Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 марта 2017 г. N Ф07-869/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о взыскании долга и затрат, о взыскании неустойки
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Санкт-Петербург |
|
22 ноября 2016 г. |
Дело N А56-47399/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 ноября 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Черемошкиной В.В.
судей Слобожаниной В.Б., Сотова И.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Жарковым Р.П.,
при участии:
от истца: Самойленко М.А., доверенность от 15.03.2016,
от ответчиков: 1) Карелова К.А., доверенность от 03.03.2016,
2) Карелова К.А., доверенность от 14.03.2016,
от 3-х лиц: не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22331/2016) Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.06.2016 по делу N А56-47399/2015 (судья Бобарыкина О.А.), принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью "Продресурс"
к 1) Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа"
2) к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации,
3-и лица: 1) общество с ограниченной ответственностью "УК Щелковские коммунальные системы",
2) муниципальное унитарное предприятие городского поселения Монино "Монинский имущественный комплекс",
3) Федеральное государственное казенное учреждение "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации,
4) Федеральное государственное казенное учреждение "Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко" Министерства обороны Российской Федерации,
5) Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры и искусства "Центральный музей вооруженных сил Российской Федерации" Министерства обороны Российской Федерации
о взыскании
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Продресурс" (далее - Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" (далее - Учреждение, ответчик-1), а в случае отсутствия или недостаточности денежных средств с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (далее - Министерство, ответчик-2) за счет средств казны Российской Федерации, о взыскании 5 441 625 руб. 67 коп. задолженности и 979 887 руб. 40 коп. неустойки, а также расходов по уплате государственной пошлины.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.06.2016 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Министерство обороны Российской Федерации обратилось с апелляционной жалобой на решение суда, в которой просят обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав ООО "Продресурс" в удовлетворении исковых требований. В обоснование апелляционной жалобы Министерство обороны РФ указывает, что государственные контракты, на основании которых были взысканы денежные средства являются незаключенными, считает, что обязательство по оплате оказанных услуг у ответчика не возникло. Также в апелляционной жалобе Министерство обороны РФ ссылается на то, что ФГКУ "Главный военный клинический госпиталь им. Н.Н. Бурденко" Минобороны России и ФГБУ культуры и искусства "Центральный музей Вооруженных сил Российской Федерации" Минобороны России являются юридическими лицами и отвечают по своим обязательствам самостоятельно. Министерство обороны РФ также указывает, что должностными лицами воинских частей и организаций, подведомственных Минобороны России подписаны акты сдачи-приемки оказанных услуг без полномочий на подписание от имени ФКУ "ОСК ЗВО".
Истец представил отзыв, в котором возражал по доводам жалобы, просил в ее удовлетворении отказать.
Федеральное государственное казенное учреждение "Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко" Министерства обороны Российской Федерации в отзыве на апелляционную жалобу указало на недоказанность исковых требований, в связи с чем полагало, что в удовлетворении иска надлежит отказать.
Возражений против рассмотрения дела в пределах доводов апелляционной жалобы сторонами не заявлено, в связи с чем, решение суда в апелляционном порядке рассматривается в обжалуемой части в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои правовые позиции, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 20.12.2014 между муниципальным унитарным предприятием городского поселения Монино "Монинский имущественный комплекс" (далее - МП ГПМ "МИК", организация водопроводно-канализационного хозяйства) и федеральным казенным учреждением "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" (далее - ФКУ "ОСК ЗВО", абонент) заключен государственный контракт N 28/2014/В-61 на поставку холодного водоснабжения для нужд федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" в 2014 году (далее - Контракт N 28/2014/В-61). В соответствии с условиями заключенного Контракта N 28/2014/В-61 организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение, обязалась подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, а абонент обязался оплачивать принятую холодную (питьевую) воду установленного качества в объеме, определенном контрактом, и соблюдать предусмотренный контрактом режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящегося в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
20.12.2014 между муниципальным унитарным предприятием городского поселения Монино "Монинский имущественный комплекс" и федеральным казенным учреждением "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" заключен государственный контракт N 28/2014/В-62 на оказание услуг водоотведения для нужд федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа в 2014 году (далее - Контракт N 28/2014/В-62). В соответствии с условиями заключенного Контракта N 28/2014/B-62 организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая водоотведение, обязалась осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечить их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязался соблюдать режим водоотведения, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленных законодательством Российской Федерации, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в сроки, порядке и размере, которые определены указанным контрактом.
Ненадлежащее исполнение абонентом своих обязательств по осуществлению оплаты за поставку холодного водоснабжения и оказание услуг водоотведения на предусмотренных контрактами условиях повлекло за собой образование у абонента задолженности.
