Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 9 февраля 2017 г. N Ф06-17195/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
13 октября 2016 г. |
Дело N А55-9230/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 октября 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кувшинова В.Е.,
судей Корнилова А.Б., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
с участием в судебном заседании:
представителей Самарского регионального общественного фонда "Река и человек" - Шаповалова А.И. (директор - паспорт), Танаевой Л.В. (доверенность от 06.05.2016),
представитель Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в лице отдела водных ресурсов по Самарской области - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 октября 2016 года в помещении суда апелляционную жалобу Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в лице отдела водных ресурсов по Самарской области,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 29 июля 2016 года по делу N А55-9230/2016 (судья Медведев А.А.),
по заявлению Самарского регионального общественного фонда "Река и человек" (ОГРН 1036303394159, ИНН 6316010655), г. Самара,
к Нижне-Волжскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов в лице отдела водных ресурсов по Самарской области, г. Самара,
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Самарский региональный общественный фонд "Река и человек" (далее - заявитель, Фонд) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Нижне-Волжскому бассейновому водному управлению Отдела водных ресурсов по Самарской области (далее - Управление) о признании незаконным решение Нижне-Волжского бассейнового водного управления, выраженное в Извещении Отдела водных ресурсов по Самарской области N ДИ-12/519 от 10.03.2016 "О необходимости проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования"; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества, путем рассмотрения в порядке, установленном "Правилами подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.03.2008 N165 "О подготовке и заключении договора водопользования" и статьей 15 Водного кодекса Российской Федерации заявления Самарского регионального общественного фонда "Река и человек" о предоставлении в пользование части акватории водного объекта реки Волга (Саратовского водохранилища) площадью 0,011006 кв.км. для размещения базы-стоянки маломерных судов спец. дружины по охране порядка на воде, расположенной: Самарская область, г.о. Самара, Ленинский район, на 1403 км. от устья р. Волги, левый берег (у левого берега на 1733,5 км. основного судового хода р. Волга по атласу ЕГС ЕЧ РФ, т.6 ч.2 изд. 2006 года), со следующими координатами:
С.Ш.
53°11'59.8890;
53°12'03.8980;
53°12'02.7267;
53°12'02.5430;
53°12'00.4403;
53°11'58.7402;
53°11'58.4664;
53°11'58.5463;
В.Д.
50°05'32.7964;
50°05'41.4632;
50°05'43.3208;
50°05'43.3892;
50°05'40.2218;
50°05'36.3644;
50°05'34.5835;
50°05'34.2990 (т.1 л.д.2-7).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29.07.2016 по делу N А55-9230/2016 заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительным Извещение Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Самарской области о необходимости проведения аукциона по приобретению права на заключения договора водопользования N ДИ-12/519 от 10.03.2016.
Суд обязал Нижне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Самарской области, по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Самарского регионального общественного фонда "Река и человек" путем рассмотрения в порядке и сроки, установленные статьей 15 Водного кодекса Российской Федерации, Правилами подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 N 165 "О подготовке и заключении договора водопользования", заявления вх. 1002 от 26.02.2016 о предоставлении в пользование части акватории водного объекта реки Волга (Саратовского водохранилища) площадью 0,011006 кв. км для размещения базы-стоянки маломерных судов спец. дружины по охране порядка на воде, расположенной: Самарская область, г. о. Самара, Ленинский район, на 1403 км. от устья р. Волги, левый берег (у левого берега на 1733,5 км основного судового хода р. Волга по атласу ЕГС ЕЧ РФ, т.6 ч.2 изд. 2006 года), со следующими координатами:
С.Ш.
53°11'59.8890;53°12'03.8980;53°12'02.7267;53°12'02.5430;53°12'00.4403
В.Д.
50°05'32.7964;50°05'41.4632;50°05'43.3208;50°05'43.3892;50°05'40.2218
В апелляционной жалобе Управление водных ресурсов просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т.2 л.д.4-13).
Фонд апелляционную жалобу отклонил по основаниям, изложенным в письменных возражениях на нее.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителя Управления, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель Фонда отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в письменных возражениях.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, письменных возражениях на нее и в выступлении представителя Фонда, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 31.05.2001 Самарским региональным общественным фондом "Река и человек" получена лицензия на водопользование и для размещения базы-стоянки маломерных судов спец. дружины по охране порядка на воде со сроком действия до 01.05.2016.
07.07.2003 между НВБ водное управление Федерального агентства водных ресурсов и Самарским региональным общественным фондом "Река и человек" заключен договор пользования водным объектом не по результатам аукциона.
Договор водопользования от 30.12.2015, зарегистрированный 19.01.2016 в государственном водном реестре за N 63-11.01.00.015-Х-ДИБВ-1 2016-00864/00, заключен с уполномоченным органом без проведения аукциона в период действия выданной заявителю лицензии на водопользование СМР N 00045 ТВТБК от 31.05.2001, вместо договора пользования водным объектом от 07.07.2003 года, заключенного с Администрацией Самарской области и Фондом на основании указанной лицензии.
25.02.2016 Самарским региональным общественным фондом "Река и человек" (Фонд) в порядке, соответствующем действующему законодательству, подано заявление, а также пакет необходимых документов в Отдел водных ресурсов по Самарской области НВ БВУ Федерального агентства водных ресурсов (далее Уполномоченный орган) для заключения договора водопользования на новый срок с целью использования участка акватории водного объекта - реки Волга (Саратовского водохранилища) площадью 0,011006 кв.км, расположенного: Самарская область, г. о. Самара, Ленинский район, на 1403 км. от устья р. Волги, левый берег (у левого берега на 1733,5 км. основного судового хода р. Волга по атласу ЕГС ЕЧ РФ, т.6 ч.2 изд. 2006 года), со следующими координатами:
С.Ш.
53°11'59.8890 53°12'03.8980 53°12'02.7267 53°12'02.5430 53°12'00.4403 53°11'58.7402 53°11 '58.4664
53°11'58.5463 В.Д.
50°05'32.7964 50°05'41.4632 50°05'43.3208 50°05'43.3892 50°05'40.2218 50°05'36.3644 50°05'34.5835 50°05'34.2990.
Однако уполномоченный орган, не приступая к процедуре заключения договора, направил в адрес заявителя Извещение N ДИ-12/519 от 10.03.2016 "О необходимости проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования" (т.1 л.д.38).
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения заявителя в суд с рассматриваемым заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, правильно применил нормы материального права.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух обстоятельств: несоответствия оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с положениями пункта 2 части 1 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) предоставление права пользования водным объектом в соответствии с целями, заявленными обществом, осуществляется на основании договора водопользования.
Статьей 15 ВК РФ предусмотрено, что водопользователь обязан уведомить в письменной форме исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 4 статьи 11 ВК РФ, о желании заключить договор водопользования на новый срок не позднее, чем за три месяца до окончания срока действия этого договора.
Статьей 15 ВК РФ установлены специальные основания для заключения нового договора водопользования без проведения аукциона с лицами, надлежащим образом исполнявшими свои обязанности по заключенному с ними ранее договором водопользования.
Требования пункта 1 статьи 15 ВК РФ об уведомлении ответчика о желании заключить договор водопользования на новый срок заявителем соблюдены, следовательно, что заявитель имеет право заключить новый договор водопользования в преимущественном порядке.
В соответствии с частью 2 статьи 16 ВК РФ договор водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, заключается по результатам аукциона в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, а также в случае, если имеется несколько претендентов на право заключения такого договора.
Согласно части 3 статьи 16 ВК РФ порядок подготовки и заключения договора водопользования относительно водного объекта, находящегося в государственной или муниципальной собственности, форма примерного договора водопользования и порядок проведения аукциона на право заключить договор водопользования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Договор водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, заключается по результатам аукциона в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, а также в случае, если имеется несколько претендентов на право заключения такого договора.
Порядок подготовки и заключения договора водопользования относительно водного объекта, находящегося в государственной или муниципальной собственности, форма примерного договора водопользования и порядок проведения аукциона на право заключить договор водопользования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" определено, что органы, предоставляющие государственные услуги, действуют в соответствии с административными регламентами (подпункт 1 пункта 1 статьи 6).
