Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Санкт-Петербург |
|
21 ноября 2016 г. |
Дело N А56-14841/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 ноября 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Пермяковой Е.П.
при участии:
от заявителя: Тамирова С.Г. дов. от 02.09.2016
от заинтересованного лица: Гнатюк В.И. дов. от 14.11.2016
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Ремспецстрой" (регистрационный номер 13АП-25438/2016) на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.08.2016 по делу N А56-14841/2016 (судья Терешенков А.Г.), принятое
по заявлению ООО "Ремспецстрой"
к Межрайонной ИФНС России N 7 по Санкт-Петербургу
об оспаривании постановлений
установил
ООО "Ремспецстрой" (190013, г. Санкт-Петербург, пр. Московский, д.18 лит. Е, пом.13Н, ОГРН 5067847164677, далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановлений Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге (191014, г. Санкт-Петербург, ул. Рылеева, д.7, лит. А, ОГРН 1047855032807, далее - ТУ Росфиннадзора, административный орган) от 19.01.2016 N 72-00-15/2200, 72-00-15/2179, 72-00-15/2203, 72-00-15/2204, 72-00-15/2205, которыми общество привлечено к административной ответственности по части 6, части 6.3 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.
В порядке ст. 48 АПК РФ судом произведено процессуальное правопреемство, Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге заменено на Межрайонную ИФНС России N 7 по Санкт-Петербургу.
Решением суда первой инстанции обществу в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с правомерным привлечением его к административной ответственности по части 6, части 6.3 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях и отсутствием оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Не согласившись с решением суда, общество направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что административный орган должен был принять во внимание отсутствие негативных последствий и признание обществом факта правонарушения. Кроме того, заявитель полагает, что суд необоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для применения статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях и признания правонарушения малозначительным.
Представитель налогового органа не согласился с доводами апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, свою позицию изложил в отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге проведена проверка по информации, поступившей из Центрального Банка Российской Федерации, о соблюдении ООО "Ремспецстрой" валютного законодательства в части своевременного представления форм учета и отчетности по валютным операциям.
В ходе проверки установлено, что ООО "Ремспецстрой" (поставщик) заключило 15.05.2014 с фирмой "Тахал Консалтинг Инжиниирз ЛТД" (покупатель, нерезидент) (Израиль) договор N ТКИ/РСС-1 на выполнение строительно-монтажных работ в пользу нерезидента.
Согласно п.4.1 контракта стоимость поручаемых подрядчику работ составляет 6 023 354,25 рублей.
Во исполнение обязательств по контракту ООО "РемСпецСтрой" оказаны услуги в пользу нерезидента, в связи с чем, сторонами оформлены акт N 1/1 от 09.06.2014 на сумму 1 083 877,20 руб., акт N 4/1 от 05.09.2014 на сумму 751 976,83 руб., акт N 2/1 от 30.06.2014 на сумму 1 251 083,44 руб., акт N 3/1 от 05.08.2014 на сумму 2 231 896,60 руб.
03.07.2014 ООО "РемСпецСтрой" на основании договора в Филиале ОПЕРУ-5 Банка ВТБ (ОАО) в г. Санкт-Петербурге (далее - банк ПС) оформлен паспорт сделки N 14070002/1000/0076/3/1, в графе 6 раздела 3 которого указана дата окончания срока действия договора (завершения исполнения обязательств по договору) - 15.01.2015.
14.01.2015 обществом с нерезидентом заключено дополнительное соглашение N 1, утверждающее новый срок окончания работ - 06.04.2015.
06.04.2015 обществом на основании дополнительного соглашения N 1 от 14.01.2015 переоформлен паспорт сделки N 14070002/1000/0076/3/1, в графе 6 раздела 3 которого указана дата завершения исполнения обязательств по договору - 21.07.2015.
15.04.2015 обществом в банк ПС представлена корректирующая справка о подтверждающих документах, в графе 10 которой указан "Ожидаемый срок" (с учетом изменений, внесенных дополнительным соглашением N 1 от 14.01.2015 к контракту) - 21.07.2015.
Общество несвоевременно представляло в обслуживающий банк документы, необходимые для внесения изменений в паспорт сделки и справки об отчетности по валютным операциям, проведенным на основании указанного контракта, что явилось основанием для составления протоколов об административных правонарушениях по части 6, части 6.3 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
02.12.2015 уполномоченное лицо ТУ Росфиннадзора составило в отношении общества протоколы об административных правонарушениях N 72-14-11/1846, N 72-14-11/1848, N 72-14-11/1849, N 72-14-11/1850.
На основании материалов проверки и протоколов об административном правонарушении 19.01.2016 руководителем ТУ Росфиннадзора вынесены постановления N N 72-00-15/2200, 72-00-15/2203, 72-00-15/2204, 72-00-15/2205 о привлечении ООО "РемСпецСтрой" к административной ответственности по части 6, части 6.3 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей по каждому постановлению.
Общество с названными постановлениями административного органа не согласилось, просило признать правонарушение малозначительным. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая заявителю в удовлетворении заявленных требований, посчитал доказанным событие вменяемого ему правонарушения.
Частью 6 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Частью 6.3 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами более чем на тридцать дней.
Обязанность резидентов и нерезидентов, осуществляющих в Российской Федерации валютные операции, вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям предусмотрена пунктом 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
Порядок представления резидентами и нерезидентами в уполномоченные банки документов и информации, которые связаны с проведением валютных операций, порядок оформления паспортов сделок, а также порядок учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением установлен Инструкцией Центрального банка Российской Федерации от 04.06.2012 N 138-И (далее - Инструкция N 138-И).
Согласно пункту 6.5 Инструкции N 138-И резидент для оформления ПС в уполномоченном банке представляет заполненную форму ПС, документы и информацию, на основании которых заполнена указанная форма, в зависимости от того, какое из указанных ниже исполнений обязательств по контракту (кредитному договору) начнется раньше, включая срок их проверки уполномоченным банком, установленный пунктами 6.7 и 6.11 настоящей Инструкции, не позднее следующих сроков:
- п.п.6.5.1 при зачислении иностранной валюты или валюты Российской Федерации по контракту (кредитному договору) от нерезидента на счет резидента, открытый в уполномоченном банке или в банке-нерезиденте, - не позднее срока, установленного настоящей Инструкцией для представления резидентом справки о валютных операциях.
В соответствии с пунктом 2.3 Инструкции N 138-И, справка о валютных операциях и документы, связанные с проведением указанных в ней валютных операций, представляются резидентом в уполномоченный банк при зачислении иностранной валюты на транзитный валютный счет - не позднее 15 рабочих дней после даты ее зачисления, указанной в уведомлении уполномоченного банка о ее зачислении на транзитный валютный счет.
Согласно пункту 18.9 Инструкции N 138-И, справки о валютных операциях, документы, связанные с проведением валютных операций, подтверждающие документы, необходимые для заполнения справок уполномоченным банком, считаются представленными резидентом в срок, если они представлены резидентом в сроки, установленные настоящей Инструкцией, и приняты уполномоченным банком в срок, установленный Инструкцией.
Материалами дела подтверждается, что предельным сроком представления ООО "РемСпецСтрой" документов и информации, которые являются основанием для внесения изменений в ПС, в банк ПС (дополнительное соглашение N 1 от 14.01.2015) - 04.02.2015.
ООО "РемСпецСтрой" после внесения дополнительным соглашением N 1 от 14.01.2015 изменений в контракт, заявление о переоформлении ПС одновременно с документами и информацией, которые необходимы для переоформления ПС представлено в банк ПС - 06.04.2015 и ПС N14070002/1000/0076/3/1 переоформлен 07.04.2015, то есть с нарушением срока представления в банк ПС заявления о переоформлении ПС одновременно с дополнительным соглашением N 1 от 14.01.2015 к контракту, установленный п.п. 8.3- 8.4 Инструкции ЦБ РФ от 04.06.2012 N 138-И, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.6 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях (постановление N 72-00-15/2200).
В нарушение требований п.9.7 Инструкции ЦБ РФ от 04.06.2012 N 138-И общество согласно имеющейся в материалах дела корректирующей справке о подтверждающих документах от 10.07.2014, последняя одновременно с подтверждающим документом, а именно, дополнительным соглашением N 1 от 14.01.2015, представлена в банк ПС - 15.04.2015 и принята последним 17.04.2015 (согласно отметке банка на указанной справке), то есть с нарушением срока более чем на 30 рабочих дней, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.6.3 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях (постановление N 72-00-15/2203).
Постановлением административного органа N 72-00-15/2204 общество привлечено к ответственности по ч.6.3 ст.15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях за представление корректирующей справки о подтверждающих документах от 30.09.2014 одновременно с подтверждающим документом в банк ПС - 15.04.2015 и принята последним 17.04.2015 (согласно отметке банка на указанной справке), то есть с нарушением срока, предусмотренного п.9.7 Инструкции ЦБ РФ от 04.06.2012 N 138-И, более чем на 30 рабочих дней.
Постановлением административного органа N 72-00-15/2205 общество привлечено к ответственности по ч.6.3 ст.15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях за представление корректирующей справки о подтверждающих документах от 11.09.2014 одновременно с подтверждающим документом в банк ПС - 15.04.2015 и принята последним 17.04.2015 (согласно отметке банка на указанной справке), то есть с нарушением срока, предусмотренного п.9.7 Инструкции ЦБ РФ от 04.06.2012 N 138-И, более чем на 30 рабочих дней.
Таким образом, материалами дела подтверждается факт нарушения ООО "РемСпецСтрой" сроков представления документов для внесения изменений в ПС в уполномоченный банк и представления справок о валютных операциях, установленных Инструкцией ЦБ РФ от 04.06.2012 N 138-И.
Общество не отрицает факт совершения им вменяемых правонарушений.
Доказательств невозможности соблюдения заявителем требований валютного законодательства в силу чрезвычайных событий, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины общества во вмененном административном правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях общества состава административных правонарушений, предусмотренных частью 6, частью 6.3 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Доводам общества о малозначительности совершенных правонарушений, судом первой инстанции дана надлежащая оценка.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях суд вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности. Следовательно, применение положений данной статьи является не обязанностью, а правом суда.
Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При этом возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе РФ об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 названного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано (пункт 18.1 постановления).
Доводы в обоснование исключительности совершенных правонарушений для целей признания их малозначительными, обществом не приведены.
В данном случае, исходя из конкретных обстоятельств дела и характера общественных отношений, на которые посягает нарушитель, следует сделать вывод о пренебрежительном отношении юридического лица к требованиям законодательства о валютном регулировании и валютном контроле.
Правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частями 6, 6.3 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, нарушает установленный порядок валютного регулирования и валютного контроля, который должен носить устойчивый характер, обеспечивать стабильность внутреннего валютного рынка и соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений.
В апелляционной жалобе общество указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении, апелляционный суд не находит оснований для их переоценки.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал правильную оценку обстоятельствам, установленным по делу, и принял законное решение, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.08.2016 по делу N А56-14841/2016, оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Ремспецстрой" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-14841/2016
Истец: ООО "Ремспецстрой"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 7 по Санкт-Петербургу, Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге