Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 2 марта 2017 г. N Ф10-169/17 настоящее постановление оставлено без изменения
31 октября 2016 г. |
Дело N А83-2580/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.10.2016.
В полном объеме постановление изготовлено 31.10.2016.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Горошко Н.П., судей Градовой О.Г., Карева А.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ждера А.Р.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Службы финансового надзора Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 28 июля 2016 года по делу N А83-2580/2016 (судья Колосова А.Г.),
по заявлению Службы финансового надзора Республики Крым (бульвар Ленина, 5/7, г. Симферополь, Республика Крым, 295006)
к Обществу с ограниченной ответственностью "Фирма "Крымопт" (ул. Индустриальная, 12 литера "А" кабинет 7, г. Белогорск, Белогорский район, Республика Крым, 297600)
при участии заинтересованных лиц:
Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым (ул. Александра Невского, 29, г. Симферополь, Республика Крым, 295006),
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республики Крым (ул. Белова, 2-А, с. Мирное, Симферопольский район, Республика Крым, 297503),
о взыскании задолженности по налогам, сборам, обязательным платежам,
установил:
решением Арбитражного суда Республики Крым от 28 июля 2016 года по делу N А83-2580/2016 отказано Службе финансового надзора Республики Крым в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с указанным решением, Служба финансового надзора Республики Крым обратилось с апелляционной жалобой. Считает, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального и процессуального права, ввиду чего подлежит отмене, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
От Общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Крымопт" в материалы дела представлены возражения на апелляционную жалобу.
Через канцелярию суда поступило заявление от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
Представители Службы финансового надзора Республики Крым, ООО "Фирма "Крымопт", Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республики Крым в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что неявка сторон не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем, дело рассмотрено в их отсутствие.
Рассмотрев доводы жалобы и отзыв на нее, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статьям 212, 213 АПК РФ дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе. Государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания. Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.
Указом Главы Республики Крым от 16.06.2014 N 51-У "О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Крым" утверждена структура исполнительных органов государственной власти Республики Крым и образована, в том числе, Служба финансового надзора Республики Крым, которая наделена функциями, полномочиями, правами и обязанностями, согласно нормативным правовым актам Российской Федерации, Республики Крым. Служба финансового надзора Республики Крым является новообразованным исполнительным органом государственной власти Республики Крым.
Постановлением Совета Министров Республики Крым от 27.06.2014 N 170 утверждено Положение о Службе финансового надзора Республики Крым (далее по тексту - Положение), согласно которому Служба финансового надзора Республики Крым является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, осуществляющим в отношении средств бюджета Республики Крым, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных местным бюджетам, полномочия по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений, в том числе осуществляет контроль за соблюдением бюджетного законодательства местными бюджетами - получателями межбюджетных трансфертов из бюджета Республики Крым.
29.12.2014 Государственным Советом Республики Крым принят Закон Республики Крым N 56-ЗРК "Об урегулировании задолженности (переплаты), числящейся за налогоплательщиками, зарегистрированными на территории Республики Крым" (далее- Закон N 56-ЗРК).
Статьей 2 вышеуказанного Закона с 01.01.2015 уполномоченным органом на взыскание задолженности, образовавшейся в переходный период, установленный Федеральным конституционным законом от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", у налогоплательщиков, зарегистрированных на территории Республики Крым, определена Служба финансового надзора Республики Крым.
В пункте 2 части 2 статьи 4 данного Закона определено, что служба осуществляет мероприятия по возмещению в бюджет Республики Крым и местные бюджеты задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам, которые образовались в переходный период, в соответствии с реестром, принятым от Налоговой Службы Республики Крым.
Таким образом, служба является уполномоченным органом на взыскание с 1 января 2015 года задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам, образовавшейся в переходный период.
В соответствии со ст. 5 Закона N 56-ЗРК порядок зачета переплаты или уплаты задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам, которые образовались по состоянию на 1 января 2015 года, определяет Совет министров Республики Крым.
