Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 февраля 2017 г. N Ф07-13578/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
19 октября 2016 г. |
Дело N А21-9885/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехинаой Н.С.
судей Горбик В.М., Кашиной Т.А.
при ведении протокола судебного заседания: Ткаченко Я.А.,
при участии:
от истца (заявителя): Геймур А.Н. (доверенность от 01.01.2016 г.)
от ответчика (должника): Панкстьянов С.В. (доверенность от 19.10.2015 г.)
от 3-го лица: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20667/2016) Администрации МО "Гусевский городской округ"
на решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.06.2016 по делу N А21-9885/2015(судья Гурьева И.Л.), принятое
по иску АО "Янтарьэнерго"
к администрации МО "Гусевский городской округ"
3-е лицо: 1) Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Калининградской области 2) Шарлап Галина Викторовна 3) Краснов Евгений Анатольевич 4) Шарлап Евгений Юрьевич 5) Плотченко Наталия Николаевна 6) Краснова Екатерина Евгеньевна 7) Шарлап Юрий Михайлович 8) Пятин Дмитрий Николаевич 9) Муханина Ирина Ивановна 10) Пятина Валентина Николаевна 11) Пятин Александр Дмитриевич 12) Пятин Евгений Дмитриевич 13) Иванова (Шарлап) Наталия Юрьевна 14) Краснова Татьяна Евгеньевна 15) Кантур Борис Викторович 16) Гурова Елена Александровна
об обязании осуществить фактический прием в муниципальную собственность многоквартирного жилого дома,
установил:
Акционерное общество "Янтарьэнерго" (далее - АО "Янтарьэнерго") обратилось в Арбитражный суд Калининградской обалсти с иском к Администрации муниципального образования "Гусевский городской округ" (далее - Администрация) об обязании осуществить фактический прием в муниципальную собственность многоквартирного жилого дома N 31а по ул. Московской в г.Гусеве Калининградской области (далее - жилой дом).
К участию в деле третьими лицами, не заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Калининградской области, а также жильцы жилого дома: Шарлап Галина Викторовна, Краснов Евгений Анатольевич, Шарлап Евгений Юрьевич, Плотченко Наталия Николаевна, Краснова Екатерина Евгеньевна, Шарлап Юрий Михайлович, Пятин Дмитрий Николаевич, Муханина Ирина Ивановна, Пятина Валентина Николаевна, Пятин Александр Дмитриевич, Пятин Евгений Дмитриевич, Иванова (Шарлап) Наталия Юрьевна, Краснова Татьяна Евгеньевна, Кантур Борис Викторович, Гурова Елена Александровна.
Решением от 14.06.2016 г. иск удовлетворен.
Не согласившись с решением, Администрация обратилась с апелляционной жалобой об его отмене.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу изложенные в ней доводы отклонило.
В судебном заседании представитель Администрации апелляционную жалобу поддержал, представитель Общества возражал против удовлетворения жалобы.
Третьи лица в судебное заседание не явились.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению ввиду следующего.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, планом приватизации дочернего АООТ "Калининградэнерго" РАО "ЕЭС России", утвержденным 29.04.1993 г., жилой дом 1945 года постройки, ранее находившийся в государственной собственности и числящийся на балансе правопредшественника организации, был обозначен как имущество, не подлежащее приватизации.
Согласно п. 9 названного плана жилищный фонд подлежал передаче в муниципальную собственность в соответствии с действующим законодательством. Жилой дом находится в качестве объекта непроизводственного назначения, не подлежащего приватизации в Перечне зданий и сооружений ПОЭиЭ "Калининградэнерго", вошедших по состоянию на 01.07.1992 г. в уставный капитал РАО "ЕЭС России", утвержденный 28.07.2000 г.
Судом первой инстацнии установлено, что АО "Янтарьэнерго" является правопреемником дочернего АООТ "Калининградэнерго" РАО "ЕЭС России". АО "Янтарьэнерго" неоднократно обращалось в адрес администрации МО "Гусевский городской округ" по вопросу принятия указанного дома на баланс города.
В связи с наличием угрозы жизни и здоровью граждан в случае разрушения здания по причине аварийности данного жилого дома 29.07.2015 г. АО "Янтарьэнерго" направило в администрации муниципального образования "Гусевский городской округ" обращение о необходимости переселения проживающих в жилом доме лиц в маневренный жилой фонд муниципалитета в максимально короткие сроки.
Ответом от 28.09.2015 г. администрация уклонилась от выполнения указанных действий, направив в адрес АО "Янтарьэнерго" копию регистрационного удостоверения б/н от 15.09.1999 г., полагая, что в связи с наличием данного документа АО "Янтарьэнерго" является собственником жилого дома.
