Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 февраля 2017 г. N Ф08-10511/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании недействительным договора, о признании недействительным права собственности, о признании отсутствующим права собственности, о признании частично недействующим договора в отношении земельного участка, в отношении нежилых помещений
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Ростов-на-Дону |
|
17 октября 2016 г. |
дело N А32-4388/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 октября 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Галова В.В., судей Авдониной О.Г., Ломидзе О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Щетининым П.И.,
при участии:
от истца - представитель Савченко Ю.А. по доверенности от 23.05.2016;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента имущественных отношений Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.08.2016 по делу N А32-4388/2016 по иску закрытого акционерного общества "ПИНО"
(ИНН 2315002069, ОГРН 1022302380671) к ответчику: Департаменту имущественных отношений Краснодарского края
(ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399)
Администрации муниципального образования города Новороссийска
(ИНН 2315061988, ОГРН 1032309077635)
при участии третьего лица:
Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
(ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510)
о признании отсутствующим права собственности и встречному иску Департамента имущественных отношений Краснодарского края к закрытому акционерному обществу "ПИНО" о признании недействительным договора,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "ПИНО" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) и администрации муниципального образования города Новороссийска (далее - администрация) о признании отсутствующим права собственности субъекта Российской Федерации - Краснодарского края на земельный участок с кадастровым номером 23: 47: 0306044:4, категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для эксплуатации нежилых помещений магазина; площадью 618 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. Прямая, 33.
Исковые требования мотивированы тем обстоятельство, что после приобретения на основании договора на основании заключенного договора купли-продажи земельного участка от 03.04.2007 с администрацией муниципального образования город Новороссийск в соответствии со статьей 6 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент заключения договора), в государственном кадастре недвижимости сохранилась информация о двух собственниках указанного земельного участка, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 11.01.2016 N 2343/12/16- 2941, что является неправомерным.
В свою очередь Департамент обратился в суд со встречными требованиями о признании договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 23:47:0306044:4 от 03.04.2007, заключенного между Администрацией муниципального образования г. Новороссийск и ЗАО "ПИНО" ничтожным и применении последствия недействительности ничтожной сделки и признании отсутствующим право собственности ЗАО "Пино" на земельный участок с кадастровым номером 23:47:0306044:4.
В обоснование требований, а также в подтверждение права собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:47:0306044:4, расположенный по адресу г. Новороссийск, ул. Прямая 33, департамент ссылается на Постановление Правительства Российской Федерации от 10.09.1992 N 694 "О передаче государственных предприятий, организаций и учреждений, а также иного государственного имущества в государственную собственность Краснодарского края".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.08.2016 первоначальные исковые требования удовлетворены: суд признал отсутствующим права собственности субъекта Российской Федерации - Краснодарского края на земельный участок с кадастровым номером 23: 47: 0306044:4, категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для эксплуатации нежилых помещений магазина; площадью 618 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. Прямая, 33. Суд взыскал с департамента в пользу истца 6 000 рублей расходов по оплате государственной пошлины.
В удовлетворении встречных требований отказано.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорный земельный участок не обладает признаками, позволяющими отнести его к земельному участку, который может находиться в собственности Российской Федерации либо субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, относится к муниципальной собственности в силу закона, ввиду чего был правомерно и обоснованно приобретен истцом на основании заключенного договора купли-продажи земельного участка от 03.04.2007 с администрацией муниципального образования город-герой Новороссийск в соответствии со статьей 6 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент заключения договора). Отказывая в удовлетворении встречного требования, суд так же установил, что магазин N 115, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 23:47:03:06 044:0004, по адресу г. Новороссийск, ул. Прямая 33, принадлежал ЗАО "Пино" (его правопредшественникам) на основании права собственности с 22.12.1994, до этого срока он находился в муниципальной собственности, ввиду чего администрация правомерно и обоснованно распоряжалась данным имуществом, впоследствии продав его обществу.
Не согласившись с принятым судебным актом, департамент обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обосновании доводов жалобы и в подтверждение права собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:47:0306044:4, расположенный по адресу г. Новороссийск, ул. Прямая 33, департамент ссылается на Постановление Правительства Российской Федерации от 10.09.1992 N 694 "О передаче государственных предприятий, организаций и учреждений, а также иного государственного имущества в государственную собственность Краснодарского края". Апеллянт полагает, что право собственности Краснодарского края было зарегистрировано в установленном законом порядке в 2005 году, ввиду чего администрация не обладала правом распоряжения земельным участком.