Согласно части 1 статьи 4 Закона N 56-ЗРК, Налоговая служба Республики Крым до 1 января 2015 года формирует реестр налогоплательщиков с указанием общей суммы задолженности и общей суммы переплат по всем налогам, сборам и обязательным платежам и обеспечивает передачу этих данных, а также учетных и отчетных данных о начислениях и уплате налогоплательщиками налогов, сборов и обязательных платежей в бюджет Республики Крым и местные бюджеты, состоянии расчетов и обязательств по состоянию на 1 января 2015 года Службе финансового надзора Республики Крым.
Порядок зачета переплаты или уплаты задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам, которые образовались по состоянию на 01 января 2015 года, утвержден Постановлением Совета Министров от 12 мая 2015 года N 254 (далее - Порядок N 254).
Пунктом 8 Порядка N 254 определено, что задолженность по налогам (сборам), определенная в ходе формирования единого сальдо расчетов с бюджетом по состоянию на 31 декабря 2014 года (за период с 18 марта по 31 декабря 2014 года), подлежит взысканию в бюджет в соответствии с настоящим Порядком.
В соответствии с пунктом 9 Порядка N 254 Служба финансового надзора на основании реестров, полученных от Налоговой службы Республики Крым и Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым (как держателя информации), в соответствии с Законом Республики Крым N 56-ЗРК по каждому отдельному налогоплательщику определяет единое сальдо расчетов с бюджетом Республики Крым путем суммирования общей суммы задолженности и общей суммы переплаты, а также сумм, перечисленных налогоплательщиком самостоятельно в период с 1 января 2015 года до даты определения сальдо.
Как следует из материалов дела, 27.04.2015 из Управления ФНС РК в Службу финансового надзора поступил реєстр юридических лиц, которые в текущем году приобрели статус плательщика Российской Федерации с внесеним сведений о них в январе-феврале 2015 года в ЕГРЮЛ, имеющих задолженность по налогам, сборам, обязательным платежам в бюджет Республики Крым и местные бюджеты по состоянию на 01.01.2015 по результатам контрольно-проверочной работы, согласно которому за налогоплательщиком - ООО "Фирма "Крымопт" значится сумма задолженности 3213,10 тыс. руб., а сумма переплаты 3026,20 тыс. руб., задолженность составляет 186,9 тыс. руб. В связи с указанным в адрес должника было направлено предписание от 28.05.2015 N 05-14/2848 о необходимости в течение 20 рабочих дней возместить сумму задолженности в бюджет Республики Крым, которое было получено им 09.07.2015. Однако обществом требование предписания исполнено не было, что стало причиной обращения службы в суд с настоящим заявлением, в удовлетворении которого судом первой инстанции было отказано.
Сведения об ООО "Фирма "Крымопт", зарегистрированном как юридическое лицо на территории Республики Крым или города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, внесены в ЕГРЮЛ - 01.12.2014, ОГРН 1149102100751.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Симферопольской объединенной налоговой инспекцией Налоговой службы Республики Крым в период с 29.09.2014 по 07.10.2014 проведена документальная внеплановая невыездная проверка общества по вопросу проверки данных по операциям, освобожденным от налогообложения в налоговой отчетности по НДС за январь-июнь 2014 года, по результатам которой установлено нарушение п. 3.2. ст. 3, п. 187.1. (а) ст. 187, ст. 197, п. 198.4. ст. 198, ст. 200 Налогового кодекса Украины, п. 3 "Положения об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории Республики Крым в переходный период" N 2010 от 11.04.2014 (с изменениями и дополнениями), которое выразилось в занижении налога на добавленную стоимость на сумму 854 991 руб., в т.ч. за март 2014 года - 78 750 руб., за апрель 2014 года - 749 175 руб., за май 2014 года - 27 066 руб., в завышении отрицательного значения разницы между суммой налоговых обязательств и суммой налогового кредита текущего отчетного периода (июнь 2014 года) на сумму 28 085 руб., о чем был составлен акт от 14.10.2014 N 588/22/22243832, на основании которого 24.10.2014 приняты налоговые уведомления-решения N 0000192201 на сумму 1 680 739 руб. (в т.ч. НДС - 854 991 руб., штрафные санкции - 213 748 руб.), N 0000202201 на сумму НДС 28 085 руб.
