Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 7 февраля 2017 г. N Ф05-21636/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о понуждении заключить договор, о разрешении разногласий, об урегулировании разногласий при заключении договора аренды в отношении нежилых помещений, по уплате налогов
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Москва |
|
26 октября 2016 г. |
Дело N А40-228995/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.10.2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 26.10.2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сумароковой Т.Я., судей Панкратовой Н.И., Лящевского И.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыревой К.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента городского имущества города Москвы и Правительства Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.07.2016
по делу N А40-228995/15, принятое судьей Рыбиным Д.С.,
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Компания "Центр-2000"
(ОГРН 1027739251572)
к Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423), Правительству Москвы
о разрешении разногласий, возникших при заключении дополнительного соглашения от 15.08.2016 к договору на аренду нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения), находящегося в собственности Москвы, от 04.06.2003 N 1-495/03
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Нестеров О.Н. по доверенности от 08.02.2016 г.;
от ответчиков: от ДГИ г.Москвы - Руденко М.В. по доверенности от 30.12.2015 г.; от Правительства Москвы - Руденко М.В. по доверенности от 01.09.2016 г.;
ООО "Компания "Центр-2000" (далее по тексту также - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы (далее по тексту также - ответчик) об урегулировании разногласий, возникших между сторонами при заключении дополнительного соглашения от 15.08.2015 к договору на аренду нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения), находящегося в собственности Москвы, от 04.06.2003 N 1-495/03, путем изложения п.2 дополнительного соглашения в следующей редакции: "С 15.08.2015 по 30.06.2016 в соответствии с п.1.1 ч.1 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" установить ставку арендной платы в размере 3.500 рублей 00 копеек за 1 кв.м в год. С 01.07.2016 установить ставку арендной платы за 1 кв.м, равной 11.453 рублям 00 копейкам без учета НДС по результатам оценки рыночной стоимости права пользования объектом нежилого фонда на условиях договора аренды.", а также об обязании ответчика в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу заключить с истцом дополнительное соглашение от 15.08.2015 к договору на аренду нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения), находящегося в собственности Москвы, от 04.06.2003 N 1-495/03 на условиях проекта дополнительного соглашения от 15.08.2015 с учетом следующих замечаний: изложить п.2 дополнительного соглашения в следующей редакции: "С 15.08.2015 по 30.06.2016 в соответствии с п.1.1 ч.1 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" установить ставку арендной платы в размере 3.500 рублей 00 копеек за 1 кв.м в год. С 01.07.2016 установить ставку арендной платы за 1 кв.м, равной 11.453 рублям 00 копейкам без учета НДС по результатам оценки рыночной стоимости права пользования объектом нежилого фонда на условиях договора аренды.".
Истец уточнил предмет исковых требований, в связи с чем в окончательной редакции исковые требования заявлены об урегулировании разногласий, возникших между ООО "Компания "Центр-2000" и Департаментом городского имущества города Москвы при заключении дополнительного соглашения от 15.08.2015 к договору на аренду нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения), находящегося в собственности Москвы, от 04.06.2003 N 1-495/03, путем изложения п.2 дополнительного соглашения в следующей редакции: "С 15.08.2015 в соответствии с п.1.1 ч.1 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" (24.02.2015 N 71-ПП) установить ставку арендной платы в размере 3.500 рублей 00 копеек за 1 кв.м в год."
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 29.07.2016 года требования истца удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование жалобы заявитель ссылается на нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель ответчика полностью поддержал доводы апелляционной жалобы. Истец с решением суда согласен, просил оставить его без изменения.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность вынесенного по делу решения арбитражного суда первой инстанции, правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права и соответствие выводов суда установленным и исследованным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, судебная коллегия установила следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в рамках исполнения обязательство по договору на аренду нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения), находящегося в собственности города Москвы, от 04.06.2003 N 1-00495/03 с учетом дополнительных соглашений к нему (далее по тексту также - договор) Департамент имущества города Москвы (арендодатель, правопредшественник Департамента городского имущества города Москвы) предоставил истцу (арендатору) во временное пользование нежилое помещение (1-й этаж пом.4 комн.1-12, Д) общей площадью 210,2 кв.м, расположенное в здании по адресу: г.Москва, Колпачный переулок, д.14/5, стр.1. Договор заключен на срок до 01.07.2015 и прошел в установленном законом порядке государственную регистрацию.
В силу п.2 ст.621 Гражданского кодекса РФ если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (ст.610 Гражданского кодекса РФ).
Таким образом, с учетом отсутствия возражений со стороны истца после истечения установленного в договоре срока аренды договор был возобновлен на неопределенный срок.
Истец на основании п.4.2.13 договора с целью продления срока его действия 29.04.2015 вх. N 33-5-12719/15-(0)-0 обратился в Департамент городского имущества города Москвы в рамках "одного окна" с соответствующим заявлением, рассмотрев которое Департамент городского имущества города Москвы письмом от 20.08.2015 N33-5-12719/15-(2)-0 направил истцу проект истребуемого дополнительного соглашения от 15.08.2015 к договору.
Рассмотрев направленное ему Департаментом городского имущества города Москвы дополнительное соглашение к договору, истец подписал его, но с протоколом разногласий (письмо от 29.09.2015 вх. N 33-5-12719/15-(3)-0), указав, в том числе, на то, что п.2 дополнительного соглашения необходимо согласовать в следующей редакции: "С 15.08.2015 по 30.06.2016 в соответствии с п.1.1 ч.1 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" установить ставку арендной платы в размере 3.500 рублей 00 копеек за 1 кв.м в год. С 01.07.2016 установить ставку арендной платы за 1 кв.м, равной 11.453 рублям 00 копейкам без учета НДС по результатам оценки рыночной стоимости права пользования объектом нежилого фонда на условиях договора аренды.", поскольку истец, являясь субъектом малого предпринимательства, имеет право на имущественную поддержку в части установления арендной платы в размере 3.500 рублей 00 копеек за 1 кв.м в год на срок до 30.06.2016 без рассмотрения данного вопроса межведомственной комиссией по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства.
Рассмотрев вышеуказанный протокол разногласий истца (письмо от 29.09.2015 вх.N 33-5-12719/15-(3)-0) к дополнительному соглашению к договору, Департамент городского имущества города Москвы письмом от 06.10.2015 N 33-5-12719/15-(6)-0 отказал в его согласовании, указав на необходимость обращения истца в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства для рассмотрения вопроса об оказании имущественной поддержки.
Между тем, в соответствии с ч.9 ст.17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" по истечении срока договора аренды, указанного в ч.ч.1 и 3 ст.17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий: размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации; минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.
В п.4.3 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о
договоре аренды" разъяснено, что если при заключении договора аренды на новый срок между сторонами возникнут разногласия относительно условий, указанных в п.п.1 и ч.9 ст.17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", преддоговорный спор по требованию любой из сторон может быть передан на рассмотрение суда (ст.446 Гражданского кодекса РФ).
Условие об арендной плате устанавливается судом на основании данных о размере такой платы, определенных оценщиком (п.1 ч.9 ст.17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции") на момент истечения срока предыдущего договора аренды.
Согласно п.1 ст.446 Гражданского кодекса РФ в случаях передачи разногласий,
возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании ст.445 Гражданского кодекса РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Заявление истца о предоставлении государственной услуги "Выдача дополнительного соглашения о внесении изменений в договор аренды недвижимого имущества" в данном случае не является офертой, как таковой, а является реализацией предоставленного законом права.
В соответствии с ч.1 ст.18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (за исключением указанных в ст.15 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" государственных фондов поддержки научной, научно- технической, инновационной деятельности, осуществляющих деятельность в форме государственных учреждений), осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях в соответствии с федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению.
Пунктом 1 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП "Об
основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений,
находящихся в имущественной казне города Москвы" утвержден перечень видов использования нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы, передаваемых в аренду на льготных условиях по действующим и вновь оформляемым договорам аренды, и применяемых корректирующих коэффициентов при расчете ставки арендной платы (приложение).
Согласно п.1 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" с 01.01.2014 предоставлена имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы в размере 3500 рублей за кв.м. в год субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов; субъектам малого предпринимательства, осуществляющим деятельность в области здравоохранения или образования, имеющим лицензию на осуществление такой деятельности и арендующим объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов; субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов, в случае, если указанные субъекты малого предпринимательства соответствуют одному из следующих условий: используют указанные объекты нежилого фонда для осуществления деятельности в области торговли (при условии получения статуса социального магазина в порядке, установленном постановлением Правительства Москвы от 28.05.2002 N 399-ПП "Об утверждении Положения о проведении аккредитации социальных магазинов"); социального питания (при условии прохождения аккредитации в порядке, установленном постановлением Правительства Москвы от 17.08.2004 N 568-ПП "Об утверждении Положения о проведении аккредитации социальных предприятий питания"); бытового обслуживания; физической культуры и спорта; культуры; производства; ремесленной деятельности (при условии соответствия критериям субъектов ремесленничества, имеющих приоритетное право на получение поддержки со стороны органов государственной власти города Москвы, определенным Законом города Москвы от 16.06.1999 N 25 "О ремесленной деятельности в городе Москве"); используют труд инвалидов при условии, что среднесписочная численность инвалидов среди их работников за налоговый и (или) отчетный периоды составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов.
В соответствии с п.2.4 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" по действующим договорам аренды объектов нежилого фонда, находящихся в имущественной казне города Москвы и переданных в аренду субъектам малого предпринимательства, заключенным без проведения торгов, за исключением случаев, указанных в п.1 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы", ставка арендной платы определяется в установленном порядке на основании заключения независимого оценщика о величине годовой ставки арендной платы по истечении шестимесячного срока с даты направления Департаментом городского имущества города Москвы соответствующего уведомления.
Пунктом 2.1 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О
мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" установлено отсутствие необходимости обращения в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства отраслевым органом исполнительной власти города Москвы в случае установления ставки арендной платы в соответствии с п.1.1 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы".
Согласно п.5 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы", п.п.1 и 2 действуют до 01.07.2016.
Таким образом, доводы ответчиков о правомерности определения размера арендной платы на основании отчета оценщика в отсутствии сведений об обращении истца в межведомственную комиссию отклоняются судом как необоснованные.
В соответствии со ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований
и возражений.
Истец является субъектом малого предпринимательства, что подтверждается выпиской из базы данных реестра субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы от 15.12.2014. Статус подтвержден до 15.12.2015. Площадь объекта аренды не превышает 300 кв.м.
Таким образом, в материалы дела представлены исчерпывающие и достаточные
доказательства того, что истец имеет право предоставления имущественной поддержки
в виде установления арендной платы в размере 3.500 рублей за 1 кв.м площади в год на
период до 30.06.2016, в связи с чем условия дополнительного соглашения от 15.08.2015
в части п.2 подлежат согласованию в редакции, предложенной истцом, а заявленные требования к Департаменту городского имущества города Москвы удовлетворению в полном объеме.
Исходя из изложенного, из совокупности представленных по делу доказательств решение суда первой инстанции соответствует обстоятельствам дела и сложившейся судебной практике, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции апелляционный суд не находит, решение отмене не подлежит. Доводы апелляционной жалобы Департамента городского имущества города Москвы являются несостоятельными.
Согласно п. 5 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений. В остальной части решение суда не обжаловано, возражений не заявлено.
Руководствуясь ст.176, 265, пунктом 1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 29.07.2016 по делу N А40-228995/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Я. Сумарокова |
Судьи |
Н.И. Панкратова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-228995/2015
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 7 февраля 2017 г. N Ф05-21636/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Компания "Центр-2000"
Ответчик: ДГИ г.Москвы, Департамент городского имущества г. Москвы, Правительство г.Москвы, Правительство Москвы