Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 6 февраля 2017 г. N Ф05-22189/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании незаконным акта органа власти, о признании незаконными действий
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Москва |
|
14 октября 2016 г. |
дело N А40-66903/16 |
Резолютивная часть постановления оглашена 06.10.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.10.2016.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей |
Поташовой Ж.В., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Добыш Д.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Частного образовательного учреждения высшего образования "Новосибирский гуманитарный институт" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.08.2016
по делу N А40-66903/16, принятое судьей Кузиным М.М.
по заявлению Частного образовательного учреждения высшего образования "Новосибирский гуманитарный институт" (630099, Новосибирск, улица Советская, дом 23, ОГРН 1025403195498)
к Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (127994, ГСП-4, К-51, Москва, улица Садовая-Сухаревская, дом 16, ОГРН 1047796344111)
о признании незаконными действий, недействительным приказа;
при участии:
от заявителя - Карсунцев Н.А. по доверенности от 08.08.2016;
от заинтересованного лица - Подзирей А.Ю. по доверенности от 12.01.2016; Горшков Д.В. по доверенности от 14.01.2016;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 05.08.2016 заявление Частного образовательного учреждения высшего образования "Новосибирский гуманитарный институт" о признании незаконными действий Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки по лишению государственной аккредитации образовательной деятельности Частного образовательного учреждения высшего образования "Новосибирский государственный университет" о признании недействительным приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 18.02.2016 N 230, отказано.
Институт не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители института и Рособрнадзора в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта по следующим основаниям.
Статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из материалов дела следует, что с 24.08.2015 по 28.08.2015 на основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 21.08.2015 N 1439 проведена внеплановая выездная проверка в отношении института.
По результатам проверки Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки выявлены несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся требованиям федеральных государственных образовательных стандартов и составлен акт от 28.08.2015 N 425/ВП/Л/З/К (том 1 л.д. 118-136).
24.09.2015 приказом Роспотребнадзора N 1696 в соответствии с ч. 9 ст. 93 Федерального закона N 273-ФЗ приостановлено действие государственной аккредитации в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп направлений подготовки специальности (том 2 л.д. 72-73).
Институту предоставлен срок для устранения указанных в акте проверки от 28.08.2015 N 425/ВП/Л/З/К несоответствий содержания и качества подготовки обучающихся требованиям федеральных государственных образовательных стандартов два месяца.
Представленные институтом в Рособрнадзор письмом от 16.11.2015 N 07-55-1406 документы не подтверждают устранение указанных в акте проверки от 28.08.2015 N 425/ВП/Л/З/К несоответствий содержания и качества подготовки обучающихся требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, что послужило основанием для составления акта по результатам проверки информации Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки от 15.12.2015 N 07-55-1406 (том 2 л.д. 94-99).
18.02.2016 Рособрнадзором на основании акта по результатам проверки информации Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки от 15.12.2015 N 07-55-1406 и в соответствии с ч. 9 ст. 93 Федерального закона N 273-ФЗ издан приказ о лишении государственной аккредитации образовательной деятельности института (том 1 л.д. 147-149).
Рособрнадзор в соответствии с п. 5.2 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 N 594, осуществляет федеральный государственный контроль качества образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, а также в случае выявления несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам принятие мер, предусмотренных ч. 9 ст. 93 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Частью 4 ст. 93 Федерального закона N 273-ФЗ установлено, что к отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", с учетом особенностей, установленных Федеральным законом N 273-ФЗ.
При этом порядок приостановления и лишения государственной аккредитации образовательной деятельности установлен ч. 9 ст. 93 Федерального закона N 273-ФЗ.
Оспариваемый приказ Рособрнадзора от 18.02.2016 N 230 о лишении государственной аккредитации образовательной деятельности издан в рамках компетенции Рособрнадзора и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, основан на материалах дела и действующем законодательстве Российской Федерации в сфере образования.
Ссылка заявителя в апелляционной жалобе на то, что проверка, проведенная в отношении института в соответствии с приказом Рособрнадзора от 21.08.2015 N 1439, проведена с нарушением ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ, подлежит отклонению, исходя из следующего.
Проверка в отношении института проведена согласно приказу Рособрнадзора от 21.08.2015 N 1439 проведена на основании приказа Рособрнадзора от 18.02.2016 N 188, изданного в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 23.02.2015 N ОГ-П8-9429.
Указанное основание предусмотрено п. 3 ч. 2 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ.
В соответствии с ч. 5 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ проведение проверки на основании п. 3 ч. 2 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ не требует согласования с органами прокуратуры.
Довод института о нарушении Рособрнадзором ч. 16 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ, отклоняется, поскольку заявитель о проведении проверки уведомлен надлежащим образом.
Институт в апелляционной жалобе ссылается на то, что судом не исследован акт документарной проверки от 21.04.2016 N 146/ВП/КП/Л/З.
Вместе с тем, указанный акт не имеет отношения к настоящему предмету спора, поскольку составлен по результатам проверки исполнения предписания Рособрнадзора об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в сфере образования, лицензионных требований. Вместе с тем заявитель не оспаривает в рамках настоящего дела выданное ему предписание, а в соответствии со ст. 93 Федерального закона N 273-ФЗ по результатам федерального государственного контроля качества предписание не выдается.
Кроме того, заявитель полагает, что при принятии решения о лишении государственной аккредитации образовательной деятельности Института Рособрнадзором нарушены положения Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 02.05.2012 N 367, (зарегистрирован Минюстом России 04.07.2012, регистрационный N 24798).
Вместе с тем, Административный регламент N 367 не применяется к отношениям, связанным с федеральным государственным контролем качества образования, в рамках которого принято решение о лишении государственной аккредитации образовательной деятельности Института.
На момент издания оспариваемого институтом приказа Рособрнадзора от 18.02.2016 N 230 о лишении государственной аккредитации образовательной деятельности института, применялся Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля качества образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 02.05.2012 N 370, с учетом действующего законодательства в сфере федерального государственного контроля качества образования, который утратил силу 13.08.2016 в связи с вступлением в силу приказа Минобрнауки России от 06.07.2016 N 822 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля качества образования".
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не являются основаниями для отмены решения суда в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.08.2016 по делу N А40-66903/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-66903/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 6 февраля 2017 г. N Ф05-22189/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ЧОУ ВО Новосибирский гуманитарный институт, ЧОУВО "Новосибирский гуманитарный институт", ЧОУВО "Новосибирский гуманитарный институт" (представитель Карсунцев Н.А.)
Ответчик: Рособрнадзор, ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