Порядок действий Федерального агентства водных ресурсов в данном случае определен Административным регламентом Федерального агентства водных ресурсов государственной функции по предоставлению государственной услуги по предоставлению водных объектов в пользование на основании договора водопользования, в том числе заключенного по результатам аукциона, по оформлению перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, утвержденным приказом Минприроды Российской Федерации от 22.05.2014 N 225.
Согласно пункта 19 указанного Административного регламента, в случае подачи заявления о предоставлении водного объекта в пользование для использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей (за исключением случаев, когда договором водопользования предусматриваются разметка границ акватории водного объекта, размещение на ней зданий, строений, плавательных средств, других объектов и сооружений, а также случаев, предусматривающих иное обустройство акватории водного объекта, в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности), после рассмотрения необходимых документов о предоставлении в пользование акватории водного объекта при положительной оценке возможности ее использования для заявленной цели уполномоченный орган в срок, не превышающий 60 дней с даты поступления документов, размещает на официальном сайте уполномоченного органа в сети Интернет или опубликовывает в официальном печатном периодическом издании сообщение о приеме документов от других претендентов на предоставление в пользование акватории водного объекта, указанной заявителем в представленных им документах, а также о заявленной цели ее использования, месте расположения, наименовании водного объекта и его характеристиках.
Документы от иных претендентов на предоставление данной акватории водного объекта для указанной цели могут быть представлены в 30-дневный срок с даты размещения на официальном сайте в сети Интернет или опубликования в официальном печатном периодическом издании сообщения о приеме документов от иных претендентов.
Если документы от других претендентов не поступили, уполномоченный орган в течение 5 дней с даты окончания срока подачи документов оформляет договор водопользования с заявителем.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 N 165 "О подготовке и заключении договора водопользовании" утверждены Правила подготовки и заключения договора водопользования, а также форма примерного договора водопользования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 N 230 "О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе и о проведении аукциона" утверждены Правила подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и Правила проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования.
Правила подготовки и заключения договора водопользования, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 N 165 устанавливают порядок подготовки и заключения договоров водопользования, на основании которых в соответствии с частью 1 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты или их части, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности муниципальных образований (далее - водный объект), предоставляются в пользование для:
а) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;
б) использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;
в) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для производства электрической энергии.
Действие настоящих Правил не распространяется на порядок подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе (п.2).
Согласно пункту 4 указанных Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 N 165, физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заинтересованные в получении водного объекта в пользование (далее - заявитель), в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, обращаются в один из органов, указанных в пункте 3 настоящих Правил (далее - уполномоченный орган), по месту предполагаемого водопользования с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование (далее - заявление).
Административным регламентом и постановлением от 12.03.2008 N 165 определено, что основанием для начала действия является поступление заявления о предоставлении водного объекта в пользование с прилагаемыми к заявлению документами.
Форма заявления, утвержденная приказом Минприроды Российской Федерации от 23.04.2008 N 102 "Об утверждении формы заявления о предоставлении водного объекта в пользование", предполагает в качестве приложения документ о наличии права на земельный участок, прилегающий к испрашиваемой акватории (пункт 3.2.1.1. регламента, пункты 4-6 постановления от 12.03.2008 N 165).
В случае, если подано заявление о предоставлении водного объекта в пользование для использования акватории водного объекта (не для забора воды или производства электрической энергии), после проверки документов на комплектность, на соответствие их требованиям законодательства Российской Федерации, а также положительной оценки возможности использования водного объекта под заявленные цели, уполномоченный орган обеспечивает размещение на официальном сайте территориального органа Росводресурсов в сети Интернет или опубликование в официальном печатном издании сообщения о приеме документов от других претендентов, которые могут подать заявление в течение 30 дней с момента извещения или опубликования.
Если заявлений от других претендентов нет, договор заключается с заявителем в течение 5 дней с даты окончания срока подачи документов (пункт 3.2.2. регламента, пункты 22, 23 постановления от 12.03.2008 N 165).
В случае если имеется несколько претендентов на право заключения договора водопользования для предоставления в пользование акватории водного объекта, он подготавливается к заключению в порядке, установленном Правилами подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 N 230.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в нарушение установленных законодательством Российской Федерации правил заинтересованное лицо, не размещая сообщения о поступлении заявления на предоставление акватории в пользование и приеме документов от других претендентов, приняло решение о проведении аукциона. При этом указало в извещении о том, что информация о проведении аукциона будет размещена в сети Интернет. Тем самым нарушен установленный порядок предоставления акватории водного объекта в пользование, а также право заявителя на заключение договора водопользования акваторией водного объекта без проведения аукциона.
Критерием, определяющим порядок предоставления акватории согласно Постановлению Правительства РФ N 230, является "разметка границ акватории водного объекта при размещении на ней чего-либо", а также случаи "предусматривающие обустройство акватории в соответствии водным законодательством и законодательством и законодательством о градостроительной деятельности", а не просто любое обустройство.
В рассматриваемом случае доказательств, свидетельствующих о необходимости разметки границ участка акватории водного объекта, о предоставлении которого в пользование просил заявитель, и о его намерении обустроить этот участок акватории водного объекта в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности, в материалы дела не представлено.
Цели заявителя и порядок использования акватории не отвечает вышеуказанным критериям; разметка акватории и ее обустройство не предусматриваются.
Соответственно, предоставление акватории должно быть осуществлено в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 N 165.
Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 01.04.2013 по делу N А55-17120/2012, от 17.02.2014 по делу N А55-13620/2013, от 30.07.2014 по делу NА55-23191/2013, от 11.11.2014 по делу NА55-27150/2013, от 19.12.2014 по делу NА55-12296/2014, от 13.04.2015 NФ06-22461/2013, от 18.06.2015 NФ06-23856/2015, от 23.06.2015 NФ06-24394/2015.
В силу вышеназванных норм проведение аукциона предусмотрено только лишь после проведения мероприятий и действий в рамках правил подготовки и заключения договора водопользования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 N 165 "О подготовке и заключении договора водопользовании".
По результатам рассмотрения настоящего дела суд первой инстанции сделал правильный выводу о том, что заявитель во исполнение требований части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащим образом доказал правомерность и обоснованность заявленных требований, а заинтересованное лицо в нарушение требований части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не исполнило процессуальную обязанность по доказыванию соответствия оспариваемого решения, оформленного извещением от 30.11.2015.N ДИ-12/3099, положениям Закона, в связи с чем, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Суд первой инстанции учитывая характер спора и установленные при рассмотрении данного дела юридически значимые обстоятельства правомерно признал, что в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на заинтересованное лицо следует возложить обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения в порядке и сроки, установленные статьей 15 Водного кодекса Российской Федерации, Правилами подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 N 165 "О подготовке и заключении договора водопользования" заявления о предоставлении в пользование водного объекта на основании договора водопользования водного объекта реки Волга (Саратовского водохранилища) площадью 0,011006 кв.км. для размещения базы-стоянки маломерных судов спец. дружины по охране порядка на воде, расположенной: Самарская область, г.о. Самара, Ленинский район, на 1403 км от устья р. Волги, левый берег (у левого берега на 1733,5 км. основного судового хода р. Волга по атласу ЕГС ЕЧ РФ, т.6 ч.2 изд. 2006 года), со следующими координатами:
С.Ш.
53°11'59.8890 53°12'03.8980 53°12'02.7267 53°12'02.5430 53°12'00.4403 53°11'58.7402 53°11'58.4664 53°11'58.5463
В.Д.
50°05'32.7964 50°05'41.4632 50°05'43.3208 50°05'43.3892 50°05'40.2218 50°05'36.3644 50°05'34.5835 50°05'34.2990.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстацнии, что заявленные Фондом требования подлежат удовлетворению.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина Управлением в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 29 июля 2016 года по делу N А55-9230/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-9230/2016
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 9 февраля 2017 г. N Ф06-17195/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Общественный фонд Самарский региональный "Река и человек"
Ответчик: Нижне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, Нижне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов по Самарской области