Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 20 февраля 2017 г. N Ф09-12165/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
31 октября 2016 г. |
Дело N А76-10930/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 октября 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Богдановской Г.Н., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пименовым А.О., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Магнитогорска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 22.08.2016 по делу N А76-10930/2016 (судья Мрез И.В.).
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "ОРИОН" - Ермаченкова Е.А. (доверенность N 06 от 18.04.2016);
Администрации города Магнитогорска - Голеев А.Г. (доверенность от 26.11.2015).
Общество с ограниченной ответственностью "ОРИОН" (далее - заявитель, общество, ООО "ОРИОН") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Администрации города Магнитогорска (ответчик, Администрация) в котором просило признать незаконным отказ в проведении аукциона по заключению договора аренды земельного участка с кадастровым номером 74:33:0307002:8707, выраженный в письме от 03.02.2016 N ОДП 80/0173 за подписью начальника управления архитектуры и градостроительства администрации города; признать незаконным отказ Администрации города Магнитогорска в проведении аукциона по заключению договора аренды земельного участка с кадастровым номером 74:33:0307002:8707, выраженный в письме от 24.03.2016 N ОДП 80/0453 за подписью начальника управления архитектуры и градостроительства администрации города; обязать Администрацию города Магнитогорска по вступлению решения суда в законную силу принять решение о проведении аукциона по заключению договора аренды земельного участка с кадастровым номером 74:33:03070002:8707 в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (требования изложены с учетом изменения их предмета заявителем в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям Администрации города Магнитогорска, Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Магнитогорска (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 22.08.2016 (резолютивная часть оглашена 15.08.2016) заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконными отказы Администрации города Магнитогорска в проведении аукциона по заключению договора аренды земельного участка с кадастровым номером 74:33:0307002:8707, выраженные в письмах от 03.02.2016 N ОДП 80/0173 и от 24.03.2016 N ОДП 80/0453.
Обязал Администрацию принять решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 74:33:0307002:8707, находящегося по адресу (имеющего адресные ориентиры): Челябинская область, г.Магнитогорск, Орджоникидзевский район, в районе ул.Труда, 25, общей площадью 2355 кв.м для строительства предприятия бытового обслуживания.
С вынесенным решением не согласился ответчик и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Администрация (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Податель апелляционной жалобы ссылается на несоответствие материалам дела вывода суда первой инстанции о незаконности отказа в проведении аукциона от 03.02.2016 N ОДП 80/0173, поскольку указанная заявителем цель использования земельного участка - строительство магазина, наряду с предприятием бытового обслуживания, относится к условно разрешенному виду использования земельного участка.
Отказ в проведении аукциона, выраженный письмом от 24.03.2016 N ОДП 80/0453 также соответствует закону. Указанная заявителем цель использования земельного участка - строительство предприятия бытового обслуживания, не соответствует виду разрешенного использования земельного участка - размещение магазина, предприятия бытового обслуживания. Употребление в названной формулировке запятой указывает на неразрывную связь, а не обособление и автономность видов разрешенного использования.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание представители третьих лиц не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании участвующие в деле лица поддержали доводы и возражения на апелляционную жалобу, соответственно.
Представителем Администрации в судебном заседании было заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела в качестве дополнительного доказательства ненормативного правового акта органа местного самоуправления от 19.10.2016, касающегося внесения изменений в правила землепользования и застройки в отношении спорного участка.
Исходя из части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признание доказательства относимым и допустимым само по себе не является основанием для его принятия судом апелляционной инстанции.
Учитывая, что издание названного документа произведено после вынесения обжалуемого судебного акта, основания для удовлетворения ходатайства отсутствуют.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 74:33:0307002:8707 внесен в государственный кадастр недвижимости 05.05.2012. Местоположение указанного земельного участка - Челябинска область, г. Магнитогорск, Орджоникидзевский район, в районе ул.Труда,25. Разрешенное использование: место размещения магазина, предприятия бытового обслуживания (кадастровый паспорт, кадастровая выписка на л.д. 15, 39).
29.05.2012 между Администрацией г.Магнитогорска (арендодатель) и ООО "Орион" (арендатор) подписан договор N 6845 в соответствии с которым арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель: земли населенных пунктов (Ж-1: зона многоэтажной многоквартирной жилой застройки, ОП-2:земли общего пользования) с кадастровым номером 74:33:0307002:8707 по адресу (имеющий адресные ориентиры): Челябинская область, г. Магнитогорск, Орджоникидзевский район, в районе ул. Труда, 25, в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка, прилагаемой к настоящему договору и являющейся его неотъемлемой частью, общей площадью 2355 кв.м. (л.д. 12-14).
Условиями договора определено, что цель использования участка - для строительства магазина, предприятия бытового обслуживания. Приведенное описание целей использования земельного участка является окончательным. Изменение цели использования допускается исключительно с согласия арендодателя.
Настоящий договор заключен сроком до 21.05.2015 и вступает в силу с момента его государственной регистрации. Условия настоящего договора распространяются на отношения, возникшие с 21.05.2012 (пункт 2.1 договора).
Постановлением Администрации г. Магнитогорска от 05.12.2012 N 15578-П ООО "Орион" утвержден градостроительный план земельного участка N RU74307000-00000000000001 по адресу: в районе ул. Труда, 25 Орджоникидзевского района г. Магнитогорска (л.д. 16-21).
ООО "Орион" 17.12.2015 обратилось в Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям с заявлением об организации проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности с кадастровым номером 74:33:0307002:8707, находящегося в районе Труда, 25, площадью 2355 кв.м., цель использования земельного участка - строительство магазина, предприятия бытового обслуживания (л.д. 22).
Письмом от 03.02.2016 N ОДП 80/0173 Администрация города Магнитогорска сообщила, что земельный участок с кадастровым номером 74:33:0307002:8707 имеет вид разрешенного использования: размещение магазина, предприятия бытового обслуживания населения. Данный вид разрешенного использования относится к условно разрешенному виду для территориальной зоны Ж-1. Согласно статье 17 Закона Челябинской области от 13.04.2015 N 154-30 "О земельных отношениях", помимо оснований, установленных статьей 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, решение об отказе в проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается в случае, если цель использования такого земельного участка, указанная в заявлении о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относится к условно разрешенному виду использования земельного участка, за исключением случая наличия разрешения органа местного самоуправления на соответствующий вид разрешенного использования земельного участка. На указанный земельный участок такое разрешение не выдавалось. Кроме того, согласно постановлению администрации города от 20.02.2014 N 2485-П в выдаче такого разрешения ООО "Орион" отказано, в связи с чем испрашиваемый земельный участок не может быть предметом аукциона, с учетом рекомендаций комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с возможным предоставлением земельных участков в городе Магнитогорске (л.д. 23).
ООО "Орион" 05.02.2016 обратилось в Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям с заявлением об организации проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности с кадастровым номером 74:33:0307002:8707, находящегося в районе Труда, 25, площадью 2355 кв.м., цель использования земельного участка - строительство предприятия бытового обслуживания (л.д. 25).
Письмом от 24.03.2016 N ОДП 80/0453 Администрация города Магнитогорска сообщила, что к данному заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.01.2015 N 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов". В связи с этим, на основании пп.2 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации предварительно согласовать предоставление земельного участка для строительства предприятия бытового обслуживания населения не представляется возможным.
В отношении проведения аукциона сообщила что, земельный участок с кадастровым номером 74:33:0307002:8707 имеет вид разрешенного использования: размещение магазина, предприятия бытового обслуживания населения. Данный вид разрешенного использования относится к условно разрешенному виду для территориальной зоны Ж-1. Согласно статье 17 Закона Челябинской области от 13.04.2015 N 154-ЗО "О земельных отношениях", помимо оснований, установленных статьей 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, решение об отказе в проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относится к условно разрешенному виду использования земельного участка, за исключением случая наличия разрешения органа местного самоуправления на соответствующий вид разрешенного использования земельного участка. На указанный земельный участок такое разрешение не выдавалось. Кроме того, согласно постановлению администрации города от 20.02.2014 N 2485-П в выдаче такого разрешения ООО "Орион" отказано. В связи с чем, в соответствии со статьей 17 Закона Челябинской области от 13.04.2015 N 154-30 испрашиваемый земельный участок не может быть предметом аукциона, с учетом рекомендаций комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с возможным предоставлением земельных участков в городе Магнитогорске (л.д. 27).
Полагая, что указанные отказы в проведении аукционов на право заключения договора аренды земельного участка являются незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При рассмотрении заявленных требований суд первой инстанции установил, что земельный участок с кадастровым номером 74:33:0307002:8707 поставлен на кадастровый учет с видом разрешенного использования: место размещения магазина, предприятия бытового обслуживания. В соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Магнитогорска названный участок отнесен к зоне Ж-1. Согласно статье 17 названных правил предприятия бытового использования отнесены к основным видам разрешенного использования, а магазины отнесены к числу условно разрешенных видов использования.
Поскольку заявитель дважды обращался к органу местного самоуправления за совершением действий по выставлению на торги права на заключение договора аренды земельного участка для строительства как предприятия бытового обслуживания, так и размещения магазина, предприятия бытового обслуживания, обжалуемые отказы не соответствуют закону и нарушают права общества на получение земельного участка.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 3 части 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
По общему правилу, закрепленному в статье 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи.
В силу пунктов 1, 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации решение о проведении аукциона на право заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
В рассматриваемом случае обществом была инициирована процедура проведения аукциона в целях получения права аренды земельного участка сформированного и поставленного на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 74:33:0307002:8707.
Пунктом 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации определены случаи, когда земельный участок не может быть предметом аукциона, одним из которых является случай, когда разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования земельного участка, указанным в заявлении о проведении аукциона (подпункт 5 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Пунктом 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к различным территориальным зонам. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Согласно пункту 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент.
В силу пункта 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный регламент это устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны, и возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с положениями статьи 37 Градостроительного Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 74:33:0307002:8707 был поставлен на кадастровый учет с видом разрешенного использования: место размещения магазина, предприятия бытового обслуживания.
Правилами землепользования и застройки города Магнитогорска (утвержденными Решением Магнитогорского городского Собрания депутатов от 17.09.2008 N 125 в редакции Решения Магнитогорского городского Собрания депутатов от 26.06.2012 N 105) названный участок отнесен к зоне Ж-1. Статьей 17 названных Правил установлено, что для данной территориальной зоны предприятия бытового использования отнесены к основным видам разрешенного использования, а магазины отнесены к числу условно разрешенных видов использования.
В целях проведения аукциона в отношении права аренды вышеназванного земельного участка в декабре 2015 года общество "Орион" обращалось в орган местного самоуправления с заявлением, в котором указало цель использования земельного участка с кадастровым номером 74:33:0307002:8707 так, как она определена в кадастровом паспорте и ранее действовавшем договоре аренды. Впоследствии обществом было подано заявление с обозначением вида разрешенного использования строительство предприятия бытового обслуживания.
Поскольку в каждом из названных заявлений была указана цель использования, отнесенная к основным видам разрешенного использования для соответствующей территориальной зоны, суд первой инстанции верно счел обжалуемые отказы не соответствующими закону.
Довод Администрации о том, что вид разрешенного использования "магазин", который отнесен к условно разрешенным видам использования испрашиваемого участка, не может быть рассмотрен в "отрыве" от разрешенного вида использования в рассматриваемой зоне, подлежит отклонению.
Названный вывод противоречит содержанию Правил землепользования и застройки города Магнитогорска, которыми для зоны Ж-1 вышеназванные виды разрешенного использования отнесены, соответственно, к основным и вспомогательным видам разрешенного использования. Кроме того, применив буквальное и грамматическое толкование, суд первой инстанции правильно установил, что наличие запятой не свидетельствует об обязательном использовании разделенных обстоятельств в их совокупности, поскольку запятая, как знак препинания, используется для обособления, выделения обстоятельств, их разделения.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Ее взыскание в доход федерального бюджета не производится, ввиду подачи апелляционной жалобы лицом, освобожденным от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.47 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 22.08.2016 по делу N А76-10930/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Магнитогорска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.Ю. Соколова |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-10930/2016
Истец: ООО "Орион"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА МАГНИТОГОРСКА
Третье лицо: Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям Администрации г. Магнитогорска, Управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Магнитогорска
Хронология рассмотрения дела:
01.02.2019 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-18282/18
19.05.2017 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-10930/16
20.04.2017 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-10930/16
20.02.2017 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-12165/16
31.10.2016 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-13061/16
22.08.2016 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-10930/16