Симферопольской объединенной налоговой инспекции налоговой службы Республики Крым (далее - Симферопольская ОНИ НС РК) проведена документальная внеплановая невыездная проверка ООО "Фирма "Крымопт" по вопросам проверки данных по операциям, освобожденным от налогообложения, в налоговой отчетности по НДС за январь-июнь 2014 года. По результатам проверки Симферопольской ОНИ НС РК составлен акт N 481/22/24865331 от 07.10.2014. Общество не согласилось с актом проверки и направило возражения, которые Симферопольская ОНИ НС РК оставила без удовлетворения.
По результатам проверки приняты налоговые уведомления - решения форма "Р" N 0000162201 от 20.10.2014 в сумме 3213138,00 руб. в т.ч. НДС в сумме 2142092,00 руб., штрафные санкции в сумме 1071046,00 руб., форма "В4" N 0000172201 от 20.10.2014 на сумму НДС 26451,00 руб.
Сопроводительным письмом N 6/10 от 28.10.2014 общество направило апелляционную жалобу на указанные уведомления-решения в соответствии с Постановлением ГС РК от 21.05.2014 г. за N 2140-6/14 "Об утверждении Временного положения о порядке обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц на территории Республики Крым в переходный период".
Решением N 1248/10/10.6-14 от 23.12.2014 Налоговая служба Республики Крым жалобу удовлетворила частично: отменила налоговое уведомление-решение N 0000162201 от 20.10.2014 в части определения налога на добавленную стоимость в сумме 939690,00 руб. и применения штрафних санкций в размере 469845,0 руб, в остальной части апелляционную жалобу N 6/10 от 28.10.2014 оставила без удовлетворения.
Согласно ч. 1 и 2 ст. 15 Федерального Конституционного Закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города Федерального значения Севастополя" N 6-ФКЗ от 21.03.2014, законодательство Российской Федерации о налогах и сборах применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года. С целью установления особенностей применения законодательства о налогах и сборах на территории Республики Крым в переходный период постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11.04.2014 N 2010-6/14 утверждено Положение об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории Республики Крым в переходный период.
Согласно п.1 указанного Положения, действующего на момент возникновения спорных отношений, до 1 января 2015 года на территории Республики Крым отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, в том числе по установлению налоговых льгот, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, регулируются в порядке, действовавшем на 21.02.2014, если иное не предусмотрено настоящим Положением и иными нормативно-правовыми актами Республики Крым.
Согласно абз. 1 п. 14 постановления Государственного Совета Республики Крым от 17 марта 2014 года N 1752-6/14 "О функционировании бюджетной системы на территории Республики Крым" (с изменениями и дополнениями) до принятия нормативно-правовых актов Республики Крым в сфере бюджетного и налогового законодательства на территории Республики Крым действуют положения Бюджетного и Налогового кодексов Украины, за исключением норм, регулирующих предоставление гарантий без учета изменений, вносимых после принятия настоящего Постановления, в части, ему не противоречащей.
С учетом изложенного и поскольку оспариваемые решения были приняты в переходный период в 2014 году, апелляционная коллегия считает необходимым применить нормы материального права Украины.
В соответствии с пп. 14.1.175. п. 14.1. ст. 14 Налогового кодекса Украины налоговый долг это сумма денежного обязательства (с учетом штрафных санкций при их наличии), самостоятельно согласованного налогоплательщиком или согласованного в порядке обжалования, но не уплаченного в установленный этим Кодексом срок, а также пеня, начисленная на сумму такого денежного обязательства.
Согласование налогового (или денежного) обязательства в понимании Налогового кодекса Украины есть определенный процесс обоюдного (между налогоплательщиком и налоговым органом) и окончательного определения суммы налога, которую обязан уплатить плательщик, реализуемый путем издания решений налогового органа и/или их обжалований.
Согласно пп. 56.17.5. п. 56.17. ст. 56 Налогового кодекса Украины днем согласования денежного обязательства налогоплательщика считается день окончания процедуры административного обжалования. Вместе с тем п. 56.18. этой статьи устанавливает, что в случае обращения налогоплательщика в суд с иском о признании недействительным решения контролирующего органа денежное обязательство считается несогласованным до дня вступления судебного решения в законную силу.
При этом налоговое обязательство считается несогласованным до рассмотрения судом дела по существу.
Материалы дела свидетельствуют о том, что налоговые уведомления - решения, на основании которых спорная сумма долга внесена в реестр, были обжалованы обществом в суд в пределах срока уплаты согласованного в апелляционном порядке налогового обязательства.
Определением Арбитражного суда Республики Крым 19.03.2015 Арбитражный суд Республики Крым прекратил производство по делу N А83-539/2015, в связи с ликвидацией Симферопольской ОНИ НС Республики Крым без правопреемства.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что поскольку налоговые уведомления-решения N 0000162201 от 20.10.2014 и N 0000172201 от 20.10.2014 были обжалованы в судебном порядке и судом не был решен спор по существу, данные налоговые обязательства являются несогласованными, а следовательно, не являются задолженностью общества перед бюджетом Республики Крым.
Кроме того, проверкой достоверности данных по операциям, освобожденным от налогообложения по налогу на добавленную стоимость за период с 01.01.14 по 30.06.14 г. в декларациях по налогу на добавленную стоимость (строка 5 (колонка К) "Операции, которые освобождены от налогообложения (ст. 197 раздела V Кодекса, подраздел 2 раздела XX Кодекса, международные договора (соглашения)" предприятием задекларирована сумма операций 16742824,0 руб., в т.ч.: за февраль 2014 г. - в сумме 857375,0 грн., за март 2014 т. - в сумме 1966016,0 грн., за апрель 2014 г. - в сумме 1654100,0 грн., за май 2014 т. - в сумме 575928,00 грн. и за июнь 2014 г. - в сумме 661274,14 руб.
Материалам дела подтверждается, что между ООО "Фирма "Крымопт" и Украинским Фондом Социальных Инвестиций (далее УФСИ) заключен ряд договоров на выполнение ремонтно-строительных работ. В каждом из Договоров указано, какая сумма работ облагается НДС, а какая имеет льготу по налогообложению. ООО "Фирма "Крымопт"в материалы дела предоставлены копия регистрационной карточки проекта, в рамках которого осуществляется закупка товаров, работ, услуг.
ООО "Фирма "Крымопт" были заключены договоры, подписанные тремя сторонами: 1-я сторона - Украинский Фонд Социальных Инвестиций, образованный на основании Положения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 28.04.2000 N 740 (расположен по адресу: ул. Эспланадная, 8/10), 2-я сторона - Заказчики, которыми являются Председатели общественных организаций, действующих на основании Протоколов Общих сборов и доверенности, которая выдана собственником объекта, 3-я сторона - Подрядчик МЧП "Стимул". Сумма валюты, указанная в договорах - гривна.
В п. 14 Приложений 1 "Условия Договора" указано: Налоги. Согласно статье 3 Рамочного соглашения между Правительством Украины и Европейским сообществом от 12 декабря 2006 року (ратифицированного законом N 360-VI 3 сентября 2008 года) мероприятия, которые финансируются полностью или частично средствами Сообщества, не облагаются налогами, в т.ч. НДС, таможенными и другими платежами подобного характера. Поэтому, в стоимость ремонтно-строительных работ по данному договору подряда не включено НДС. Подрядчик по этому договору использует льготы относительно стоимости НДС в соответствии с действующим законодательством.
