г. Хабаровск |
|
22 ноября 2016 г. |
А16-543/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 ноября 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Вертопраховой Е.В., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
от Управления сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области: Репина Я.Г., представитель по доверенности от 29.09.2016;
от общества с ограниченной ответственностью "Агро Регион ДВ": представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области
на решение от 03.08.2016
по делу N А16-543/2016
Арбитражного суда Еврейской автономной области
принятое судьей Козыревой М.А.
по иску Управления сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области
к обществу с ограниченной ответственностью "Агро Регион ДВ"
о взыскании основной задолженности в размере 526 218 руб. и процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 18 237 руб. 67 коп.
УСТАНОВИЛ:
управление сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области (далее - истец, управление сельского хозяйства, Управление) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с исковым заявлением, с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ, к обществу с ограниченной ответственностью "Агро Регион ДВ" (далее - ответчик, ООО "Агро Регион ДВ", Общество) о взыскании основной задолженности в размере 526 218 рублей и процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 18 237 рублей 67 копеек
Решением от 03.08.2016 суд в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, Управление заявило апелляционную жалобу, в обоснование которой указало, что ООО "Агро Регион ДВ" не представил в Управление документы в соответствии с пунктом 6 Порядка, утвержденного Постановлением правительства ЕАО от 17.02.2015 N 46-пп "О Порядке предоставления в 2015 году сельскохозяйственным товаропроизводителям Еврейской автономной области субсидии из федерального и областного бюджетов на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства". Земельный участок о зарегистрированных правах за ответчиком в управлении Росреестра по ЕАО не значится. В деле имеются документы только на земельный участок, находящийся на праве собственности за ФГУП "Башмак" (договор от 01.06.2016). Вместе с тем, договор аренды земель сельскохозяйственного назначения от 01.06.2015 не зарегистрирован в установленном законом порядке и решением Арбитражного суда Еврейской автономной области от 30.10.2015 по делу N А16-1447/2015, оставленным без изменения апелляционной инстанцией, признан ничтожным. Таким образом, требования Порядка о предоставлении документов на землю права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не выполнены. Фактически ответчик не представил документы, подтверждающие права на земельный участок. В соответствии с пунктом 10 Порядка прием документов, предусмотренных пунктом 7 Порядка (документ, подтверждающий зарегистрированные права на землю) предоставляются до 15 декабря 2015 года. В случае если сельскохозяйственный товаропроизводитель не представил, предусмотренные пунктом 7 Порядка документы полученная ранее субсидия возвращается в областной бюджет до 20 декабря 2015 года. Если до 20.12.2015 субсидия не была возвращена, Управление взыскивает ее в судебном порядке. Кроме того, пунктом 4.2. соглашения от 18.05.2015 N 15 предусмотрено условие, согласно которому если сельхозтоваропроизводитель не представит документы, предусмотренные п. 7 Порядка (надлежащие документы на землю), то полученная ранее субсидия возвращается в областной бюджет до 01.10.2015. Постановлением правительства области от 16.12.2015 N 549-пп срок возврата субсидии продлен до 20.12.2015, изменения в соглашения не вносились.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
ООО "Агро Регион ДВ", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы не принимало участие в судебном заседании апелляционной инстанции.
Исследовав представленные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя лица, участвующего в деле, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 18.05.2015 между управлением сельского хозяйства (управление) и ООО "Полевое" (сельхозтоваропроизводитель), в соответствии с постановлением правительства ЕАО от 17.02.2015 N 46-пп "О Порядке предоставления в 2015 году сельскохозяйственным товаропроизводителям Еврейской автономной области субсидии из федерального и областного бюджетов на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства", заключено соглашение N 85 о предоставлении в 2015 году сельскохозяйственным товаропроизводителям Еврейской автономной области субсидии из федерального и областного бюджетов на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства.
Предметом соглашения является предоставление Управлением сельхозтоваропроизводителю субсидии из федерального и областного бюджетов на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства в виде возмещения части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ из расчета 1 га посевной площади сельскохозяйственных культур в 2015 году (далее - субсидия) по ставкам, утвержденным Порядком предоставления в 2015 году сельскохозяйственным товаропроизводителям Еврейской автономной области субсидии из федерального и областного бюджетов на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, утвержденного постановлением правительства ЕАО от 17.02.2015 N 46-пп (далее - Порядок).
Субсидия предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на текущий финансовый год 526 218 рублей (пункт 1.2 соглашения).
В соответствии с пунктом 1.3 соглашения субсидия имеет целевое назначение: на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства в виде возмещения части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ из расчета 1 га посевной площади сельскохозяйственных культур в 2015 году.
Сельхозтоваропроизводитель предоставляет: в срок до 20 июля 2015 года отчет об исполнении полученной субсидии, в срок до 01 сентября 2015 года - предоставляет документы, предусмотренные пунктом 7 Порядка (пункты 2.2.4, 2.2.5 соглашения).
