Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 февраля 2017 г. N Ф07-143/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Вологда |
|
26 октября 2016 г. |
Дело N А13-600/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2016 года.
В полном объёме постановление изготовлено 26 октября 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Мурахиной Н.В. и Смирнова В.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мазалецкой О.О.,
при участии от заявителя Рыбиной Е.С. по доверенности от 03.08.2016, от Департамента Саковой Ю.В. по доверенности от 12.09.2016, Ситьковой Н.С. по доверенности от 15.01.2016, от третьего лица Румянцева А.В. по доверенности от 11.10.2016, Покровской Л.С. по доверенности от 06.07.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания "Северо-Запада" в лице филиала ОАО "МРСК "Северо-Запада" "Вологдаэнерго" и Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 27 июня 2016 года по делу N А13-600/2016 (судья Мамонова А.Е.),
установил:
государственное предприятие Вологодской области "Областные электротеплосети" (место нахождения: 160014, город Вологда, улица Горького, дом 99; ИНН 3525372678, ОГРН 1163525064955, далее - предприятие, ГП ВО "Областные электротеплосети") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Департаменту топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области (место нахождения: 160012, город Вологда, проспект Советский, дом 80б; ИНН 3525236925, ОГРН 1103525002680, далее - Департамент) о признании недействительным приказа Региональной энергетической комиссии Вологодской области (далее - РЭК) от 21.10.2015 N 426.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания "Северо-Запада" в лице филиала ОАО "МРСК "Северо-Запада" "Вологдаэнерго" (место нахождения: 188304, Ленинградская область, район Гатчинский, город Гатчина, улица Соборная, дом 31; ИНН 7802312751, ОГРН 1047855175785, далее - третье лицо, ПАО "МРСК Северо-Запада").
Определением суда от 31.03.2016 произведена замена предприятия на акционерное общество "Вологодская областная энергетическая компания" (далее - общество).
Решением суда от 27 июня 2016 года заявленные требования удовлетворены.
Департамент не согласился с решением суда и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, в удовлетворении заявленных требований обществу отказать. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права и на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Указывает на то, что строительство и установка двух ячеек на 1 и 2 секции шин КРУН 10 кВ ПС 110/35/10 "Восточная" не создает дополнительных мощностей и, соответственно, мероприятия по строительству ячеек не могут быть отнесены к мероприятиям по усилению уже существующей электрической сети. Считает, что приказ РЭК от 23.12.2014 N 983 неправильно оценен судом первой инстанции, поскольку он не устанавливает плату за мероприятия по строительству кабельных линий и пунктов секционирования. Ссылается на то, что действующее законодательство не предполагает выбор варианта компенсации затрат, связанных с технологическим присоединением, а предусматривает распределение затрат по источникам финансирования в зависимости от места возникновения затрат.
Третье лицо также не согласилось с решением суда и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, в удовлетворении заявленных требований обществу отказать. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права и на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Считает, что приказ РЭК от 23.12.2014 N 983 неправильно оценен судом первой инстанции, поскольку он не устанавливает плату за мероприятия по строительству кабельных линий и пунктов секционирования. Полагает, что установка двух ячеек КРУН 10 кВ ПС 10/35/10 необходима только исключительно для объектов заявителя.
Общество в отзыве на апелляционные жалобы просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы Департамента и третьего лица - без удовлетворения. Считает решение суда законным и обоснованным.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, изучив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, апелляционная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.
Как следует из материалов дела, ГП ВО "Областные электротеплосети" обратилось в ПАО "МРСК Северо-Запада" с заявкой на технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО "МРСК Северо-Запада".
В заявке обществом указано наименование энергопринимающих устройств (объекта), которые планируются присоединить к электрическим сетям: проектируемый распределительный пункт 10 кВ, совмещенный с трансформаторной подстанцией 10/0,3 кВ, одна проектируемая трансформаторная подстанция 10/0,4 кВ, место нахождения энергопринимающих устройств (объекта), которые планируется присоединить к электрическим сетям: г. Вологда, ул. Северная.
В заявке также отражено, что мероприятия по разработке проектно-сметной документации и строительству новых кабельных линий 10 кВ от РУ 10 кВ ПС 110/35/10 кВ "Восточная" до проектируемого РТП 10/0.4кВ будут осуществляться предприятием; сроки проектирования и поэтапного введения в эксплуатацию энергопринимающих устройств: разработка проектно-сметной документации 2015-2016 годы, ввод в эксплуатацию присоединяемых энергопринимающих устройств - 2016-2018 годы.
На основании заявки третье лицо выдало предприятию технические условия, в соответствии с которыми сетевая организация обязуется оказать услуги по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств предприятия РТП-10 кВ, ТП-10 кВ к объектам электросетевого хозяйства компании по адресу: г. Вологда, ул. Северная, вблизи д. 36, в точках присоединения РУ-10 кВ ПС 110/35/10кВ "Восточная" в 2016-2018-х годах.
При этом в технических условиях определено, что сетевая организация для присоединения заявителя к электрическим сетям осуществляет новое строительство фундаментов КРУН-10 кВ 1 и 2 с.ш. для установки новых ячеек и установку двух ячеек на 1 и 2 с.ш. КРУН 10 кВ ПС 110/35/10 "Восточная".
Для определения платы за технологическое присоединение ПАО "МРСК "Северо-Запада" обратилось в РЭК с заявлением от 16.09.2015 N 03/1-5162 об утверждении индивидуального тарифа на технологическое присоединение.
Комиссия по результатам проверки заявления составила экспертное заключение экономической обоснованности размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств ГП ВО "Областные электротеплосети" к электрическим сетям филиала ПАО "МРСК Северо-Запада" "Вологодаэнерго" от 20.10.2015 и вынесла приказ от 21.10.2015 N 426 об установлении размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств ГП ВО "Областные электротеплосети" максимальной мощностью 4000 Вт (РП-10 кВ), расположенных по адресу: города Вологда, улица Северная, вблизи дома 36, к электрическим сетям филиала ПАО "МРСК Северо-Запада" "Вологдаэнерго" (два независимых источника электроснабжения) в сумме 8 797 638 руб.
Общество не согласилось с приказом РЭК и обратилось в суд с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования в связи с признанием оспариваемого приказа незаконным как не соответствующего действующему законодательству.
Суд апелляционной инстанции считает данный вывод суда первой инстанции обоснованным, соответствующим примененным судом нормам материального права.
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии устанавливает Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
Статьей 2 названного Закона определено, что законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами (пункт 1).
В силу пунктов 1, 4 статьи 23.1 Закона N 35-ФЗ плата за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети, к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, подлежат государственному регулированию.
В соответствии с пунктом 17 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), полномочиями по установлению платы за технологическое присоединение наделены уполномоченные органы исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
На основании пункта 7 статьи 23.1 Закона N 35-ФЗ, пунктов 1.1, 2.1, 3.1.1, 3.1.7 Положения о Региональной энергетической комиссии Вологодской области, утвержденного постановлением правительства Вологодской области от 09.08.2010 N 921 (действовавшего на момент спорных правоотношений), РЭК области является органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования тарифов и надбавок на товары и услуги организаций энергетики и коммунального комплекса на территории Вологодской области, к ее полномочиям отнесено установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, в том числе цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов); платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.
Постановлением губернатора Вологодской области от 13.10.2015 N 672 "Об изменениях в структуре органов исполнительной государственной власти области" с 15 января 2016 года Региональная энергетическая комиссия Вологодской области реорганизована путем присоединения к Департаменту топливно-энергетического комплекса Вологодской области, названный Департамент переименован в Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области и определен правопреемником РЭК области.
В соответствии с пунктами 1.1, 2.2, 3.1.1, 3.1.4 Положения о Департаменте топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области, утвержденного постановлением правительства Вологодской области от 16.11.2015 N 958, Департамент является органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим функции в области государственного регулирования тарифов в сфере электроэнергетики, газоснабжения, теплоснабжения, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, к полномочиям которого относится установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, в том числе плата за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину этой платы.
Пунктом 3 Правил N 861 установлено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Пунктом 30 Правил N 861 определено, что в случае если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, установленных настоящим разделом.
В силу пункта 30.1 Правил N 861, если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в указанные в пункте 29 настоящих Правил инвестиционные программы на очередной период регулирования, и (или) строительства (реконструкции) генерирующего объекта, не включенного в обязательства производителей электрической энергии по предоставлению мощности, сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.
Критерии наличия технической возможности технологического присоединения перечислены в пункте 28 Правил N 861, в их числе отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства (реконструкции) генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя (подпункт "в").
В пункте 29 Правил N 861 предусмотрено, что в случае несоблюдения любого из указанных в пункте 28 настоящих Правил критериев считается, что техническая возможность технологического присоединения отсутствует.
При этом, включение мероприятий по реконструкции или расширению (сооружению новых) объектов электросетевого хозяйства (за исключением объектов заявителей, указанных в пункте 13 настоящих Правил) и (или) мероприятий по строительству (реконструкции) генерирующих объектов, проведение которых необходимо для обеспечения присоединения объектов заявителя, в инвестиционные программы сетевых организаций, в том числе смежных сетевых организаций, и (или) наличие обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий, означают наличие технической возможности технологического присоединения и являются основанием для заключения договора независимо от соответствия критериям, указанным в подпунктах "а" - "в" пункта 28 настоящих Правил.
Согласно пункту 2 статьи 23.2 Закона N 35-ФЗ плата за технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в том числе посредством применения стандартизированных тарифных ставок. Размер платы за технологическое присоединение и (или) размер стандартизированных тарифных ставок определяются исходя из расходов на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению сетевой организацией в ходе технологического присоединения, включая строительство, реконструкцию объектов электросетевого хозяйства.
Плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства может устанавливаться либо в соответствии с указанными принципами и порядком определения платы за технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии, либо посредством установления размера платы федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций, рассчитываются и устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов едиными для всех территориальных сетевых организаций на территории субъекта Российской Федерации, в частности с использованием метода сравнения аналогов. Указанные стандартизированные тарифные ставки дифференцируются исходя из состава мероприятий по технологическому присоединению, обусловленных в том числе видами и техническими характеристиками объектов электросетевого хозяйства, уровнем напряжения в точке присоединения энергопринимающих устройств, максимальной мощностью присоединяемых энергопринимающих устройств и категорией надежности энергоснабжения, и по иным установленным федеральными законами основаниям в соответствии с основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы сетевой организации на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение. При этом не допускается включение расходов сетевой организации, учтенных при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в состав платы за технологическое присоединение и расходов, учтенных при установлении платы за технологическое присоединение, в состав тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
С 1 января 2011 года не допускается включение в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.
В соответствии со статьей 3 Закона N 35-ФЗ под объектами электросетевого хозяйства понимаются линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
В порядке пункта 32 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы), расходы на инвестиции в расчетном периоде регулирования определяются на основе утвержденных в установленном порядке инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, включающих мероприятия по повышению энергоэффективности в рамках реализации законодательства Российской Федерации об энергосбережении. При определении источника возмещения инвестиционных затрат сетевых организаций инвестиционная составляющая на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе с развитием связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, расходов на реконструкцию линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств и установку компенсирующих устройств для обеспечения качества электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства) в целях обеспечения надежности работы электрических станций, присоединяемых энергопринимающих устройств и ранее присоединенных потребителей, а также расходы на установку на принадлежащих сетевой организации объектах электросетевого хозяйства устройств компенсации и регулирования реактивной мощности и иных устройств, необходимых для поддержания требуемых параметров надежности и качества электрической энергии, включаются в цену (тариф) на услуги по передаче электрической энергии на основании утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы сетевой организации. При этом одни и те же расходы (независимо от их предназначения) не могут учитываться при установлении тарифа на передачу электрической энергии и при установлении платы за технологическое присоединение.
В соответствии с пунктом 87 Основ в размер платы за технологическое присоединение включаются средства для компенсации расходов сетевой организации на выполнение организационно-технических мероприятий, связанных с осуществлением технологического присоединения, указанных в подпунктах "а" и "д" - "ж" пункта 18 Правил N 861 (за исключением расходов, связанных с осуществлением технологического присоединения энергопринимающих устройств, плата за которые устанавливается в соответствии с настоящим документом в размере не более 550 рублей), и расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.
Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции правомерно посчитал, что действующим законодательством предусмотрены два варианта компенсации сетевой организации затрат на проведение мероприятий по технологическому присоединению: путем включения их в состав платы за технологическое присоединение либо путем их включения в тариф на услуги по передаче электрической энергии. Расходы на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства могут быть включены в состав платы за технологическое присоединение, а расходы, связанные с развитием существующей инфраструктуры, включая расширение распределительных устройств, включаются в цену (тариф) на услуги по передаче электрической энергии на основании утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы сетевой организации.
Методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденными приказом ФСТ России от 11.09.2012 N 209-э/1 (далее - Методические указания N 209-э/1), также не предусмотрена возможность включения в состав платы за технологическое присоединение затрат сетевой организации, связанных с развитием существующей инфраструктуры (за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики).
Согласно пункту 12 Методических указаний N 209-э/1 инвестиционная составляющая на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами ЕНЭС, в целях присоединения новых и (или) увеличения мощности устройств, присоединенных ранее, не учитывается при установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям.
В информационном письме ФСТ России от 21.10.2013 N СН-10761/12 "Об инвестиционной составляющей в плате за технологическое присоединение" разъяснено, что в соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами расходы сетевых организаций, связанные с развитием существующей инфраструктуры (за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики), не включаются в плату за технологическое присоединение к электрическим сетям (в том числе при осуществлении технологического присоединения по индивидуальному проекту) и учитываются при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
В данном случае из приложения к приказу РЭК от 21.10.2015 N 426 следует, что размер платы за технологическое присоединение рассчитан исходя из стоимости мероприятий по подготовке и выдаче сетевой организацией технических условий, выполнение сетевой организацией мероприятий, связанных со строительством последней мили, а именно строительства кабельных линий и строительства пунктов секционирования.
Из материалов дела также следует, что Департаментом 30.09.2013 третьему лицу утверждена инвестиционная программа на 2011-2017 годы, которая также согласована РЭК области 30.09.2013.
Данной программой предусмотрены затраты на проведение реконструкции ПС 110/35/10 кВ "Восточная" в объеме 474,564 млн. руб., начало реконструкции запланировано на 2017 год, окончание - на 2019 год.
Согласно бизнес-плану инвестиционного проекта "Реконструкция ПС 110/35/10 "Восточная" реализация проекта позволит заменить морально устаревшее оборудование на совершенное высокотехнологичное, увеличит пропускную способность сетей, строительство нового РУ-10 кВ снимет существующее в настоящий момент ограничение в технологическом подключении новых бытовых и промышленных потребителей, даст возможность развития инфраструктуры областного центра.
В перечень проектов инвестиционной программы включена реконструкция ПС 110/35/10 кВ "Восточная"
Как следует из содержания заявки, она подана обществом именно для присоединения к электрическим сетям - проектируемому распределительному пункту 10 кВ. При этом указанные в заявке сроки проектирования и поэтапного введения в эксплуатацию энергопринимающих устройств: разработка проектно-сметной документации - 2015-2016 годы, ввод в эксплуатацию присоединяемых энергопринимающих устройств - 2016-2018 годы соответствуют срокам, установленным инвестиционной программой для реконструкции ПС 110/35/10 кВ "Восточная".
Согласно разработанным третьим лицом техническим условиям на технологическое присоединение энергоустановок заявителя к электрическим сетям для подключения объектов предприятия необходима установка на ПС 110/35/10кВ "Восточная" двух ячеек на 1 и 2 с.ш. КРУН 10 кВ, в том числе 1-й этап - 2016 г., 2-й этап - 2018 год (пункты 1.5, 3.1.2.2).
В соответствии с оспариваемым приказом в состав размера платы за технологическое присоединение включены расходы ПАО "МРСК Северо-Запада" на выполнение сетевой организацией мероприятий, связанных со строительством последней мили, а именно расходы на строительство кабельных линий и строительство пунктов секционирования.
Такие же мероприятия, связанные со строительством последний мили, включены в состав расходов сетевой организации при установлении размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям филиала ПАО "МРСК Северо-Запада" "Вологдаэнерго" для заявителей на уровне напряжения ниже 35 кВ с максимальной мощностью свыше 150 кВт до 8900 кВт на 2015 приказом РЭК области от 23.12.2014 N 983.
