г. Челябинск |
|
21 ноября 2016 г. |
Дело N А07-2946/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 ноября 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ермолаевой Л.П.,
судей Карпачевой М.И., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Нефтехимремстрой" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.08.2016 по делу N А07-2946/2016 (судья Абдуллина Э.Р.).
В судебном заседании принял участие представитель публичного акционерного общества "Нефтехимремстрой" - Кабиров А.У. (доверенность от 11.02.2016 N 7).
Публичное акционерное общество "Нефтехимремстрой", ИНН 0277021427, ОГРН 1030204433720 (далее - общество "НХРС", истец), обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ИНН 0276097173, ОГРН 1050204343474 (далее - Администрация, ответчик), в котором потребовало урегулировать преддоговорный спор, возникший при заключении договора купли-продажи земельного участка. Истец потребовал изложить пункт 2.1 договора о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:55:030404:977 в собственность за плату в следующей редакции: цена земельного участка составляет 215 966 (двести пятнадцать тысяч девятьсот шестьдесят шесть) рублей (л.д. 9-12).
Определением арбитражного суда первой инстанции от 22.03.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление земельных и имущественных отношений администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ИНН 0276130085, ОГРН 1100280045546 (далее - Управление, третье лицо) (л.д. 5-8).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.08.2016 (резолютивная часть объявлена 31.08.2016) в удовлетворении искового заявления отказано (л.д. 126-131).
Общество "НХРС" с принятым судебным актом не согласилось и обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой. Истец ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права и просит решение отменить, исковое требование удовлетворить. Податель апелляционной жалобы полагает, что судом первой инстанции нарушены нормы статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) и пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Истец имеет право на выкуп земельного участка по цене 2,5 % от кадастровой стоимости данного имущества, так как с заявлением о выкупе обратился в 2011 году. Вывод суда первой инстанции о том, что на момент обращения с заявлением о выкупе земельный участок как самостоятельный объект права не существовал, не соответствует обстоятельствам дела. Данный вывод сделан без учёта того факта, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:030404:977 поставлен на государственный кадастровый учёт с теми же характеристиками, что и земельный участок с кадастровым номером 02:55:030404:192, сведения о котором аннулированы ранее (л.д. 135-136).
Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет ("kad.arbitr.ru").
Администрация и Управление явку своих представителей не обеспечили.
С учётом мнения представителя общества "НХРС" и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.
Законность и обоснованность судебного акта проверены Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов настоящего дела следует, что 07.02.2003 на основании договора "аренды выкупа и передачи имущества" от 10.01.1991 N б/н, государственного акта о выкупе имущества государственного предприятия от 26.07.1991 N б/н, государственного акта о выкупе имущества государственного предприятия от 27.12.1991 N б/н в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) внесена регистрационная запись N 02-01/01-182/2002-248 о праве собственности общества "НХРС" на следующее недвижимое имущество:
- нежилое строение - производственная база N 4, количество этажей - 2 (два) этажа, общая площадь 3688 кв.м., литера А, А1, А2, Р, Р1, Р2, У, У1, У2, инвентарный номер 345589, кадастровый (или условный) номер объекта 02:401:345589:0000:248 (впоследствии 02:55:000000:31099), адрес: Республика Башкортостан, город Уфа-37, Орджоникидзевский район (л.д. 30, 99).
28 октября 2008 года в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 02:55:030404:192. Общая площадь земельного участка 19 250 * 49 кв.м. Категория земель "земли населённых пунктов". Вид разрешённого использования "для эксплуатации административно-производственного здания". Местоположение земельного участка: Республика Башкортостан, город Уфа, Орджоникидзевский район, Уфа-37 площадка "Новоил" (кадастровый паспорт от 29.10.2008 N 2255/08-25-0793 - л.д. 91-92).
На основании приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - Министерство) от 24.12.2008 N 1989 между Министерством (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью Специализированное ремонтное предприятие "Воддорстой" ОАО "НХРС" (арендатор) подписан договор аренды земельного участка от 10.03.2009 N М28-09 (л.д. 89-92). В рамках данной сделки орган государственной власти Республики Башкортостан обязался предоставить земельный участок общей площадью 19 250 кв.м. с кадастровым номером 02:55:030404:192 в аренду на срок с 24.12.2008 по 30.06.2017 для эксплуатации административно-производственных зданий (пункты 1.1, 3.1 договора).
30 ноября 2010 года земельный участок с кадастровым номером 02:55:030404:192 снят с государственного кадастрового учёта (л.д. 107).
26 декабря 2011 года общество "НХРС" обратилось в Министерство с заявлением, в котором просило предоставить в его собственность 7 (семь) земельных участков, расположенных в Орджоникидзевском районе города Уфы. Среди прочего, истец просил предоставить в его собственность земельный участок общей площадью 19 250 кв.м. с кадастровым номером 02:55:030404:192. В обоснование своего обращение истец сослался на норму статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и указал на то обстоятельство, что в границах поименованных им земельных участков расположены нежилые здания и сооружения, которые принадлежат обществу "НХРС" на праве собственности (л.д. 20).
08 февраля 2013 года в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 02:55:030404:977. Общая площадь земельного участка 19 250 * 49 кв.м. Категория земель "земли населённых пунктов". Вид разрешённого использования "для эксплуатации административно-производственных помещений". Местоположение земельного участка: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, город Уфа, Орджоникидзевский район, площадка ОАО "Новойл". Кадастровая стоимость земельного участка 8 638 640 рублей (кадастровый паспорт от 08.07.2014 N 02/14/1-446798 - л.д. 26-29).
Согласно заключению кадастрового инженера Абдрашитовой Г.Х. (квалификационный аттестат 56-12-415) координаты, площади и адреса земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:030404:192 и 02:55:030404:977 идентичны. Фактически участок под номером 02:55:030404:192 снят с государственного кадастрового учёта 30.11.2010, в дальнейшем (08.02.2013) этот же земельный участок поставлен на учёт под номером 02:55:030404:977 (л.д. 114-116).
24 октября 2013 года в ЕГРП внесена регистрационная запись N 02-04-01/348/2013-636 об обременении вещных прав на земельный участок с кадастровым номером 02:55:030404:977 арендой в пользу общества "НХРС". Срок действия обременения: с 20.05.2013 по 19.05.2023. Основание внесения записи об обременении вещного права на землю - договор аренды земельного участка от 12.08.2013 N М131-13 (выписка из ЕГРП от 25.05.2016 - л.д. 54-55).
В государственный кадастр недвижимости также внесены сведения о том, что вещные права на земельный участок с кадастровым номером 02:55:030404:977 обременены арендой в пользу общества "НХРС" (л.д. 29, 60).
В июле 2014 года общество "НХРС" обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:55:030404:977 в собственность данного общества за плату (л.д. 106).
В марте 2015 года по результатам рассмотрения заявления общества "НХРС" от 24.07.2014 N 01-02-25542/11 (входящие реквизиты) Администрация вынесла постановление от 12.03.2015 N 777 о предоставлении обществу "НХРС" земельного участка с кадастровым номером 02:55:030404:977 в собственность за плату (л.д. 105-106).
В письме от 09.04.2015 N 1869 Управление сообщило обществу "НХРС" о том, что на основании постановления Администрации от 12.03.2015 N 777 подготовлен проект договора о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 02:55:030404:977 (л.д. 57-61). Управление предложило обществу направить своего уполномоченного представителя для подписания проекта договора купли-продажи (л.д. 21).
Согласно пункту 2.1 проекта договора купли-продажи, подготовленного органом местного самоуправления, цена земельного участка составляет 8 638 640 рублей (л.д. 57).
