Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 16 февраля 2017 г. N Ф05-378/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о расторжении договора
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Москва |
|
04 октября 2016 г. |
Дело N А40-23471/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 октября 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Гармаева Б.П.,
Судей: Фриева А.Л., Чепик О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Дудко Ю.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ЭкоФрио"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.07.2016 г. по делу N А40-23471/16
по иску ООО "ЭкоФрио" (ОГРН 1103256005775, ИНН 3250519362)
к 1) Правительству Брянской области (ОГРН 1023202741187, ИНН 3201002525)
2) Администрации Брянского района (ОГРН 1023202136605, ИНН 3207004800)
3) Министерству экономического развития Российской Федерации (ОГРН 1027700575385, ИНН 7710349494)
3 лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
1) Департамент строительства и архитектуры Брянской области
(ОГРН 1053244112074, ИНН 3250061474),
2) Департамент экономического развития Брянской области
(ОГРН 1093254006823, ИНН 3250511821)
о расторжении инвестиционного соглашения от 19.12.2012 г. N 1,
при участии в судебном заседании:
от истца: Малинин В.В. по доверенности от 22.12.2015 г.,
от ответчика: 1) Корнюшина Н.А. по доверенности от 28.03.2016 г., 2) Михальченко И.Н. по доверенности от 26.01.2015 г., 3) Луговский М.Н. по доверенности от 24.08.2016 г.,
от третьих лиц: 1) Соколов О.О. по доверенности от 25.08.2016 г., 2) Асадов А.А. по доверенности от 13.01.2016 г.,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ЭкоФрио" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Правительству Брянской области о расторжении инвестиционного соглашения от 19.12.2012 г. N 1 о порядке реализации и совместного финансирования регионального инвестиционного проекта "Строительство завода по производству замороженного приготовленного картофеля и картофельных хлопьев" за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации, средств бюджета Брянской области, средств бюджета Брянского района Брянской области и средств Общества с ограниченной ответственностью "ЭКОФРИО".
Определениями от 13.04.2016 г., 31.05.2016 г. судом в порядке статьи 51 АПК РФ привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент строительства и архитектуры Брянской области, Департамент экономического развития Брянской области.
Определением от 01.07.2016 судом в порядке статьи 48 АПК РФ произведена замена ответчика по делу - Администрация Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области на надлежащего - Правительство Брянской области.
Протокольным определением от 27.06.2016 г. судом отказано в удовлетворении истца о назначении судебной экспертизы, как необоснованное в соответствии со ст. 82 АПК РФ.
Решением суда от 08.07.2016 г. по делу N А40-23471/16 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств дела, что выводы суда не соответствуют имеющим в деле обстоятельствам.
В судебном заседании представитель истца доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает их необоснованными, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать. Предоставил отзыв на апелляционную жалобу в порядке ст.262 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ).
Рассмотрев дело в порядке ст. 266, 268 АПК РФ, выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 19.12.2012 г. между Министерством регионального развития Российской Федерации (Министерство), Администрацией Брянской области (Ответственный исполнитель 1), Администрацией Брянского района Брянской области (Ответственный исполнитель 2) и Обществом с ограниченной ответственностью "ЭКОФРИО" (Инвестор) заключено инвестиционное соглашение N 1 о порядке реализации и совместного финансирования регионального инвестиционного проекта "Строительство завода по производству замороженного приготовленного картофеля и картофельных хлопьев" за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации, средств бюджета Брянской области, средств бюджета Брянского района Брянской области и средств общества с ограниченной ответственностью "ЭКОФРИО" (том 1, л.д. 76). Предметом соглашения определено, что во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 1 марта 2008 г. N 134 "Об утверждении Правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации" и распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. N 2214-р Стороны обязуются совместными усилиями обеспечить реализацию регионального инвестиционного проекта "Строительство завода по производству замороженного приготовленного картофеля и картофельных хлопьев" в соответствии с законодательством Российской Федерации и на условиях соглашения.
В силу п. 1.2 соглашения проект состоит из двух этапов: а) I этап - строительство объекта инженерной инфраструктуры; б) II этап - строительство завода по производству замороженного приготовленного картофеля и картофельных хлопьев.
Пунктами 1.3, 1.4 соглашения установлено, что ответственным исполнителем 2 осуществляются работы по созданию объекта капитального строительства собственности Брянского района Брянской области "Канализационные очистные сооружения п. Добрунь Брянского района Брянской области" мощностью 3 080 куб.м/сутки. Ответственный исполнитель 2 обеспечивает ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства в 2013 году.
В соответствии с п.п. 1.5, 1.6 соглашения инвестором осуществляются работы по созданию объекта капитального строительства собственности инвестора "Завод по производству замороженного приготовленного картофеля и картофельных хлопьев ООО "ЭКОФРИО" в Брянском районе (мощность: производство картофеля - 70 000 тонн/год; производство картофельных хлопьев - 3 850 тонн/год). Инвестор обеспечивает ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства в 2014 году.
Статьей 2 соглашения определен общий объем инвестиционных средств, направляемых сторонами на реализацию проекта, составляющий 4 865 410 000 руб. Министерство обеспечивает перечисление субсидии бюджету в размере 197 510 000 руб., ответственный исполнитель 1 обеспечивает финансирование создания объекта в размере 54 640 000 руб., ответственный исполнитель 2 обеспечивает финансирование создания объекта в размере 13 660 000 руб., инвестор обеспечивает финансирование создания объекта в размере 4 590 600 000 руб.
Срок реализации проекта - 2012-2014 годы в соответствии с паспортом объекта (пункт 9.1 соглашения).
Статьей 10 соглашения распределены имущественные права на объекты, создаваемые сторонами в ходе реализации проекта, а именно:
- имущество (канализационные очистные сооружения), создаваемые в ходе реализации проекта, финансирование создания которого осуществляется за счет средств бюджета Брянского района Брянской области (в том числе за счет бюджетных ассигнований Фонда, и средств бюджета Брянской области, предоставляемых в форме субсидий), поступает в собственность Брянского района Брянской области,
- имущество (завод по производству замороженного приготовленного картофеля и картофельных хлопьев), создаваемое в ходе реализации проект финансирование создания которого осуществляется за счет средств инвестора, поступает в собственность инвестора.
На выполнение работ по строительству объекта: "Канализационные очистные сооружения п. Добрунь Брянского района Брянской области" между Администрацией Брянского района Брянской области и ОАО Строительно-коммерческая фирма "Комфорт" заключен муниципальный контракт N 34 от 24.12.2012 г., предусматривающий сроки выполнения работ с 24.12.2012 г. по 29.11.2013 г. (том 2, л.д. 14).
В подтверждении своевременного строительства объекта, предусмотренного инвестиционным соглашением (строительство объекта инженерной инфраструктуры (канализационные очистные сооружения)) ответчиком представлена копия технического паспорта ФГУП "Ростехинвентаризация - федеральное БТИ" технологического комплекса "Канализационные очистные сооружения п. Добрунь Брянского района Брянской области" и копия технического плана сооружения, составленными по состоянию на 23.01.2014 г, в которых указано о проведении технической инвентаризации для постановки объекта на кадастровый учет (постановка на кадастровый учет подтверждена инвентарным делом N 03 -17/10579).
Согласно справки Брянского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация федеральное БТИ" от 06.05,2016 г. N 03 - 04 - 90, вновь выстроенное сооружение -Канализационные очистные сооружения п. Добрунь Брянского района Брянской области, расположенное по адресу: Брянская область, Брянский район, участок находится примерно в 300 м. по направлению на восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: п. Добрунь, ул. Зеленая, д. 5.
Распоряжением администрации Брянского района от 29.04.2016 N 122-р назначена комиссия по приемке в эксплуатацию объекта "Канализационные очистные сооружения п. Добрунь Брянского района Брянской области", определена дата работы комиссии - 12.05.2016 г. По результатам работы рабочей комиссии выявлены замечания по строительной части и предложено ОАО СКФ "Комфорт" устранить их до 20.05.2016 г.
Постановлением Добрунской сельской администрации от 25.05.2016 N 257 в связи с завершением строительства и вводом в эксплуатацию объекта "Канализационные очистные сооружения" на основании свидетельства о государственной регистрации права 32 - АЖ N 026013 от 20.01.2012 г. решено присвоить объекту "Канализационные очистные сооружения" и земельному участку с кадастровым номером 32:02:030233:10 площадью 39976 кв.м., находящемуся примерно в 300 и. по направлению на восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Брянская область, Брянский район, д. Добрунь, ул. Зеленая, д. 5, почтовый адрес: Брянская область, Брянский район, д. Добрунь, ул. Зеленая, д. 5.
Согласно акту приемки объекта капитального строительства от 14.06.2016 г. строительство объекта "Канализационные очистные сооружения п. Добрунь Брянского района Брянской области" выполнено в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией и действующими техническими документами. Данный объект считать принятым от генподрядчика для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
24.06.2016 г. выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N 32-502302-46-2013.
Приложением N 2 к паспорту регионального инвестиционного проекта "Строительство завода по производству замороженного приготовленного картофеля и картофельных хлопьев" за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации установлены следующие основные результаты реализации этапа регионального инвестиционного проекта, а именно:
I этап. Строительство объекта инженерной инфраструктуры. 2012 год - начало строительства канализационных очистных сооружений мощностью 3 080 куб.м/сутки, 2013 год - завершение строительства и ввод в эксплуатацию канализационных очистных сооружений мощностью 3 080 куб.м/сутки.
II этап. Строительство завода по производству замороженного приготовленного картофеля и картофельных хлопьев. 2012 год - начало строительства завода по производству замороженного приготовленного картофеля и картофельных хлопьев. 2013 год - продолжение строительства завода по производству замороженного приготовленного картофеля и картофельных хлопьев. 2014 год - завершение строительства и ввод в эксплуатацию завода по производству замороженного приготовленного картофеля и картофельных хлопьев (том 1, л.д. 101).
Аналогичные этапы реализации инвестиционного проекта предусмотрены приложением N 3 к соглашению - план-график реализации регионального инвестиционного проекта и были изначально установлены распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2012 N 2214-р "Об утверждении паспорта регионального инвестиционного проекта "Строительство завода по производству замороженного приготовленного картофеля и картофельных хлопьев" (том 1, л.д. 111).
О совместных синхронных мероприятиях по реализации соглашения и свидетельствует общая цель регионального инвестиционного проекта, предусмотренная пунктом 4 Паспорта регионального инвестиционного проекта (Приложение N 1 к Соглашению) - развитие агропромышленного комплекса Брянской области путем создания новых высокотехнологичных производств по переработке сельхозпродукции, включая развитие инженерной инфраструктуры, направленной на обеспечение экологической безопасности региона.
Кроме того, в подтверждении выводов об одновременном исполнении обязательств всеми сторонами свидетельствует Приложение N 1 к паспорту регионального инвестиционного проекта ("Источники и объемы финансирования регионального инвестиционного проекта..."), где установлены этапы реализации регионального инвестиционного проекта на II этапе (строительство завода по производству замороженного приготовленного картофеля и картофельных хлопьев) для инвестора в 2012, 2013 и 2014 годах, а не с 2013 года и Приложение N 4 к соглашению, где установлен объем финансирования за планируемые периоды (IV квартал 2012 года - за счет собственных средств инвестора - 362460 тыс. руб, за счет заемных - 1 163 570 тыс. руб., в 2013 году (с разбивкой на 4 квартала) - за счет собственных средств инвестора - 629 860 тыс. руб., за счет заемных средств -2 050 420 тыс руб.
Правительство Брянской области полагает обоснованным указание в вышеуказанном решении Арбитражного суда города Москвы на Акт Контрольно-счетной палаты Брянской области от 28.10.2014 по результатам встречной проверки в ООО "ЭкоФрио" в рамках контрольного мероприятия "Эффективность использования предоставленной государственной поддержки и достижения заявленных показателей в процессе реализации коммерческих инвестиционных проектов", в подтверждении довода об осведомленности ответчиком в изначально заложенных рисках неисполнения заключенного инвестиционного соглашения в части сроков его реализации, поскольку согласно соглашению в 2012 году при строительстве объекта инженерной инфраструктуры запланировано освоение средств в объеме 230 450 тыс. руб., или 86,7% от общей стоимости объекта инженерной инфраструктуры. Освоение средств при строительстве завода по производству замороженного приготовленного картофеля и картофельных хлопьев на 2012 год предусмотрено в объеме 1 526 030,0 тыс.руб, что составляет 33,2 процента.
При этом Паспорт регионального инвестиционного проекта "Строительство завода по производству замороженного приготовленного картофеля и картофельных хлопьев" утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации 29 ноября 2012 года, т.е. за месяц до окончания календарного года.
При этом, средства инвестиционного фонда на строительство объекта инженерной инфраструктуры в бюджет Брянской области поступили 27.12.2012 года.
Таким образом, освоить поступившие денежные средства не представлялось возможным (акт от 28.10.2014 г.).
Кроме того, проверкой установлено, что строительство завода по состоянию на 15.10.2014 года не завершено, при этом инвестором принято решение о разделении проекта строительства на 2 этапа, сроки которых составляют декабрь 2014 года - 2017 год.
Данное решение не согласовано с иными участниками инвестиционного проекта. По информации инвестора, решение об изменении проекта принято в виду высокого риска не поставки высококачественного картофеля специальных сортов для производства замороженного картофеля фри и ведением в настоящий момент опытных посадок картофеля с применением требуемых технологий. Из чего следует, что изменение срока реализации проекта инвестором не зависело от сроков реализации I этапа соглашения иными сторонами соглашения, а зависело от возможной непоставки соответствующего вида картофеля.
Таким образом, довод истца о нарушении Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" необоснован, поскольку указанная в апелляционной жалобе норма (ч.3 ст.2 Федерального закона N 52-ФЗ) о предоставлении земельных участков для строительства при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам утратила силу Федеральным законом от 19.07.2011 N 248-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона "О техническом регулировании".
Пункт 4 статьи 12 Федерального закона N 52-ФЗ устанавливает, что граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, ответственные за выполнение работ по проектированию и строительству объектов, их финансирование и (или) кредитование, в случае выявления нарушения санитарно-эпидемиологических требований или невозможности их выполнения обязаны приостановить либо полностью прекратить проведение указанных работ и их финансирование и (или) кредитование.
Свидетельств о нарушении санитарно-эпидемиологических требований на II этапе реализации инвестиционного соглашения, предусматривающего в 2012 году -начало строительства завода по производству замороженного приготовленного картофеля и картофельных хлопьев, в 2013 году - продолжение строительства завода по производству замороженного приготовленного картофеля и картофельных хлопьев, в 2014 году - завершение строительства и ввод в эксплуатацию завода по производству замороженного приготовленного картофеля и картофельных хлопьев истцом не предоставлено.
При этом, в обоснование своих доводов истец указывает на возможные нарушения, связанные с введением в эксплуатацию объекта, то есть не с реализацией инвестиционного соглашения, а непосредственно с производственной деятельностью завода после введения его в эксплуатацию.
Документов, свидетельствующих о нарушении санитарно-эпидемиологических требований в период строительства завода по производству замороженного приготовленного картофеля и картофельных хлопьев истцом не представлено.
Поскольку свои обязательства по строительству "Канализационных очистных сооружений п. Добрунь Брянского района Брянской области" администрация Брянского района выполнила, что подтверждается представленным в материалы дела Техническим паспортом технологического комплекса (сооружения) "Канализационные очистные сооружения п. Добрунь Брянского района Брянской области" от 23.01.2014 г и иными вышеуказанными документами, а судом достоверно установлено, что соглашением предусмотрено одновременное начало выполнения обязательств сторонами инвестиционного проекта, суд пришел к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для расторжения в судебном порядке инвестиционного соглашения от 19.12.2012 г. N 1.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции правомерно и обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы по существу спора были предметом рассмотрения судом первой инстанции, давшим им надлежащую оценку, с которой апелляционный суд согласен.
Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Таким образом, решение по настоящему делу является законным и обоснованным, поскольку принято по представленному и рассмотренному заявлению с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Расходы по оплате госпошлины за подачу апелляционной жалобы распределяются согласно ст.110 АПК РФ
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 08.07.2016 г. по делу N А40-23471/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Б.П. Гармаев |
Судьи |
А.Л. Фриев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-23471/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 16 февраля 2017 г. N Ф05-378/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ЭкоФрио", Ровнов С И
Ответчик: Администрация Брянского района, Администрация Брянского р-на, Администрация Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области, МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Министерство экономического развития РФ, Правительство Брянской области
Третье лицо: Департамент строительства и архетектуры Брянской области, Департамент строительства и архитектуры Брянской области, Департамент экономического развития Брянской области, Ровнов С.И.
Хронология рассмотрения дела:
16.02.2017 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-378/17
06.10.2016 Определение Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-51695/16
04.10.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-44179/16
08.07.2016 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-23471/16