По состоянию на 31.12.2014 размер задолженности Учреждения перед МП ГПМ "МИК" по Контракту N 28/2014/B-6I составил 2 760 219 руб. 45 коп.
Размер задолженности Учреждения перед МП ГПМ "МИК" по Контракту N 28/2014/В-62 составил 2 757 489 руб. 07 коп.
29.04.2015 между МП ГПМ "МИК" и ООО "УК Щелковские коммунальные системы" (далее - ООО "УК ЩКС") заключены два договора цессии.
Согласно заключенному договору об уступке прав требования (цессии) от 29.04.2015 N 17 Ц (далее - Договор цессии N 17 Ц) МП ГПМ "МИК" передало ООО "УК ЩКС" права требования к Учреждению, основанные на Контракте N 28/2014/В-61 от 20.12.2014, заключенном между МП ГПМ "МИК" и Учреждением.
Согласно заключенному договору об уступке прав требования (цессии) от 29.04.2015 N 18 Ц (далее - Договор цессии N 18 Ц) МП ГПМ "МИК" передало ООО "УК ЩКС" права требования к Учреждению, основанные на Контракте N 28/2014/B-62 от 20.12.2014, заключенном между МП ГПМ "МИК" и Учреждением.
В соответствии с условиями Договоров цессии N 17 Ц и N 18 Ц, заключенных 29.04.2015, новому кредитору перешли все права в полном объеме и на тех условиях, которые существовали в отношениях между МП ГПМ "МИК" и Учреждением по Контрактам N 28/2014/В-61 и 28/2014/B-62.
05.06.2015 МП ГПМ "МИК" уведомило Учреждение о состоявшейся уступке ООО "УК ЩКС" прав требования по денежным обязательствам ФКУ "ОСК ЗВО" по оплате поставленного холодного водоснабжения по 31.12.2014, вытекающим из Контракта N 28/2014/В-61 от 20.12.2014 и об уступке прав требования по денежным обязательствам Учреждения по оплате оказанных услуг водоотведения по 31.12.2014, вытекающим из Контракта N 28/2014/В-62 от 20.12.2014.
10.06.2015 между ООО "УК ЩКС" и Обществом заключен договор об уступке прав требования (цессии) N 13-М (далее - Договор цессии N 13-М) и договор об уступке прав требования (цессии) N 14-М (далее - Договор цессии N 14-М).
В соответствии с указанными договорами цессии ООО "УК ЩКС" передало ООО "Продресурс" принадлежащие ему на основании Договора N 17 Ц и Договора N 18 Ц права требования к Учреждению, основанные на Контрактах N 28/2014/B-61 и 28/2014/В-62, заключенных между МП ГПМ "МИК" и Учреждением. В соответствии с пунктами 2.2 заключенных договоров цессии N 13M и N 14-М к ООО "Продресурс" перешли все права в полном объеме и на тех же условиях, которые существовали в отношениях между ООО "УК ЩКС" и ФКУ "ОСК ЗВО". К ООО "Продресурс" также перешли все права, обеспечивающие исполнение обязательств Учреждения по указанным выше контрактам, а также другие связанные с требованиями права, в том числе право на проценты за пользование денежными средствами, неустойки (пени, штрафов) и иных платежей, предусмотренных контрактами и действующим законодательством Российской Федерации, обязанность по уплате которых возложена на Учреждение.
Во исполнение пунктов 3.13 заключенных договоров цессии N 13-М и N 14-М ООО "УК ЩКС" уведомило Учреждение о состоявшейся уступке ООО "Продресурс" прав требования по денежным обязательствам по оплате оказанных услуг холодного водоснабжения по 31.12.2014, вытекающим из Контракта N 28/2014/В-61 от 20.12.2014 и водоотведения по 31.12.2014, вытекающим из Контракта N 28/2014/В-62 от 20.12.2014.
С учетом корректировок долга, произведенных после 31.12.2014 по двум контрактам, по состоянию на 18.06.2015, размер основного долга Учреждения составил: по Контракту N 28/2014/В-61 - 2 680 089 руб. 59 коп.; по Контракту N 28/2014/В-62 - 2 761 536 руб. 08 коп. Общая сумма задолженности по двум контрактам составила 5 441 625 руб. 67 коп
Наличие указанной задолженности явилось основанием для обращения истца с указанным иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции признал исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 названного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что оплата производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Истец представил в материалы документы, подтверждающие оказание спорной услуги в заявленном периоде. Факт оказания в спорный период услуг водоснабжения Учреждение не опровергло, доказательств, указывающих на недостоверность сведений, содержащихся в представленных истцом документах, не представило. При указанных обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для вывода о том, что оказанные услуги Учреждение не получило.
При этом Учреждение не представило доказательства оплаты потребленного ресурса ни поставщику услуг, ни цессионарию.
При данных обстоятельствах суд первой инстанции, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в деле доказательства, пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Так, податель жалобы указывает на незаключенность спорных государственных контрактов N 28/2014/В-61 и N 28/2014/В-62. Между тем, из материалов дела усматривается, что Муниципальное предприятие городского поселения Монино "Монинский имущественный комплекс", являясь организацией водопроводно-канализационного хозяйства, оказывала для нужд ФКУ "ОСК ЗВО" (Абонент) услуги, связанные с осуществлением холодного водоснабжения: обеспечивала подачу через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, а также оказывала услуги по приему сточных вод Абонента в централизованную систему водоотведения, обеспечивала их транспортировку, очистку и сброс в водный объект. Услуги водоснабжения и водоотведения, были оказаны для следующих объектов, находящихся в ведении ФКУ "ОСК ЗВО" и расположенных по адресу: Московская область, Щелковский район, г.п. Монино, военный городок 21/1:
1. Госпиталь
2. В/ч N 33877-2,
3. В/ч N 33877-2 (баня, КПП центральное),
4. Склад БКХ в/ч 554433
5. База БКХ в/ч 55443
6. Центральный музей ВВС
Сведения об объемах оказанных услуг и их стоимость отражены в выставленных организацией в адрес Абонента счетах-фактурах.
Услуги водоснабжения и водоотведения оказывались в соответствии с тарифами, установленными (утвержденными) Комитетом по тарифам и ценам Московской области в 2014 г.
Факт оказания услуг, их объем и стоимость подтверждены соответствующими актами и справками, составленными по итогам 2014 г. уполномоченными Абонентом лицами (руководителями указанных объектов).
В целях оформления сложившихся между МП ГПМ "МИК" и ФКУ "ОСК ЗВО" отношений, связанных с оказанием выше указанных услуг в 2014 году, организацией водопроводно-канализационного хозяйства были составлены и направлены в адрес Абонента Государственный контракт N 28/2014/В-61 на поставку холодного водоснабжения для нужд ФКУ "ОСК ЗВО" в 2014 году и Государственный контракт N 28/2014/В-62 на оказание услуг водоотведения для нужд ФКУ "ОСК ЗВО" в 2014 году.
Указанные договоры (государственные контракты) были составлены в соответствии с типовыми формами для договоров холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 г. N 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения".
Сведения об объемах оказанных услуг, их стоимости, рассчитанной в соответствии с утвержденными тарифами, порядок оплаты оказанных услуг, иные существенные условия были предусмотрены и отражены в соответствующих пунктах (положениях) договоров.
Подписанные в нескольких экземплярах со стороны МП ГПМ "МИК" договоры были направлены в адрес ФКУ "ОСК ЗВО" для их рассмотрения и подписания со стороны Абонента.
В предусмотренный законом срок (30 дней) возражений относительно условий, изложенных в направленных договорах, от Абонента не поступило.
Таким образом, в соответствии с п. 12 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" и на основании п. 8 ч. 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" направленные в адрес ФКУ "ОСК ЗВО" договоры (государственные контракты) являются заключенными на условиях, содержащихся в договорах и представленных Абоненту организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Положения ПС РФ, ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 не содержат запрета на заключение государственного контракта водоснабжения и водоотведения в рассматриваемой ситуации.
Таким образом, государственные контракты N 28/2014/В-61 и N 28/2014/В-62 являются заключенными.
Доказательства оспаривания названных контрактов в установленном законом порядке суду не представлены.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал правомерными требования истца о взыскании договорной неустойки.
Довод о недоказанности факта оказания услуг противоречит материалам дела и отклоняется апелляционным судом.
Апелляционным судом не установлено нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, являющихся основанием для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции, обстоятельства, имеющие значение для дела, выяснены в полном объеме, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе оставлены за подателем жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.06.2016 по делу N А56-47399/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Черемошкина |
Судьи |
В.Б. Слобожанина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-47399/2015
Истец: ООО "Продресурс"
Ответчик: Федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа"
Третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации, МУП городского поселения Монино "Монинский имущественный комплекс", ООО "УК Щелковские коммунальные системы", ФГБУ культуры и искусства "Центральный музей вооруженных сил Российской Федерации" Министерства обороны Российской Федерации, федеральное государственное казенное учреждение "Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко" Министерства обороны Российской Федерации, Федеральное государственное казенное учреждение "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации