Требование: о взыскании долга по договору аренды в отношении земельного участка
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения
город Омск |
|
17 ноября 2016 г. |
Дело N А46-303/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Золотовой Л.А.
судей Лотов А.Н., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бака М.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11415/2016) Индивидуального предпринимателя Петраша Владимира Юрьевича
на решение Арбитражного суда Омской области от 25.07.2016 по делу N А46-303/2016 (судья Ярковой С.В.),
принятое по исковому заявлению Департамента имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613)
к Индивидуальному предпринимателю Петрашу Владимиру Юрьевичу (ИНН 550501254227, ОГРН 304550535600610)
о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды земельного участка N ДГУ/12-2731-Л-34 в сумме 159 480 рублей 67 копеек,
при участии в судебном заседании представителей:
от Индивидуального предпринимателя Петраша Владимира Юрьевича - Николаев Артем Вадимович (паспорт, по доверенности N 55АА1357629 от 29.01.2016 сроком действия 5 лет), Яковлева Марина Александровна (паспорт, по доверенности N 55АА1357629 от 29.01.2016 сроком действия 5 лет);
от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - Жмотов Виктор Александрович (удостоверение, по доверенности N Исх-ДИО/10562 от 22.07.2016 сроком действия 1 год);
установил:
Департамент имущественных отношений Администрации города Омска (далее по тексту - истец, Департамент) обратился в Арбитражный суд Омской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Индивидуальному предпринимателю Петрашу Владимиру Юрьевичу (далее по тексту - ответчик, предприниматель, ИП Петраш В.Ю.) о взыскании задолженности по договору аренды земельного участка N ДГУ/12-2731-Л-34 за период с 18.09.2012 по 10.05.2015 в сумме 159 480 рублей 67 копеек.
Решением Арбитражного суда Омской области от 25.07.2016 заявленные Департаментом требования удовлетворены частично, с предпринимателя в пользу истца взыскана задолженность по арендной плате по договору аренды земельного участка N ДГУ/12-2731-Л-34 за период с 15.01.2013 по 01.07.2015 в сумме 142 262 рубля 12 копеек. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Петраш В.Ю. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы предприниматель указал, что Департамент в нарушение условий договора аренды надлежащим образом не уведомил ответчика об изменении арендной платы в связи с внесением изменений в значение показателей, используемых при расчете арендной платы, в связи с чем нарушил права ответчика.
От Департамента имущественных отношений Администрации города Омска поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене.
В заседании суда апелляционной инстанции представители Индивидуального предпринимателя Петраша Владимира Юрьевич поддержали доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе, просят решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Департамента имущественных отношений Администрации города Омска пояснил, что с доводами апелляционной жалобы не согласен по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Между Главным управлением по земельным ресурсам Омской области (арендодатель) и ООО "Арника-плюс" (арендатор) был заключён договор аренды N ДГУ/12-2731-Л-34 земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, на территории города Омска, в соответствии с условиями которого Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду сроком на 3 года земельный участок, государственная собственность на который не разграничена на территории города Омска, и относящийся к категории земель населённых пунктов, площадью 6 000 кв.м, с кадастровым номером 55:36:090302:3560, местоположение: г. Омск, Ленинский административный округ, ул. 14-я Чередовая, д. 57, для строительства многофункционального торгового комплекса с размещением объектов торговли, обслуживания населения, офисов.
02.07.2012 указанный договор аренды земельного участка зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области в установленном законом порядке.
09.06.2012 соглашением сторон произведена передача прав и обязанностей по договору аренды ИП Петрашу В.Ю, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесены соответствующие сведения.
Размер арендной платы за пользование земельным участком определялся в соответствии с расчетом определенным договором.
Пунктом 2.3 договора определено, что арендная плата арендатором вносится на счет арендодателя ежемесячно до 10 числа месяца, за который производится оплата.
Соглашением к договору установлено, что расчёт арендной платы осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Омской области от 29.10.2008 N 179-п (в редакции Постановления Правительства Омской области от 29.08.2012 N 181-п).
В соответствии с условиями договора аренды расчёт ежемесячной арендной платы осуществлялся в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 29.10.2008 N 179-п "Об утверждении Положения об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в городе Омске" по формуле: Ап = Кс х Сап х 0,25/12, где Ап - размере ежемесячной арендной платы, Кс - кадастровая стоимость участка, 12 - количество месяцев в году, Сап - ставка арендной платы в зависимости от вида разрешённого использования земельного участка, за который производится расчёт арендной платы, 0,25 - коэффициент, применяемый к значению Сап при предоставлении земельных участков для строительства.
Постановлением Правительства Омской области от 08.06.2011 N 103-п "О внесении изменения в постановление Правительства Омской области от 29.10.2008 N 179-п" внесены изменения в постановление Правительства Омской области от 29.10.2008 N 179-п "Об утверждении Положения об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в городе Омске" так коэффициент, применяемый к значению Сап при предоставлении земельных участков для строительства применяется не более трех лет с даты заключения договора аренды земельного участка.
Согласно позиции истца, предприниматель неправомерно производил оплату по договору аренды с учётом применения в расчете понижающего коэффициента - 0,25, т.к. по мнению Департамента, указанный период окончен по истечении трех лет с момента заключения договора аренды земельного участка.
Приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 20.11.2014 N 50-п утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Омской области. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:090302:3560 установлена в размере 13 858 320 рублей. Размер кадастровой стоимости указанного участка применим к правоотношениям сторон с даты вступления приказа в законную силу, т.е. с 10.01.2015.
Также ранее действующее постановление Правительства Омской области от 29.10.2008 N 179-п "Об утверждении Положения об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в городе Омске" утратило силу с 10.05.2015, в связи с чем, не применимо к определению порядка расчёта арендной платы за пользование земельными участками неразграниченной собственности после указанной даты.
Поскольку предприниматель не исполнял надлежащим образом обязательства по внесению арендных платежей у него перед истцом образовалась задолженность по арендной плате, в связи с чем Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
25.07.2016 Арбитражным судом Омской области вынесено решение, обжалуемое в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения судебного акта, исходя из следующего.
Проанализировав договор аренды земельного участка, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что между сторонами сложились отношения, регулируемые главой 34 Гражданского кодекса Российской Федерации (аренда).
В силу 1 статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно пункту 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Пунктом 2.1 договора аренды установлено, что расчет арендной платы исчисляется по формуле: Ап = Кс x Сап x 0.25/12, где Кс- кадастровая стоимость земельного участка; Сап- ставка арендной платы в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка; 0,25- коэффициент, с которым применяется значение Сап при предоставлении в аренду земельных участков для строительства; 12- количество месяцев в году.
Согласно приведенной формуле размер ежемесячной арендной платы составляет 7091,39 руб.
В соответствии с Постановлением Правительства Омской области N 181-п Департаментом был произведен перерасчет арендной платы по указанному договору, и с 18.09.2012 по 09.01.2015 ее размер в месяц составил 11523,51 руб., с 10.01.2015 по 10.05.2015- 9383,24 руб., с 11.05.2015 по 31.12.2015 в связи со вступлением в силу Постановления Правительства Омской области N 108-п размер арендной платы за месяц составил 23097,20 руб.
Департамент представил письменный порядок расчета доплаты по договору аренды N ДГУ/12-2731-Л-34, согласно которому предприниматель за период с 18.09.2012 по 31.12.2015 не внес арендную плату в сумме 177 326,89.
Однако, учитывая расторжение договора аренды с 01.07.2015, Департаментом заявлено уточнение требований, согласно которому задолженность ответчика по арендным платежам за период с 18.09.2012 по 01.07.2015 составляет 159480,67 руб.
В обоснование неправомерности заявленных Департаментом требований ИП Петраш В.Ю. в апелляционной жалобе указало, что размер задолженности по арендной плате рассчитан Департаментом с учетом неправомерного изменения размера такой платы, осуществленного в одностороннем порядке и без надлежащего извещения предпринимателя.
Суд апелляционной инстанции, ознакомившись с вышеозначенными доводами, считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с абзацем пятым пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности") порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.
Статья 3 Закона N 137-ФЗ устанавливает лишь срок для переоформления прав, но не предусматривает ограничения применения нормы о размере арендной платы. Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом стороны не лишены права требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменениями законодательства, в заключенный ими договор аренды.
Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09.
Содержащееся в настоящем постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм, вопреки доводам апеллянта, является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 02.02.2010 N 12404/09 по делу N А58-2302/2008, пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы.
Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Следовательно, новый размер регулируемой арендной платы независимо от механизма изменения арендной платы, предусмотренного договором, в силу прямого указания закона, подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного правового акта.
Более того, пунктом 2.2. Договора предусмотрено, что изменение размера арендной платы производится арендодателем в бесспорном и одностороннем порядке в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Омской области, регулирующими исчисление размера арендной платы.
Учитывая изложенное, в также то, что изменение арендной платы осуществлено Департаментом, как арендодателем, в связи с вступлением в силу 18.09.2012 постановления Правительства Омской области от 29.10.2008 N 179-п (в редакции от 29.08.2012 N 181-п) "Об утверждении Положения об арендной плате за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенных в городе Омске", а также в связи со вступлением в силу 10.05.2015 Постановление Правительства омской области от 29.04.2015 N 108-п "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Омской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов" изменивших размер ставки арендной платы в зависимости от вида разрешенного использования (Сап), суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Департаментом правомерно указано на то, что с 18.09.2012 размер арендной платы за переданный предпринимателю земельный участок увеличен до 11523,51 руб., а с 11.05.2015 до 23097,20 руб.
Данное обстоятельство не противоречит как положениям действующего законодательства, так и условиям договора аренды N ДГУ-12-2731-Л-34.
При этом довод подателя жалобы о ненадлежащем извещении предпринимателя Департаментом о произошедших имениях, не может быть принят во внимание судом апелляционной инстанции как противоречащий материалам рассматриваемого спора.
Из материалов дела следует, что Департамент письмом от 20.07.2015 N Исх-Дио/2825-05 уведомил предпринимателя об изменении арендной платы в связи с внесением изменением в значение показателей, используемых при расчете арендной платы (л.д. 10).
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что сам по себе факт извещения предпринимателя не свидетельствует о незаконности повышения размера арендной платы в связи с тем, что изменение регулируемой арендной платы не ставится действующим законодательством в зависимость от факта уведомления об этом арендатора, а связывается исключительно со вступлением в законную силу соответствующего нормативного акта.
Таким образом, размер задолженности ответчика по арендным платежам, предусмотренным Договором, правомерно определен истцом исходя из размера платы за один месяц в сумме 11 523,51 руб., 23097,20 руб.
Вместе с тем, произведенный Департаментом расчет арендной платы за период с 18.09.2012 по 15.01.2013 правомерно исключен судом первой инстанции из общего периода, за который подлежит взысканию арендная плата, в связи истечением срока исковой давности.
Таким образом, периодом взыскания задолженности заявленным в пределах срока исковой давности следует считать с 15.01.2013 по 01.07.2015.
Исходя из перерасчета суда первой инстанции, сумма задолженности за период с 15.01.2013 по 01.07.2015 составляет 142262,12 руб.
Суд апелляционной инстанции, проверив перерасчет суда первой инстанции, признает его арифметически верным.
Следовательно, суд первой инстанции заключил правильный вывод о том, что исковое требование в части взыскания с ИП Петраш В.Ю. основного долга за период с 15.01.2013 по 01.07.2015 является законным, обоснованным и подлежит удовлетворению в размере 142262,12 руб.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Индивидуального предпринимателя Петраша Владимира Юрьевича оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 25.07.2016 по делу N А46-303/2016 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Золотова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-303/2016
Истец: Департамент имущественных отношений Администрации города Омска
Ответчик: Петраш Владимир Юрьевич