26.10.2015 г. АО "Янтарьэнерго" обратилось в администрацию с претензией, которой предложено принять жилой дом на баланс муниципалитета.
Отсутствие ответа со стороны администрации явилось поводом для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев и областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1) объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к этому постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, подлежат передаче в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В силу пункта 1 приложения N 3 к Постановлению N 3020-1 жилищный и нежилой фонды отнесены к объектам муниципальной собственности.
Указом Президента РФ от 22.12.1993 г. N 2265 "О гарантиях местного самоуправления" установлено, что органы местного самоуправления утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с приложением N 3 к Постановлению N 3020-1.
Поскольку соответствующие объекты являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу положений Постановления N 3020-1, жилой дом является объектом муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке.
Сформировавшаяся судебная арбитражная практика исходит из того, что отсутствие утвержденного перечня объектов муниципальной собственности само по себе не свидетельствует о том, что спорный объект не является объектом муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 14 Закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-Фз) к вопросам местного значения поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями; организация строительства и содержание муниципального жилищного фонда; создание условий для жилищного строительства; осуществление муниципального жилищного контроля; иные полномочия в соответствии с жилищным законодательством.
В собственности муниципального образования может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (статья 50 Закона N 131-ФЗ).
Спорное имущество относится к категории имущества "объекты жилищного фонда" и находится на территории муниципального образования "Гусевский городской округ".
В нарушение требований статьи 65 АПК РФ ответчик не представил объективные и достаточные доказательства, подтверждающие, что указанное имущество не отвечает требованиям, предъявляемым к жилому фонду, и используется в целях исполнения возложенных на него функций и в силу закона может находиться в федеральной собственности.
Кроме того, как правильно указал суд в решении, в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.10.2002 N 1453-Р, федеральным органам исполнительной власти, федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и федеральным государственным учреждениям, имеющим на балансе объекты жилищно- коммунального хозяйства и социально - культурной сферы, завершить до 31 декабря 2004 года передачу указанных объектов в муниципальную собственность.
Спорный объект относится к жилому фонду. До настоящего времени вопрос о передаче вышеназванного объекта в муниципальную собственность не разрешен. Принимая во внимание, что жилой дом относится к муниципальной собственности в силу разграничения государственной собственности по Постановлению N 3020-1, доводы подателя жалобы со ссылкой на необходимость соблюдения порядка передачи имущества в муниципальную собственность в соответствии с положениями ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отклонены судом.
По этой причине апелляционный суд отклонил довод жалобы о ненадлежащем ответчике: в соответствии со ст. 31 Устава МО "Гусевский городской округ" (приложение к решению окружного Совета депутатов МО "Гусевский городской округ" N 15 от 19.02.2014 г.) к полномочиям Администрации отнесено владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью от имени Муниципального образования.
В силу имеющихся полномочий Администрация издала постановление от 31.08.2001 г. N 868 "Об утверждении акта межведомственной комиссии от 18.07.2001 г." в отношении спорного имущества.
В результате издания распорядительного акта форма собственности не изменилась.
Признание имущества муниципальной собственностью опровергает доводы Администрации о принадлежности жилого дома к собственности истца.
При разрешении спора суд, тщательно исследовав имеющиеся в деле доказательства, правомерно отклонил заявление о применении исковой давности, определив в соответствии с п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса РФ моментом начала течения исковой давности получение Обществом письма от 28.09.2015 г.
Содержание письма Администрации N 6868 от 06.12.2010 г. не содержит отказа, нарушающего права Общества и по смыслу п. 1 ст. 200 ГК РФ письмо от 06.12.2010 г. не определяет начало течения срока исковой давности.
С учётом изложенного суд правомерно удовлетворил иск, отклонив возражения Администрации о принадлежности жилого дома Обществу.
Судом полно и всесторонне исследованы и оценены все представленные доказательства, на основании которых установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного акта, судом при рассмотрении дела и разрешении спора не допущено.
Остальные доводы жалобы на законность и обоснованность решения не влияют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.06.2016 г. по делу N А21-9885/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
В.М. Горбик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-9885/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 февраля 2017 г. N Ф07-13578/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО "Янтарьэнерго"
Ответчик: Администрация МО "Гусевский городской округ"
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в К/о
Хронология рассмотрения дела:
25.12.2017 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-30704/17
01.02.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-13578/16
19.10.2016 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-20667/16
14.06.2016 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-9885/15