Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 24 января 2017 г. N Ф10-5656/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
31 октября 2016 г. |
Дело N А83-2421/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.10.2016.
В полном объеме постановление изготовлено 31.10.2016.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Горошко Н.П., судей Градовой О.Г., Карева А.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ждера А.Р.,
при участии представителей: от Симферопольского районного союза потребительских обществ - Кореня Е.Н., доверенность б/н от 27.05.2016; от Государственного Совета Республики Крым - Дрягина Д.В., доверенность N 28-50/182 от 30.05.2016; от Совета министров Республики Крым - Няньчук Е.Н., доверенность N1/01-48/5304 от 09.11.2015;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Симферопольского районного союза потребительских обществ на решение Арбитражного суда Республики Крым от 28.07.2016 по делу N А83-2421/2016 (судья Ищенко Г.М.),
по заявлению Симферопольского районного союза потребительских обществ (ул. Кооперативная, 1, пгт. Гвардейское, Симферопольский район, Республика Крым, 297513; пр. Победы, 286, г. Симферополь, 295022)
к Государственному Совету Республики Крым (ул. Карла Маркса, 18, г. Симферополь, 29500),
заинтересованные лица:
Совет министров Республики Крым (пр.Кирова, 13, г. Симферополь, 295005),
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым (ул. Севастопольская, 17, г. Симферополь, 295015),
о признании недействительными Постановлений Государственного Совета Республики Крым,
установил:
решением Арбитражного суда Республики Крым от 28.07.2016 по делу N А83-2421/2016 в удовлетворении заявления Симферопольского районного союза потребительских обществ о признании недействительными абзацев 166, 170 пункта 1 Постановления Государственного Совета Республики Крым от 17.02.2016 N989-1/1 и абзацев 149 и 153 подпункта 7) пункта 1 Постановления Государственного Совета Республики Крым N1069-1/16 от 20.04.2016 отказано.
Не согласившись с указанным решением, Симферопольский районный союз потребительских обществ обратился с апелляционной жалобой, считает, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального права, ввиду чего подлежит отмене, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
От Совета министров Республики Крым в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу.
Представитель Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ), ввиду чего апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ
Рассмотрев доводы жалобы и отзыв на нее, изучив материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Абзацами 166, 170 пункта 1 Постановления Государственного Совета Республики Крым от 17.02.2016 N 989-1/1 внесены изменения в пункт 29 Приложения к Постановлению Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым", согласно которым имущество Симферопольского районного союза потребительских обществ включено в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, а именно: комплекс зданий и сооружений, расположенный по адресу: г. Симферополь, проспект Победы/ул. Апрельская, N 286/2, в составе: основное (литер А) площадью 1224,4 кв. м., основное (литер Б) площадью 248,3 кв.м., основное (литер В) площадью 84,2 кв.м., (основное (литер Г) площадью 503,4 кв. м., основное (литер Е) площадью 712, 6 кв.м., основное (литер Ж) площадью 816, 8 кв.м., основное (литер З) площадью 154,0 кв., основное (литер И) площадью 15,3 кв.м., основное (литер К) площадью 215,5 кв.м., основное (литер Л) площадью 383,8 кв.м., основное (литер М) площадью 283, 3 кв. м., основное (литер Н) площадью 46,2 кв.м., основное (литер О) площадью 65,3 кв.м., туалет (литер П), 1-3 сооружения, литер I помещение площадью 2756,0 кв.м.; комплекс зданий и сооружений, расположенный по адресу: г. Симферополь, проспект Победы, N 268, в составе: мастерская, (литер А) площадью 241, 5 кв.м., административное здание (литер Б) площадью 116, 3 кв. м, мастерская (литер Д) площадью 247,2 кв. м., склад (литер Е) площадью 662,0 кв. м., склад (литер Ж) площадью 282,8 кв., пристройка (литер Ж1), склад (литер З) площадью 242,0 кв.м., столярный цех (литер И) площадью 177,1 кв.м., мастерская (литер Л) площадью 119,3 кв.м., пристройка (литер Л1), мастерская (литер М) площадью 127,2 кв. м., склад (литер Н) площадью 138,2 кв. м., магазин (литер Р) площадью 263,2 кв.м., магазин (литер С) площадью 203,6 кв.м., пристройка (литер С1), гараж (литер Т) площадью 14,0 кв.м., гараж (литер Ф) площадью 16,2 кв.м., уборная (литер У) площадью 22,4 кв.м., уборная (литер Г).
Подпунктом 7) пункта 1 Постановления Государственного Совета Республики Крым N 1069-1/16 от 20.04.2016 "О внесении изменений в Постановление Государственного Совета Республики Крым от 30 апреля 2014 года N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым" изложен в новой редакции пункт 29 Приложения к Постановлению Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым" (в абзацах 149,153 Подпункта 7) пункта 1 Постановления Государственного Совета Республики Крым N 1069-1/16 от 20.04.2016 вышеуказанное имущество указано повторно).
Данное обстоятельство стало причиной обращения Симферопольского районного союза потребительских обществ в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением в порядке главы 24 АПК РФ в котором просит признать абзацы 166, 170 пункта 1 Постановления Государственного Совета Республики Крым от 17.02.2016 N 989-1/1 недействительными, а также признать недействительными абзацы 149 и 153 подпункта 7) пункта 1 Постановления Государственного Совета Республики Крым N 1069-1/16 от 20.04.2016 "О внесении изменений в Постановление Государственного Совета Республики Крым от 30 апреля 2014 года N 2085-6/14 " О вопросах управления собственностью Республики Крым".
В обоснование заявленных требований, заявитель указывает на то, что, за Симферопольским районным союзом потребительских обществ на праве коллективной собственности в соответствии с законодательством Украины до вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации зарегистрировано недвижимое имущество, расположенное по адресам: г. Симферополь, проспект Победы/ул. Апрельская, N 286/2; г. Симферополь, проспект Победы, N 268.
18.03.2014 между Российской Федерацией и Республикой Крым подписан Договор о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, ратифицированный Федеральным законом от 21.03.2014 N 36-ФЗ.
Государственным Советом Республики Крым 30.04.2014 принято постановление N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым" (далее - постановление N 2085-6/14), в соответствии с пунктом 1 которого установлено, что до разграничения собственности между Российской Федерацией, Республикой Крым и муниципальной собственностью, но не позднее чем до 1 января 2015 года, все государственное имущество (государства Украина) и бесхозяйное имущество, находящееся на территории Республики Крым, учитывается как собственность Республики Крым.
В части 3 статьи 7 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) закреплено, что Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Согласно пункту 1 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В развитие вышеуказанных норм был принят Закон Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК).
В пункте 1 статьи 2.1 Закона N 38-ЗРК установлено, что право собственности Украины на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, находившееся по состоянию на 17 марта 2014 года на территории Республики Крым, считать прекращенным на основании постановления Государственного Совета Республики Крым от 17 марта 2014 года N 1745-6/14 "О независимости Крыма" в связи с возникновением права собственности Республики Крым на такое имущество.
Право собственности на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, прекращается у прежнего правообладателя и возникает у Республики Крым со дня включения такого имущества в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, утвержденный постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30 апреля 2014 года N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым".
Как отмечено выше, норма Закона N 6-ФКЗ не ограничивает право Госсовета по регулированию своими нормативными правовыми актами только тех отношений, которые урегулированы актами федеральных органов исполнительной власти, а лишь устанавливает условие, при котором такое регулирование может быть осуществлено.
Следовательно, Российская Федерация, воспользовавшись правом, предоставленным Конституцией Российской Федерации, приняв Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 N 6-ФКЗ урегулировала гражданские правоотношения, в том числе имущественные правоотношения, и предоставила Республике Крым право принимать отличные от федеральных нормативные правовые акты, которыми на территории Республики Крым могут быть урегулированы имущественные правоотношения (в том числе правоотношения по принудительному отчуждению государством имущества у физических и юридических лиц), только при условии, что такие акты Республики Крым будут согласованы с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в данной сфере.
Согласно статье 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации, а из этого следует, что федеральные конституционные законы имеют большую юридическую силу, чем федеральные законы и подлежат преимущественному применению.
Следовательно, в случае принятия в развитие статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ органами государственной власти Республики Крым нормативных правовых актов, регулирующих имущественные правоотношения, эти акты будут подлежать преимущественному применению.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 Закона N 38-ЗРК земельные участки и иные объекты недвижимости, указанные в части 1 настоящей статьи, подлежат учету в Реестре имущества, находящегося в собственности Республики Крым, ведение которого осуществляется в порядке, установленном Советом министров Республики Крым.
При этом, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, который в своем Постановлении от 19 марта 2014 года N 6-П, признавая само по себе наличие переходного периода необходимым следствием образования в Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, пришел к выводу, что конституционные требования о верховенстве на всей территории Российской Федерации не только Конституции Российской Федерации, но и федеральных законов (статья 4, часть 2) и об обязанности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать как Конституцию Российской Федерации, так и законы (статья 15, часть 2) - в силу прямого действия Конституции Российской Федерации - в любом случае применимы в качестве общего правила, а разрешение возможных противоречий, обусловленных особенностями переходного периода, может быть обеспечено как последующим федеральным законодательным регулированием, так и судебной практикой.
На основании вышеназванных норм права суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что при принятии указанных постановлений Госсовет Республики Крым действовал в пределах предоставленных ему полномочий, а данные постановления вынесены в соответствии с Законом N 6-ФКЗ и Законом N 38-ЗРК.
В отношении доводов о нарушении оспоренным постановлением прав и законных интересов заявителя, суд первой инстанции, верно указал о наличии в данном случае спора о праве, поскольку избран ненадлежащий способ защиты своего права, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных отношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", согласно которому зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
Лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности (пункт 58 Постановления Пленума N 10/22).
Признание права как способ защиты гражданских прав предусмотрено абзацем 2 статьи 12 ГК РФ. Признание права в судебном порядке осуществляется в исковом производстве, основной чертой которого является наличие у истца с ответчиком спора о праве.
Аналогичные выводы содержатся в Постановлениях Арбитражного суда Центрального округа от 21.06.2016 по делу N А83-1776/2015, от 25.05.2016 по делу N А83-1709/2015.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, и не могут послужить основанием для отмены вынесенного судебного решения.
С учетом сделанных выводов апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 28.07.2016 по делу N А83-2421/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Симферопольского районного союза потребительских обществ - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.П. Горошко |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-2421/2016
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 24 января 2017 г. N Ф10-5656/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ РАЙОННЫЙ СОЮЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВ
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, Совет Министров Республики Крым