Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения
город Омск |
|
13 октября 2016 г. |
Дело N А46-7207/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 октября 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Золотовой Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бака М.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10318/2016) Государственного Омского оптово - розничного производственного предприятия "Фармация"
на решение Арбитражного суда Омской области от 15.07.2016 по делу N А46-7207/2016 (судья Чернышев В.И.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению Государственного Омского оптово - розничного производственного предприятия "Фармация" (ИНН 5503007178, ОГРН 1025500743718)
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федерального округу (ИНН 5406541225, ОГРН 1095406025428)
о признании незаконным и отмене постановления от 05.05.2016 N 6-09- 20/80ю-2016,
при участии в судебном заседании представителей:
от Государственного Омского оптово - розничного производственного предприятия "Фармация" - Михеева Вероника Валерьевна (паспорт, по доверенности N 55АА0981192 от 16.05.2014 сроком действия 5 лет);
от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федерального округу - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
установил:
Государственное Омское оптово - розничное производственное предприятие "Фармация" обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу (далее - административный орган, заинтересованное лицо, МРУ Росалкогольрегулирования по Сибирскому федеральному округу) от 05.05.2016 N 6-09-20/80ю-2016 о признании Предприятия виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьёй 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении ему административного наказания в виде штрафа в размере 70 000 рублей.
В силу части 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело в порядке упрощенного производства рассмотрено без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Решением Арбитражного суда Омской области от 15.07.2016 в удовлетворении заявленных Предприятием требований отказано.
Мотивируя решение, суд первой инстанции указал на наличие в действия Общества состава правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и на отсутствие оснований для признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, Государственное Омское оптово - розничное производственное предприятие "Фармация" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя апелляционной жалобы, законодательство о регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции не распространяется на сферу деятельности по обращению лекарственных средств, содержащих этиловый спирт, а также на деятельность аптечных организаций, связанную с изготовлением и отпуском лекарственных препаратов, содержащих этиловый спирт. Заявитель настаивает на том, что субстанция, закупаемая заявителем, относится к лекарственным препаратам и не является этиловым спиртом по фармакопейным статьям, при этом лекарственные средства и лекарственные препараты, используемые в медицинской деятельности, декларированию не подлежат.
От Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федерального округу поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которого решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене.
МРУ Росалкогольрегулирования по Сибирскому федеральному округу извещено надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайств об отложении судебного заседания по делу не заявляло, в связи с чем суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителя названного лиц, участвующего в деле.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Государственного Омского оптово - розничного производственного предприятия "Фармация" поддержала доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителя заявителя в судебном заседании, суд апелляционной инстанции установил следующее.
По имеющимся в Управлении сведениям ГООРПП "Фармация" (ИНН 5503007178, место нахождения: ул. 22 Партсъезда, д. 98, 2, г. Омск, область Омская, 644052) в 4 квартале 2015 года осуществляло деятельность по обороту этилового спирта по фармакопейным статьям, а именно: закупило этиловый спирт по фармакопейным статьям в объеме 146,6 дал и реализовало в объеме 151,39 дал.
Следовательно, по мнению административного органа, ГООРПП "Фармация" обязано было представить в срок, не позднее 20.01.2016 декларации по формам приложений N N 5, 6, 7 к Правилам за 4 квартал 2015 года в электронном виде в Федеральную Службу по регулированию алкогольного рынка (далее - Служба).
Согласно сведениям, сформированным в автоматизированной информационной системе "Электронный паспорт предприятия", ГООРПП "Фармация" представило в Службу 29.01.2016 декларации по формам приложений N 5, 6 и 7 к Правилам за 4 квартал 2015 года (протокол загрузки: имя файла D5_5503007178_005_29012016_3B294051-71E5-4EDD-9F52-15AB199D565F.XML. sig.
zip.enc;D6_5503007178_005_29012016_3C6A02E1-18CD-4D7E-856C-BD5BA08F6 EC6.
