственников помещений от 01-18.08.2015 на размещение телекоммуникационного оборудования между ПАО "Ростелеком" и ТСЖ "Ямашева,29" не заключен, стоимость пользования общедомового имущества сторонами не определена, запрет председателю ТСЖ на допуск операторов связи собственниками помещений без установления доступа к общедомовому имуществу операторам связи без согласования определения стоимости пользования имуществом и порядка возмещения расходов по электроэнергии операторам связи, не снят, то есть имеется спор гражданско-правового характера, который незаконно предрешён решением ответчика и его предписанием.
Судом отклонены доводы третьего лица, отраженные в дополнительном отзыве (т.2 л.д.46), что "инициатором общего собрания собственников жилья является правление ТСЖ, которое не правомочно на совершение указанных действий, поскольку п.1 приказа Минстроя России от 31.07.2014 N 411 "Об утверждении примерных условий договора управления многоквартирным домом и методических рекомендаций по порядку организации и проведению общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах" общее собрание может быть созвано по инициативе физических и юридических лиц, являющихся собственниками помещений многоквартирного дома".
Согласно п.11.1 Устава ТСЖ "Ямашева,29" органами управления товарищества является общее собрание и правление товарищества, что соответствует ст.144 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ.
Согласно п.п. 8 п.13.5 Устава ТСЖ "Ямашева,29", текущую деятельность товарищества осуществляет правление ТСЖ, которое уполномочено правом созыва и проведения общего собрания членов товарищества, что не противоречит требованиям п.8 ст.148 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с п.8 ст.148 Жилищного кодекса РФ в обязанности правления товарищества собственников жилья входят в том числе: созыв и проведение общего собрания членов товарищества.
Доводы третьего лица, что "протокол общего собрания собственников помещений от 07.06.2011 нелегитимен, поскольку общее собрание не было правомочно принимать решение, в голосовании участвовало только 74 собственника, что не является надлежащим количеством для кворума -2/3 голосов", не приняты судом.
Как следует из выписки протокола собственников помещений, проведенного 07.06.2011, инициатором собрания являлось правление ТСЖ, правомочное в соответствии с Уставом и ст.148 ЖК РФ на совершение созыва общего собрания собственников помещений. Как указано в Протоколе, на дату проведения собрания по реестру ТСЖ "Ямашева,29" числился 131 собственник помещений с общей площадью многоквартирного дома в 14 179 кв.м, в голосовании приняли участие 74 собственника, обладающих правом голосов в 65,4% от общего числа голосов собственников помещений. Соответственно, доводы об отсутствии кворума для принятия решения 07.06.2011, несостоятельны, указанный протокол никем не обжалован и является действующим.
Принимая во внимание вышеизложенное, оспариваемые решение и предписание правомерно признаны судом первой инстанции недействительными.
Доводы апелляционной жалобы антимонопольного органа подлежат отклонению.
Вывод суда первой инстанции о том, что в данном рассматриваемом случае, Товарищество собственников жилья не может рассматриваться в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение в смысле, придаваемом этому понятию положениями пункта 5 статьи 4, статьи 5, части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, не опровергнут ответчиком.
Наличие в действиях заявителя нарушений требований антимонопольного законодательства не доказано.
Ссылки в апелляционной жалобе на протокол общего собрания ТСЖ от 17.06.2011 не подтверждены документально, указанный протокол в суд первой инстанции не представлялся и к апелляционной жалобе, несмотря на указание его в приложении, не приложен, о чем свидетельствует Акт об отсутствии документов.
Кроме того, указанные ссылки и также документально не подтвержденные ссылки подателя жалобы на отмену протокола от 01-18.08.2015 Ново-Савиновским районным судом г.Казани, не учитывают наличие решения общего собрания ТСЖ и протокол от 07.06.2011, а также не опровергают указанных выше выводов о том, что ТСЖ в данном случае не может рассматриваться в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение и выводов о недоказанности наличия в действиях заявителя нарушений Закона о защите конкуренции.
Оснований для отмены обжалуемого решения суд не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины, в силу чего государственная пошлина в рассматриваемом случае не оплачивается и не взимается.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 мая 2016 года по делу N А65-31025/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
В.С. Семушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-31025/2015
Истец: ТСЖ "Ямашева, 29", г. Казань
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань
Третье лицо: Одинадцатый арбитражный апелляционный суд, ПАО "Ростелеком", г. Казань
Хронология рассмотрения дела:
09.06.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6293/17
19.12.2016 Определение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-31025/15
17.11.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-14380/16
17.08.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8527/16
11.05.2016 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-31025/15