29 апреля 2015 года общество "НХРС" обратилось в Управление с письмом от 28.04.2015, в котором потребовало уменьшить выкупную стоимость земельного участка с кадастровым номером 02:55:030404:977 с суммы в "8 638 640 рублей" до суммы в "215 966 рублей". Истец потребовал рассчитать выкупную стоимость как 2,5 % от кадастровой стоимости земельного участка: "8 638 640 рублей" / 100 * 2,5 = "215 966 рублей". Одновременно истец направил в орган местного самоуправления протокол разногласий к договору купли-продажи (л.д. 22-24).
Впоследствии общество "НХРС" повторно обратилось в Управление с требованием уменьшить выкупную стоимость земельного участка.
В письме от 08.12.2015 N 14483 Управление сообщило об отказе в изменении выкупной стоимости земельного участка и повторно предложило обществу "НХРС" подписать договор купли-продажи в первоначальной редакции (л.д. 25).
Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, полагая, что оно имеет право на выкуп земельного участка по льготной цене, установленной пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", общество "НХРС" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением по настоящему делу (об урегулировании преддоговорного спора).
Отказывая в удовлетворении искового заявления, арбитражный суд первой инстанции исходил из следующего. На момент первоначального обращения общества "НХРС" с заявлением о предоставлении земли путём выкупа (декабрь 2011 года) сведения об испрашиваемом земельном участке (с кадастровым номером 02:55:030404:192) были аннулированы, объект снят с государственного кадастрового учёта. Указанное свидетельствует о прекращении существования земельного участка как самостоятельного объекта права, а также о невозможности совершения в отношении него каких-либо действий. В силу этого истец не имеет права на выкуп земли по льготной цене, установленной на период до 01.07.2012. Постановка на государственный кадастровый учёт нового земельного участка (с кадастровым номером 02:55:030404:977) не наделяет истца правом на выкуп земли по льготной цене, так как соответствующие действия осуществлены после 01.07.2012. Суд первой инстанции также отметил, что общество "НХРС" не представило доказательств обжалования бездействия Министерства, выразившегося в не рассмотрении заявления от 26.12.2011 о предоставлении земельного участка.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующим выводам.
В случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в её редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда (пункт 2 статьи 445 Гражданского кодекса).
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (пункт 1 статьи 446 Гражданского кодекса).
Граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков (пункт 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) в редакции, действовавшей до 01.03.2015).
Аналогичная норма регламентирована статьей 39.20 Земельного кодекса, введённой в действие Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и действующей с 01.03.2015.
Общество "НХРС" является собственником объекта недвижимого имущества - двухэтажного нежилого строения под названием "производственная база N 4", общей площадью 3688 кв.м., литеры А, А1, А2, Р, Р1, Р2, У, У1, У2, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, город Уфа-37, Орджоникидзевский район.
Нежилое строение расположено в границах земельного участка общей площадью 19 250 кв.м., который в период с 28.10.2008 до 30.11.2010 был поставлен на государственный кадастровый учёт с присвоением кадастрового номера 02:55:030404:192. В дальнейшем, этот же земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учёт 08.02.2013 с присвоением кадастрового номера 02:55:030404:977.
Следует отметить, что согласно заключению кадастрового инженера Абдрашитовой Г.Х. (квалификационный аттестат 56-12-415) координаты, площади и адреса земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:030404:192 и 02:55:030404:977 идентичны (л.д. 114-116).
В силу приведённых выше положений земельного законодательства Российской Федерации истец имеет исключительное право на приобретение земельного участка с кадастровым номером 02:55:030404:977 (02:55:030404:192) в собственность, и уполномоченный орган власти, в свою очередь, обязан заключить с истцом договор купли-продажи этого участка.
Тем самым, по правилам пункта 2 статьи 445, пункта 1 статьи 446 Гражданского кодекса исковое требование общества "НХРС" об урегулировании преддоговорного спора, об изменении выкупной стоимости земельного участка подлежит рассмотрению по существу.
При этом арбитражный суд апелляционной инстанции отмечает, что по результатам рассмотрения настоящего спора по существу суд не вправе отказать в удовлетворении искового заявления, поскольку, исходя из предмета требований, обязан утвердить определённую редакцию спорного условия договора купли-продажи земельного участка, то есть установить конкретную стоимость (цену) выкупа соответствующего земельного участка.
