Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 января 2017 г. N Ф08-10063/16 настоящее постановление изменено
г. Ессентуки |
|
24 октября 2016 г. |
Дело N А20-1533/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 октября 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белова Д.А.,
судей: Параскевовой С.А., Цигельникова И.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Макаровым О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу МРУ Росалкогольрегулирования по СКФО на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 04.08.2016 по делу N А20-1533/2015 (судья Н.Ж. Кочкарова),
по заявлению МРУ Росалкогольрегулирования по СКФО
к обществу с ограниченной ответственностью "Риал"
о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ
при участии в судебном заседании:
от МРУ Росалкогольрегулирования по СКФО - Жарикова А.М. по доверенности N дов 8-2 от 11.01.2016;
от общества с ограниченной ответственностью "Риал"- Мамедов А.Т. по доверенности N 75 юр. от 27.05.2016.
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "РИАЛ" (далее - Общество) о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Делу присвоен номер А20-1533/2015.
Общество с ограниченной ответственностью "РИАЛ" обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением к Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) об отмене решения от 20.04.2015 за N 10/22- пр о приостановлении действия лицензии на производство этилового спирта, выданного 04.09.2013 N 07ПСЭ0002094 сроком на два месяца. Заявление общества с ограниченной ответственностью "РИАЛ" судом принято к производству и возбуждено производство по делу N А20-1521/2015.
Определением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 10.09.2015 дела N А20-1521/2015 и NА20-1533/2015 объединены в одно производство, с присвоением делу NА20-1533/2015, с указанием на то, что дело NА20-1521/2015 является встречным иском по делу NА20-1533/2015.
Решением Арбитражного суда КБР от 02.10.2015 по первоначальному иску в удовлетворении требования о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью "РИАЛ" по части 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказано; по встречному иску решение Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 20.04.2015 N 10/22-пр о приостановлении действия лицензии на производство этилового спирта N 07ПСЭ0002094 от 04.04.2013 признано незаконным, как не соответствующее требованиям Федерального закона N 171-ФЗ от 22.11.1995.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2015 года решение первой инстанции признано обоснованным и оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23.03.2016 решение Арбитражного суда КБР от 02.10.2015 и постановление апелляционной инстанции от 21.12.2015 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд КБР.
Решением суда от 04.08.2016 в удовлетворении требования Межрегионального управления федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью "РИАЛ" по части 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказано. Требования общества с ограниченной ответственностью "РИАЛ" удовлетворены. Решение Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 20.04.2015 N 10/22-пр о приостановлении действия лицензии на производство этилового спирта N 07ПСЭ0002094 от 04.04.2013 признано незаконным.
Управление не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда от 04.08.2016 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований Управления в полном объеме.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда от 04.08.2016 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель общества просил оставить решение суда от 04.08.2016 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в ходе проведения внеплановой выездной проверки, проведенной Межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу, согласованной с прокуратурой Кабардино-Балкарской Республики, согласно приказу заместителя руководителя от 30.03.2015 N 300, в период с 30.03.2015 по 10.04.2015 установлен факт нарушения ООО "РИАЛ" п. 3 ст. 9 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции и Приказа Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 06.03.2012 N 42 "Об утверждении порядка представления организациями уведомлений, представляемых при закупке этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции и (или) использования для собственных нужд, а также при поставке и перевозке этилового спирта (в том числе денатурата), нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, и форм уведомлений".
ООО "РИАЛ" 27.11.2014 осуществлена поставка в адрес ОАО "Росспиртпром "Петрозаводский ликероводочный завод "Петровский" (ИНН 7730605160) спирта этилового ректификованного, произведенного из пищевого сырья "Люкс", не менее 96,3%.
Согласно данным Единой государственной автоматизированной информационной системы и товарно-транспортной накладной от 27.11.2014 N 649с объем поставленного спирта этилового ректификованного, произведенного из пищевого сырья "Люкс" контрагенту ОАО "Росспиртпром "Петрозаводский ликероводочный завод "Петровский" (ИНН 7730605160), фактически составил 6869,07 дал, однако, согласно данным, указанным в уведомлении N 852 от 26.11.2014, представленном ООО "РИАЛ" в Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо- Кавказскому федеральному округу, объем поставленного спирта этилового ректификованного, произведенного из пищевого сырья "Люкс" не менее 96,3%, в адрес ОАО "Росспиртпром "Петрозаводский ликероводочный завод "Петровский" (ИНН 7730605160) составил 6000 дал. Расхождение составляет - 869,07 дал.
Таким образом, 26.11.2014 (время совершения административного Правонарушения) ООО "РИАЛ" по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, г. Прохладный, ул. Промышленная, 60 (место совершения административного правонарушения) осуществлялся оборот этилового спирта с нарушением лицензионных требований, которые отражены в акте проверки от 10.04.2012 N у8-а463/10.
20.04.2015 Служба приняла решение N 10/22-пр о приостановлении действия лицензии на производство этилового спирта, выданной 04.09.2013 N 07ПСЭ0002094 сроком на два месяца и обратилась в Арбитражный суд КБР с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Общество, не согласившись с вынесенным решением от 20.04.2015 N 10/22-пр о приостановлении действия лицензии, обратилось в арбитражный суд со встречным требованием о признании указанного решения недействительным.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 5 статьи 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно положениями статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
При этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Из содержания приведенных норм следует, что событие и состав административного правонарушения, включая виновность лица, привлекаемого к ответственности, должны быть достоверно подтверждены представленными административным органом доказательствами, неопровержимо свидетельствующими об указанных обстоятельствах. При этом представленные суду доказательства в силу статьей 67, 68, 71 АПК РФ должны отвечать критериям относимости, допустимости и достоверности.
Согласно части 1 статьи 14.17 КоАП РФ производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в действиях (бездействии) направленных на промышленное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Федеральным законом N 171-ФЗ от 22.11.1995 (с последующими изменениями и дополнениями) "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171 -ФЗ) дано понятие оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции как закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.
Согласно статье 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ, оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота:
1) товарно-транспортная накладная;
2) справка, прилагаемая к таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза);
3) справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза);
4) уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции);
5) заверенные подписью руководителя организации и ее печатью копия извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копия извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта и (или) дистиллята коньячного (спирта коньячного).
В силу части 2 статьи 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ, этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается, в том числе, оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 17 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ уведомление - это документ, который подтверждает закупку (в том числе для собственных нужд), поставку, перевозку этилового спирта (в том числе денатурата), нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции и наличие которого является обязательным для организации, осуществляющей закупку, поставки, перевозки указанной продукции.
Пунктом 5 статьи 9 Закона N 171-ФЗ установлено, что порядок представления организациями уведомлений и их форма утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 06.03.2012 N 42 утвержден Порядок представления организациями уведомлений, представляемых при закупке этилового спирта для производства алкогольной продукции и (или) использования для собственных нужд, а также при поставке и перевозке этилового спирта (в том числе денатурата), нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции (далее -Порядок представления уведомлений). Этим же приказом утверждена форма уведомления, подтверждающего поставку этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции.
Согласно пункту 3 Порядка представления уведомлений организации, осуществляющие поставки этилового спирта (в том числе денатурата) и (или) нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, представляют уведомление по форме согласно приложению N 3 к настоящему приказу в территориальный орган по месту своего нахождения.
В соответствии с пунктом 5 Порядка уведомления представляются организацией до осуществления поставки этилового спирта (в том числе денатурата) и (или) нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции по каждой партии, закупаемой, поставляемой и перевозимой продукции раздельно.
Под партией продукции подразумевается объем продукции, закупаемой (передаваемой), поставляемой или перевозимой одной организацией, одного наименования, вида и даты закупки (передачи), поставки или перевозки.
Вид закупаемой, поставляемой, перевозимой продукции указывается в соответствии со статьей 2 Закона N 171-ФЗ, в том числе с указанием объемной доли этилового спирта в процентах.
Как следует из материалов административного дела, Обществом до начала поставки в Управление было направлено Уведомление N 825 от 26.11.2014 об объеме поставляемого спирта этилового ректификованного, произведенного из пищевого сырья "Люкс" не менее 96,3%, в адрес ОАО "Росспиртпром "Петрозаводский ликероводочный завод "Петровский" в количестве 6000 дал.
27.11.2014 ООО "РИАЛ" осуществлена поставка в адрес ОАО "Росспиртпром "Петрозаводский ликероводочный завод "Петровский" спирта этилового ректификованного, произведенного из пищевого сырья "Люкс" не менее 96,3%, в количестве 6869,07 дал.
В соответствии с Порядком фиксации сведений о хранении алкогольной продукции в ЕГАИС установленном Законом N 171-ФЗ, Правилами функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2006 N 522, а также Требованиями к техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота алкогольной продукции в ЕГАИС, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 873., информация о вышеуказанной отгрузке была отражена в ЕГАИС.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.17 названного Кодекса, не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Частью 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 названной нормы, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения (пункт 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Срок давности привлечения ООО "РИАЛ" к административной ответственности исчисляется с 26 ноября 2014 года.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 18 и 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 января 2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", установленные статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроки давности привлечения к административной ответственности не подлежат восстановлению и в случае их пропуска суд принимает решение об отказе в привлечении к административной ответственности согласно части 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании вышеизложенного судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении требования управления о привлечении ООО "РИАЛ" к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ввиду истечения срока давности привлечения общества к административной ответственности на момент рассмотрения дела.
При этом согласно позиции Верховного суда РФ (постановление Верховного суда РФ от 08.06.2015 N 308-АД14-4196) по истечении сроков давности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, обсуждаться не может.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность формулировать по истечении сроков давности привлечения к административной ответственности выводы о виновности лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, в совершении административного правонарушения.
Общество просило отменить решение Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) от 20.04.2015 за N 10/22-пр о приостановлении действия лицензии на производство этилового спирта, выданного 04.09.2013 N 07ПСЭ0002094 сроком на два месяца.
27.11.2014 Обществом осуществлена поставка в адрес ОАО "Росспиртпром "Петрозаводский ликероводочный завод "Петровский" спирта этилового ректификованного, произведенного из пищевого сырья "Люкс" не менее 96,3%.
Согласно данным Единой государственной автоматизированной информационной системы и товарно-транспортной накладной от 27.11.2014 N 649с объем поставленного спирта этилового ректификованного, произведенного из пищевого сырья "Люкс", контрагенту ОАО "Росспиртпром "Петрозаводский ликероводочный завод "Петровский" фактически составил 6869,07 дал, однако согласно данным, указанным в уведомлении N 852 от 26.11.2014, представленном ООО "РИАЛ" в Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу, объем поставленного спирта этилового ректификованного, произведенного из пищевого сырья "Люкс" не менее 96,3%, в адрес ОАО "Росспиртпром "Петрозаводский ликероводочный завод "Петровский" составил 6000 дал. Расхождение составляет - 869,07 дал.
Таким образом, по мнению Управления 27.11.2014 ООО "РИАЛ" осуществлял оборот этилового спирта с нарушением лицензионных требований, а именно без уведомления, которые отражены в акте проверки от 10.04.2012 N у8-а463/10.
20.04.2015 Служба приняла решение N 10/22-пр о приостановлении действия лицензии на производство этилового спирта выданной 04.09.2013 N 07ПСЭ0002094 сроком на два месяца в связи с поставкой этилового спирта без уведомления.
В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона N 171-ФЗ действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции приостанавливается решением лицензирующего органа на основании материалов, представленных органами, осуществляющими контроль и надзор за соблюдением настоящего Федерального закона, а также по инициативе самого лицензирующего органа в пределах его компетенции в случае оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением требований, предусмотренных статьей 10.2 настоящего Федерального закона, а спиртосодержащей непищевой продукции, кроме того, с нарушением требований, предусмотренных пунктом 4 статьи 10.1 настоящего Федерального закона.
Согласно статьи 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: товарно-транспортная накладная; справка, прилагаемая к таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза); справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза); уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции)% ; заверенные подписью руководителя организации и (при наличии печати) ее печатью копия извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копия извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта и (или) дистиллята коньячного (спирта коньячного).
В соответствии с пунктом 17 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ уведомление - это документ, который подтверждает закупку (в том числе для собственных нужд), поставку, перевозку этилового спирта (в том числе денатурата), нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции и наличие которого является обязательным для организации, осуществляющей закупку, поставки, перевозки указанной продукции.
Пунктом 5 статьи 9 Закона N 171-ФЗ установлено, что порядок представления организациями уведомлений и их форма утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 06.03.2012 N 42 утвержден Порядок представления организациями уведомлений, представляемых при закупке этилового спирта для производства алкогольной продукции и (или) использования для собственных нужд, а также при поставке и перевозке этилового спирта (в том числе денатурата), нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции (далее -Порядок представления уведомлений). Этим же приказом утверждена форма уведомления, подтверждающего поставку этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции.
Согласно пункту 3 Порядка представления уведомлений организации, осуществляющие поставки этилового спирта (в том числе денатурата) и (или) нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, представляют уведомление по форме согласно приложению N 3 к настоящему приказу в территориальный орган по месту своего нахождения.
В соответствии с пунктом 5 Порядка уведомления представляются организацией до осуществления поставки этилового спирта (в том числе денатурата) и (или) нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции по каждой партии, закупаемой, поставляемой и перевозимой продукции раздельно.
Как следует из материалов дела, Обществом до начала поставки в Управление было направлено Уведомление N 825 от 26.11.2014. об объеме поставляемого спирта этилового ректификованного, произведенного из пищевого сырья, "Люкс" не менее 96,3% в адрес ОАО "Росспиртпром "Петрозаводский ликероводочный завод "Петровский" в количестве 6000 дал.
27.11.2014 ООО "РИАЛ" осуществлена поставка в адрес ОАО "Росспиртпром "Петрозаводский ликероводочный завод "Петровский" спирта этилового ректификованного, произведенного из пищевого сырья, "Люкс" не менее 96,3%. в количестве 6869,07 дал.
В соответствии с Порядком фиксации сведений о хранении алкогольной продукции в ЕГАИС установленном Законом N 171-ФЗ, Правилами функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2006 N 522, а также Требованиями к техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота алкогольной продукции в ЕГАИС, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 873., информация о вышеуказанной отгрузке была отражена в ЕГАИС.
Согласно п. 4 ст. 20 Федерального закона N 171-ФЗ решение о приостановлении действия лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или о направлении в суд заявления об аннулировании такой лицензии доводится лицензирующим органом до заявителя в письменной форме и (или) направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, по которому лицензирующий орган осуществляет переписку, направление решений, извещений, уведомлений с использованием электронной подписи, с мотивированным обоснованием не позднее чем через три дня со дня принятия решения.
Выявление лицензирующим органом нарушения законодательства о производстве и обороте алкогольной продукции само по себе не является безусловным основанием для приостановления действия лицензии.
Между тем, из содержания оспариваемого решения следует, что действие лицензии N 07ПСЭ0002094 от 04.09.2013, выданной ООО "РИАЛ", приостанавливается на два месяца, в связи с поставкой этилового спирта без уведомления, до устранения выявленных нарушений.
Однако, каким способом возможно устранение этих нарушений (с учетом того, что поставка продукции осуществлялась в ноябре 2014, а нарушения выявлены в апреле 2015 года) в оспариваемом решении не указаны.
Таким образом, лицензия ООО "РИАЛ" приостановлена на основании проверки, проведенной спустя 5 месяцев после поставки продукции, оспариваемое решение является по существу неисполнимым, что влечет нарушение прав и законных интересов заявителя.
Выявление лицензирующим органом нарушения законодательства о производстве и обороте алкогольной продукции само по себе не является безусловным основанием для приостановления действия лицензии.
Учитывая, что закупка, хранение и поставки алкогольной продукции является основным видом деятельности ООО "РИАЛ", суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что приостановление действия лицензии ведет к прекращению деятельности Общества и является в данном случае чрезмерным ограничением его прав.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что действия, направленные на выполнение требований Росалкогольрегулирования, указанные в оспариваемом решении, ведут к нарушению прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 марта 1998 года N 8-П указано, что по смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, исходя из общих принципов права, введение ответственности за административное правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Аналогичная правовая позиция выражена также в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 5 ноября 2003 года N 348-О, от 5 ноября 2003 года N 349-О и от 5 февраля 2004 года N 68-О.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично - правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 1999 года N 11- П).
Меры административной ответственности и правила их применения, устанавливаемые законодательством об административных правонарушениях, должны не только соответствовать характеру правонарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности, тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; применение одинаковых мер ответственности за различные по степени опасности административные правонарушения без надлежащего учета характеризующих виновное в совершении административно-противоправного деяния лицо обстоятельств, имеющих объективное и разумное обоснование, противоречит конституционному запрету дискриминации и выраженным в Конституции Российской Федерации идеям справедливости и гуманизма и несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (Постановление Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 N 4-П).
В соответствии с ч.2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании вышеизложенного судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования Общества.
Доводы Управления, изложенные в апелляционной жалобе, судом отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании законодательства, противоречат материалам дела и сложившейся в Российской Федерации судебной практике, а также опровергнуты приведенными выше правовыми нормами.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 04.08.2016 по делу N А20-1533/2015.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 04.08.2016 по делу N А20-1533/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
С.А. Параскевова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-1533/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 января 2017 г. N Ф08-10063/16 настоящее постановление изменено
Истец: Межрегиональное управление фед. службы по регулированию алкогольного рынка по СКФО
Ответчик: ООО "Риал"
Третье лицо: Шестнадцатый Арбитражный Апелляционный суд судье З. М. Сулейманову
Хронология рассмотрения дела:
23.01.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10063/16
24.10.2016 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2519/15
04.08.2016 Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-1533/15
23.03.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1278/16
21.12.2015 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2519/15
02.10.2015 Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-1533/15
24.09.2015 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2519/15
18.08.2015 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2519/15
22.07.2015 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2519/15