Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 февраля 2017 г. N Ф08-227/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании незаконным акта органа власти, о признании незаконным бездействия
Вывод суда: решение суда первой инстанции изменено, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Ростов-на-Дону |
|
23 октября 2016 г. |
дело N А32-9083/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 октября 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шемшиленко А.А.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: представитель по доверенности от 15.03.2016 Новоставская Д.И.;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.07.2016 по делу N А32-9083/2016 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агропромышленная фирма "Центральная", заинтересованное лицо: Министерство природных ресурсов Краснодарского края,
принятое в составе судьи Колодкиной В.Г.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Агропромышленная фирма "Центральная" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным бездействия Министерства природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство, заинтересованное лицо), выразившееся в нарушении порядка и срока рассмотрения заявления общества от 15.12.2015 о продлении срока действия лицензии, обязании устранить допущенные нарушения прав общества, путем принятия решения о продлении срока действия лицензии КРД 80290 ТЭ от 03.04.2012 до 31.12.2030.
Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены.
Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемое бездействие без должных на то правовых оснований имело место, является незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в связи с созданием обществу препятствий в пользовании недрами.
Министерство природных ресурсов Краснодарского края обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд, при вынесении судебного акта, нарушил нормы материального права; взыскал не подлежащую взысканию с министерства государственную пошлину; не дал надлежащую правовую оценку тому, что министерство до принятия оспариваемого решения добровольно внесло изменения в условия лицензии на право пользования недрами КРД 80290 ТЭ в части продления срока ее действия до 31.12.2013 года, в связи с чем, права и законные интересы заявителя нарушены не были.
Общество с ограниченной ответственностью "Агропромышленная фирма "Центральная" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Министерство природных ресурсов Краснодарского края в апелляционной жалобе ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие представителя министерства.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Агропромышленная фирма "Центральная" является обладателем лицензии на пользование недрами КРД N 80290 ТЭ с целевым назначением - разведка с одновременной добычей глин при открытой разработке Малокубанского месторождения с расположением участка недр в 7 км юго-западнее станицы Новомышастовская Красноармейского района Краснодарского края, зарегистрированной в государственном реестре под N 290 от 03.04.2012 со сроком действия до 31.12.2015 года.
15.12.2015 обществом в Министерство природных ресурсов Краснодарского края подано заявление о внесении изменений в условия лицензии в части продления срока ее действия до 31.12.2030 (вх. N 202-36885/15-0).
Между тем, министерством не были предприняты соответствующие действия по принятию решения о внесении изменений в условия лицензии.
Признавая незаконным бездействие Министерства природных ресурсов Краснодарского края, выразившееся в нарушении порядка и срока рассмотрения заявления общества с ограниченной ответственностью "Агропромышленная фирма "Центральная" от 15.12.2015 о продлении срока действия лицензии, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 10 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) участки недр предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока. На определенный срок участки недр предоставляются в пользование для добычи полезных ископаемых - на срок отработки месторождения полезных ископаемых, исчисляемый исходя из технико-экономического обоснования разработки месторождения полезных ископаемых, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр. Срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр. Сроки пользования участками недр исчисляются с момента государственной регистрации лицензий на пользование этими участками недр.
В силу статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Пунктом 1 части 1 статьи 20 Закона о недрах определено, что право пользования недрами прекращается по истечении установленного в лицензии срока ее действия.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 сентября 2009 г. N 315 утвержден Административный регламент Федерального агентства по недропользованию, определяющий административные процедуры по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр.
Нормативный правовой акт зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 декабря 2009 года, регистрационный номер 15837, опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти 8 марта 2010 года, N 10.
Право Федерального агентства по недропользованию как федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования, создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности предусмотрено Положением о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 года N 293.
Создание Роснедрами Комиссии по внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий как совещательного органа имеет своей целью обеспечение объективного, качественного и комплексного анализа документов, связанных с внесением изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами, на что имеется ссылка в обжалованном решении.
Пункт 52 Административного регламента определяет последовательность и сроки действия должностного лица структурного подразделения Роснедр, ответственного за лицензирование, которое после получения утвержденного протокола Комиссии по внесению изменений, дополнений и переоформления лицензий осуществляет оформление изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами либо готовит уведомление об отказе во внесении изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами с указанием причин такого отказа за подписью руководителя (уполномоченного заместителя руководителя).
На основании пункта 43 Административного регламента исполнение Роснедрами и его территориальными органами государственной функции по осуществлению внесения изменений и дополнений в лицензию на право пользования участком недр включает в себя: 1) регистрацию заявки на внесение изменений и дополнений; 2) рассмотрение заявки на внесение изменений и дополнений, подготовка и направление материалов в Комиссию, осуществляющую рассмотрение материалов по внесению изменений и дополнений в лицензии на пользование недрами, а также переоформлению лицензий на пользование недрами (далее - Комиссия по внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий); 3) рассмотрение материалов на Комиссии по внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий и принятие решения; 4) принятие Роснедрами или его территориальным органом решения о внесении изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами, оформление внесения изменений и дополнений в лицензию; 5) государственную регистрацию и выдачу изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами.