Согласно письму Государственной налоговой службы Украины от 27.09.2012 N 4526/0/71-12/12-1017 "Относительно информационных справок" реализация права на налоговые льготы, предусмотренные законодательством и международными договорами Украины осуществляется на основании регистрационной карточки (программы) международной технической помощи (далее МТП), которая выдается Минэкономразвития. В регистрационной карточке проекта делается запись, которая содержит: ссылку на статью международного договора Украины; подтверждение наличия плана закупок; указывается официальный сайт Минэкономики, на котором размещен план закупки и перечень организаций - исполнителей, которые заявили право на налоговые льготы.
Обществом в материалы дела предоставлена копия регистрационной карточки проекта, в рамках которого осуществляется закупка товаров, работ, услуг.
Статьей 197 Налогового кодекса Украины определены операции, освобожденные от налогообложения.
Согласно п. 3.2. ст. 3 Налогового Кодекса Украины, если международным договором, согласие на обязательность которого дано Верховной Радой Украины, установлены иные правила, чем те, что предусмотрены настоящим Кодексом, применяются правила международного договора.
Миндоходов и сборов Украины 31 декабря 2013 года утвердило Справочник налоговых льгот, являющихся потерями доходов бюджета N 69/1 и Справочник прочих налоговых льгот N 69/2, предоставленных действующим законодательством по уплате налогов, сборов, других обязательных платежей.
В разделе "Льготы по налогу на добавлению стоимость" предусмотрен код льготы 14010389 "Контракты, финансируемые средствами Сообщества, не подлежат оплате аналогом на добавленную стоимость, гербового, регистрационного или иных аналогичных сборов Украины, независимо от того, существуют ли такие сборы, должны ли они быть установлены, и не зависимо от того, заключены ли эти контракты с лицами из Украины или иных стран". Данная льгота введена в действие Законом Украины "О ратификации Рамочного соглашения между Правительством Украины и Комиссией Европейских сообществ" N 3 60-VI от 03.09.2008 с 06.01.2009. На основании п. 3.3 ст. 3 Рамочного соглашения между Правительством Украины и Комиссией Европейских сообществ необходимо руководствоваться п. 3.2. ст. 3 Налогового кодекса Украины.
Как установлено судом первой инстанции ООО фирма "Крымопт" выполнило в полном объеме свои договорные обязательства по изготовлению и установке окон в школах и детских садах Республики Крым, а УФСИ обеспечила их финансирование в рамках МТП.
Ввиду изложенного, судебная коллегия признает вывод суда первой инстанции о том, что налоговые уведомления-решения форма "Р" N 0000162201 от 20.10.2014, форма "В4" N 0000172201 от 20.10.2014 вынесены неправомерно, суммы НДС 2142092,00 руб. и 26451,00 руб., штрафные санкции в сумме 1071046,00 руб., начислены обществу необоснованно.
Аналогичные выводы также содержаться в постановлении Арбитражного суда Центрального округа принятого 26.09.2016 по делу А83-2783/2015.
Согласно части 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В свою очередь частью 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возложена на заявителя.
Учитывая изложенное, апелляционная коллегия пришла к выводу, что у Налоговой службы Республики Крым не было оснований для внесения в реестр спорной суммы задолженности.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, и не могут послужить основанием для отмены вынесенного судебного решения.
С учетом сделанных выводов апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 28 июля 2016 года по делу N А83-2580/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Службы финансового надзора Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.П. Горошко |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-2580/2016
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 2 марта 2017 г. N Ф10-169/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: СЛУЖБА ФИНАНСОВОГО НАДЗОРА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 5 ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ, ООО "ФИРМА "КРЫМОПТ", УФНС России по РК