Обществом в материалы дела представлен отзыв на жалобу, из содержание которого следует, что истец находит решение суда законным и обоснованным, а доводы жалобы - несостоятельными. Истец настаивает на доводах о том, что спорныйц земельный участок изначально находился в муниципальной собственности и впоследствии был предоставлен истцу, сначала на основании аренды, впоследствии по договору купли-продажи в право собственности.
Представитель истца в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Остальные участники в судебное заседание явки не обеспечили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
При названных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть жалобу по существу в соответствии с положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, ЗАО "ПИНО" является собственником земельного участка с кадастровым 23:47:0306044:4, категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для эксплуатации нежилых помещений магазина; площадь 618 кв. м., адрес: Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. Прямая, 33.
Право собственности истца на земельный участок подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24.07.2015 г. (запись регистрации N 23-23-21/001/2008-004) выпиской из ЕГРП от 20.11.2015 г. N 23/193/001/2015-2527.
На указанном земельном участке расположено нежилое помещение (лит. Б), которое находится в собственности ЗАО "ПИНО", на основании договора купли-продажи нежилого помещения N 250 от 22.12.1994 и акта приема-передачи нежилых помещений.
Ранее указанный земельный участок принадлежал истцу на основании договора аренды N 470 от 08.04.1996 г. на основании Постановления администрации г. Новороссийска от 26.02.1996 г. N 329.
В последующем истец приобрел право собственности на земельный участок на основании заключенного договора купли-продажи земельного участка от 03.04.2007 с администрацией муниципального образования г-г Новороссийск в соответствии со ст. 6 Земельного кодекса РФ (в редакции, действующей на момент заключения договора).
В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке от 12.02.2013 N 2343/12/13-108308 в части сведений о правах в качестве единственного "Правообладателя" указано ЗАО "ПИНО", вид права - собственность.
Вместе с тем, в кадастровом паспорте земельного участка от 22.09.2015 2343/12/15-1070114 в части сведений о правах указано, что правообладателем является как субъект Российской Федерации - Краснодарский край, так и ЗАО "ПИНО".
В целях исключения информации о правообладателе указанного земельного участка Субъекте Российской Федерации - Краснодарском крае из сведений государственного кадастра недвижимости, 24.11.2015 ЗАО "ПИНО" подано заявление об исправлении технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости об объекте мости - земельном участке.
Решением ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю 24.11.2015 N 2343/5/15-312312 отклонено заявление в исправлении технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости, поскольку сведения о зарегистрированных правах, обременениях (ограничениях) на земельный участок с кадастровым номером 23:47:0306044:4 внесены в государственный кадастр недвижимости в соответствии с информацией, поступившей из Новороссийского Управления Росреестра по Краснодарскому краю, технические ошибки отсутствуют. Филиалом был направлен запрос в Новороссийского Управление Росреестра по Краснодарскому краю о наличии ошибки в ЕГРП, на что был получен ответ об отсутствии ошибки.
18.12.2015 ЗАО "ПИНО" было подано заявление в Новороссийский отдел Управления Росреестра по Краснодарскому краю о передаче сведений о правах на земельный участок в кадастровую палату.
В соответствии с ответом Новороссийского отдела Управления Росреестра по Краснодарскому краю от 23.12.2015 N 42-26/2739 в настоящее время, в соответствии с информацией ЕГРП, вышеуказанный земельный участок принадлежит субъекту Российской - Краснодарскому краю и ЗАО "ПИНО" одновременно.
Исходя из вышеизложенного следует, что прекратить право субъекта Российской Федерации - Краснодарского края, а также передать сведения в ГКН о зарегистрированных правах за ЗАО "ПИНО", как о единственном собственнике, не представляется возможным, так как согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое и сделок с ним", государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными названной статьей, либо иными способами, предусмотренными законом.
В пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующим.
По смыслу пункта 52 названного постановления удовлетворение заявленного требования возможно при оспаривании зарегистрированного права (обременения права), вызванного необходимостью механического устранения из ЕГРП ошибочных (недействительных) сведений, в случае отсутствия иных возможностей их устранения из реестра по иным основаниям либо с использованием иных способов защиты прав.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
В соответствии с пунктом 53 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение. Ответчиками по иску, направленному на оспаривание прав или обременений, вытекающих из зарегистрированной сделки, являются ее стороны.
В силу пункта 56 Постановления N 10/22 зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
Противоречия между правами на недвижимость и сведениями о них, содержащимися в ЕГРП, могут быть устранены как самим правообладателем, так и судом по иску лица, чьи права и законные интересы нарушаются сохранением записи о праве собственности на это недвижимое имущество при условии отсутствия у последнего иных законных способов защиты своих прав.
Таким образом, иск о признании права отсутствующим может быть заявлен в исключительных случаях, при отсутствии у истца необходимости вернуть владение над объектом либо установить своей право в отношении недвижимого имущества, от владения которым он не исключен. Фактически такой спор может быть заявлен и удовлетворен в случае отсутствия претензий на то же имущество и интересе истца, направленном на восстановление достоверности реестра.
По общему правилу такой способ защиты, как признание зарегистрированного права отсутствующим, подлежит применению в том случае, когда заинтересованное лицо фактически владеет спорным недвижимым имуществом, однако, не имеет иной возможности защиты своих прав в связи с наличием в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о праве собственности ответчика на это же имущество. Обязательным условием для реализации данного способа защиты права является отсутствие необходимости защиты владения.
Правовой эффект, которого добивается истец, состоит в исключении из реестра безосновательной записи о правах ответчика на объекты незавершенного строительства. Безосновательная реестровая запись препятствует реализации прав истца как собственника спорных объектов. Оформление отношений по использованию спорных объектов в соответствии с требованиями нормативных актов является законным интересом. Записи в реестре должны иметь законное юридическое основание и соответствовать действительному положению дел. Наличие в реестре записи о правах муниципального образования, которых не существует, противоречит назначению реестра.
В соответствии с правилами статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с положениями статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении дела.
По смыслу пункта 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
Из положений указанных норм следует, что формирование предмета доказывания в ходе рассмотрения конкретного спора, а также определение источников, методов и способов собирания объективных доказательств, посредством которых устанавливаются фактические обстоятельства дела, является исключительной прерогативой суда, рассматривающего спор по существу.
В соответствии с нормами статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
Как следует из материалов дела, истец приобрел право собственности на земельный участок на основании заключенного договора купли-продажи земельного участка от 03.04.2007 с администрацией муниципального образования г-г Новороссийск в соответствии со статьей 6 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент заключения договора). В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке от 12.02.2013 N 2343/12/13-108308 в части сведений о правах в качестве единственного "Правообладателя" указано ЗАО "ПИНО", вид права - собственность.
Вместе с тем, в кадастровом паспорте земельного участка от 22.09.2015 2343/12/15-1070114 в части сведений о правах указано, что правообладателем является как субъект Российской Федерации - Краснодарский край, так и ЗАО "ПИНО".
В соответствии с ответом Новороссийского отдела Управления Росреестра по Краснодарскому краю от 23.12.2015 N 42-26/2739 в настоящее время, в соответствии с информацией ЕГРП, вышеуказанный земельный участок принадлежит субъекту Российской - Краснодарскому краю и ЗАО "ПИНО" одновременно.
Исходя из вышеизложенного следует, что прекратить право субъекта Российской Федерации - Краснодарского края, а также передать сведения в ГКН о зарегистрированных правах за ЗАО "ПИНО", как о единственном собственнике, не представляется возможным, так как согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое и сделок с ним", государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Как было указано ранее, государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права на недвижимое имущество и может быть оспорена только в судебном порядке.
В соответствии с частью 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до 01.06.2006) государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю".
В соответствии с Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (в редакции, действующей до 30.06.2006) право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.
В соответствии со статьями 2, 3 Закона N 101-ФЗ основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.
На основании статьи 5 Закона N 101-ФЗ основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности, является, в том числе, включение этих земельных участков в состав земель населенных пунктов, если на этих находящихся земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в частной собственности, эти земельные участки предоставлены коммерческой организации.
Как следует из материалов дела, указанный земельный участок не обладает признаками, позволяющими его отнести к земельному участку, на который у Российской Федерации либо Российской Федерации может возникнуть право собственности по основаниям, предусмотренным статьями 3, 4 Закона N 101-ФЗ.
В соответствии с Постановлением главы администрации Краснодарского края от 21.05.2002 N 541 (ред. от 31.07.2006) "О мерах, направленных на разграничение государственной собственности на землю на территории Краснодарского края" органам местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края предложено уполномоченный орган по разграничению государственной собственности на землю на территории муниципального образования и организовать работу по сбору документов, необходимых для государственной регистрации права собственности муниципальных образований на земельные участки при разграничении государственной собственности на землю.
Постановлением главы администрации города Новороссийска от 21.04.2004 N 591 (ред. от 21.06.2006) "О мерах по реализации на территории муниципального образования город Новороссийск федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" утвержден порядок реализации указанных нормативно-правовых актов.
С учетом изложенного, в порядке разграничения государственной собственности на землю, указанный земельный участок был принят в муниципальную собственность.
При таких обстоятельствах указанный земельный участок относится к муниципальной собственности в силу закона.
Впоследствии, в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, органом местного самоуправления принято решение о заключении договора купли-продажи земельного участка с собственником здания, расположенного на указанном участке.
Правомерность отчуждения органом местного самоуправления указанного земельного участка подтверждается следующими положениями законодательства.
На основании пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, Федеральными законами.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
Согласно положениям пункта 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляются направление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
На основании пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Договор между сторонами был заключен и зарегистрирован в регистрирующем органе.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 24.07.2015 (запись регистрации N 23-23-21/001/2008-004), а также кадастровым паспортом земельного участка от 11.01.2016 N 2343/12/16-2941 категория земельного участка, принадлежащего ООО "ПИНО", - земли населенных пунктов; разрешенное использование: для эксплуатации нежилых помещений магазина.
Указанный земельный участок не обладает признаками, позволяющими отнести его к земельному участку, который может находится в собственности Российской Федерации либо субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По состоянию на 11.01.2016 в государственном кадастре недвижимости сохранилась информация о двух собственниках указанного земельного участка, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 11.01.2016 N 2343/12/16- 2941, что является неправомерным.
Учитывая изложенные обстоятельства, заявленные исковые требования удовлетворены правомерно и обоснованно.
В свою очередь департамент обратился в суд со встречными требованиями о признании договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 23:47:0306044:4 от 03.04.2007, заключенного между Администрацией муниципального образования г. Новороссийск и ЗАО "ПИНО" ничтожным и применении последствия недействительности ничтожной сделки и признании отсутствующим право собственности ЗАО "Пино" на земельный участок с кадастровым номером 23:47:0306044:4.
Отказывая в удовлетворении встречного требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В обоснование требований, а также в подтверждение права собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:47:0306044:4, расположенный по адресу г. Новороссийск, ул. Прямая 33, департамент ссылается на Постановление Правительства РФ от 10.09.1992 N 694 "О передаче государственных предприятий, организаций и учреждений, а также иного государственного имущества в государственную собственность Краснодарского края".
Указанным Постановлением в государственную собственность Краснодарского края были переданы: государственные предприятия, организации и учреждения, расположенные на его территории, согласно Приложению N 1; государственное имущество, находящееся в пользовании предприятий и организаций, согласно Приложению N 2.
Арендное предприятие пивоваренный завод "Новороссийский", являющийся правопредшественником ЗАО "Пино", входило в список предприятий, указанных в Приложении N 2, согласно которого в собственность Краснодарского края передавалось имущество данного предприятия, но не само предприятие.
30.08.1992 Фондом государственного имущества Краснодарского края был утвержден План приватизации арендного предприятия пивоваренный завод "Новороссийский". Срок приватизации установлен до 31.12.1992. Цена продаваемого имущества 6 428 000 рублей.
Согласно Приложению N 1 к вышеназванному Плану составлен Акт оценки стоимости зданий и сооружений пивзавода "Новороссийский", в котором определен перечень и цена объектов подлежащих приватизации.
Как следует, из материалов дела, ни земельный участок, площадью 618 кв.м., расположенный по адресу г.Новороссийск, ул.Прямая 33, ни магазин N 115, расположенный на данном земельном участке, в указанном перечне отсутствовали, в план приватизации не входили, Пивоваренному заводу "Новороссийский" не принадлежали и законно находились на момент приватизации в муниципальной собственности.
11.09.1992 между Фондом государственного имущества Краснодарского края и пивзавод "Новороссийский" был заключен договор купли-продажи на основании договора аренды N 193, согласно которому Продавец продал, а Покупатель купил имущество пивзавода "Новороссийский" по цене 6 428 000 рублей, установленных Планом приватизации.
Таким образом, магазин N 115, расположенный на по адресу г.Новороссийск, ул.Прямая 33 на земельном участке с кадастровым номером 23:47:0306044:4 не входил в перечень имущества Пивзавода, который находился в краевой собственности.