XML.sig.zip.enc;D7_5503007178_005_29012016_13A486D5-E864-47CO-BE87-8 C769D
72FEFC.XML.sig.zip.enc), т.е. с нарушением установленного срока на 9 дней.
Таким образом, ГООРПП "Фармация" нарушило срок представления деклараций по формам приложений N 5, 6 и 7 к Правилам при декларировании этилового спирта по фармакопейным статьям за 4 квартал 2015 года, т.е. совершило административное правонарушение, административная ответственность за которое предусмотрена статьёй 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По данным фактам возбуждено дело об административном правонарушении 25.02.2016 ведущий специалист-эксперт отдела контроля за декларированием производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции МРУ Росалкогольрегулирования по Сибирскому федеральному округу Орловская Л.В., установив, что предприятие совершило нарушение в части порядка и срока при декларировании этилового спирта по фармакопейным статьям за 4 квартал 2015 года, составила в отношении заявителя протокол N 6-09-20/80ю-2016 об административном правонарушении.
Рассмотрев данный протокол и приложенные к нему материалы, 05.05.2016 заместитель руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу Шалюхина М.Н. вынесла постановление N 6-09-20/80ю-2016 о назначении предприятию административного наказания, предусмотренного санкцией статьи 15.13 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей.
Считая, что указанное постановление не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, ГООРПП "Фармация" обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.
15.07.2016 Арбитражным судом Омской области вынесено решение, обжалуемое в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения судебного акта, исходя из следующего.
Частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Статьёй 15.13 КоАП РФ предусмотрено, что искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Таким образом, объективную сторону данного правонарушения образует, в том числе, предоставление декларации в рамках контроля за производством, оборотом и (или) использованием этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением срока, установленного положениями законодательства.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ под этиловым спиртом понимается спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, этиловый спирт по фармакопейным статьям, головная фракция этилового спирта (отходы спиртового производства), спирт-сырец, дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый.
Этиловый спирт по фармакопейным статьям - этиловый спирт, который произведен путем добавления очищенной воды в закупленный ректификованный этиловый спирт, произведенный из пищевого сырья и используемый в качестве лекарственного средства и (или) для производства лекарственных препаратов, содержащих этиловый спирт, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и включенных в государственный реестр лекарственных средств. Содержание этилового спирта в этиловом спирте по фармакопейным статьям изменяется путем добавления в него очищенной воды (пункт 2.1 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ).
В силу положений пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25% объёма готовой продукции, обязаны осуществлять учёт и декларирование объёма их производства и (или) оборота.
При таких обстоятельствах, а также учитывая, что в силу положений пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ действие такого закона не распространяется на обращение лекарственных средств, содержащих этиловый спирт, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и включенных в государственный реестр лекарственных средств, за исключением производства, оборота и (или) использования этилового спирта по фармакопейным статьям, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае у Предприятия возникла предусмотренная пунктом 3 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ обязанность декларировать объем использования этилового спирта по фармакопейным статьям за 4 квартал 2015 года.
При этом доводы, изложенные в дополнениях к апелляционной жалобе, о том, что приобретенная Государственным Омским оптово - розничным производственным предприятиям "Фармация" субстанция является лекарственным препаратом, опровергаются представленными в материалы дела декларацией за 4 квартал 2015 года, представленной ОГУП "Омская фармацевтическая фабрика", в которой указано, что ГООРПП "Фармация" осуществляло закупку, хранение и поставки продукции по коду вида продукции 100 у ОГУП "Омская фармацевтическая фабрика".
В соответствии с приложением N 1 к порядку заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 23.08.2012 N 231, код вида продукции 100 - этиловый спирт по фармакопейным статьям.
Таким образом, доводы предприятия о невозможности регулирования спорных отношений Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ, судом апелляционной инстанции отклоняются, как не основанные на процитированных выше нормах действующего законодательства.
Системное толкование указанных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что оборот этилового спирта по фармакопейным статьям входит в сферу регулирования законодательства о регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно пункту 4 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ порядок представления деклараций об объёме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей и формы этих деклараций устанавливаются Правительством РФ.
Во исполнение указанной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 утверждены Правила представления деклараций об объёме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (далее - Правила).
По положениям пунктов 16, 17 Правил организации, осуществляющие оборот этилового спирта по фармакопейным статьям, представляют декларации в целом по организации, включая ее обособленные подразделения в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой выдан любым удостоверяющим центром, аккредитованным в порядке, установленном Федеральным законом "Об электронной подписи".
Формат представления в электронном виде деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта по фармакопейным статьям, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей по телекоммуникационным каналам связи утвержден Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 05.08.2013 N 198.
В соответствии с пунктом 5 Правил организации, осуществляющие хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, представляют декларации об объеме оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 5.
Организации, осуществляющие производство, хранение и поставку произведенного этилового спирта (в том числе денатурата), производство, хранение и поставку произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, а также закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, представляют декларации об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 6 (пункт 8 Правил).
Кроме того, пунктом 9 Правил установлено, что организации, осуществляющие закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, закупку этилового спирта для производства этилового спирта (в том числе денатурата), алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции для производства другой алкогольной и спиртосодержащей продукции, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, использование этилового спирта в объеме более 200 декалитров в год на технические и иные цели, не связанные с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, закупку этилового спирта по фармакопейным статьям в объеме более 200 декалитров в год в целях его использования в качестве лекарственного средства и (или) для производства лекарственных препаратов, включенных в государственный реестр лекарственных средств, и (или) в целях его использования для собственных нужд, закупку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции для производства другой алкогольной и спиртосодержащей продукции или используемой в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве иной продукции, представляют декларации об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 7.
В силу положений пункта 15 Правил декларации представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Таким образом, Предприятие было обязано представить соответствующие декларации за 4 квартал 2015 года в срок не позднее 20.01.2016.
Вместе с тем, как установлено административным органом, подтверждается материалами дела и не оспаривается заявителем, ГООРПП "Фармация" не исполнило надлежащим образом указанную обязанность.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает установленным наличие в действиях ГООРПП "Фармация" события административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ.
По мнению суда апелляционной инстанции, доказательства, свидетельствующие о невозможности своевременного предоставления заявителем при декларировании осуществляемой им деятельности соответствующих сведений, а также о том, что Предприятием предприняты все зависящие от него меры по предупреждению совершения указанного административного правонарушения, в материалах дела отсутствуют и заявителем не представлены.
Таким образом, суд первой инстанции заключил правильный вывод о том, что наличие в действиях Предприятия состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ, административным органом доказано.
Соблюдение процедуры привлечения ГООРПП "Фармация" к административной ответственности, а также наличие полномочий у административного органа на составление протокола об административном правонарушении и принятие постановления о привлечении к административной ответственности правильно установлено судом первой инстанции.
Кроме того, суд апелляционной инстанции также поддерживает позицию суда первой инстанции о том, что наказание правомерно назначено административным органом в пределах санкции, установленной статьёй 15.13 КоАП РФ, с учетом характера и степени общественной опасности нарушения, а также наличия отягчающего ответственность ГООРПП "Фармация" обстоятельства в виде повторного совершения однородного административного правонарушения (пункт 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ), в размере 70 000 руб.
Таким образом, основания для признания незаконным и отмены оспариваемого Предприятием постановления отсутствуют.
При вынесении решения судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценены доводы заявителя и представленные участвующими в деле лицами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по апелляционной жалобе не распределяются, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Государственного Омского оптово - розничного производственного предприятия "Фармация" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 15.07.2016 по делу N А46-7207/2016 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-7207/2016
Истец: Государственное Омское оптово - розничное производственное предприятие "Фармация"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федерального округу