Пунктами 53, 54 Регламента установлено, что должностное лицо структурного подразделения территориального органа Роснедр, ответственного за лицензирование, после получения утвержденного протокола Комиссии по внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий (по участкам недр, отнесенным к компетенции территориальных органов Роснедр) в течение 10 дней готовит и подписывает у руководителя территориального органа Роснедр два экземпляра изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами или, в случае принятия Комиссией решения об отказе во внесении изменений и дополнений в лицензию, в течение 7 дней направляет заявителю уведомление об отказе во внесении изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами с указанием причин такого отказа.
Должностное лицо структурного подразделения Роснедр (по участкам недр, отнесенным к компетенции Роснедр) или структурного подразделения территориального органа Роснедр (по участкам недр, отнесенным к компетенции территориальных органов Роснедр), ответственного за лицензирование, в течение 7 рабочих дней направляет заявителю заказным письмом с уведомлением о вручении подписанные Роснедрами или его территориальным органом изменения и дополнения в лицензию на пользование недрами.
В соответствии с пунктом 4.3.7 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по недропользованию по федеральному округу, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации 30.03.2007 N 72 (далее - Типовое положение) территориальный орган осуществляет внесение изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформление лицензий.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Министерстве природных ресурсов Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.10.2012 N 1250 (ред. от 28.04.2016 - редакция, действующая на момент вынесения решения) "О министерстве природных ресурсов Краснодарского края" Министерство природных ресурсов Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим в пределах установленной компетенции, в том числе, регулирование отношений в области недропользования.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.09.2011 N 1058 (ред. от 31.01.2013) утвержден Порядок внесения изменений в условия лицензий на пользование участками недр.
Согласно пункту 3.2 названного Порядка внесения изменений в условия лицензий на пользование участками недр документы, представленные для внесения изменений в условия лицензии, рассматриваются в течение 45 дней со дня их регистрации в министерстве.
Согласно пункту 3.4 министерство в течение 5 рабочих дней со дня поступления документов проводит их проверку на соответствие требованиям, установленным в разделе 2 "Документы, подаваемые для внесения изменений в условия лицензии на пользование участками недр" указанного Порядка, и передает документы на рассмотрение рабочей группе.
В случае если по результатам рассмотрения поступившие документы признаются не соответствующими установленным требованиям, министерство в течение 5 рабочих дней направляет заявителю уведомление об отказе в приеме документов с указанием причин отказа.
После устранения замечаний, послуживших основанием для отказа в приеме документов, заявитель вправе повторно направить документы в министерство.
В соответствии с пунктом 3.5 того же Порядка в случае принятия министерством решения о внесении изменений в условия лицензии, изменения в условия лицензии подлежат государственной регистрации в течение 5 рабочих дней со дня их подписания заявителем.
В силу пункта 3.6 Порядка уведомление об отказе во внесении изменений в условия лицензии направляется заявителю в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения.
Таким образом, частично обоснованным является довод подателя жалобы о нарушении норм материального, так как судом первой инстанции при вынесении решения применены не все подлежащие применению нормы материального права.
Однако является ошибочным вывод подателя жалобы о том, что применение постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.10.2012 N 1250 и постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.09.2011 N 1058 исключает применение приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 сентября 2009 г. N 315.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 N 1219 Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра.
В силу пункта 5 этого же Положения Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, в том числе, определяет порядок переоформления лицензий на пользование участками недр.
Таким образом, в силу того, что Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, соответственно, издаваемые им нормативные акты являются федеральными и действуют на всей территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 41 Устава Краснодарского края глава администрации (губернатор) края возглавляет исполнительную власть края. Соответственно, издаваемые им нормативные акты являются актами субъекта федерации, действуют исключительно на территории Краснодарского края, имеют меньшую юридическую силу, чем федеральные нормативные акты и не могут противоречить им.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что неприменение постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.10.2012 N 1250 и постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.09.2011 N 1058 при вынесении решения суда не привело к ошибочным выводам в части признания незаконным бездействия Министерства природных ресурсов Краснодарского края, выразившееся в нарушении порядка и срока рассмотрения заявления общество с ограниченной ответственностью "Агропромышленная фирма "Центральная" от 15.12.2015 о продлении срока действия лицензии.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела (л.д. 18), обществом с ограниченной ответственностью "Агропромышленная фирма "Центральная" подано заявление о продлении срока действия лицензии 15.12.2015, соответственно, последний день для рассмотрения данного заявления - 29.01.2016 года (45 дней).
Как следует из материалов дела, на заседании постоянно действующей рабочей группы по рассмотрению вопросов, связанных с внесением изменений в условия лицензий на пользование участками недр 17.12.2015 рассмотрены заявочные материалы общества с ограниченной ответственностью "Агропромышленная фирма "Центральная" о внесении изменений в условия лицензии на право пользование участком недр местного значения, на котором принято решение рекомендовать Министерству природных ресурсов Краснодарского края принять решение о внесении изменений в условия лицензии на право пользование участком недр местного значения общества с ограниченной ответственностью "Агропромышленная фирма "Центральная" (л.д. 40).
Однако Министерство природных ресурсов Краснодарского края внесло соответствующие изменения в условия лицензии на право пользования недрами 01.06.2016 года (л.д.76), то есть, со значительным нарушением срока нарушением срока рассмотрения заявления общества, соответственно, имело место нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в связи с созданием обществу препятствий в пользовании недрами.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, обоснованным и правомерным является вывод суда первой инстанции в части признания незаконным бездействия Министерства природных ресурсов Краснодарского края, выразившееся в нарушении порядка и срока рассмотрения заявления общество с ограниченной ответственностью "Агропромышленная фирма "Центральная" от 15.12.2015 о продлении срока действия лицензии.
Между тем, суд апелляционной инстанции принимает как обоснованный довод подателя жалобы о том, что суд первой инстанции не дал надлежащую оценку факту добровольного внесения Министерством природных ресурсов Краснодарского края изменений в условия лицензии.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться в том числе указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции об обязании Министерства природных ресурсов Краснодарского края немедленно после принятия решения суда устранить нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Агропромышленная фирма "Центральная" путем принятия решения о продлении срока действия лицензии КРД 80290 ТЭ от 03.04.2012 сроком до 31.12.2030 года и внесения изменений в пункт 1.2 статьи 1 Приложения N 1 к лицензии в установленном законом порядке.
01.06.2016 в суд первой инстанции Министерство природных ресурсов Краснодарского края представило документ о внесении изменений в условия лицензии на право пользования недрами КРД 80290 ТЭ от 03.04.2012 года с целевым назначением "разведка с одновременной добычей глин при открытой разработке Малокубанского месторождения".
Согласно части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Соответственно, судебный акт должен быть реально исполнимым.
В данном случае обязание Министерства природных ресурсов Краснодарского края немедленно после принятия решения суда устранить нарушение прав и законных интересов общество с ограниченной ответственностью "Агропромышленная фирма "Центральная" путем принятия решения о продлении срока действия лицензии КРД 80290 ТЭ от 03.04.2012 сроком до 31.12.2030 года и внесения изменений в пункт 1.2 статьи 1 Приложения N 1 к лицензии в установленном законом порядке неисполнимо, так как данные изменения на момент вынесения решения уже были внесены. Довод представителя заявителя о том, что на момент вынесения министерством решения о продлении срока лицензии данный срок уже истек, следовательно, министерство необоснованно продлил данный срок и вправе будет в будущем отменить свое же решение, также является необоснованным. Министерство в добровольном порядке устранило допущено им нарушение и принуждение министерство повторно совершить те же самые действия не предусмотрено. Кроме того, само по себе наличие судебного акта без принятия министерством соответствующего решения не свидетельствует о приостановлении или продлении срока действия лицензии, суд также не подменяет иные государственные органы.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит изменению путем исключения абзаца II резолютивной части решения суда, которым суд обязал министерство принять решение о продлении срока действия лицензии КРД 80290 ТЭ от 03.04.2012 до 31.12.2030.
Судом апелляционной инстанции также отклоняется как основанный на неверном толковании норм права довод подателя жалобы о неправомерном взыскании с министерства как государственного органа государственной пошлины в размере 3000 рублей.
В силу подпункта 1.1. пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемыми арбитражными судами.
В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Таким образом, с государственных органов не взыскивается государственная пошлина в доход федерального бюджета, но государственные органы не освобождаются от возмещения судебных расходов, понесенных лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт.
Обществом с ограниченной ответственностью "Агропромышленная фирма "Центральная" при обращении в арбитражный суд была уплачена государственная пошлина в 3000 рублей, что подтверждается платежным поручением N 36 от 15.03.2016.
Судебный акт принят в пользу общества с ограниченной ответственностью "Агропромышленная фирма "Центральная".
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно и правомерно взыскал с Министерства природный ресурсов Краснодарского края в пользу общества с ограниченной ответственностью "Агропромышленная фирма "Центральная" расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.07.2016 по делу N А32-9083/2016 изменить, исключив из его резолютивной части абзац второй.
В остальной части решение оставить без изменения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
Г.А. Сурмалян |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-9083/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 февраля 2017 г. N Ф08-227/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Агропромышленная фирма "Центральная", ООО Агропромышленная фирма "Центральная" представитель Новоставская Дарья Игоревна
Ответчик: министерство природных ресурсов Краснодарского края
Третье лицо: Министерство природных ресурсов КК