Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 7 февраля 2017 г. N Ф05-22178/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании незаконным бездействия
Вывод суда: решение суда первой инстанции отменено
г. Москва |
|
13 октября 2016 г. |
Дело N А41-103846/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 октября 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей: Диаковской Н.В., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Калисто" - Барботченко В.Т. (представителя по доверенности от 02.02.2016),
от Министерства имущественных отношений Московской области - Снетковой Д.Н. (представителя по доверенности от 11.01.2016),
от Правительства Московской области - извещено, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Калисто" об оспаривании бездействия Министерства имущественных отношений Московской области, третье лицо: Правительство Московской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Калисто" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Московской области (далее - министерство) со следующими требованиями:
- признать незаконным бездействие министерства, выразившееся в непринятии решения о предоставлении в собственность обществу земельного участка общей площадью 2 487 кв.м. с кадастровым номером 50:22:0010304:7328, расположенного по адресу: Московская область, Люберецкий р-н, г.Люберцы, Котельнический пр-д, д. 13 А., а также в не осуществлении подготовки проекта договора купли-продажи, в не направлении его обществу с предложением о заключении соответствующего договора.
- обязать министерство в срок не более 5 (пяти) рабочих дней с даты вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении в собственность обществу данного земельного участка, за плату, осуществить подготовку проекта договора купли-продажи этого участка и направить его в адрес общества.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Правительство Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 10.06.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Также суд первой инстанции 06.07.2016 принял по данному делу дополнительное решение, в котором суд признал незаконным бездействие министерства, выразившееся в неисполнении порядка рассмотрения заявления от 11.11.2015 N 13вх-84733.
Не согласившись с решением суда, общество обжаловало его в Десятый арбитражный апелляционный суд.
Не согласившись с дополнительным решением суда, министерство также обжаловало его в апелляционный суд.
Определением от 06.09.2016 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для рассмотрения дела судом первой инстанции.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы заявления, просил его удовлетворить.
Представитель министерства в судебном заседании против доводов заявления возражал, просил в его удовлетворении отказать.
Заявление рассмотрено в соответствии со статьей 123 АПК РФ в отсутствие представителя Правительства Московской области.
В ходе судебного разбирательства апелляционным судом установлено следующее.
Обществу на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости:
- здание нежилого назначения (гараж), площадь 92,30 кв. м., инв. N 4628, лит. М, объект N 4, адрес: Люберцы, Котельнический проезд, д. 13 А, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 27.09.2012 серии 50 АДМИНИСТРАТИВНОЙ N 439793;
- здание нежилого назначения (гараж), площадь 720,70 кв. м., инв. N 4628, лит. Е, объект N 2, адрес: Люберцы, Котельнический проезд, д. 13 А, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 27.09.2012 серии 50 АДМИНИСТРАТИВНОЙ N 439794;
- здание нежилого назначения (гараж), площадь 67,10 кв. м., инв. N 4628, лит. Л, объект N 3, адрес: Люберцы, Котельнический проезд, д. 13 А, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 27.09.2012 серии 50 АДМИНИСТРАТИВНОЙ N 439795.
Указанные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером 50:22:0010304:7328.
Как следует из кадастрового паспорта земельного участка от 02.10.2015, его площадь составляет 2487 +/- 18 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения предприятия, адрес: Люберцы, проезд Котельнический, д. 13 А.
Согласно выписке из ЕГРП от 27.03.2015 земельный участок находится в собственности Московской области.
Общество 11.11.2015 обратилось в адрес министерства с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010304:7328 обществу как собственнику расположенных на нем объектов недвижимости.
Не дождавшись ответа от министерства, общество 16.12.2015 оспорило его бездействие в судебном порядке.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что заявление общества подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Как предусмотрено статьей 39.2 Земельного кодекса, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 Земельного кодекса.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса.
Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения не имеет право на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно пункту 5 статьи 39.20 Земельного кодекса для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком на условиях сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.3 Земельного кодекса продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса, осуществляется без проведения торгов.
К числу оснований возникновения прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, статья 39.1 Земельного кодекса относит договор купли-продажи, в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Согласно пункту 5 статьи 39.17 Земельного кодекса в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 6 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка (часть 6 статьи 39.17 Земельного кодекса).
В силу пункта 7 статьи 39.17 Земельного кодекса проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров.
Статья 39.16 Земельного кодекса содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В частности, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; либо указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка; либо предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается; либо границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В подтверждение того обстоятельства, что на испрашиваемом земельном участке расположено объекты недвижимости общества, последнее представило ряд доказательств, в том числе кадастровый паспорт на данный земельный участок, свидетельства о регистрации права собственности на объекты общества, технические и кадастровые паспорта и эти объекты, фотоматериал, заключение кадастрового инженера общества с ограниченной ответственностью "НПФ "Базис" Белозеровой О.Н. от 27.05.2016.
