Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 января 2017 г. N Ф08-9823/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Ессентуки |
|
11 октября 2016 г. |
Дело N А63-8193/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 октября 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик),
судей: Афанасьевой Л.В., Белова Д.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Магомедовым У.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27.07.2015 по делу N А63-8193/2016 (судья Русанова В.Г.)
по заявлению государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Дорожно-эксплуатационно-строительное управление N 2" им. В.И. Демидова (г. Михайловск, ОГРН 1022603021770),
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (г. Ставрополь, ОГРН 1022601989508),
о признании недействительным решения и предписания, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов,
третьи лица: комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя (ОГРН 1052600306770, г. Ставрополь)
комитет муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя (ОГРН 1022601955782, г. Ставрополь),
общество с ограниченной ответственностью "Югтрасстрой" (ОГРН 1032600961810, г. Ставрополь),
в судебном заседании участвует представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю - Ращевский И.С. по доверенности от 11.01.2016,
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие Ставропольского края "Дорожно-эксплуатационно-строительное управление N 2" им. В.И. Демидова (далее - заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - управление) о признании недействительными решения от 11.07.2016 по делу N РЗ-917-2016 о нарушении законодательства о закупках, предписания от 11.07.2016 N 339 по делу N РЗ-917-2016; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя (далее - муниципальный заказчик, заказчик), комитет муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя (далее - уполномоченный орган), общество с ограниченной ответственностью "Югтрасстрой" (далее - общество).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 27.07.2016 требования заявителя удовлетворены в полном объеме. Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для признания незаконными оспариваемого решения и предписания.
Не согласившись с решением суда, управление подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы апеллянт ссылается на то, что судом первой инстанции не были исследованы все обстоятельства по существу дела, не правильно применены и нарушены нормы материального и процессуального права.
Одновременно апеллянт ходатайствовал о приостановлении исполнения обжалуемого судебного акта и исполнительного листа выданного на основании этого решения.
Определением от 24.08.2016 в удовлетворении заявленного ходатайства отказано.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а доводы жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, муниципальным заказчиком опубликован открытый аукцион "Работы по ремонту участков автомобильных дорог общего пользования местного значения города Ставрополя, начальная (максимальная) цена контракта - 207 206 004,00 (двести семь миллионов двести шесть тысяч четыре) руб.". Реестровый номер закупки: 0321300001116000230 (170-ЭА/16 - в системе нумерации уполномоченного органа).
Извещение о проведении данного электронного аукциона и документация об электронном аукционе размещены 17.06.2016 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru.
Протоколом от 07.06.2016 N 175-ЭА-Р/16 заседания аукционной комиссии по рассмотрению единственной заявки, заявка общества была признана соответствующей требованиям документации об аукционе.
В управление поступила жалоба ООО "Югтрасстрой" на действия заказчика и уполномоченного органа, действия которых, по мнению заявителя жалобы, в части составления документации об аукционе, не соответствовали требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Поданная жалоба явилась основанием для возбуждения управлением дела N РЗ-917-2016.
В ходе проверки названного аукциона управлением установлено, что составе раздела "Требования к техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товаров (материалов) согласно локальному сметному расчету N 7 установлены требования к товарам, которые должны использоваться в работах, а именно: пропан-бутан смесь техническая, электроды, кислород технический газообразный, однако, согласно сметного расчета N 7 потребность в указанных товарах при выполнении работ заказчиком не была установлена; таким образом, невозможно было представить в заявке достоверную информацию по предлагаемому к использованию товару, так как нельзя было установить, в производстве каких работ будут использоваться указанные материалы; заказчик пояснил, что данные требования к товарам должен был установить в смете N 2, была допущена техническая ошибка.
Установив в ходе рассмотрения дела нарушение муниципальным заказчиком Закона N 44-ФЗ, управлением вынесено решение от 11.07.2016, которым заказчик и уполномоченный орган признаны нарушившими требования ст. 33 Закона N 44-ФЗ.
Заказчику, уполномоченному органу и оператору электронной площадки выдано обязательное для исполнения предписание N 339 об устранении нарушений ст. 33 Закона N 44-ФЗ, допущенные при осуществлении закупки путем проведения открытого аукциона в электронной форме N 0321300001116000230 "Работы по ремонту" участков автомобильных дорог общего пользования местного значения города Ставрополя, в связи с чем протоколы, составленные в ходе закупки - отменить. Документацию об аукционе в электронной форме N 0321300001116000230 привести в соответствие с требованиями Закона N 44-ФЗ, а именно в соответствии со ст. 33 Закона N44-ФЗ. Внести соответствующие изменения в аукционную документацию N 0321300001116000230, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте. Продлить срок подачи заявок в соответствии с требованиями ст. 63, 65 Закона N 44-ФЗ.
Оператору электронной торговой площадки - обеспечить возможность исполнения данного предписания, выданного комиссией Ставропольского УФАС России по контролю в сфере закупок заказчикам и уполномоченному органу. Известить участников, подавших заявки на участие в данном аукционе, о внесении изменений в аукционную документацию в электронной форме N 321300001116000230.
Срок исполнения предписания - в течение 10 дней с момента его размещения на официальном сайте для размещения информации о размещении заказа в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov,ru, об исполнении которого в обязательном порядке сообщить в управление в течение 7 дней с момента его исполнения.
Считая указанные решения и предписание незаконными, предприятие обратилось в суд с заявлением.
Разрешая заявленный спор при изложенных выше обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования заявителя, в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В силу п. 2 ст. 10 ГК РФ в случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 данной статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 50 Закона N 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст. 33 данного Федерального закона.
На основании ст. 33 Закона N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии; описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии; документация о закупке должна содержать изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, окончательное предложение, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт; документация о закупке должна содержать информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого заключается контракт; документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями; поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
В соответствии с п. 7, 8 ст. 50 Закона N 44-ФЗ любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
В течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос. Разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.
Данная норма права направлена на предотвращение злоупотреблений со стороны недобросовестных участников, предпринимающих попытки аннулировать результаты аукциона, используя ресурс административного органа взамен установленного законом способа разрешения разногласий.
В решении управления указано, что при формировании документации об аукционе заказчиком в составе раздела "Требования к техническим и функциональным" характеристикам (потребительски свойства) товаров (материалов) согласно локальному сметному расчету N 7 установлены требования к товарам, которые должны использоваться в работах, однако, согласно сметного расчета N 7 потребность в указанных товарах при выполнении работ заказчиком не установлена.
При этом при исследовании документации к аукциону судом установлено, что все требования к товарам (материалам) установлены на основании локально-сметных расчетов, в том числе ресурсных ведомостях, в которых содержатся все указанные заказчиком товары. Достоверность сведений в заявке, составленной в соответствии с требованиями аукционной документации, не может зависеть от вида производства работ, поскольку все требования заказчиком предъявлялись на товар (материал)и соответствие товару ГОСТу, техническим паспортам и пр.). Требований к производству работ заказчиком в аукционной документации не устанавливалось.
Локально-сметные расчеты, представленные в Технической части аукционной документации разработаны в соответствии с Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации" МДС 81-35.2004, утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1.
Из материалов дела не следует, что у участников аукциона могли возникнуть трудности или препятствия при подготовке заявки, соответствующей требованиям документации.
Указание в технической документации на ссылку по спорным товарам на смету N 7 вместо сметы N 2 не являлось принципиальной ошибкой, влекущей заблуждение участников аукциона и отмену его итогов.
Кроме того, в соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в рассматриваемом электронном аукционе ни один из заявителей не воспользовался своим правом принять участие в конкурсе.
Данный факт подтверждает отсутствие интереса у других лиц к электронному аукциону.
ООО "Югтрасстрой" своим правом не воспользовалось, не обратилось с запросом о предоставлении разъяснений по вышеуказанным позициям аукционной документации, из чего следует вывод о том, что обратившись с жалобой в управление, общество злоупотребляло своими правами, так как заявку на участие в конкурсе не подавало, за разъяснениями по позициям конкурсной документации не обращалось.
При этом, суд первой инстанции правильно указал на необходимость устранения нарушенного права предприятия путем обязания электронной торговой площадки - закрытое акционерное общество "Сбербанк АСТ" (http://www.sberbank-ast.ru) разблокировать процедуру размещения заказа (реестровый номер закупки: 0321300001116000230, 170-ЭА/16 - в системе нумерации уполномоченного органа) с этапа его приостановления на стадии заключения государственного контракта.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27.07.2015 по делу N А63-8193/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Параскевова |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-8193/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 января 2017 г. N Ф08-9823/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ГУП СК ДЭСУ-2 им. В. И. Демидова, ГУП СК ДЭСУ-2 им. В. И.Демидова, ГУП Ставропольского края "Дорожно-эксплуатационно-строительное управление N 2" им. В.И. Демидова
Ответчик: Ставропольское УФАС России, Управление Федеральной Антимонопольной службы по СК
Третье лицо: Комитет городского хозяйства Администрации г. Ставрополя, Комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя, КОМИТЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗАКАЗА И ТОРГОВЛИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ, ООО "ЮГТРАССТРОЙ", Управление Федеральной антимонопольной службы по СК
Хронология рассмотрения дела:
11.01.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9823/16
11.11.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8298/16
11.10.2016 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3719/16
27.07.2016 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-8193/16