город Ростов-на-Дону |
|
16 ноября 2016 г. |
дело N А32-2951/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 ноября 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Костенко М.А.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: представитель по доверенности от 15.10.2015 Мкртчян А.А.;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.08.2016 по делу N А32-2951/2016 по заявлению публичного акционерного общества энергетики и электрификации Кубани, заинтересованное лицо: департамент имущественных отношений Краснодарского края, принятое в составе судьи Савина Р.Ю.,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное обществ энергетики и электрификации Кубани (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением, в котором просило:
- признать решение департамента имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент, заинтересованное лицо) об отказе в установлении сервитута на части земельных участков с кадастровым номером 23:15:0808000:70, 23:15:0808000:71, 23:15:0808000:72, входящих в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:15:0808000:30, и в отношении земельных участков с кадастровым номером 23:15:0808000:199, 23:15:0808000:200, оформленное письмом от 02.11.2015 N 52- 21366/15-32.17, как не соответствующее статье 39.26 Земельного Кодекса Российской Федерации;
- обязать департамент в срок, не превышающий тридцать дней со дня вступления решения в законную силу, направить в адрес ПАО "Кубаньэнерго" подписанные уполномоченными лицами экземпляры проекта соглашения об установлении сервитута на части земельных участков:
с кадастровыми номерами 23:15:0808000:70 площадью 5869 кв.м., 23:15:0808000:71 площадью 21728 кв.м., 23:15:0808000:72 площадью 705 кв.м., входящих в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:15:0808000:30, в целях строительства объекта по титулу: "(1-ая очередь) Южно-европейского газопровода в составе стройки "Расширение ЕСГ для обеспечения подачи газа в газопровод "Южный поток". "Строительство ВЛ-110 кВ "Крымская 220-Взлетная-Варениковская" до места отпайки к ПС 110/10 кВ "Казачья". Строительство отпайки от ВЛ-110 кВ "Крымская 220-Взлетная-Варениковская" к ПС 110/10 кВ "Казачья"" по договору ТП от 09.01.2014 N 21200-13- 00148538-4", сроком на 11 месяцев;
с кадастровыми номерами 23:15:0808000:199, 23:15:0808000:200 в целях размещения объекта по титулу: "(1-ая очередь) Южноевропейского газопровода в составе стройки "Расширение ЕСГ для обеспечения подачи газа в газопровод "Южный поток". "Строительство ВЛ-110 кВ "Крымская 220-Взлетная-Варениковская" до места отпайки к ПС 110/10 кВ "Казачья". Строительство отпайки от ВЛ-110 кВ "Крымская 220-Взлетная-Варениковская" к ПС 110/10 кВ "Казачья"" по договору ТП от 09.01.2014 N 21200-13- 00148538-4", сроком на 49 лет;
- в случае неисполнения судебного акта по настоящему делу, на основании статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 22 от 04.04.2014, присудить в пользу ПАО "Кубаньэнерго" денежные средства в размере 1 000 000 руб. за каждый день неисполнения судебного акта по истечении десяти календарных дней с даты вступления его в силу до даты фактического исполнения (уточненные требования).
Представитель департамента заявил ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве 3-го лица без самостоятельных требований относительно предмета спора министерство финансов Краснодарского края в связи с требованиями заявителя о взыскании в пользу ПАО "Кубаньэнерго" 1 000 000 руб. за каждый день неисполнения судебного акта по истечении десяти календарных дней с даты вступления его в силу до даты фактического исполнения.
Поскольку департаментом в нарушение статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств того, что результат рассмотрения дела может повлиять на права или обязанности Министерства финансов Краснодарского края по отношению к одной из сторон, ходатайство о привлечении указанного лица к участию в деле судом отклонено.
Заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил требования и просил:
- признать решение департамента имущественных отношений Краснодарского края об отказе в установлении сервитута на части земельных участков с кадастровым номером 23:15:0808000:70, 23:15:0808000:71, 23:15:0808000:72, входящих в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:15:0808000:30, и в отношении земельных участков с кадастровым номером 23:15:0808000:199, 23:15:0808000:200, оформленное письмом от 02.11.2015 N 52-21366/15-32.17, как не соответствующее статье 39.26 Земельного Кодекса Российской Федерации;
- обязать департамент в срок, не превышающий тридцать дней со дня вступления решения в законную силу, направить в адрес ПАО "Кубаньэнерго" подписанные уполномоченными лицами экземпляры проекта соглашения об установлении сервитута на части земельных участков:
с кадастровыми номерами 23:15:0808000:70 площадью 5869 кв.м., 23:15:0808000:71 площадью 21728 кв.м., 23:15:0808000:72 площадью 705 кв.м., входящих в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:15:0808000:30, в целях строительства объекта по титулу: "(1-ая очередь) Южноевропейского газопровода в составе стройки "Расширение ЕСГ для обеспечения подачи газа в газопровод "Южный поток". "Строительство ВЛ-110 кВ "Крымская 220-Взлетная-Варениковская" до места отпайки к ПС 110/10 кВ "Казачья". Строительство отпайки от ВЛ-110 кВ "Крымская 220-Взлетная- Варениковская" к ПС 110/10 кВ "Казачья"" по договору ТП от 09.01.2014 N 21200-13- 00148538-4", сроком на 11 месяцев;
с кадастровыми номерами 23:15:0808000:199, 23:15:0808000:200 в целях размещения и эксплуатации объекта по титулу: "(1-ая очередь) Южноевропейского газопровода в составе стройки "Расширение ЕСГ для обеспечения подачи газа в газопровод "Южный поток". "Строительство ВЛ-110 кВ "Крымская 220-Взлетная-Варениковская" до места отпайки к ПС 110/10 кВ "Казачья". Строительство отпайки от ВЛ-110 кВ "Крымская 220- Взлетная-Варениковская" к ПС 110/10 кВ "Казачья"" по договору ТП от 09.01.2014 N 21200-13-00148538-4", сроком на 49 лет.
Ходатайство судом удовлетворено.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.08.2016 уточненные заявленные требования удовлетворены. Судом взыскано с департамента имущественных отношений Краснодарского края в пользу ПАО "Кубаньэнерго" 3 000 рублей возмещения расходов по оплате государственной пошлины.
Решение мотивировано тем, что незаконностью отказа департамента, поскольку заявитель в силу закона имеет права на установление сервитута.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края обжаловал - решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что когда в деле имеются основания для предоставления права ограниченного пользования чужим имуществом, судам необходимо в соответствии с приведенными положениями определить размер платежей, подлежащих внесению собственнику обремененного земельного участка. Размер платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края будет определяться в соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10.04.2015 N 309 "Об установлении Порядка определения платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в собственности Краснодарского края, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Краснодарского края".
В дополнении к апелляционной жалобе департамент ссылается на то, что установление сервитутов для размещения заявленных объектов на землях сельскохозяйственного назначения не может быть осуществлена в силу нормативных положений. Кроме того, податель жалобы указывает на то, что при обращении в департамент, а также в материалы дела обществом не представлены проекты рекультивации земель частей испрашиваемых земельных участков.
В отзыве на апелляционную жалобу ПАО "Кубаньэнерго" просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении требований апелляционной жалобы отказать.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, проектом (1-ая очередь) Южно-европейского газопровода в составе стройки "Расширение ЕСГ для обеспечения подачи газа в газопровод "Южный поток". "Строительство ВЛ-110 кВ "Крымская 220-Взлетная-Варениковская" с отпайкой на ПС 110/10 кВ "Казачья" предусматривается строительство отпайки от ВЛ 110 кВ "Крымская 220 - Взлетная - Варениковская" к ПС 110/10 кВ "Казачья" (далее - объект).
Актуальность выполняемой работы обусловлена необходимостью запитывания компрессорной станции "Казачья", возводимой для повышения давления сжатия газа при его транспортировке по газопроводу "Южный поток" по дну Черного моря.
ПАО "Кубаньэнерго" в рамках ранее достигнутой договоренности для размещения объекта по договору ТП от 09.01.2014 N 21200-13-00148538-4 на земельном участке с кадастровым номером 23:15:0808000:30 выполнило работы по образованию многоконтурных земельных участков с кадастровыми номерами 23:15:0808000:199, 23:15:0808000:200 путем раздела земельного участка с кадастровым номером 23:15:0808000:30 с сохранением его в измененных границах.
Для строительства объекта, возводимого в рамках вышеуказанного титула, заявитель 29.09.2015 обратился в департамент с заявлением о заключении соглашения об установлении сервитута в отношении частей указанных выше земельных участков, находящихся в собственности Краснодарского края, отнесенных к категории земель сельскохозяйственного назначения:
с кадастровыми номерами 23:15:0808000:70 площадью 5869 кв.м., 23:15:0808000:71 площадью 21728 кв.м., 23:15:0808000:72 площадью 705 кв.м., входящих в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:15:0808000:30, в целях строительства объекта по титулу: "(1-ая очередь) Южноевропейского газопровода в составе стройки "Расширение ЕСГ для обеспечения подачи газа в газопровод "Южный поток". "Строительство ВЛ-110 кВ "Крымская 220-Взлетная-Варениковская" до места отпайки к ПС 110/10 кВ "Казачья". Строительство отпайки от ВЛ-110 кВ "Крымская 220-Взлетная- Варениковская" к ПС 110/10 кВ "Казачья"" по договору ТП от 09.01.2014 N 21200-13- 00148538-4", сроком на 11 месяцев;
с кадастровыми номерами 23:15:0808000:199, 23:15:0808000:200 в целях размещения объекта по титулу: "(1-ая очередь) Южноевропейского газопровода в составе стройки "Расширение ЕСГ для обеспечения подачи газа в газопровод "Южный поток". "Строительство ВЛ-110 кВ "Крымская 220-Взлетная-Варениковская" до места отпайки к ПС 110/10 кВ "Казачья". Строительство отпайки от ВЛ-110 кВ "Крымская 220-Взлетная- Варениковская" к ПС 110/10 кВ "Казачья"" по договору ТП от 09.01.2014 N 21200-13- 00148538-4", сроком на 49 лет.
Письмом от 02.11.2015 N 52-21366/15-32.17 департамент отказал заявителю в установлении сервитута, мотивировав свой отказ статьей 39.23 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной собственности заключается в случаях размещения линейных объектов, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, статья 78 Земельного кодекса Российской Федерации.
Заявитель полагает отказ департамента незаконным, поскольку размещение воздушных линий электропередач и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, возможно на землях иных категорий, чем земли промышленности и населенных пунктов. Кроме того, письмом Министерства экономического развития РФ от 11.12.2014 N Д23-4502 дано разъяснение, что положения Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утв. приказом Минэкономразвития России N 540 от 01.09.2014, предусматривают возможность размещения линейных объектов без изменения вида разрешенного использования земельного участка, на котором данные объекты расположены.
Изложенные обстоятельства послужили заявителю основанием для обращения в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Из приведенных норм права следует, что обязательным условием для признания решения органа государственной власти незаконным является установление судом совокупности двух обстоятельств: несоответствие решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение решением органа государственной власти прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу абзаца 4 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации сервитут относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
В соответствии с пунктом 1 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
На основании пункта 3 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.
В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении сервитута.
Статья 39.23 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается в случаях, установленных гражданским законодательством, Земельным кодексом, другими федеральными законами, и, в частности, в случае размещения линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка.
Из материалов дела следует, что ПАО "Кубаньэнерго" является исполнителем проекта (1-ая очередь) Южно-европейского газопровода в составе стройки "Расширение ЕСГ для обеспечения подачи газа в газопровод "Южный поток". "Строительство ВЛ-110 кВ "Крымская 220-Взлетная-Варениковская" с отпайкой на ПС 110/10 кВ "Казачья". Строительство отпайки от ВЛ 110 кВ "Крымская 220 - Взлетная - Варениковская" к ПС 110/10 кВ "Казачья" по договору ТП от 09.01.2014 N 21200-13-00148538-4.
Доказательств обратного департаментом не представлено.
24.11.2014 обществу администрацией МО Крымский район выдано разрешение на строительство N RU23516000-06 указанного объекта капитального строительства на срок до 24.01.2016, соответственно, на момент обращения в департамент с предложением о заключении соглашения об установлении сервитута (29.09.2015) разрешение на строительство являлось действующим.
Приказом N 214 от 10.10.2014 Департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края утверждена документация по планировке территории (проекта планировки и проекта межевания территории) для размещения линейного объекта (1-ая очередь) Южно-европейского газопровода в составе стройки "Расширение ЕСГ для обеспечения подачи газа в газопровод "Южный поток". "Строительство ВЛ-110 кВ "Крымская 220-Взлетная-Варениковская" с отпайкой на ПС 110/10 кВ "Казачья". Строительство отпайки от ВЛ 110 кВ "Крымская 220 - Взлетная - Варениковская" к ПС 110/10 кВ "Казачья" по договору ТП от 09.01.2014 N 21200-13-00148538-4.
Согласно договору ТП от 09.01.2014 N 21200-13-00148538-4 заявитель (сетевая организация) принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств ООО "Газпром инвест" (далее - Технологическое присоединение) "КС "Казачья" (1-ая очередь) Южно-Европейского газопровода, входящий в состав стройки "Расширение ЕСГ для обеспечения подачи газа в газопровод "Южный поток" (далее - объект), в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики), с учетом следующих характеристик: - максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств 5500 кВт; категория надежности первая 5500 кВт; класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение - 110 кВ.
11.12.2014 обществу выданы технические условия на технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО Кубаньэнерго" по индивидуальному проекту (индивидуальные технические условия) N ИА-11/056-14.
Указанная выше документация представлена в материалы дела.
Земельные участки с кадастровыми номерами 23:15:0808000:70, 23:15:0808000:72, 23:15:0808000:199, 23:15:0808000:200 являются собственностью Краснодарского края, что подтверждается представленными в дело выписками из ЕГРП.
Доводы департамента о том, что испрашиваемые земельные участки относятся к землям сельскохозяйственного назначения, в связи с чем, на них невозможно установление сервитута в целях размещения объекта, обоснованно отклонен судом как несоответствующие статье 39.26 Земельного Кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации допускается использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.
Согласно указанным нормам права сервитут устанавливается в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности в случае размещения линейных объектов и при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации таких земель.
ПАО "Кубаньэнерго" была разработана в установленном порядке проектная документация "Техническая и биологическая рекультивация нарушенных земель" 1-я очередь Южно-европейского газопровода в составе стройки "Расширение ЕСГ для обеспечения подачи газа в газопровод "Южный поток". "Строительство ВЛ-110 кВ "Крымская 220-Взлетная-Варениковская" с отпайкой на ПС 110/10 кВ "Казачья" (далее - проект рекультивации), копия которой представлена в дело.
Письмом заявителя от 02.02.2016 подтверждено направление в департамент проекта рекультивации.
Согласно письму от 30.01.2015 N 12-295/846-я Управления Росреестра по Краснодарскому краю упомянутый проект рекультивации согласован, один экземпляр проектной документации принят в государственный фонд данных.
Проект рекультивации утвержден заседанием комиссии по рассмотрению и согласованию проектов рекультивации нарушенных земель 26.02.2016, что подтверждено соответствующим протоколом. На комиссии, в том числе присутствовал представитель департамента Мягкова А.В., замечаний, предложений по проекту высказано не было.
В связи с чем, доводы департамента об отсутствии утвержденного проекта рекультивации несостоятелен, проект рекультивации испрашиваемых заявителем земельных участков был разработан и согласован в установленном законом порядке Департаментом имущественных отношений Краснодарского края, согласован и зарегистрирован Управлением Росреестра по Краснодарскому краю.
Письмо Управления Росреестра по Краснодарскому краю от 05.08.2016 об отсутствии в государственном фонде данных о регистрации проекта рекультивации "1-я очередь Южно-европейского газопровода в составе стройки "Расширение ЕСГ для обеспечения подачи газа в газопровод "Южный поток". "Строительство ВЛ-110 кВ "Крымская 220-Взлетная-Варениковская" с отпайкой на ПС 110/10 кВ "Казачья" по договору ТП от 09.01.2014 N 21200-13-00148538-4, представленное департаментом в судебном заседании 16.08.2016, противоречит материалам дела и не свидетельствует о том, что проект рекультивации спорных земельных участков был разработан и утвержден в установленном порядке.
Департамент ссылается на отсутствие в материалах дела доказательств проведения работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о частях земельного участка, в отношении которых устанавливается сервитут, непроведение работ по установлению размера платы в отношении испрашиваемых сервитутов.
Данный довод также правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку такие сведения представлены заявителем в материалы дела, в том числе в составе проектной документации "Техническая и биологическая рекультивация нарушенных земель" 1-я очередь Южно-европейского газопровода в составе стройки "Расширение ЕСГ для обеспечения подачи газа в газопровод "Южный поток". "Строительство ВЛ-110 кВ "Крымская 220-Взлетная-Варениковская" с отпайкой на ПС 110/10 кВ "Казачья", а также представлялись в департамент, что подтверждается письмом заявителя от 17.06.2015.
Доводы департамента о том, что требования общества о заключения сервитута на срок 49 лет в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:15:0808000:199, 23:50808000:200 подменяют административную процедуру предоставления земельных участков для использования под объектами недвижимости, так как срок, необходимый для использования земельного участка для размещения объекта, по общему правилу не может превышать трех лет, основаны на неверном понимании пункта 1 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о незаконности отказа департамента от 02.11.2015 N 52- 21366/15-32.17, поскольку заявитель в силу закона имеет право на установление сервитута.
Заявителем подтверждена необходимость предоставления ему права ограниченного пользования испрашиваемой части земельных участков с кадастровыми номерами 23:15:0808000:70 площадью 5869 кв.м., 23:15:0808000:71 площадью 21728 кв.м., 23:15:0808000:72 площадью 705 кв.м., входящих в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:15:0808000:30, для строительства объекта по титулу: "(1-ая очередь) Южноевропейского газопровода в составе стройки "Расширение ЕСГ для обеспечения подачи газа в газопровод "Южный поток". "Строительство ВЛ-110 кВ "Крымская 220-Взлетная-Варениковская" до места отпайки к ПС 110/10 кВ "Казачья". Строительство отпайки от ВЛ-110 кВ "Крымская 220-Взлетная-Варениковская" к ПС 110/10 кВ "Казачья"" по договору ТП от 09.01.2014 N 21200-13-00148538-4", сроком на 11 месяцев; с кадастровыми номерами 23:15:0808000:199, 23:15:0808000:200 в целях размещения и эксплуатации объекта по титулу: "(1-ая очередь) Южноевропейского газопровода в составе стройки "Расширение ЕСГ для обеспечения подачи газа в газопровод "Южный поток". "Строительство ВЛ-110 кВ "Крымская 220-Взлетная- Варениковская" до места отпайки к ПС 110/10 кВ "Казачья". Строительство отпайки от ВЛ-110 кВ "Крымская 220-Взлетная-Варениковская" к ПС 110/10 кВ "Казачья"" по договору ТП от 09.01.2014 N 21200-13-00148538-4", сроком на 49 лет.
По смыслу пункта 3 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута сервитут устанавливается на основании решения суда по иску лица, требующего его установления.
Учитывая, что наличие спора относительно условий сервитута в отношении частей спорных земельных участков судом не установлено, суд первой инстанции руководствуясь частью 2 статьи 39.26 Земельного Кодекса Российской Федерации, возложил на Департамент имущественных отношений Краснодарского края обязанность направить в адрес заявителя проект соглашения об установлении испрашиваемого сервитута.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.08.2016 по делу N А32-38884/2015.
Остальные доводы департамента суд апелляционной инстанции признает подлежащими отклонению ввиду того, что они фактически повторяют приведенные при рассмотрении в суде первой инстанции и не свидетельствуют о незаконности решения суда, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся лишь к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Судебные расходы распределены судом первой инстанции между сторонами с учетом требований статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.08.2016 по делу N А32-2951/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
Г.А. Сурмалян |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-2951/2016
Истец: ПАО "КУБАНЬЭНЕРГО", ПАО энергетики и электрификации Кубани
Ответчик: Департамент имущественных отношений г. Краснодар, департамент имущественных отношений Краснодарского края