Условия и порядок предоставления субсидии согласованы сторонами в разделе 3 соглашения.
Согласно пункту 3.1 соглашения субсидия предоставляется сельхозтоваропроизводителю на основании документов, указанных в пункте 4 Порядка.
В случае, если субсидия, рассчитанная в соответствии с Порядком, превышает размер субсидии, исчисленной исходя из фактической посевной площади сельскохозяйственных культур в 2015 году, излишне уплаченная сумма субсидии возвращается сельхозтовропроизводителем в областной бюджет, до 01 сентября текущего года (пункт 3.2 соглашения).
В разделе 4 соглашения сторонами установлен порядок осуществления возврата субсидии сельхозтоваропроизводителем, а также возврата неиспользованных остатков.
В силу пункта 4.1 соглашения, в случае нарушения условий предоставления субсидии, сельхозтоваропроизводитель обязан вернуть их в полном объеме на лицевой счет управления в течении одного месяца с даты выявления факта нарушения.
В случае, если сельхозтоваропроизводитель не предоставил предусмотренные пунктом 7 Порядка или предоставит их в неустановленный срок, полученная субсидия возвращается сельхозтоваропроизводителем в областной бюджет (пункт 4.2 соглашения).
28.04.2015 ООО "Полевое" обратилось в управление сельского хозяйства с N 87 о предоставлении субсидии и представило необходимые для этого документы.
16.06.2015 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в отношении изменения наименования юридического лица ООО "Полевое" на ООО "Агро Регион ДВ".
По результатам рассмотрения заявления Общества, ответчику предоставлена субсидия в размере 526 218 рублей, в том числе 34 000 рублей - за счет средств областного бюджета, 492 218 рублей - за счет средств федерального бюджета.
Представленные в материалах дела платежные поручения (от 22.05.2015 N 635409, от 04.06.2015 N 653237) подтверждают факт перечисления денежных средств получателю - Обществу, в назначении платежа указано - субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства.
В связи с неисполнением ответчиком условий соглашения о предоставлении субсидии от 18.05.2015 N 85 (а именно не предоставление правоудостоверяющих документов на земельный участок), а также нецелевым использованием полученных бюджетных средств, управление сельского хозяйства 13.01.2016 направило Обществу претензию с требованием о возврате денежных средств в сумме 526 218 рублей. Претензия оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения с иском в суд, который отказывая в его удовлетворении, обоснованно исходил из следующего.
Постановлением правительства ЕАО от 17.02.2015 N 46-пп "О Порядке предоставления в 2015 году сельскохозяйственным товаропроизводителям Еврейской автономной области субсидии из федерального и областного бюджетов на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства" утвержден порядок предоставления в 2015 году сельскохозяйственным товаропроизводителям Еврейской автономной области субсидии из федерального и областного бюджетов на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства (далее - Порядок), который определяет условия и механизм предоставления субсидий из областного и федерального бюджетов на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства в виде возмещения части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ.
Согласно пункту 3 Порядка субсидия предоставляется сельскохозяйственным товаропроизводителям Еврейской автономной области (далее - область) на основании соглашения, заключенного с управлением сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области (далее - управление), о предоставлении субсидии.
Пунктом 4 Порядка определено, что субсидия предоставляется на основании следующих документов:
1) заявления о предоставлении субсидии согласно приложению N 1 к настоящему Порядку;
2) выписки из Единого государственного реестра юридических лиц или из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;
3) плана посевных площадей на 2015 год согласно приложению N 2 к настоящему Порядку;
4) отчета о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса по формам, утвержденным Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 12.12.2014 N 497.
Для получения субсидии сельскохозяйственный товаропроизводитель области представляет в управление в срок до 1 июня текущего года документы, предусмотренные подпунктами 1, 3, 4 пункта 4 настоящего Порядка (пункт 5 Порядка).
В соответствии с пунктом 6 Порядка после завершения посевных сельскохозяйственных работ управление осуществляет проверку фактически посеянных площадей сельскохозяйственных культур в 2015 году на основании следующих документов:
1) отчета о посевных площадях сельскохозяйственных культур в 2015 году по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку;
2) правоудостоверяющего документа на земельный участок:
- права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- выданного до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и имеющего равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Сельскохозяйственный товаропроизводитель области представляет в управление документы, предусмотренные подпунктом 1 и абзацем третьим подпункта 2 пункта 6 настоящего Порядка (пункт 7 Порядка).
Управление не вправе требовать от сельскохозяйственного товаропроизводителя области представления документов, предусмотренных абзацем вторым подпункта 2 пункта 6 настоящего Порядка. Сельскохозяйственный товаропроизводитель области вправе представить указанные документы в управление по собственной инициативе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным
предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В силу пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Абзацем 6 пункта 10 Порядка, утвержденного постановлением правительства ЕАО от 17.02.2015 N 46-пп предусмотрено, что в случае если сельскохозяйственный товаропроизводитель области не представил предусмотренные пунктом 7 настоящего Порядка документы или представил их в неустановленный срок, полученная ранее сумма субсидии возвращается сельскохозяйственным товаропроизводителем области в областной бюджет с указанием кодов бюджетной классификации и по реквизитам, указанным в платежных поручениях на поступление этих средств, до 20 декабря текущего года.
Как следует из материалов дела, в обоснование заявленного требования истец ссылается на непредоставление ответчиком правоустанавливающих документов на земельный участок.
Вместе с тем, как установлено судом и подтверждается представителем Управлением, Общество для предоставления субсидии первоначально предоставило два договора: договор аренды земли от 20.01.2015 N 1282 и договор аренды земли от 20.01.2015 N 1283, заключенные между администрацией Биробиджанского района и КФХ Урумбаевой А.Е., а также договоры о передаче прав и обязанностей по договору аренды земли от 27.03.2015 N б/н к указанным договорам аренды земли (от 20.01.2015 N 1282 и N 1283). Однако договоры о передаче прав не прошли государственную регистрацию и по устной договоренности не были учтены при расчете суммы субсидии.
После подачи Обществом заявления о предоставлении субсидии (28.04.2015), ответчиком представлен договор аренды земель сельскохозяйственного назначения от 01.06.2016, заключенный между ФГУП "Башмак" (арендодатель) и ООО "Полевое" (арендатор) в соответствии с которым ФГУП "Башмак" передал в аренду земли сельскохозяйственного назначения общей площадью 1 700 гектаров, находящиеся в его владении на праве собственности на землю (свидетельство 79-АА 008906 от 24.05.2010). Земли переданы в аренду для выращивания на них сельскохозяйственных и масличных культур.
Решением Арбитражного суда Еврейской автономной области от 30.10.2015 по делу N А16-1447/2015 сделки договоров аренды земель сельскохозяйственного назначения от 01.06.2015 согласно которым федеральное государственное унитарное предприятие "Башмак" передало в границах земельного участка кадастровый номер 79:03:000000:186 обществу с ограниченной ответственностью "КИРОВО" земельный участок общей площадью 1 130 гектаров и обществу с ограниченной ответственностью "АГРО РЕГИОН ДВ" земельный участок общей площадью 1 700 гектаров признаны ничтожными.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-7054/2015 от 09.02.2016 решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 30.10.2015 по делу N А16-1447/2015 оставлено без изменения.
Вместе с тем, из представленного в материалы дела плана посевных площадей на 2015 год следует, что общая посевная площадь сельскохозяйственных культур составляет 1 700 га, в отчете о посевных площадях также указана посевная площадь - 1 700 га.
Таким образом, плановая и фактическая посевная площадь совпадают, необходимый размер посевных площадей обеспечен.
Согласно подпункту 1 пункта 6 Порядка после завершения посевных сельскохозяйственных работ управление осуществляет проверку фактически посеянных площадей сельскохозяйственных культур в 2015 году на основании следующих документов: отчета о посевных площадях сельскохозяйственных культур в 2015 году; правоудостоверяющего документа на земельный участок:
Прием документов, предусмотренных пунктом 7 Порядка, осуществляется до 15 декабря текущего года.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отчет о посевных площадях, а также правоустанавливающие документы на земельный участок (договоры аренды земли от 20.01.2015 N 1282 и от 20.01.2015 N 1283, договоры от 27.03.2015 о передачи прав и обязанностей по договору аренды, договор аренды от 01.06.2015) Обществом в установленные в соглашении от 18.05.2015 и Порядком сроки были в Управление представлены.
Пунктом 1.3 соглашения установлено, что субсидия имеет целевое назначение: на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства в виде возмещения части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ из расчета 1 га посевной площади сельскохозяйственных культур в 2015 году.
Факт произведенных работ, а также их объем Управлением не оспаривается, на момент предоставления субсидии договор аренды оспорен не был, фактическое исполнение (предоставления и использования земельного участка) договора аренды от 01.06.2015 также не оспаривается.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что основания для признания нецелевого использования предоставленной субсидии, отсутствуют.
Поскольку условия соглашения от 18.05.2015 соблюдены в полном объеме, следовательно, предоставленная субсидия в сумме 526 218 рублей возврату не подлежит.
Таким образом, приведенные в жалобе доводы апелляционным судом признаются несостоятельными и не влияющими на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта. Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
С учетом изложенного, правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 03.08.2016 по делу N А16-543/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А16-543/2016
Истец: Управление сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области
Ответчик: ООО "Агро Регион ДВ"