Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 1 марта 2017 г. N Ф01-188/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о привлечении к административной ответственности, о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Киров |
|
09 ноября 2016 г. |
Дело N А31-7545/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 ноября 2016 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Минаевой Е.В., Немчаниновой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Русаковой О.Г.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления государственного автодорожного надзора по Костромской области
на решение Арбитражного суда Костромской области от 26.08.2016 по делу N А31-7545/2016, принятое судом в составе судьи Максименко Л.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Солигаличское транспортно-экспедиционное предприятие"
к Управлению государственного автодорожного надзора по Костромской области
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Солигаличское транспортно-экспедиционное предприятие" (далее - заявитель, ООО "Солигаличское транспортно-экспедиционное предприятие", Общество), Костромская область, г. Солигалич, обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления государственного автодорожного надзора по Костромской области (далее - ответчик, УГАДН по Костромской области, Управление) от 04.05.2016 N 016090 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 11.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 26.08.2016 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, УГАДН по Костромской области обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
По мнению Управления, событие и состав совершенного Обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.31 КоАП РФ, подтверждаются совокупностью представленных в материалы дела доказательств, нарушения процессуальных норм в процедуре привлечения Общества к административной ответственности допущено не было. Также ответчик приводит доводы о пропуске заявителем срока на обжалование постановления УГАДН по Костромской области от 04.05.2016 N 016090.
Подробно доводы Управления изложены в апелляционной жалобе.
ООО "Солигаличское транспортно-экспедиционное предприятие" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, уполномоченным должностным лицом УГАДН по Костромской области 18.03.2016 в 16 час.35 мин. по адресу: 10 км автомобильной дороги общего пользования "Кострома-Верхнеспасское" (пост ДПС "Никольский") выявлен факт осуществления ООО "Солигаличское транспортно-экспедиционное предприятие" перевозки пассажиров на автомобиле марки MERCEDES-BENZ 223612, гос. рег. знак 0393 ВО 44 без договора страхования риска гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, что является нарушением части 1 статьи 5 Федерального закона от 14.06.2012 N 67-ФЗ "Об обязательном страховании перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном".
31.03.2016 Управлением составлен протокол N 016090, которым действия (бездействие) Общества квалифицированы по части 1 статьи 11.31 КоАП РФ.
04.05.2016 уполномоченным должностным лицом УГАДН по Костромской области вынесено постановление N 16090 о привлечении ООО "Солигаличское транспортно-экспедиционное предприятие" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 11.31 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.
Полагая, что вынесенное постановление является незаконным, Общество обратилось в Арбитражный суд Костромской области с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии существенных нарушений процессуальных требований со стороны УГАДН по Костромской области в ходе производства по делу об административном правонарушении.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения (часть 2 статьи 211 АПК РФ).
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 1 статьи 11.31 КоАП РФ осуществление перевозок пассажиров перевозчиком, риск гражданской ответственности которого за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров не застрахован в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Следовательно, одним из условий законности применения мер административного принуждения по факту выявленного правонарушения является соблюдение административным органом установленного законом порядка привлечения к административной ответственности.
КоАП РФ устанавливает ряд процессуальных требований, обеспечивающих гарантии защиты прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ установлено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол. Перечень сведений, которые должны быть указаны в протоколе, предусмотрен в части 2 названной статьи. При составлении протокола законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе (часть 3 статьи 28.2 КоАП РФ); предоставляется возможность ознакомиться с протоколом, представить объяснения и замечания по его содержанию (часть 4 статьи 28.2 КоАП РФ), после чего протокол им подписывается, а в случае отказа - делается соответствующая запись (часть 5 статьи 28.2 КоАП РФ); вручается под расписку копия протокола (часть 6 статьи 28.2 КоАП РФ).
В силу части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ допускается составление протокола в отсутствие законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том случае, если он извещен в установленном порядке.
Согласно части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
При рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу, и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела (пункт 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ).
В целях КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Указанные правовые нормы призваны обеспечить процессуальные гарантии прав лица, привлекаемого к административной ответственности.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, о времени и месте составления протокола по делу об административном правонарушении 31.03.2016 в 9 час. 30 мин заявитель извещен надлежащим образом. Генеральным директором Общества Марининским Е.Н. представлено ходатайство о переносе даты составления протокола в связи с невозможностью обеспечить свою явку по причине болезни. Из текста ходатайства усматривается, что у Марининского Е.Н. имеются возражения в связи с выявленным нарушением.
В соответствии со статьей 24.4 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело.
Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения.
В силу пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены постановления по делу об административном правонарушении (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что составив протокол об административном правонарушении без участия представителя Общества, и не рассмотрев его ходатайство об отложении, УГАДН по Костромской области лишило юридическое лицо - ООО "Солигаличское транспортно-экспедиционное предприятие" возможности квалифицированно возражать и давать объяснения по существу выявленного правонарушения, а, следовательно, допустило существенное нарушение процедуры привлечения его к административной ответственности. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 2297/11.
Кроме того у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для пересмотра выводов суда первой инстанции о том, что при рассмотрении 04.05.2016 административного дела Управлением были соблюдены требования части 2 статьи 25.1 и статьи 29.7 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела определение УГАДН по Костромской области о дате и времени рассмотрения дела 04.05.2016 в 10 час 30 мин. направлено по юридическому адресу Общества (Костромская область, г. Солигалич, ул. Новоселов, 2а). На момент рассмотрения административного дела Управление располагало распечаткой с сайта "Почта России" с отметкой о неудачной попытке вручения 11.04.2016. Данная распечатка не содержат информации о получении либо неполучении указанного процессуального документа заявителем. Согласно информации с сайта "Почта России", возврат почтового отправления из места вручения произведен 11.05.2016 и прибыл в место отправления г. Кострома - 14.05.2016, то есть после даты на которую было назначено рассмотрение дела.
В этой связи, следует вывод, что на момент рассмотрения дела об административном правонарушении административный орган не располагал документально подтвержденными сведениями об извещении ООО "Солигаличское транспортно-экспедиционное предприятие", а имел лишь информацию о попытке почтового отделения доставить письмо в место его вручения.
Следовательно, данная распечатка с сайта "Почта России" не может быть принята судом в качестве надлежащих и достаточных доказательств, однозначно и бесспорно свидетельствующих об извещении Общества о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в данном случае имеет место ненадлежащее извещение ООО "Солигаличское транспортно-экспедиционное предприятие" о времени и месте рассмотрении дела об административном правонарушении.
Таким образом, привлечение Общества к административной ответственности по части 1 статьи 11.31 КоАП РФ было произведено неправомерно, в связи с чем, оспариваемое постановление обоснованно признано судом первой инстанции незаконным и отменено.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, а обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства.
С учетом изложенного выше решение Арбитражного суда Костромской области от 26.08.2016 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу УГАДН по Костромской области - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 26.08.2016 по делу N А31-7545/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления государственного автодорожного надзора по Костромской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
П.И. Кононов |
Судьи |
Е.В. Минаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-7545/2016
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 1 марта 2017 г. N Ф01-188/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Солигаличское транспортно-экспедиционное предприятие"
Ответчик: Управление государственного автодорожного надзора по Костромской области
Третье лицо: Управление государственного автодорожного надзора по Костромской области