Материалами дела подтверждается и министерством не оспаривается, что общество является собственников трех объект недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 50:22:0010304:7328.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 13535/10 указано, что судам, при рассмотрении вопроса о приобретении собственником объекта недвижимости, земельного участка, на котором расположен этот объект (здание, строение, сооружение), необходимо исследовать вопрос о соразмерности объекта недвижимости площади испрашиваемого земельного участка.
В подтверждение соразмерности объектов недвижимости площади испрашиваемого земельного участка общество представило в материалы дела:
- кадастровые паспорта трех зданий;
- технические паспорта трех зданий Литеры Е; Л и М с ситуационными планами в масштабе 1:1500 в составе технических паспортов на здания;
- фотографии внешнего вида внутреннего двора и трёх зданий с наружной рекламой и внутренними помещениями;
- акт по результатам обследования земельного участка комиссией Минимущества Московской области с приложением плана размещения зданий заявителя на земельного участке с фототаблицей и пояснением;
- схема движения автотранспорта во "внутреннем дворе" земельного участка;
- заключение кадастрового инженера ООО НПФ "Базис".
Заключение эксперта по результатам проведения судебной экспертизы, назначенной при рассмотрении иного судебного дела, а равно заключение эксперта, полученное по результатам проведения внесудебной экспертизы, не могут признаваться экспертными заключениями по рассматриваемому делу. Между тем такое заключение может быть признано судом иным документом, допускаемым в качестве доказательства в соответствии со статьей 89 АПК РФ (пункт 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе").
Из представленных в материалы дела документов, в том числе заключение кадастрового инженера ООО НПФ "Базис" следует, что часть земельного участка общей площадью 880,1 кв.м., занята тремя расположенными на ней объектами недвижимого имущества (зданиями), принадлежащими обществу на праве собственности. При этом, объекты здания принадлежащие обществу на праве собственности расположены по периметру испрашиваемого земельного участка и имеют входные ворота исключительно со стороны внутреннего двора. Доступ на земельный участок осуществляется через один проезд, расположенный между двумя зданиями общества с ул. Южная. Границы испрашиваемого земельного участка являются естественным закрытым контуром, так как их местоположение определяется стенами капитальных зданий общества, что исключает возможность использования испрашиваемого земельного участка иными лицами кроме общества. Часть земельного участка общей площадью 1607 кв.м. (2487 кв.м.-880 кв.м.) является внутридворовой территорией с одним проездом, обеспечивающей эксплуатационный доступ и пожарные проезды к трем объектам недвижимого имущества принадлежащим обществу на праве собственности. Земельный участок огорожен бетонным забором и охраняется.
Изучив функциональное назначение объектов недвижимости зданий общества и цели, в которых их эксплуатирует общества, апелляционный суд установил, что общество является предприятием, основной деятельностью которого является проведение работ и оказание услуг по ремонту легкового и грузопассажирского транспорта. Эти объекты общества составляют по своему назначению и цели эксплуатации имущественный комплекс.
Общество является предприятием, основной деятельностью которого является проведение работ и оказание услуг по ремонту легкового и грузопассажирского автотранспорта.
Имущественный комплекс общества состоит из трёх зданий и расположен по периметру земельного участка общей площадью 2 487 кв.м.
Здания общества имеют следующее профильное назначение:
Литер М - двухэтажное административное здание;
Литер JI - одноэтажное производственное здание/мойка легкового автотранспорта;
Литер Е - одноэтажное производственное здание оборудованное ремонтными ямами, лектроподъёмниками и иным авторемонтным оборудованием, а также пятью въездными воротами.
В качестве доказательства профильной деятельности общества в материалы дело обществом приобщены фотографии внутренних помещений здания с авторемонтным оборудованием, а также фотографии внешнего вида зданий с наружной рекламой предлагаемых услуг и работ.
Профильная деятельность общества по ремонту и обслуживанию автотранспорта не возможна без обеспечения подъездных путей и территории временной парковки транспорта.
В соответствии с прилагаемой транспортной схемой, въезд автотранспорта, нуждающегося в ремонте производится на территорию предприятия (во внутренний двор) через единственный проезд и далее автотранспорт направляется к одним из производственных ворот со свободным электроподъемником, ремонтной ямой или к зданию (помещением для мойки автомобилей.
"Внутренний двор" имущественного комплекса имеет минимально-достаточный размер 1 598.5 кв.м. для доступа клиентов и их автомобилей к производственным и административному зданию общества, а также в чрезвычайном случае, проезда пожарной спецавтотехники.
Фактическим обстоятельством в пользу приватизации земельного участка общей площадью 2 487 кв.м., также является "естественный закрытый вешний контур" земельного участка с одним въездом, исключающий возможность использования "Внутреннего двора" площадью 1 598,5 кв.м. иными лицами кроме сотрудников или клиентов общества.
То обстоятельство, что указанные здания общества зарегистрированы в ЕГРП как отдельные объекты, а не как имущественный комплекс, само по себе не исключает вывода об указанных целях его использования и функционального назначения, в связи с чем принимая во внимание изложенное, вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка "для размещения предприятия" не препятствовало предоставлению этого участка обществу в собственность для эксплуатации находящихся на нем объектов недвижимого имущества общества.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке 71 АПК РФ, апелляционный суд приходит к выводу о том, что эксплуатация трех зданий, принадлежащих обществу на праве собственности невозможна без использования всей площади испрашиваемого земельного участка.
Общество как собственник упомянутых зданий имеет исключительное право выкупа испрашиваемого земельного участка, необходимого для эксплуатации этого здания в соответствии со статьями 39.3, 39.17 Земельного кодекса.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Согласно пункту 2 статьи 39.17 Земельного кодекса к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса.
Пунктом 3 статьи 39.17 Земельного кодекса предусмотрено, что в течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 статьи 39.17 Земельного кодекса, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 статьи 39.17 Земельного кодекса.
Согласно пункту 5 статьи 39.17 Земельного кодекса в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Подача заявления о предоставлении земельного участка порождает обязанность государственного органа рассмотреть вопрос и принять по нему законное решение.
Исходя из смысла действующего законодательства, министерство, которому подана заявка, обязано было рассмотреть заявление общества и дать по нему мотивированный ответ с удовлетворением заявления или с отказом.
В подтверждение отсутствия бездействия министерство ссылается на представленное в материалы дела письмо от 01.07.2016 N 13исх-15435, в котором у общества запрашиваются дополнительные документы, что является промежуточным ответом, не свидетельствующем о рассмотрении вопроса по существу.
Вместе с тем данное письмо составлено 01.07.2016, то есть после вынесения судом первой инстанции решения по настоящему делу. Тем самым, составление министерством данного письма не опровергает факта бездействия министерства, выразившегося в не принятии решения по заявлению общества, и имевшегося место на дату обращения общества в суд по настоящему делу с заявлением об оспаривании бездействия министерства.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статей 67, 68, 71 АПК РФ, учитывая, что по истечении установленного законодательством срока со дня получения министерством заявление общества по существу рассмотрено не было, апелляционный суд приходит к выводу о том, что требования Земельного кодекса о порядке и сроках рассмотрения заявки общества и даче письменного ответа министерством не соблюдены.
Исходя из изложенного усматривается нарушение прав общества, выразившееся в не рассмотрении заявки общества, соответственно, не принятии решения о предоставлении земельного участка в собственность либо об отказе в предоставлении земельного участка.
Таким образом, бездействие министерства по не рассмотрению вопроса о предоставлении земельного участка в собственность является незаконным и необоснованным и нарушает права и законные интересы общества.
Материалами дела подтверждается то обстоятельство, что общество, обращаясь с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, приложило полный комплект документов, необходимых для заключения договора купли-продажи земельного участка.
В связи с этим заявленное обществом требование обязании министерства в срок не более 5 (пяти) рабочих дней с даты вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении в собственность обществу данного земельного участка, за плату, осуществить подготовку проекта договора купли-продажи этого участка и направить его в адрес общества, заявленное в качестве восстановления нарушенного права признается апелляционным судом обоснованным и подлежит удовлетворению.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 10.06.2016 по делу N А41-103846/15 и дополнительное решение Арбитражного суда Московской области от 06.07.2016 по тому же делу отменить.
Признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Московской области, выразившееся в неисполнении порядка рассмотрения заявления от 11.11.2015 вх N 13ВХ-84733 на осуществление преимущественного права общества на выкуп земельного участка, установленных пунктами 3, 5, 6 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Обязать Министерство имущественных отношений Московской области в срок не
более 5 (пяти) рабочих дней с даты вступления постановления апелляционного суда в силу, принять решение о предоставлении в собственность обществу с ограниченной ответственностью "Калисто" земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010304:7328, общей площадью 2 487 кв. м., за плату, осуществить подготовку проекта договора купли-продажи указанного земельного участка и направить его обществу с ограниченной ответственностью "Калисто".
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-103846/2015
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 7 февраля 2017 г. N Ф05-22178/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Калисто"
Ответчик: Министерство имущественных отношений Московской области
Третье лицо: Правительство Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области
Хронология рассмотрения дела:
07.02.2017 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-22178/16
13.10.2016 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-11372/16
06.07.2016 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-103846/15
10.06.2016 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-103846/15