Факт нахождения магазина N 115, расположенного по ул.Прямая 33 в г.Новороссийске в муниципальной собственности, правомерность его отчуждения, а также земельного участка под указанным объектом недвижимости муниципальным органом подтверждается следующими обстоятельствами.
22.12.1994 между Фондом муниципального имущества г.Новороссийска и ЗАО "Пино" был заключен договор купли-продажи нежилого помещения N 250, согласно п. 1.1. которого Продавец продал, а покупатель купил нежилые помещения, находящиеся в арендном пользовании Покупателя, в т.ч. нежилого помещения, общей площадью 390,6 кв.м., расположенного в г.Новороссийске, ул.Прямая 33.
В соответствии с п. 1.2. договора, продаваемые нежилые помещения являются муниципальной собственностью, до совершения настоящей сделки никому не проданы, не заложены, в споре и под арестом не состоят.
Впоследствии, 26.02.1996 Администрацией г. Новороссийска было вынесено постановление N 329 о предоставлении в долгосрочную аренду сроком на 10 лет земельного участка в г.Новороссийске по ул. Прямая 33 АОЗТ "Пино" площадью 618 кв.м. под существующим магазином N 115.
Постановлением главы МО г.Новороссийска от 06.04.2006 земельный участок площадью 618 кв.м., кадастровый номер 23:47:03:06 044:0004, расположенный г.Новороссийск, ул.Прямая 33 предоставлен ЗАО "Пино" в собственность за плату для эксплуатации нежилых помещений магазина.
03.04.2007 между администрацией МО г.Новороссийска ( Продавец) и ЗАО "Пино" (Покупатель) заключен договор купли-продажи указанного земельного участка.
На основании пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции действующей на момент заключения договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 23:47:0306044:4 от 03.04.2007) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица-собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ и иными федеральными законами.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
Согласно пункту 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
На основании пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в 2-х недельный срок со дня поступления указанного в п.5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с п.2 ст.28 ЗК РФ, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Кроме того, в соответствии со статьями 4, 5 ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" ( действующего на момент регистрации права собственности земельного участка за субъектом РФ - Краснодарским краем, а также вынесения постановления главы МО г.Новороссийска от 06.04.2006 о предоставлении ЗАО "Пино" в собственность за плату земельного участка по ул.Прямая 33 для эксплуатации нежилых помещений магазина) установлены основания для внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у субъектов РФ или муниципальных образований возникает право собственности.
Так, из содержания статьи 4 данного закона основанием для внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у субъектов РФ возникает право собственности, является в частности включение этих земельных участков в состав земель населенных пунктов, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в собственности субъекта РФ; либо на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности субъектов РФ.
Магазин N 115, расположенный по ул.Прямая 33, находился в муниципальной собственности, а не краевой, в план приватизации Пивзавода "Новороссийский" он не входил, до его приватизации не являлся собственностью субъекта РФ.
Обстоятельством, подтверждающим нахождение магазина N 115 в муниципальной собственности, является Постановление Администрации г.Новороссийска N 2387 от 02.08.1993, согласно которому в связи с реорганизацией ТОО "Магазин N 115" и слиянии А/О "Пино", считать правопреемником магазина по договорам купли-продажи приватизированных магазинов необходимо А/О "Пино".
Статья 5 ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" подтверждает правомерность нахождения земельного участка ЗАО "Пино" ранее в муниципальной собственности.
Так, из содержания данной нормы права следует, что основанием для внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности, является, в частности, включение этих земельных участков в состав земель населенных пунктов, если на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в муниципальной или частной собственности, за исключением недвижимого имущества, указанного в ст.3 и 4 настоящего Федерального закона.
Магазин N 115, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 23:47:03:06 044:0004, по адресу г. Новороссийск, ул. Прямая 33, принадлежал ЗАО "Пино" (его правопредшественникам) на основании права собственности с 22.12.1994, до этого срока он находился в муниципальной собственности.
Учитывая изложенные обстоятельства, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.
В соответствии со ст. 64, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
В соответствии с положениями статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11 августа 2016 года по делу N А32-4388/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в кассационном порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия постановления.
Председательствующий |
В.В. Галов |
Судьи |
О.Г. Авдонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-4388/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 февраля 2017 г. N Ф08-10511/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ЗАО "ПИНО", Управление Фед. службы гос.регистрации, кадастра и картографии по КК
Ответчик: Администрация г. Новороссийска, Администрация муниципального образования города Новороссийска, Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю