Требование: о признании недействительным требования по сбору за негативное воздействие на окружающую среду
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Санкт-Петербург |
|
21 октября 2016 г. |
Дело N А56-3/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Толкунова В.М.
судей Протас Н.И., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Лутай В.В.,
при участии:
от заявителя: Королев А.В., по доверенности от 30.03.2016
от заинтересованного лица: Сукачев М.И., по доверенности от 09.12.2015
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19023/2016) Департамента Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.05.2016 по делу N А56-3/2016 (судья Селезнева О.А.), принятое
по заявлению ООО "ПитерСтрой"
к Департаменту Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу
об оспаривании требования
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ПитерСтрой" (ОГРН 1077847234629, ИНН 7840359398, место нахождения: 191002, г. Санкт-Петербург, пр-кт Загородный, д.21, лит. А, пом. 2Н; далее - заявитель, ООО "ПитерСтрой", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (ОГРН 1099847008546, ИНН 7841417074, место нахождения: 191104, г. Санкт-Петербург, пр-кт Литейный, д.39; далее - Департамент, Росприроднадзор) о признании недействительным требования от 27.11.2015 N 04-28/12829 об уплате задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2015 года.
Решением суда от 17.05.2016 заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с принятым решением, Департамент направил апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению Департамента, судом не учтено, что у Общества отсутствует разрешение на размещение отходов за 2015 год, вся масса загрязняющих веществ должна учитываться как сверхлимитная с применением пятикратного повышенного коэффициента, Общество не представило корректировочный расчет платы, лимитами на размещение отходов для него являются количества отходов, указанные в отчетности в разделе размещения отходов за предыдущий период, лимиты на размещение отходов могут быть установлены только на будущий период. Кроме того, оспариваемое требование не имеет для Общества никаких юридических последствий, так как его целью является предложение добровольного исполнения и информирование о перспективе обращения в арбитражный суд в случае отказа в исполнении.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель Общества возразил против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 27.11.2015 Департаментом письмом исх. N 04-28/12829 в адрес Общества направлено требование об уплате задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду (за размещение отходов производства и потребления) за 3 квартал 2015 года в размере 42 475 руб. 29 коп. в связи с неверным применением утвержденных коэффициентов при исчислении платы за размещение отходов.
В требовании Росприроднадзор указал на отсутствие информации о предоставлении Обществом отчетности и отсутствие оформленных в установленном порядке лимитов на размещение отходов. Кроме того, указано на необходимость представить корректирующие расчеты платы в течение 10 дней со дня получения данного требования.
Не согласившись с указанным требованием, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, обоснованно исходил из следующего.
Как видно из материалов дела и не оспаривается сторонами, Общество является субъектом малого предпринимательства и в результате его хозяйственной деятельности образуются отходы производства и потребления.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным.
В силу пункта 2 статьи 16 Закона N 7-ФЗ размещение отходов производства и потребления отнесено к видам негативного воздействия на окружающую среду.
Пунктом 3 статьи 16 Закона N 7-ФЗ установлено, что порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок N 632). Данный Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (пункт 1 Порядка N 632).
Согласно пункту 4 Порядка N 632 плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов, уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент (пункт 5 Порядка N 632).
Пунктом 6 Порядка N 632 определено, что при отсутствии у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная и плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 Порядка.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 N 30 утвержден Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) (далее - Порядок N 30), который предназначен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы и которые относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с Порядком N 30 субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке отчетность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы (пункт 3). Отчетный период составляет один календарный год (пункт 4). Отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом (пункт 5). Отчетность составляется на бумажном носителе в двух экземплярах, один из которых хранится у отчитывающегося субъекта малого и среднего предпринимательства, а второй, вместе с электронной версией отчетности на магнитном носителе, - представляется в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора (пункт 6). Отчетность составляется на основе данных первичного учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам \ и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, а также размещенных отходов (пункт 7).
В письме от 01.07.2013 N ВК-06-01-36/9256 "О недопустимости применения повышающего коэффициента к расчетам платы за размещение отходов субъектов малого и среднего предпринимательства" Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации разъяснило следующее:
- лимитами на размещение отходов за прошедший год субъектами малого и среднего предпринимательства являются количества отходов, фактически направленных на размещение в соответствии с отчетностью, предоставленной в текущем году;
- отчетный период составляет один календарный год;
- отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом;
- плата за текущий год взимается по факту без пятикратного коэффициента;
- плата по кварталам также производится по факту.
В соответствии с изложенным непредставление рассматриваемыми субъектами деятельности в срок отчетности не может служить основанием для применения пятикратного повышающего коэффициента к расчетам платы за текущий и предыдущий периоды.
Кроме того, факт непредставления Обществом отчетности о размещении отходов отсутствует, напротив, указанную обязанность Общество исполняет, что подтверждается:
- расчетом платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2015 года;
- платежным поручением от 19.10.2015 N 263 на сумму 10 620 руб.;
- квитанцией об отправке расчета в адрес Департамента от 20.10.2015;
- описью вложения к ценному письму от 20.10.2015;
- распечаткой с интернет-сайта Почты России по разделу "Отслеживание почтовых отправлений".
После представления отчетности от Департамента не поступали сообщения, извещения либо уведомления о выявлении неточностей, ошибок или неполноты сведений, содержащихся в отчетности.
В соответствии с пунктом 2 Порядка разработки и утверждения лимитов, утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50 "О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение", лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства являются количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности).
Однако, применяя установленный порядок определения платы за размещение отходов к Обществу, Департамент не принял во внимание, что Общество, являясь субъектом малого и среднего предпринимательства, в силу пункта 3 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" освобождено от разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Таким образом, норма пункта 6 Порядка, определяющая исчисление платы за сверхлимитное загрязнение в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения, в том числе, на размещение отходов, не применима к исчислению и внесению указанной платы субъектом малого и среднего предпринимательства.
Следовательно, субъектом малого и среднего предпринимательства плата за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов за текущий год (поквартально) вносится по фактическому количеству отходов, направленному на размещение за отчетный квартал без применения пятикратного повышающего коэффициента.
В отношении ссылки Департамента на незаконный характер разъяснений письма Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.07.2013 N ВК-06-01-36/9256 "О недопустимости применения повышающего коэффициента к расчетам платы за размещение отходов субъектов малого и среднего предпринимательства" следует указать, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в ответе от 12.04.2016 исх.N АА-09-02-32/6297 на запрос адвоката Общества подтвердила разъяснения, данные в названном письме от 01.07.2013 N ВК-06-01-36/9256. Кроме того, суд первой инстанции не руководствовался в принятии решения исключительно названным письмом, а исходил из собственного применения (истолкования) норм права. Занятая судом позиция подтверждена Определением Верховного Суда Российской Федерации от 26.05.2016 N 309-КГ16-4630.
Довод Департамента о том, что оспоренное требование об уплате не имеет для Общества никаких юридических последствий, отклоняется. Оспариваемое требование принято государственным органом в отношении хозяйствующего субъекта - Общества, содержит властное предписание, возлагающее на него обязанности по повышенной оплате за негативное воздействие на окружающую среду, а потому такое требование не может не иметь неблагоприятных экономических последствий для Общества.
При таких обстоятельствах решение суда является правильным, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем оснований для отмены либо изменения решения суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.05.2016 по делу N А56-3/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-3/2016
Истец: ООО "ПитерСтрой", ООО Королёв А.В (для "ПитерСтрой")
Ответчик: Департамент Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу