Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 21 марта 2017 г. N Ф10-451/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Воронеж |
|
2 ноября 2016 г. |
Дело N А48-2290/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 2 ноября 2016 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Семенюта Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Малыгиным П.А.,
при участии:
от публичного акционерного общества "ГеоНеруд"": Копытова П.А., по доверенности от 20.10.2016;
от Отделения по Орловской области Главного управления по Центральному федеральному округу Центрального банка Российской Федерации: Гуляевой С.Ф., по доверенности от 06.11.2015;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения по Орловской области Главного управления по Центральному федеральному округу Центрального банка Российской Федерации на решение Арбитражного суда Орловской области от 08.08.2016 по делу N А48-2290/2016 (судья Соколова В.Г.) по заявлению публичного акционерного общества "ГеоНеруд" (ОГРН 1157627026930, ИНН 7606101560) к Отделению по Орловской области Главного управления по Центральному федеральному округу Центрального банка Российской Федерации (ИНН 7702235133, ОГРН 1037700013020) о признании незаконными решения и уведомления об отказе в регистрации,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "ГеоНеруд" (далее - заявитель, ПАО "ГеоНеруд", общество) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Отделению по Орловской области Главного управления по Центральному федеральному округу Центрального банка Российской Федерации (далее - регистрирующий орган) о признании незаконным решение от 22.03.2016 N РЗТ/144 и уведомление об отказе в государственной регистрации выпуска ценных бумаг публичного акционерного общества "ГеоНеруд" от 22.03.2016 N Т154-69-26-7/6999 (далее - решение от 22.03.2016 N РЗТ/144 и уведомление от 22.03.2016 N Т154- 69-26-7/6999) и обязании произвести государственную регистрацию выпуска и отчета об итогах выпуска акций обыкновенных именных бездокументарных ПАО "ГеоНеруд".
Решением суда от 08.08.2016 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, Отделение по Орловской области Главного управления по Центральному федеральному округу Центрального банка Российской Федерации обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что действия Общества в рамках дела о банкротстве по замещению активов должника подлежат совершению в соответствии с требованиями ГК РФ и Закона об акционерных обществах, которые имеют приоритетное значение по отношению к положениям, установленным Законом "О несостоятельности (банкротстве)". Возможность приобретения публичного статуса при учреждении акционерного общества законодательством РФ в настоящее время не предусмотрена. С учетом требований ст. 7.1 Закона об акционерных обществах, общество, созданное путем учреждения не может сразу являться публичным, а может быть только непубличным и вправе в дальнейшем приобрести статус публичного общества в порядке ст. 7.1 Закона об акционерных обществах.
В отзыве на жалобу ПАО "ГеоНеруд" указывает, что акционерные общества, учреждаемые в процедуре банкротства в режиме замещения активов должника на его акции, могут быть созданы сразу в организационно-правовой форме публичного акционерного общества, что не противоречит п. 2 ст. 1, ст. 7.1, ст.ст. 7, 8, 9 Закона об акционерных обществах, ст.ст. 114, 151 Закона о банкротстве.
Как видно из материалов дела, решением Арбитражного суда Ярославской области от 18.09.2014 по делу N А82-8382/2014 общество с ограниченной ответственностью "ГеоНеруд" было признано несостоятельным (банкротом), в отношении него было открыто конкурсное производство сроком на 6 месяцев.
На основании решения N 1 от 12.10.2015 единственного учредителя - ООО "ГеоНеруд", в порядке статьи 141 Федерального закона от 26.10.2002 N127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", ООО "ГеоНеруд" провело процедуру замещения активов, в порядке которой учредило публичное акционерное общество "ГеоНеруд" с размером уставного капитала, равного 179254838 рублям, а также определило категории (типы) акций публичного акционерного общества как обыкновенные именные акции и номинальную стоимость ценных бумаг публичного акционерного общества в размере 1 рубль за акцию, утвердило устав публичного акционерного общества, избрало его орган управления и определило местонахождения.
ПАО "ГеоНеруд" обратилось в Управление Центробанка с заявлением о государственной регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска ценных бумаг.
На обращение ПАО "ГеоНеруд" с заявлением о государственной регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска ценных бумаг Управление Центробанка в решении от 22.03.2016 N РЗТ/144 и уведомлении об отказе в государственной регистрации выпуска ценных бумаг публичного акционерного общества "ГеоНеруд" от 22.03.2016 N Т154-69-26-7/6999 ответило отказом, сославшись на нарушение п. 3. ст.25 Закона об акционерных обществах, статьи 7.1 Закона об акционерных обществах, пунктов 3.2, 5.2, 13.7, 13.4 Положения о стандартах эмиссии ценных бумаг, порядке государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденного Банком России 11.08.2014 N 428-П (далее - Положение о стандартах) (л.д. 67-70).