Из представленной в дело переписки следует, что общество "НХРС" просило уменьшить выкупную стоимость земельного участка до суммы, рассчитанной путём применения положений пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ). То есть истец полагал, что имеет право на применение льготной цены, составляющей 2,5 % (два с половиной процента) от кадастровой стоимости земельного участка.
Орган местного самоуправления отказал в согласовании представленного обществом "НХРС" протокола разногласий.
До 1 июля 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
- коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения;
- коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений;
- юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками;
- гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность (пункт 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ).
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
- 20 % кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 000 000 человек;
- 2,5 % кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности (пункт 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ).
Факт отчуждения двухэтажного нежилого строения из государственной собственности лица, участвующие в деле, не отрицают и не оспаривают.
Как следует из текста свидетельства о государственной регистрации права от 07.02.2003 серии 02-УФ номер 264186, нежилое строение приобретено обществом "НХРС" в результате сделки по выкупу имущества государственного предприятия (л.д. 30).
Спорным в рассматриваемой ситуации является момент, когда истец реализовал право на выкуп земельного участка.
Для целей применения льготного порядка определения цены выкупа земельного участка, установленного пунктом 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ, соответствующий собственник здания (строения, сооружения) должен реализовать своё исключительное право на приобретение земельного участка в срок до 1 июля 2012 года.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 5 статьи 36 Земельного кодекса в редакции, действовавшей до 01.03.2015).
Первоначально с заявлением о предоставлении земельного участка общей площадью 19 250 кв.м. в его собственность путём выкупа общество "НХРС" обратилось в Министерство 26.12.2011 (л.д. 20).
В силу статьи 25.2 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" в редакции, действовавшей в 2011-2012 гг., ранее Министерство имело полномочия распоряжения земельными участками, расположенными в границах г. Уфы и занятыми недвижимым приватизированным имуществом.
Следовательно, общество "НХРС" обратилось в уполномоченный орган.
То обстоятельство, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:030404:192 снят с государственного кадастрового учёта 30.11.2010, то есть до того, как общество "НХРС" обратилось с заявлением о выкупе, в рассматриваемой ситуации не свидетельствует об отсутствии у заявителя права на выкуп земельного участка по льготной цене.
Из материалов дела усматривается, что между Министерством (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью Специализированное ремонтное предприятие "Воддорстой" ОАО "НХРС" (арендатор) имел место гражданско-правовой договор аренды земельного участка от 10.03.2009 N М28-09. Объектом аренды в рамках указанной сделки являлся земельный участок с кадастровым номером 02:55:030404:192. Срок аренды установлен на период с 24.12.2008 по 30.06.2017 (л.д. 89-92).
Тем самым, предусмотренных законом оснований для вывода о прекращении существования земельного участка как самостоятельного объекта права у суда первой инстанции не имелось.
Специфическая особенность земельных участков как объектов недвижимости заключается в том, что они являются природными объектами, частью поверхности земли, формирование их границ осуществляется посредством землеустройства. В последующем в отношении таких участков производится государственный кадастровый учёт. При образовании новых земельных участков прежний земельный участок как природный объект не исчезает, меняется лишь описание границ. Этот факт сам по себе не препятствует восстановлению земельного участка в прежних границах с присвоением соответствующего кадастрового номера. Соответствующая правовая позиция приведена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.04.2008 N 16975/07, от 13.09.2011 N 3413/11.
Заинтересованные лица не лишены возможности "восстановить" в государственном кадастре недвижимости ранее аннулированные в связи с истечением соответствующего срока сведения о конкретном земельном участке путём присвоения этому земельному участку нового кадастрового номера.
В частности, в данном случае земельный участок с кадастровым номером 02:55:030404:192 фактически повторно поставлен на государственный кадастровый учёт 08.02.2013 с присвоением ему нового кадастрового номера - 02:55:030404:977.
Вместе с тем, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что общество "НХРС" не имеет права на выкуп земельного участка по цене 2,5 % от кадастровой стоимости в силу следующего.
Из материалов настоящего дела следует, что в 2013 году между уполномоченным органом власти и обществом "НХРС" заключен договор от 12.08.2013 N М131-13 аренды земельного участка с кадастровым номером 02:55:030404:977. Регистрационная запись об обременении вещных прав на землю (N 02-04-01/348/2013-636) внесена в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 24.10.2013. Срок действия обременения: с 20.05.2013 по 19.05.2023 (л.д. 54-55).
То есть, несмотря на обращение от 26.12.2011, действуя добровольно, в своих собственных интересах, общество "НХРС" реализовало право на оформление земельных отношений путём заключения договора аренды (статьи 1, 421 Гражданского кодекса).
Указанное, принимая во внимание также то обстоятельство, что активных мер для целей выкупа земельного участка в 2011-2013 гг. общество "НХРС" не предприняло, в частности, с заявлением о разъяснении сроков принятия соответствующего решения в Министерство не обратилось, предположительное бездействие органа государственной власти субъекта Российской Федерации в судебном порядке не оспорило, следует признать, что общество "НХРС" утратило интерес к рассмотрению заявления от 26.12.2011 и в настоящее время в силу действия принципа правовой определённости не вправе ссылаться на данное обращение для целей определения выкупной стоимости.
В пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено следующее. Согласно статье 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса, стороны должны руководствоваться Законом N 137-ФЗ, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Как следует из материалов настоящего дела, с заявлением о выкупе земельного участка с кадастровым номером 02:55:030404:977 общество "НХРС" обратилось в Администрацию 24 июля 2014 года (л.д. 106).
По существу данное заявление рассмотрено органом местного самоуправления лишь в марте 2015 года, о чём свидетельствует постановление Администрации от 12.03.2015 N 777 (л.д. 105).
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" с учётом разъяснений, изложенных в пункте 9 постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11, выкупная стоимость земельного участка определяется субъектом Российской Федерации в пределах, установленных в статье 2 Закона N 137-ФЗ.
Земельные отношения в Республике Башкортостан регулируются, в том числе, нормами Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" и постановлениями Правительства Республики Башкортостан от 30.08.2013 N 388 "О порядке определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их собственникам зданий, строений и сооружений, расположенных на таких земельных участках", от 29.12.2014 N 629 "Об определении цены и оплаты земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их собственникам зданий, строений и сооружений, расположенных на таких земельных участках".
Из текста названных правовых актов следует, что по состоянию на 24.07.2014 на территории Республики Башкортостан не было нормы материального права, отличным от пункта 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ образом регулирующей вопрос определения выкупной стоимости земельного участка, в границах которого расположено здание (строение, сооружение), ранее отчуждённое из государственной собственности и находящееся в собственности заявителя.
Поскольку с заявлением о выкупе земельного участка общество "НХРС" обратилось в орган местного самоуправления после 01.07.2012, оснований для расчёта выкупной стоимости земельного участка путём применения ограничения в размере 2,5 % от кадастровой стоимости, предусмотренного пунктом 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ и частью 1 статьи 25.6 Закона Республики Башкортостан N 59-з, не имеется.
Вместе с тем, пунктом 4 постановления Правительства Республики Башкортостан от 29.12.2014 N 629 введено следующее правило: лица, не указанные в пунктах 1-3 настоящего постановления и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, приобретают такие земельные участки:
- до 1 июля 2015 года - по цене в размере 25 процентов от кадастровой стоимости земельного участка, действующей на момент обращения заявителя;
- с 1 июля 2015 года до 1 января 2016 года - по цене в размере 50 процентов кадастровой стоимости земельного участка, действующей на момент обращения заявителя;
- с 1 января 2016 года до 1 июля 2016 года - по цене в размере 75 процентов кадастровой стоимости земельного участка, действующей на момент обращения заявителя;
- с 1 июля 2016 года - по цене, равной кадастровой стоимости земельных участков, действующей на момент обращения заявителя, если иное не установлено федеральным законодательством.
То есть, на период до 01.07.2016 на территории Республики Башкортостан установлен льготный порядок определения выкупной стоимости земельного участка, занимаемого объектом недвижимого имущества, находящегося в собственности частного лица, который предполагает поэтапное увеличение соответствующей стоимости 01.07.2015, 01.01.2016 и 01.07.2016.
Как разъяснено в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 06.12.2001 N 255-О, от 10.12.2002 N 316-О, положение части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации "все равны перед законом и судом" означает, что при равных условиях субъекты права должны находиться в равном положении. По смыслу статьи 19 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с её статьями 17, 18 и 55, конституционный принцип равенства распространяется не только на права и свободы, непосредственно провозглашенные Конституцией Российской Федерации, но и на связанные с ними другие права граждан, приобретаемые на основании федерального закона.
Принимая во внимание то обстоятельство, что специальный порядок определения выкупной стоимости земельного участка по состоянию на 24.07.2014 на территории Республики Башкортостан утверждён не был, фактически заявление общества "НХРС" о выкупе земельного участка рассмотрено Администрацией лишь в марте 2015 года, а также то обстоятельство, что общество "НХРС" не может быть поставлено в неравные условия с лицами, которые обратились в уполномоченные органы с заявлениями о выкупе земельных участков по аналогичным основаниям в период с 29.12.2014 по 30.06.2015 (то есть позднее истца), арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что истец в рассматриваемой ситуации имеет право на выкуп земельного участка путём определения выкупной стоимости в соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Республики Башкортостан от 29.12.2014 N 629, то есть как 25 процентов от кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно кадастровому паспорту в июле 2014 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 02:55:030404:977 составляла 8 638 640 рублей (л.д. 26).
Следовательно, выкупная стоимость составляет 2 159 660 рублей (расчёт: 8 638 640 рублей / 100 * 25).
При таких обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции надлежит отменить применительно к пунктам 3, 4 части 1 статьи 270 АПК РФ (несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права).
Требования общества "НХРС" надлежит удовлетворить, а именно - урегулировать преддоговорный спор, возникший между обществом "НХРС" и Администрацией путём утверждения выкупной стоимости земельного участка с кадастровым номером 02:55:030404:977 в размере 2 159 660 рублей.
Процессуальных нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, арбитражным судом первой инстанции не допущено.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины подлежат распределению по правилам статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.08.2016 по делу N А07-2946/2016 отменить.
Урегулировать преддоговорный спор, возникший между публичным акционерным обществом "Нефтехимремстрой" (ИНН 0277021427, ОГРН 1030204433720) и Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан (ИНН 0276097173, ОГРН 1050204343474) при заключении договора купли-продажи земельного участка общей площадью 19 250 кв.м. с кадастровым номером 02:55:030404:977, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, город Уфа, Орджоникидзевский район, площадка ОАО "Новойл".
Изложить пункт 2.1 договора "о предоставлении земельного участка в собственность за плату" в следующей редакции: "2.1. Цена участка составляет 2 159 660 (два миллиона сто пятьдесят девять тысяч шестьсот шестьдесят) рублей".
Взыскать с Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (ИНН 0276097173, ОГРН 1050204343474) в пользу публичного акционерного общества "Нефтехимремстрой" (ИНН 0277021427, ОГРН 1030204433720) 9000 рублей в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины за рассмотрение искового заявления и апелляционной жалобы по настоящему делу.
Возвратить публичному акционерному обществу "Нефтехимремстрой" (ИНН 0277021427, ОГРН 1030204433720) из федерального бюджета излишне оплаченную по платёжному поручению от 04.02.2016 N 48 государственную пошлину в размере 3000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.П. Ермолаева |
Судьи |
М.И. Карпачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-2946/2016
Истец: ОАО "Нефтехимремстрой", ОАО "Нефтехимстрой"
Ответчик: Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Третье лицо: МО ГО Г. УФА РБ В ЛИЦЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН, ПАО "Нефтехимремстрой", УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН