г. Москва |
|
11 октября 2016 г. |
Дело N А41-7441/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 октября 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Диаковской Н.В., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Антол" - Базурова А.Г. (представителя по доверенности от 01.02.2016), Полищука А.В. (по решению от 01.01.2015),
от администрации Красногорского муниципального района Московской области - Баркова А.Н. (представителя по доверенности от 09.09.2016),
от Министерства имущественных отношений Московской области - извещено, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Антол" на решение Арбитражного суда Московской области от 27.04.2016 по делу N А41-7441/16, принятое судьей Богатиной Ю.Г.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Антол" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации Красногорского муниципального района Московской области со следующими требованиями:
- признать незаконным решение администрации от 01.09.2015 N 1.2.6-87/3548 об отказе в предоставлении в собственность обществу земельного участка кадастровым номером 50:11:0010304:9 площадью 174 кв. м по адресу: Московская область, г. Красногорск, на пересечении улиц Циолковского и Г. Димитрова, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под торговым павильоном;
- обязать администрацию в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении в собственность обществу данного земельного участка путем выкупа за 125 086 рублей 60 копеек (15% кадастровой стоимости земельного участка);
- обязать администрацию в десятидневный срок с даты принятия решения о предоставлении обществу земельного участка на праве собственности направить в адрес общества проект договора купли-продажи этого земельного участка по цене равной 125 086 рублей 60 копеек (15% кадастровой стоимости земельного участка) с предложением о его заключении.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Министерство имущественных отношений Московской области (далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Московской области от 27.04.2016 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Представители общества в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель администрации в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя министерства.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей явившихся в судебное заседание лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Между администрацией и обществом заключен договор аренды от 13.06.2002 N 314 земельного участка с кадастровым номером 50:11:0010304:9 площадью 174 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под торговым павильоном, с местоположением Московская область, г. Красногорск, на пересечении улиц Циолковского и Г. Димитрова. Договор заключен сроком на 5 лет.
Дополнительным соглашением от 06.11.2012 N 620 стороны продлили срок действия договора на 10 лет с 01.11.2012 по 30.10.2022.
На земельном участке с кадастровым номером 50:11:0010304:9 расположен павильон площадью 162,9 кв.м., принадлежащий на праве собственности обществу, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации от 28.07.2015.
Общество обратилось в администрацию с заявлением от 11.08.2015 вх. N 1.2.6/3545 о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 50:11:0010304:9.
По итогам рассмотрения заявления от 11.08.2015 администрация направила обществу письмо от 01.09.2015 N 1.2.6-87/3548, которым сообщила об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка, сославшись на то, что торговый павильон, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 50:11:0010304:9, не является объектом недвижимого имущества.
Не согласившись с отказом администрации от 01.09.2015 N 1.2.6-87/3548 в предоставлении испрашиваемого земельного участка, общество 08.02.2016 оспорило его в судебном порядке.
Отказывая обществу в удовлетворении требований, суд первой инстанции признал их необоснованными, при этом указал на пропуск обществом срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции отмене с принятием по делу нового судебного акта ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Разрешая вопрос о соблюдении/пропуске обществом данного срока при обращении в суд с заявленным по настоящему делу требованием об оспаривании отказа администрации от 01.09.2015 N 1.2.6-87/3548 в предоставлении испрашиваемого земельного участка, апелляционный суд исходит из следующего.
Согласно уведомлению о поступлении документов в систему "Мой арбитр" заявление об оспаривании отказа администрации в предоставлении испрашиваемого земельного участка подано в арбитражный суд - 08.02.2016.
Поскольку в материалах дела не имеется документов, из которых с очевидностью следовало бы, что общество узнало об оспариваемом решении до 08.11.2015, трехмесячный срок, предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ, на оспаривание в судебном порядке отказа администрации от 01.09.2015 N 1.2.6-87/3548 в предоставлении испрашиваемого земельного участка нельзя признать пропущенным.
Пунктом 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 Земельного кодекса (статья 39.2 Земельного кодекса).
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса.
Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения не имеет право на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11).
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно пункту 5 статьи 39.20 Земельного кодекса для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком на условиях сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.3 Земельного кодекса продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса, осуществляется без проведения торгов.
К числу оснований возникновения прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законодатель относит договор купли-продажи, в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (статья 39.1 Земельного кодекса).
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Согласно части 5 статьи 39.17 Земельного кодекса в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 6 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка (часть 6 статьи 39.17 Земельного кодекса).
В силу пункта 7 статьи 39.17 Земельного кодекса проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров.
Статья 39.16 Земельного кодекса содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В частности, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; либо указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка; либо предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается; либо границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Апелляционным судом установлено, что испрашиваемый земельный участок не является изъятым из оборота по основаниям, предусмотренным статьей 27 Земельного кодекса.
Сведений о наличии каких-либо ограничений в обороте, запрета приватизации испрашиваемого земельного участка в государственном земельном кадастре не содержится, законом или судом не установлено.
Информации о том, что испрашиваемый участок имеет пересечение с другими участками либо о том, что в его границах находятся красные линии, отображающие земли общего пользования муниципального образования, не имеется.
Как подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 28.07.2015 и выпиской из ЕГРП, торговый павильон принадлежит обществу на праве собственности.
Запись о нем данном торговом павильоне именно как об объекте недвижимого имущества внесена в ЕГРП, о чем в сделана соответствующая регистрационная запись в ЕГРП.
Право собственности общества на данный объект зарегистрирован на основании договора краткосрочной аренды земельного участка от 13.06.2000 N 314, дополнительного соглашения от 06.11.2012 N 620 к договору краткосрочной аренды земельного участка от 13.06.2000 N 314, декларации об объекте недвижимого имущества от 09.07.2015.
Согласно кадастровому паспорту на земельный участок от 12.09.2016 N 99/2016/7531538 земельный участок с кадастровым номером 50:11:0010304:9 относится к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под торговым павильоном.
Как правильно установлено судом первой инстанции, согласно пункту 2 договора аренды от 13.06.2000 N 620 земельный участок предоставляется для использования его под установку временного торгового павильона.
Между тем суд не учел, что согласно пункту 1.2 дополнительного соглашения от 06.11.2012 N 620 к данному договору аренды земельного участка от 13.06.2000 N 314 последний изменен: в частности, указано, что земельный участок предоставлен для осуществления арендатором следующих видов деятельности (разрешенный вид использования): под торговым павильоном. То есть слово "временный" исключено. Пояснить это обстоятельство (если принять во внимание доводы администрации) представитель администрации в судебных заседаниях апелляционного суда затруднился.
Дополнительно представитель администрации пояснил, что заявления о признании отсутствующим права собственности общества на это здание по мотиву того, что оно относится к движимому имуществу, в суд не подавала, соответствующего решения суды не принимал. Почему администрация этого не сделала, если считает, что объект общества не является объектом недвижимости, представитель администрации пояснить затруднился, предположил, что администрация будет подавать такое заявление.
Также апелляционный суд учитывает, что само по себе наименование этого объекта - торговый павильон - не является основанием для вывода о том, что он является движимым имуществом.
Для разрешения такого вопроса необходимо учитывать характеристику названного объекта.
Согласно акту о приемке законченного строительного объекта от 24.08.2000 к приемке в эксплуатацию предъявлен законченный строительством торговый павильон "Продукты". Строительство произведено на основании постановления Главы Красногорского района от 16.08.1999 N 866/8 в соответствии с разрешением территориального управления Госархстройнадзора на производство строительно-монтажных работ от 24.07.2000. Акт о приемке законченного строительного объекта от 24.08.2000 подписан уполномоченными на то лицами.
Согласно подготовленному кадастровым инженером Сирык С.Е. заключению торговый павильон общества, находящийся на земельном участке с кадастровым номером 50:11:0010304:9 расположенный по адресу: Московская область, г.Красногорск, ул. Циалковского, д.17 является капитальным. Перенос этого здания невозможен без несоразмерного ущерба.
Данное заключение апелляционный суд принимает в качестве доказательства того, что объект общества является недвижимым имуществом.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 13535/10 указано, что судам, при рассмотрении вопроса о приобретении собственником объекта недвижимости, земельного участка, на котором расположен этот объект (здание, строение, сооружение), необходимо исследовать вопрос о соразмерности объекта недвижимости площади испрашиваемого земельного участка.
В данном случае, земельный участок сформирован для эксплуатации здания торгового павильона. Общая площадь торгового павильона - 162,9 кв.м., что составляет 93,62% от площади испрашиваемого земельного участка (174 кв.м.).
С учетом того, что апелляционным судом установлена соразмерность площадей здания и земельного участка под ним, у администрации не было достаточных оснований, предусмотренных действующим законодательством для отказа в предоставлении за плату в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:11:0010304:9.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.4 Земельного кодекса при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной собственности, без проведения торгов, цена такого земельного участка определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства Московской области от 02.05.2012 N 639/16 "Об установлении цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на таких земельных участках" с 01.07.2012 заявитель вправе выкупить испрашиваемый земельный участок по цене, равной 15% кадастровой стоимости земельного участка.
При таких обстоятельствах апелляционный суд признает надлежащим способом восстановления прав и законных интересов общества возложение на администрацию обязанностей в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении в собственность обществу данного земельного участка, путем выкупа за 125 086 рублей 60 копеек (15% кадастровой стоимости земельного участка) и в десятидневный срок с даты принятия решения о предоставлении обществу земельного участка на праве собственности, направить в адрес общества проект договора купли-продажи указанного земельного участка.
Расходы общества по уплате государственной пошлины относятся на администрацию, в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 27.04.2016 по делу N А41-7441/16 отменить.
Заявленные требования удовлетворить: признать незаконным решение администрации Красногорского муниципального района Московской области от 01.09.2015 N 1.2.6-87/3548 об отказе в предоставлении в собственность обществу с ограниченной ответственностью "Антол" земельного участка с кадастровым номером 50:11:0010304:9 площадью 174 кв.м. по адресу: Московская область, г.Красногорск, на пересечении улиц Циолковского и Г.Димитрова, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под торговым павильоном.
Обязать администрацию Красногорского муниципального района Московской области в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении в собственность обществу с ограниченной ответственностью "Антол" данного земельного участка, путем выкупа за 125 086 рублей 60 копеек (15% кадастровой стоимости земельного участка).
Обязать администрацию Красногорского муниципального района Московской области в десятидневный срок с даты принятия решения о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Антол" земельного участка на праве собственности, направить в адрес общества проект договора купли-продажи указанного земельного участка.
Взыскать с администрации Красногорского муниципального района Московской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Антол" 4 500 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины при подаче заявления в суд первой инстанции и апелляционной жалобы в апелляционный суд.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-7441/2016
Истец: ООО "АНТОЛ"
Ответчик: Администрация Красногорского муниципального района Московской области
Третье лицо: Администрация Красногорского муниципального района Московской области