Считая решение от 22.03.2016 N РЗТ/144 и уведомление об отказе в государственной регистрации выпуска ценных бумаг публичного акционерного общества "ГеоНеруд" от 22.03.2016 N Т154-69-26-7/6999 незаконными, Общество обратилось в Арбитражный суд Орловской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд области исходил из недоказанности соответствия решении от 22.03.2016 N РЗТ/144 и п. 1 уведомления от 22.03.2016 N Т154-69-26-7/6999 Закону (статье 7.1 Закона об акционерных обществах, статье 141 Закона о банкротстве).
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда области и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Основания для отказа в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг определены в статье 21 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" N 39-ФЗ от 22.04.1996.
Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" N 39-ФЗ от 22.04.1996 основаниями для отказа в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспекта ценных бумаг являются, в том числе, нарушение эмитентом требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе наличие в представленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий эмиссии и обращения эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации и несоответствии условий выпуска эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации о ценных бумагах.
По смыслу данной нормы основанием для отказа в государственной регистрации выпуска акций может являться нарушение требований законодательства о ценных бумагах, допущенное к моменту выпуска акций, вопрос о регистрации которых решается регистрирующим органом.
Как следует из обстоятельств дела, основанием оспариваемого отказа послужили выводы уполномоченного органа о том, что Обществом нарушены требования п.3. ст. 25, ст. 7.1 Закона об акционерных обществах, пунктов 3.2, 5.2, 13.7, 13.4 Положения о стандартах (л.д. 67-70).
Нарушение ст.7.1 Закона об акционерных обществах, по мнению регистрирующего органа, выразилось в несоблюдении порядка приобретения Обществом публичного статуса.
Указанный вывод уполномоченного органа является необоснованным по следующим основаниям.
Как было указано выше, ООО "ГеоНеруд" было признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
В соответствии со ст.2 ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" целью конкурсного производства является соразмерное удовлетворение требований кредиторов.
Одним из способов удовлетворения требований кредиторов является замещение активов должника в ходе конкурсного производства, которое производится на основании решения собрания кредиторов (ст. 141 Закона о банкротстве).
При этом, согласно выводам, отраженным в Определении Верховного Суда РФ от 23.03.2016 N 304-КГ16-638 по делу NА45-6996/2015, нормы законодательства о банкротстве, касающиеся замещения активов, имеют специальный характер по отношению к положениям законодательства о юридических лицах.
Согласно п. 1 ст. 115 Закона о банкротстве, замещение активов должника проводится путем создания на базе имущества должника одного открытого акционерного общества или нескольких открытых акционерных обществ. В случае создания одного открытого акционерного общества в его уставный капитал вносится имущество (в том числе имущественные права), входящее в состав предприятия и предназначенное для осуществления предпринимательской деятельности. Состав предприятия определяется в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 110 Закона о банкротстве.
Величина уставных капиталов создаваемых открытых акционерных обществ определяется решением собрания кредиторов или комитета кредиторов и устанавливается в размере, равном определенной в отчете об оценке рыночной стоимости имущества, вносимого в оплату уставных капиталов создаваемых открытых акционерных обществ (п. 3.2 ст. 115 Закона о банкротстве).
Согласно п. 5 ст. 115 Закона о банкротстве, акции созданных на базе имущества должника открытого акционерного общества или открытых акционерных обществ включаются в состав имущества должника и могут быть проданы на открытых торгах, если иное не установлено настоящей статьей.
Продажа акций созданного на базе имущества должника открытого акционерного общества или открытых акционерных обществ должна обеспечить накопление денежных средств для восстановления платежеспособности должника.
Обстоятельства дела свидетельствую, что на основании решения N 1 от 12.10.2015 единственного учредителя - ООО "ГеоНеруд", в порядке статьи 141 Федерального закона от 26.10.2002 N127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", ООО "ГеоНеруд" провело процедуру замещения активов, в порядке которой учредило публичное акционерное общество "ГеоНеруд" с размером уставного капитала, равного 179254838 рублям, а также определило категории (типы) акций публичного акционерного общества как обыкновенные именные акции и номинальную стоимость ценных бумаг публичного акционерного общества в размере 1 рубль за акцию, утвердило устав публичного акционерного общества, избрало его орган управления и определило местонахождения.
Таким образом, акционерное общество приобрело публичный статус при создании путем проведения процедуры замещения активов должника.
Создание в данном случае открытого акционерного общества, которое имеет своей целью продажу акций созданного на базе имущества должника и подлежащих продаже на открытых торгах для проведения расчетов с кредиторами, не исключает возможности приобретения вновь созданным юридическим лицом публичного статуса.
Действующее законодательство не содержит императивных требований и специальных норм, которые предписывают создание при проведении процедуры замещения активов должника в ходе конкурсного производства только непубличное акционерное общество, поскольку главной целью конкурсного производства является скорейшее удовлетворение имущественных интересов кредиторов.
Следовательно, выводы регистрирующего органа о нарушении Обществом ст.7.1 Закона об акционерных обществах являются несостоятельными.
Кроме того, как верно было отмечено судом области, нормы действующего законодательства не предусматривают в качестве основания для отказа в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг нарушение порядка создания акционерного общества.
Государственную регистрацию публичного акционерного общества "ГеоНеруд" в качестве юридического лица осуществила Межрайонная ИФНС России N 7 по Ярославской области, которая не выявила нарушений действующего законодательства при его регистрации.
В материалах дела имеются свидетельства о государственной регистрации за публичным акционерным обществом "ГеоНеруд" права собственности на недвижимое имущество, выданные Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области 17.05.2016.
Объекты недвижимого имущества прошли необходимую правовую экспертизу при определении правообладателя - публичного акционерного общества "ГеоНеруд" и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области не нашло противоречий в предоставленных на регистрацию документах.
Нарушение п.п. 3.2, 5.2, 13.7, 13.4 "Положения о стандартах эмиссии ценных бумаг, порядке государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг", утвержденного Банком России 11.08.2014 N428-П, по мнению регистрирующего органа, выразилось следующем:
- неуказание в заявлении в строке "протокол" номера и даты решения единственного учредителя об учреждении акционерного общества;
- отсутствие решения единственного акционера "Об утверждении решения о выпуске акций публичного акционерного общества "ГеоНеруд";
- несоответствие анкеты эмитента п. 7 Положения в части неуказания в анкете даты утверждения решения о выпуске ценных бумаг,
- неуказание общей номинальной стоимости и доли обыкновенных акций в уставном капитале эмитента;
- неуказания в п.8 на наличие/отсутствие специального права Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в управлении эмитентом, срок действия специального права,
- неуказание в п. 9 сведений о номинальном держателе;
- отсутствие на титульном листе решения о выпуске акций даты и номера его утверждения,
- неуказание в подпункте 6.1 пункта 6 устава трех прав, предоставленных акционерам,
- неуказание в подпункте 7.4 пункта 7 документов, оформляемых при оплате акций выпуска (акта приема-передачи);
- непредоставление копии страницы (страниц) отчета оценщика, содержащих подпись оценщика; указания в отчете на дополнительный выпуск ценных бумаг,
- неуказание на титульном листе отчета на единоличный исполнительный орган эмитента по строке "Утвержден решением",
- неуказание в отчете количества подлежащих размещению ценных бумаг,
- неуказание в п. 6 отчета информации о дробных акциях, необходимости исключения второго столбца пункта 7 отчета,
- неверное указание в подпункте а пункта 8 суммы (стоимости) имущества,
- неверное указание в подпункте г пункта 8 стоимости иного имущества, необходимости исключения подпункта е пункта 8,
- необходимости указания в пункте 12 сведений по строке "другие организации", в которых управляющая организация осуществляет функции единоличного исполнительного органа.
Указанный вывод уполномоченного органа является необоснованным по следующим основаниям.
Пункт 5.2. Положения определяет перечень документов, которые необходимо представить для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг в регистрирующий орган.
Перечень документов, изложенный в п. 5.2 Положения, исчерпывающим не является: "иные документы, предусмотренные настоящим Положением".
Пункт 13.4 Положения определяет перечень дополнительных документов для государственной регистрации выпуска акций и отчета об итогах выпуска акций, размещенных при учреждении акционерного общества.
Следует учитывать, что эмиссия ценных бумаг может быть приостановлена на любом этапе процедуры эмиссии до государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг (п. 1 ст. 26 Закона о рынке ценных бумаг).
Эмиссия ценных бумаг приостанавливается до момента, когда выявленное нарушение будет устранено, после чего возобновляется (п. 2 ст. 26 Закона о рынке ценных бумаг).
Согласно п. 5.9 Стандартов эмиссии решение о приостановлении принимается в случаях выявления следующих устранимых нарушений:
- представлены не все документы, предусмотренные Стандартами эмиссии;
- состав сведений в представленных документах не соответствует требованиям Закона о рынке ценных бумаг, Стандартов эмиссии, нормативных актов регистрирующего органа;
- выявлены иные нарушения, для устранения которых не требуется проводить общее собрание акционеров эмитента.
Проверка достоверности сведений осуществляется регистрирующим органом также в случае выявления признаков нарушений (п. 5.9 Стандартов эмиссии).
При проведении проверки течение срока, установленного для государственной регистрации выпуска ценных бумаг, приостанавливается, но не более чем на 30 дней (п. 5.9 Стандартов эмиссии).
В названных случаях регистрирующий орган запрашивает документы, требующиеся для проверки достоверности сведений, которые содержатся в документах, представленных для государственной регистрации выпуска ценных бумаг (п. 5.9 Стандартов эмиссии).
Эмитенту направляется уведомление с указанием допущенных нарушений (признаков нарушений), срока для их устранения (в случае выявления нарушений) и (или) требованием представить исправленные документы (п. 5.10 Стандартов эмиссии).
При выявлении устранимых нарушений после окончания срока, предусмотренного для проверки достоверности сведений, которые содержатся в документах, представленных для государственной регистрации выпуска ценных бумаг, регистрирующий орган принимает решение о приостановлении эмиссии ценных бумаг (п. 5.10 Стандартов эмиссии).
Он направляет эмитенту уведомление с указанием допущенных нарушений, срока для их устранения и (или) требованием представить исправленные документы (п. 5.10 Стандартов эмиссии).
В этом случае в регистрирующий орган представляются только те документы, в которые вносились изменения.
Выявленные регистрирующим органом нарушения носили устранимый характер, а, соответственно, не могли быть положены в основу отказа в государственной регистрации выпуска ценных бумаг.
Относительно нарушения, установленного в п.7 уведомления от 22.03.2016 N Т154-69-26-7/6999, согласно которому раздел 13 устава о единоличном исполнительном органе - генеральном директоре противоречит принятому на собрании кредиторов (протокол от 08.10.2015), где единоличным исполнительным органом общества утверждена управляющая организация ООО "АйКьюКонсалт", суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда области, что п. 13 Устава публичного акционерного общества "ГеоНеруд" не противоречит решению собрания кредиторов от 12.10.2015 о передаче функций единоличного исполнительного органа общества управляющей организации, поскольку исходя норм Закона об акционерных обществах указание в уставе на исполнительный орган, функции которого в последующем для текущего руководства деятельностью общества переданы управляющей организации, не противоречит ни нормам Закона об акционерных обществах, ни способам организации деятельности хозяйствующего субъекта.
Основания для отказа в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспекта ценных бумаг указаны в ст. 21 Закона о рынке ценных бумаг.
Основания для отказа в регистрации проспекта акций, государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) акций при приобретении непубличным обществом публичного статуса перечислены в п. 4 ст. 7.1 Закона об акционерных обществах.
Перечень оснований для отказа в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Других оснований для отказа в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспекта ценных бумаг федеральные законы не содержат.
На основании вышеизложенного, основания отказа в государственной регистрации выпуска ценных бумаг публичного акционерного общества "ГеоНеруд", изложенные в решении Отделения по Орловской области Главного управления по Центральному федеральному округу Центрального банка Российской Федерации от 22.03.2016 N РЗТ/144 и уведомлении об отказе в государственной регистрации выпуска ценных бумаг публичного акционерного общества "ГеоНеруд" от 22.03.2016 N Т154-69-26-7/6999, не основаны на нормах действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, и нашли свое отражение в судебном акте. Они были подробно исследованы и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная юридическая оценка. Оснований для их переоценки у апелляционного суда не имеется.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативный акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
При названных условиях, арбитражный суд апелляционной инстанции считает верными выводы суда области о незаконности решения Отделения по Орловской области Главного управления по Центральному федеральному округу Центрального банка Российской Федерации от 22.03.2016 N РЗТ/144 и уведомления об отказе в государственной регистрации выпуска ценных бумаг публичного акционерного общества "ГеоНеруд" от 22.03.2016 N Т154-69-26-7/6999.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, учитывая изложенное и руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 08.08.2016 по делу N А48-2290/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-2290/2016
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 21 марта 2017 г. N Ф10-451/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ПАО "ГЕОНЕРУД"
Ответчик: Центральный Банк Российской Федерации в лице Отделения по Орловской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу