город Ростов-на-Дону |
|
22 ноября 2016 г. |
дело N А32-26777/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 ноября 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Гуденица Т.Г., Ефимовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковалевой В.Ю.,
при участии:
от Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Краснодарскому краю: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от ООО "Гид - Дешевая аптека": представитель по доверенности от 14.11.2016 Петухов В.В., паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гид - Дешевая аптека"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.08.2016 по делу N А32-26777/2016, принятое судьей Хмелевцевой А.С.,
по заявлению Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Краснодарскому краю
к обществу с ограниченной ответственностью "Гид - Дешевая аптека"
(ИНН 6166074953, ОГРН 1106193003740)
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный орган федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Краснодарскому краю (далее - служба; административный орган) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Гид - Дешевая Аптека" (далее - общество) о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявленные требования мотивированы нарушением обществом правил хранения лекарственных средств, утвержденных приказом Минсоцразвития России от 23.08.2010 N 706н "Об утверждении правил хранения лекарственных средств".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.08.2016 ООО "Гид" - Дешевая Аптека" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Общество с ограниченной ответственностью "Гид - Дешевая Аптека" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.08.2016 отменить. В апелляционной жалобе общество указало, что не было надлежащим образом уведомлено о месте и времени составлении протокола об административном правонарушении, а также не было уведомлено о рассмотрении дела о привлечении общества к административной ответственности в Арбитражном суда Краснодарского края. Также, податель жалобы считает, что судом первой инстанции не были исследованы доказательства вмененного обществу правонарушения. Общество указало, что ему в нарушение Закона N 294-ФЗ не направлялся и не предоставлялся акт проверки.
В отзыве на апелляционную жалобу административный орган возражал на доводы апелляционной жалобы, настаивал на законности вынесенного судом первой инстанции судебного акта.
В судебном заседании суд протокольным определением удовлетворил ходатайство Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Краснодарскому краю о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, определил рассмотреть апелляционную жалобу в порядке статьи 156 АПК РФ в его отсутствие. Представитель ООО "Гид - Дешевая аптека" поддержал доводы апелляционной жалобы, ссылался на наличие процессуальных нарушений при рассмотрении административного дела, а также при рассмотрении дела судом первой инстанции, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество осуществляет фармацевтическую деятельность на основании лицензий от 12.05.2012 N ЛО-23-02-001963 и от 19.09.2016 N ЛО-23-02-001624, выданных Департаментом здравоохранения Краснодарского края по местам осуществления фармацевтической деятельности.
Административным органом на основании приказа от 06.07.2016 N П-208/01/1-01/16 в аптечных пунктах общества с ограниченной ответственностью "Гид" - Дешевая Аптека", в целях выполнения плана контрольно-надзорных мероприятий Министерства здравоохранения Краснодарского края на 2016 год, размещенного на официальном сайте (http://minzdravkk.ru) провело мероприятия по контролю за соблюдением лицензионных требований при осуществлении фармацевтической деятельности.
В ходе проверки по адресу: 350062, Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский округ, ул. им. Атарбекова, д. 9, кв. 47, литер А, 1 этаж, помещения N 2, 5, 6; литер а13, 1 этаж, помещения N 10, 11; литер а23, 1 этаж, помещение N 12 установлено:
- нарушение статьи 58 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", Общей фармакопейной статьи "Хранение лекарственных средств" ОФС 1.1.0010.15 Государственной Фармакопеи РФ XIII издания,
- пункта 6 приказа Минздравсоцразвития России от 23.08.2010 N 706н "Об утверждении правил хранения лекарственных средств": отделка помещений для хранения лекарственных средств (внутренние поверхности стен, потолков) имеют нарушения целостности и не допускают возможности проведения влажной уборки;
- пункта 7 приказа Минздравсоцразвития России от 23.08.2010 N 706н "Об утверждении правил хранения лекарственных средств": в торговом зале для регистрации параметров воздуха используется контролирующий прибор (гигрометр психрометрический ВИТ2 N Е166 не поверенный, срок поверки истек 27.11.2015);
- пункта 8 приказа Минздравсоцразвития России от 23.08.2010 N 706н "Об утверждении правил хранения лекарственных средств": в помещениях хранения лекарственные средства размещают в соответствии с требованиями нормативной документации, в том числе с учетом способа применения (внутреннее, наружное); при этом в холодильнике N 1 на одной полке (в одном контейнере) одновременно хранятся лекарственные препараты для инъекций и для наружного применения: "Аминокапроновая кислота 50 мг/мл 100 мл раствор для инфузий" - 1 флакон (серия 0010516), "Вода черемичная 100 мл раствор для наружного применения" (серия 30116) - 1 флакон, "Верукацид раствор для наружного применения" (серия 071015);
- пункта 12 приказа Минздравсоцразвития России от 23.08.2010 N 706н "Об утверждении правил хранения лекарственных средств": выявлены лекарственные препараты с истекшим сроком годности, при этом не помещены отдельно от других групп лекарственных средств в специально выделенную и обозначенную (карантинную) зону: "Гевискон N 32, серия 418402, в количестве 0,8 уп. со сроком годности до 06.2016, производитель Рекитт Бенкизер Хелскэр Лимитед";
- в торговом зале размещен лекарственный препарат с признаками повреждений упаковки "Гепа-мерц 10 мл N 10 концентрат для приготовления раствора для инфузий", серия 503331 (разбита одна из ампул, повреждена вторичная упаковка), не помещено отдельно от других групп лекарственных средств в специально выделенную и обозначенную (карантинную) зону;
- пунктов 40, 42 приказа Минздравсоцразвития России от 23.08.2010 N 706н "Об утверждении правил хранения лекарственных средств": хранение лекарственных препаратов для медицинского применения осуществляется с нарушением требований к их хранению, указанными на вторичной (потребительской) упаковке лекарственного препарата:
- в материальной комнате в холодильнике N 1 при температуре 9°С на верхней полке и 10°С на нижней, согласно показаниям термометра, хранились лекарственные препараты: "Румалон 1 мл N 10 ампул раствор для внутримышечного введения" (серия 1412015, годен до 12.2020, производитель ЗАО "Брынцалов" - 1 упаковка (требуемые условия 18-20 °С), "Веррукацид раствор для наружного применения" серия 071015, годен до 10.2020, производитель ЗАО "ФНПП "Ретиноиды", "бензилбензоат 20 % эмульсия для наружного применения", серия 050216, годен до 02.2019, (требуемые условия 18-22 °С);
- в материальной комнате в холодильнике N 2 при температуре минус 1°С на верхней полке и 0°С на нижней, согласно показаниям термометра, хранились лекарственные препараты, в том числе инсулины, замораживание которых запрещено: инсулин "Новорапид Пенфил ЮОЕд/мл 3 мл N 5 - 0,6 уп., серия FJ30011, срок до 11.2017, производитель ООО "НовоНордиск", Инсулин Лантус СолоСтар 100 ед/мл 3 мл N 5 шприц ручки"- 1 уп. Серия Е2680615, годен до 06.2018, и другие, требующие хранения при температуре 2-8 °С). Также данном холодильнике хранились: "Бифидумбактерин 5 доз N 10 фл" - 3 уп. серия Т65, годен до 05.2017, производитель ФГУП "НПО Микроген", "Виферон 150000 ME N 10"- 8 уп. серия 112015, годен до 12.2017, производитель ООО "Ферон", "Квинаксгл. К 0,015% стер 15 мл" - 8 фл. серия 16В19ЕА, производитель с.а. Алкон Куврер н.в.Бельгия. (требуемые условия 2-8 °С), "полиоксидоний 6 мг N 5 фл - 1 уп. серия 020116, годен до 01.2018, производитель ООО "НПО Петроваск Фарм" (требуемые условия 4-8 °С);
- в ходе проверки в комнате персонала обнаружена коробка с помещенными внутрь лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и биологически активными добавками, учет температуры и влажности не организован, тогда как согласно пунктов 3, 4 приказа Минздравсоцразвития России от 23.08.2010 N 706н "Об утверждении правил хранения лекарственных средств": в помещениях для хранения лекарственных средств должны поддерживаться определенные температура и влажность воздуха, позволяющие обеспечить хранение лекарственных средств в соответствии с указанными на первичной и вторичной (потребительской) упаковке требованиями производителей лекарственных средств; помещения для хранения лекарственных средств должны быть оборудованы кондиционерами и другим оборудованием, позволяющим обеспечить хранение лекарственных средств в соответствии с указанными на первичной и вторичной (потребительской) упаковке требованиями производителей лекарственных средств, либо помещения рекомендуется оборудовать форточками, фрамугами, вторыми решетчатыми дверьми;
- лекарственные препараты, подготовленные к возврату поставщикам, хранятся вне мест основного хранения, в том числе не помещены в карантинную зону.
В ходе проверки по адресу: 350000, Краснодарский край, г. Краснодар, Центральный внутригородской округ, ул. Северная, д. 305, кв. 10, литер А, 1 этаж, помещения N 29, 31, 40, 41 установлены:
- нарушение статьи 58 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", Общей фармакопейной статьи "Хранение лекарственных средств" ОФС 1.1.0010.15 Государственной Фармакопеи РФ XIII издания,
- пункта 6 приказа Минздравсоцразвития России от 23.08.2010 N 706н "Об утверждении правил хранения лекарственных средств": отделка помещений для хранения лекарственных средств (внутренние поверхности стен, потолков) имеют нарушения целостности и не допускают возможности проведения влажной уборки;
- пункта 7 приказа Минздравсоцразвития России от 23.08.2010 N 706н "Об утверждении правил хранения лекарственных средств": в холодильниках для регистрации параметров воздуха используется бытовые контролирующие приборы без поверки, сведения о поверке и сертификаты отсутствуют;
- пунктов 40, 42 приказа Минздравсоцразвития России от 23.08.2010 N 706н "Об утверждении правил хранения лекарственных средств": хранение лекарственных препаратов для медицинского применения осуществляется с нарушением требований к их хранению, указанными на вторичной (потребительской) упаковке лекарственного препарата:
- в материальной комнате при температуре 26,8°С на основании данных гигрометра психрометрического тип ВИТ 2 N 0436 хранятся: "Хондроитина сульфат 100 мг N 10 ампул лиофилизат для приготовления раствора д/в/м вв. 3 упаковки серия 080615 ООО "Эллара", требуемые условия 18-22 °С), "Румалон 1 мл N 10 ампул раствор для внутримышечного введения" (серия 1412015, годен до 12.2020, производитель ЗАО "Брынцалов" - 1 упаковка (требуемые условия 18-20 °С) и другие;
- в холодильнике N 2 при температуре 10°С, согласно показаниям имеющегося термометра, хранились лекарственные препараты: "Пертуссин сир. 100,0" - 2 флакона серия 10116, производитель ООО "Флора Кавказа" (требуемые условия 12-15 °С);
- в холодильнике N 1 при температуре 7°С на верхней полке и 0 °С на нижней, хранятся: "Комбилипен 2 мл N 5 р-р для внутримышечного введения - 1 упаковка, серия 730416, "Альтевир 3 млн ME 1 мл N 5" - 1 уп. серия 100315, (требуемые условия 2-8 °С). "Иммунофан 1 мл 50 мкг /мл N 5, серия 020116, (требуемые условия 2-10 °С);
- в материальной комнате при температуре 26,8 °С на основании данных гигрометра психрометрического тип ВИТ 2 N 0436 в шкафу хранится: "Настойка Женьшеня", ООО "Камелия НПП" (требуемые условия 12-15С);
- пункта 7 приказа Минздравсоцразвития России от 23.08.2010 N 706н "Об утверждении правил хранения лекарственных средств": в помещении размещены препараты "Простамол", "Ликопрофит" и др. на витрине, отсутствует прибор для регистрации параметров воздуха, контроль параметров температуры и влажности воздуха не организован.
В ходе проверки по адресу : 350000, Краснодарский край, г. Краснодар, Центральный округ, ул. Садовая, д. 2, литер А, А5, 1 этаж, помещения N 5/4, 5/5, 5/6, 20, 21 установлены нарушения:
- статьи 58 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", Общей фармакопейной статьи "Хранение лекарственных средств" ОФС 1.1.0010.15 Государственной Фармакопеи РФ XIII издания;
- пункта 7 приказа Минздравсоцразвития России от 23.08.2010 N 706н "Об утверждении правил хранения лекарственных средств": в материальной комнате, где размещены, в том числе холодильники для хранения термолабильных ЛП, отсутствует прибор для регистрации параметров воздуха; хранятся ЛП на стеллажах без возможности контроля параметров температуры и влажности воздуха;
- пункта 8 приказа Минздравсоцразвития России от 23.08.2010 N 706н "Об утверждении правил хранения лекарственных средств": в помещениях хранения лекарственные средства размещают в соответствии с требованиями нормативной документации, в том числе с учётом способа применения (внутреннее, наружное). При этом лекарственные средства размещают в соответствии с требованиями нормативной документации, в том числе с учётом способа применения (внутреннее, наружное).
При этом на стеллажах на одной полке одновременно хранятся лекарственные препараты для инъекций и для наружного применения: "Окситоцин -Виал раствор д/ин. 5 ME /мл 1 мл N 10.
- 1 упаковка, серия 140709, годен до 07.2017 производитель ООО "АЛВИС" и "Лидокаин А СЕПТ спрей 50 мл" - 2 флакона, серия 30516, годен до 06.2018, производитель ОАО НПЦ "Биоген";
- пункта 40, 42 приказа Минздравсоцразвития России от 23.08.2010 N 706н "Об утверждении правил хранения лекарственных средств": хранение лекарственных препаратов для медицинского применения осуществляется с нарушением требований к их хранению, указанными на вторичной (потребительской) упаковке лекарственного препарата: в материальной комнате на полке при температуре 23 °С (согласно показаниями гогрометра ВИТ 1 N 4) хранится лекарственный препарат "Окситоцин -Виал р-р д/ин. 5 ME/мл 1 мл N 10 1 упаковка, серия 140709, годен до 07.2017 производитель ООО "АЛВИС", (требуемые условия 2-8 °С);
- в материальной комнате в холодильнике N 1 с интервалом температур от 2 до 8 °С при фактической температуре минус 4°С на полке N 3 согласно показаниям термометра ТС- 7М1 исп. 6 N 27127, хранились лекарственные препараты: "Тафлопан 0,0015% 0,3 мл N 30 - 2 уп., серия 1515631, годен до 07.2018, производитель АО Сантэн Финляндия (требуемые условия 2-8 °С), сульфацил Натрий 20 % 1,5 мл N 2 - 5 уп., серия 191015, годен до 11.2017 (требуемые условия 2-15 °С), офтан катахром гл. к. 10 мл - 5 фл., серия 157985 годен до 11.2018, производитель АО Сантен, Финляндия, (требуемые условия 8-15 °С), и другие;
В ходе проверки по адресу: 350000, Краснодарский край, г. Краснодар, Центральный округ, ул. Коммунаров, д. 69, литер А, 1 этаж, помещения N 12,12/1,12/2,12/3,12/4 установлены нарушения:
- статьи 58 Федерального закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", Общей фармакопейной статьи "Хранение лекарственных средств" ОФС 1.1.0010.15 Государственной Фармакопеи РФ XIII издания;
- пункта 6 приказа Минздравсоцразвития России от 23.08.2010 N 706н "Об утверждении правил хранения лекарственных средств": отделка помещений для хранения лекарственных средств (внутренние поверхности стен, потолков, пола) имеют нарушения целостности и не допускают возможности проведения влажной уборки; пунктов 40, 42 приказа Минздравсоцразвития России от 23.08.2010 N 706н "Об утверждении правил хранения лекарственных средств": хранение лекарственных препаратов для медицинского применения осуществляется с нарушением требований к их хранению, указанными на вторичной (потребительской) упаковке лекарственного препарата:
- в холодильнике N 3 температура ЮС хранится "Настойка ЖеньШеня 25 мл", ЗАО Вифитекс", 10 флаконов, (требуемые условия хранения 12-15С), "Бефунгин р-р", 1 упаковка требуемые условия хранения 12-15С, "Калонхое сок" (требуемые условия хранения 15-25С), и др.;
В ходе проверки по адресу: 350072, Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский округ, ул. им. 40-летия Победы, д. 33/1, кв. 202 установлены нарушения:
- статьи 58 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", Общей фармакопейной статьи "Хранение лекарственных средств" ОФС 1.1.0010.15 Государственной Фармакопеи РФ XIII издания;
- пунктов 40, 42 приказа Минздравсоцразвития России от 23.08.2010 N 706н "Об утверждении правил хранения лекарственных средств": хранение лекарственных препаратов для медицинского применения осуществляется с нарушением требований к их хранению, указанными на вторичной (потребительской) упаковке лекарственного препарата: в холодильнике с температурой 7С хранятся "Капли Зеленина", 2 флакона, (требуемые условия хранения 12-15С), "Леспефрил", 1 упаковка (требуемые условия хранения 12-15С), "Леспефлан" (требуемые условия хранения 15-25С), и др.
22.07.2016 по результатам проверки административным органом в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 81/16 по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
На основании части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, контролирующий орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 КоАП РФ, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объектом противоправного посягательства, установленного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются требования технических регламентов, государственных стандартов, в том числе к пищевой продукции, соблюдение которых направлено на охрану здоровья, благополучие населения, а также на защиту прав потребителей на приобретение безопасных для жизни и здоровья пищевых продуктов надлежащего качества.
Объективная сторона указанного административного правонарушения характеризуется действием (бездействием) и выражается в нарушении требований технических регламентов, обязательных требований государственных стандартов при изготовлении, реализации (поставке, продаже) продукции.
Согласно пункту 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе защиты жизни или здоровья граждан.
В силу пунктов 28, 29 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон N 61-ФЗ) под обращением лекарственных средств понимается разработка, доклинические исследования, клинические исследования, экспертиза, государственная регистрация, стандартизация и контроль качества, производство, изготовление, хранение, перевозка, ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, реклама, отпуск, реализация, передача, применение, уничтожение лекарственных средств. Субъекты обращения лекарственных средств - это физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, и юридические лица, осуществляющие деятельность при обращении лекарственных средств.
При этом в силу части 1 статьи 58 Закона N 61-ФЗ хранение лекарственных средств осуществляется производителями лекарственных средств, организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность, медицинскими организациями, ветеринарными организациями и иными организациями, осуществляющими обращение лекарственных средств.
В соответствии с пунктом 2 статьи 58 Закона N 61-ФЗ правила хранения лекарственных средств утверждаются соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 706н утверждены "Правила хранения лекарственных средств" (далее - Правила), которые устанавливают требования к помещениям для хранения лекарственных средств для медицинского применения, регламентируют условия хранения указанных лекарственных средств и распространяются на медицинские и иные организации, осуществляющие деятельность при обращении лекарственных средств, индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность.
Согласно пункту 32 Правил N 706н хранение лекарственных средств, требующих защиты от воздействия повышенной температуры (термолабильные лекарственные средства), организации и индивидуальные предприниматели должны осуществлять в соответствии с температурным режимом, указанным на первичной и вторичной (потребительской) упаковке лекарственного средства в соответствии с требованиями нормативной документации.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 706н организации и индивидуальные предприниматели должны осуществлять хранение лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями к их хранению, указанными на вторичной (потребительской) упаковке указанного лекарственного препарата.
Правилами N 706н также предусмотрено, что в помещениях для хранения лекарственных средств должны поддерживаться определенные температура и влажность воздуха, позволяющие обеспечить хранение лекарственных средств в соответствии с указанными на первичной и вторичной (потребительской) упаковке требованиями производителей лекарственных средств (п. 3).
Как установлено пунктом 6 Правил N 706н отделка помещений для хранения лекарственных средств (внутренние поверхности стен, потолков) должна быть гладкой и допускать возможность проведения влажной уборки.
В соответствии с пунктом 7 Правил N 706н помещения для хранения лекарственных средств должны быть оснащены приборами для регистрации параметров воздуха (термометрами, гигрометрами (электронными гигрометрами) или психрометрами). Измерительные части этих приборов должны размещаться на расстоянии не менее 3 м от дверей, окон и отопительных приборов. Приборы и (или) части приборов, с которых производится визуальное считывание показаний, должны располагаться в доступном для персонала месте на высоте 1,5 - 1,7 м от пола.
Показания этих приборов должны ежедневно регистрироваться в специальном журнале (карте) регистрации на бумажном носителе или в электронном виде с архивацией (для электронных гигрометров), который ведется ответственным лицом. Журнал (карта) регистрации хранится в течение одного года, не считая текущего. Контролирующие приборы должны быть сертифицированы, калиброваны и подвергаться поверке в установленном порядке.
В пункте 8 Правил N 706н установлено, что в помещениях для хранения лекарственные средства размещают в соответствии с требованиями нормативной документации, указанной на упаковке лекарственного препарата, с учетом: физико-химических свойств лекарственных средств; фармакологических групп (для аптечных и медицинских организаций); способа применения (внутреннее, наружное); агрегатного состояния фармацевтических субстанций (жидкие, сыпучие, газообразные).
При выявлении лекарственных средств с истекшим сроком годности они должны храниться отдельно от других групп лекарственных средств в специально выделенной и обозначенной (карантинной) зоне (пункт 12 Правил)
В силу пункта 41 Правил N 706н при хранении в шкафах, на стеллажах или полках лекарственные препараты для медицинского применения во вторичной (потребительской) упаковке должны быть размещены этикеткой (маркировкой) наружу. При этом, организации и индивидуальные предприниматели должны осуществлять хранение лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями к их хранению, указанными на вторичной (потребительской) упаковке указанного лекарственного препарата (пункт 42 Правил хранения лекарственных средств).
Как верно установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, общество в своей деятельности допустило нарушение Правил хранения лекарственных препаратов. Факт осуществления обществом деятельности с нарушением обязательных требований доказан контролирующим органом и подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 22.07.2016 N 81/16, с фотоматериалами.
Представленные доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Общество ссылается на то, что управлением в нарушение порядка проведения проверки не был составлен акт проверки.
В силу части 3 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) его положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к действиям государственных органов, связанным с проведением административного расследования. Кроме того, Закон N 294-ФЗ имеет иные цели и сферу применения, не может применяться непосредственно к отношениям, связанным с привлечением к административной ответственности, и не отменяет фактическое основание наступления административной ответственности.
Вопросы возбуждения дела об административном правонарушения, порядка рассмотрения дела об административном правонарушении регулируются исключительно нормами КоАП РФ.
Исходя из положений ст. 2.1, 26.1 КоАП РФ, для привлечения к административной ответственности необходимо установить состав административного правонарушения, на основании доказательств, полученных при производстве по делу об административном правонарушении и отвечающих требованиям ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу пункта 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. В соответствии с частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Лицу или его законному представителю разъясняются права и обязанности, предусмотренные указанным Кодексом, предоставляется возможность ознакомиться с протоколом, представить свои объяснения и замечания по содержанию протокола.
Согласно разъяснениям Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
При выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.
Как видно из материалов дела, уведомление о проведении проверки в отношении ООО "Гид-Дешевая Аптека" было получено представителем общества по доверенности Гусевой В.А. 07.07.2016.
Директором ООО "Гид-Дешевая Аптека" Дружковым Э.И. выдана доверенность Гусевой В.А. от 18.07.2016 (том 1 л.д. 109) на участие в проверке.
Административный орган в ходе рассмотрения административного дела направлял корреспонденцию ООО "Гид-Дешевая Аптека" по адресу, указанному в ЕГРЮЛ: 344045, Ростовская область, г.Ростов-на-Дону на ул. Миронова, д.4Б.
Указанные в ЕГРЮЛ сведения совпадают со сведениями, содержащимися в Сводном реестре лицензий, о выданных данной организации для осуществления фармацевтической деятельности, указан адрес: г.Ростове-на-Дону на ул. Миронова, д.4Б.
В отзыве на апелляционную жалобу территориальный орган указывает, что электронный адрес был сообщен непосредственно ООО "Гид-Дешевая Аптека": rphs-54@mail.ru.
Из материалов дела усматривается, что в адрес общества была направлена телеграмма о необходимости прибыть в Территориальный орган для составления протокола, а также, указанная информация была направлена по электронной почте (л.д. 93-96).
20.07.2016 Территориальным органом был получен ответ: телеграмма не доставлена, по указанному адресу "такого учреждения нет".
Как следует из положений п. 24.1 Пленума ВАС РФ, при решении арбитражным судом вопроса о том, имело ли место надлежащее извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, следует учитывать, что КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно. Следовательно, извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи).
Кроме того, не могут считаться не извещенными лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившиеся за их получением несмотря на почтовое извещение (при наличии соответствующих доказательств").
Относительно доводов общества о несоблюдении судом первой инстанции обязанности по уведомлении лиц участвующих в деле о дате и времени судебного заседания - дате рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности, судебная коллегия указывает следующее.
В силу статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса извещаются арбитражным судом о времени и месте судебного заседания или проведения отдельного процессуального действия путем направления копии судебного акта не позднее чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания или проведения процессуального действия, если иное не предусмотрено Кодексом.
Суд может рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, только при условии их надлежащего извещения (ч. 5 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 1 ст. 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации копия судебного акта направляется арбитражным судом по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо путем вручения адресату непосредственно в арбитражном суде или по месту нахождения адресата, а в случаях, не терпящих отлагательства, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи.
Документы, подтверждающие направление арбитражным судом копий судебных актов и их получение адресатом в порядке, установленном названной статьей Кодекса (уведомление о вручении, расписка, иные документы), приобщаются к материалам дела (ч. 5 ст. 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Лица, участвующие в деле, считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта либо если копия судебного акта не была вручена адресату по причинам, указанным в ч. 2 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и орган связи проинформировал арбитражный суд об этих причинах (ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что определением 08.08.2016 Арбитражного суда Краснодарского края принято к производству заявление Территориального органа Росздравнадзора по Краснодарскому краю. Указанным определением суд обязал лиц, участвующих в деле, в том числе привлекаемое к административной ответственности ООО "Гид - Дешевая Аптека" представитель дополнительные материалы, обеспечить явку в предварительное судебное заседание, о чем 10.08.2016 представитель ООО "Гид - Дешевая Аптека" Гусева В.А. была извещена телефонограммой (том 1 л.д. 75).
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.08.2016 дело назначено к судебному разбирательству на 18.08.2016 в 17 час. 10 мин., о чем ООО "Гид - Дешевая Аптека" в лице фармацевта Фроловой Е.А. уведомлено телефонограммой от 16.08.2016 (том 1 л.д. 110); телефонограммой от 17.08.2016 общество уведомлено через заместителя заведующей аптекой Ларченко М.С.
(том 1 л.д. 111).
Также, в адрес общества г.Ростов-на-Дону, ул. Миронова, д.4Б арбитражный суд направлял телеграмму от 17.08.2016 о необходимости явки в судебное заседание 18.08.2016 в 17 час. 10 мин. в качестве заинтересованного лица по делу.
В материалы дела представлены сведения о том, что телеграмма не доставлена, так как учреждение отказалось принять (том 1 л.д.112).
В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем (в том числе на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом, в рамках производства по делу об административном правонарушении и т.п.), за исключением случаев, когда соответствующие данные внесены в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица (пункт 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Общество обязано создать условия, обеспечивающие получение почтовой корреспонденции. Ненадлежащая организация деятельности общества в части получения поступающей по его юридическому адресу корреспонденции является риском самого лица, который несет все неблагоприятные последствия этого.
С учетом изложенного, в рассматриваемом случае процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении со стороны административного органа не допущено. Доводы жалобы признаются необоснованными.
Вывод суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного части 1 статьи 14.43 КоАП РФ, является правомерным.
Исключительных обстоятельств, обусловивших совершение настоящего административного правонарушения, судом не установлено, данных о тяжелом имущественном (финансовом) положении заявителем жалобы не представлено.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, судебная коллегия считает, что нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, а судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.08.2016 по делу N А32-26777/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с частью 4.1 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев, при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-26777/2016
Истец: Территориальный орган Росздравнадзора по КК, Территориальный орган федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Краснодарскому краю
Ответчик: ООО "ГИД - ДЕШЕВАЯ АПТЕКА", ООО "Гид-дешевая аптека"
Хронология рассмотрения дела:
18.04.2017 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2039/17
13.04.2017 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1966/17
15.02.2017 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-425/17
22.11.2016 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-16425/16
24.08.2016 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-26777/16