На основании этого суд первой инстанции правомерно посчитал, что расходы сетевой организации являются инвестиционной составляющей и учитываются при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Также суд первой инстанции обоснованно указал, что нормативно-правовые акты, регламентирующие процедуру технологического присоединения к электрическим сетям, не содержат четкого определения понятий существующей инфраструктуры и расширения распределительных устройств, поэтому следует ориентироваться на имеющиеся разъяснительные акты в сфере электроэнергетики.
Под расширением в электрических сетях понимается строительство отдельных частей электросетевых объектов на территории действующих объектов электрических сетей или примыкающих к ним площадок, не предусмотренных первоначальным проектом, в целях создания дополнительных мощностей, вызванного ростом нагрузок, в том числе расширение распределительных устройств путем строительства новых ячеек для подключения дополнительных объектов. Соответствующее определение содержится в РД-153-34.3-20.409-99 "Руководящие указания об определении понятий и отнесении видов работ и мероприятий в электрических сетях отрасли "Электроэнергетика" к новому строительству, расширению, реконструкции и техническому перевооружению", утвержденных РАО "ЕЭС России" 13.12.1999.
Пункт 35 ГОСТ 24291-90 "Государственный стандарт Союза ССР. Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения", утвержденного постановлением Госстандарта СССР от 27.12.1990 N 3403, определяет, что ячейка (электрической) подстанции - часть электрической подстанции (распределительного устройства), содержащая всю или часть коммутационной и/или иной аппаратуры одного присоединения.
Из материалов дела следует и заявителем не оспаривается, что для удовлетворения заявки ГП ВО "Областные электротеплосети" требовалось устройство двух дополнительных ячеек, не предусмотренных схемой проекта, на территории существующей подстанции, что свидетельствует о расширении распределительных устройств, а не строительстве нового объекта электросетевого хозяйства.
Утвержденная инвестиционная программа, бизнес-план и план их финансирования не регламентируют количество ячеек на трансформаторной подстанции.
Из системного толкования статьи 23.2 Закона N 35-ФЗ, Правил N 861, Основ, пунктов 9-12, 16 Методических указаний N 209-э/1 следует, что мероприятия, связанные с установкой (строительством) ячеек в трансформаторных подстанциях, относятся к мероприятиям на существующих объектах электросетевого хозяйства, которые действующим законодательством отнесены к мероприятиям, связанным с развитием (усилением) существующей инфраструктуры, и по своему предназначению являются оборудованием, необходимым для осуществления физического присоединения линий электропередач присоединяемых объектов к электрической подстанции, то есть фактической возможности технологического присоединения любого обратившегося к сетевой организации заявителя, потому должны быть включены в инвестиционную программу. Финансирование затрат на проведение работ в соответствии с целями инвестиционной программы должно осуществляться через тариф на услуги по передаче электрической энергии. При этом фактическое отсутствие данных затрат в инвестиционной программе не изменяет статуса этих затрат как инвестиционной составляющей, поскольку в таком случае сетевая организация в произвольном порядке может изменять состав расходов, перенося их в состав платы за технологическое присоединение либо в состав тарифа на услуги по передаче электрической энергии, что не соответствовало бы указанным нормам, нарушало права потребителей электрической энергии.
В рассматриваемом случае расходы компании на реконструкцию ПС 110/35/10 "Восточная" включены в инвестиционную программу, регулирующий орган имеет возможность внести изменения в данную инвестиционную программу и в тариф на передачу электрической энергии.
В связи с этим суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционных жалоб.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 27 июня 2016 года по делу N А13-600/2016 оставить без изменения, апелляционные жалобы публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания "Северо-Запада" в лице филиала ОАО "МРСК "Северо-Запада" "Вологдаэнерго" и Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-600/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 февраля 2017 г. N Ф07-143/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО "Вологдаоблэнерго", ГП ВО "Областные электротеплосети"
Ответчик: Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области
Третье лицо: ПАО "МРСК Северо-Запада", ПАО филиал "МОСК Северо-Запада" Вологдаэнерго, ПАО филиал "МРСК Северо-Запада" Вологдаэнерго
Хронология рассмотрения дела:
22.02.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-143/17
23.11.2016 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-7053/16
26.10.2016 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-7051/16
27.06.2016 Решение Арбитражного суда Вологодской области N А13-600/16