Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 марта 2017 г. N Ф08-844/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: решение суда первой инстанции отменено
г. Ессентуки |
|
21 ноября 2016 г. |
Дело N А15-4569/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 ноября 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова М.У., судей: Афанасьевой Л.В., Белова Д.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Трофименко О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Республике Дагестан и индивидуального предпринимателя Фейзуллаева Б.А. на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 11.07.2016 по делу N А15-4569/2015 (судья Тагирова З.Т.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Фейзуллаева Б.А.
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Республике Дагестан,
об оспаривании ненормативных правовых актов,
третье лицо - Управление Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан,
при участии в судебном заседании представителей: от УФНС по Республике Дагестан: Магомедова Н.К. (доверенность от 08.02.2016); от МРИ ФНС России N 3 по Республике Дагестан - Беделова Н.Н. (доверенность от 04.10.2016),
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 11.07.2016, принятым по заявлению индивидуального предпринимателя Фейзуллаева Б.А. (далее - заявитель) к МРИ ФНС России N 3 по Республике Дагестан (далее - инспекция, налоговый орган) и УФНС России по Республике Дагестан (далее - Управление):
признаны недействительными как несоответствующие Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) решение инспекции от 10.08.2015 N 657 и решение УФНС России по РД от 02.11.2015 N 16-08/09922 в части доначисления 36 695 рублей земельного налога, 11776 рублей пени по налогу, назначения 7339 рублей штрафа по п.1 ст. 122 НК РФ, 6293 рублей по статье 119 НК РФ;
отказано в признании указанных ненормативных правовых актов недействительными в части взыскания 234 824 рублей НДФЛ, 7591 рублей транспортного налога, и начисления соответствующей суммы пени и штрафов;
взыскано с инспекции в пользу заявителя 300 рублей в возмещение судебных расходов.
Судебный акт в удовлетворённой части мотивирован тем, что инспекция при начислении земельного налога произвела расчет, исходя из удельных показателей кадастровой стоимости земель, утвержденных постановлением Правительства Республики Дагестан от 29.12.2007 N 355 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов муниципальных образований "город Буйнакск", "город Избербаш", "город Каспийск", "город "Кизилюрт", город Кизляр", "город Избербаш", "город Дербент", "город Дагестанские Огни", "город Хасавюрт", "город Южно-Сухокумск", признанным недействующим.
В отказанной части требований судебный акт мотивирован тем, что предприниматель не имел права применять упрощенную систему налогообложения, налоги следовало исчислять по общей системе налогообложения.
Судебный акт обжалован сторонами в апелляционном порядке.
Заявитель просит отменить решение суда в отказанной части требований и удовлетворить их, указывая на то, что суд не исследовал всех обстоятельств по делу, выводы суда не соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Так, предприниматель считает, что он со дня постановки на учет находится на упрощенной системе налогообложения, в связи с чем ему необоснованно начислены НДФЛ, пеня и штрафы за 2011-2012 годы.
Апелляционная жалоба инспекции свидетельствует о несогласии с выводами суда в части удовлетворённых требований. Инспекция считает, что выводы суда не соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Так начисление земельного налога, пени, штрафа за 2011 год на основании постановления Правительства РД от 29.12.2007 N 355 правомерны и обоснованы, ссылка суда на решение Верховного суда Республики Дагестан от 07.10.2008 не состоятельна.
Управление в отзыве возражает против доводов апелляционной жалобы предпринимателя, просит удовлетворить требования апелляционной жалобы инспекции.
В судебном заседании представители инспекции и управления поддержали заявленные доводы.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие предпринимателя, извещенного о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом.
Из обстоятельств дела видно, что инспекцией проведена выездная налоговая проверка заявителя за период с 01.01.2011 по 31.12.2013, по результатам которой составлен акт от 18.06.2015 N 597.
Решением от 10.08.2015 N 657:
заявитель привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ и статьи 119 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 305879 рублей за неуплату налогов, в том числе: 118521 рублей в связи с неуплатой НДФл; 7339 рублей в связи с неуплатой земельного налога; 1518 рублей в связи с неуплатой транспортного налога; 719 рублей в связи с неуплатой налога на имущество; 17778 рублей в связи с непредставлением налоговых деклараций;
заявителю предложено уплатить налоги в сумме 640489 руб., в том числе: 592607 рублей НДФЛ; 36695 рубль земельного налога; 7591 рублей транспортного налога; 3596 налога на имущество
заявителю начислены пени в сумме 10162 за несвоевременную уплату налогов, в том числе: 87215 рублей по НДФЛ; 11776 рублей по земельному налогу; 2083 рублей по транспортному налогу; 553 рублей по налогу на имущество.
Не согласившись с решением налоговой инспекции от 10.08.2015 N 657, в порядке, предусмотренным главой 19 НК РФ, предприниматель обратился с апелляционной жалобой в управление.
Решением управления от 02.11.2015 N 16-08/09922 отменено решение МРИ ФНС N 3 по РД о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 657 от 10.08.2015 в части доначисления предпринимателю налога на доходы физических лиц, рассчитанного по ставке 13%, соответствующих штрафов и пеней за 2013 год.
Одновременно в этом решении управление поручило налоговой инспекции произвести перерасчет начисленных предпринимателю Фейзуллаеву Б.А. сумм налогов, пени и штрафов с учетом настоящего решения и направить заявителю результаты заявителю и в управление.
В указанной части решение налоговой инспекции управлением отменено по основанию, что начисление штрафных санкций по налогу на доходы физических лиц за 2013 год произведено неправомерно ввиду применения ставки 13% вместо положенных 6%, так как предприниматель Фейзуллаев Б.А. находится в 2013 году на упрощенной системе налогообложения. В остальной части апелляционная жалоба предпринимателя на решение налоговой инспекции оставлена без удовлетворения, а решение налоговой инспекции - без изменения.
Считая незаконными решения налоговой инспекции от 10.08.2015 N 657 и управления от 02.11.2015 N 16-08/09922, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящими заявлениями.
Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Решения, действия (бездействия) налоговых органов могут быть признаны судом незаконными (недействительными) при наличии одновременно двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения ими прав и охраняемых законом интересов заявителя (статьи 198, 201 АПК РФ).
По смыслу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
Как видно из решения налоговой инспекции от 10.08.2015 N 657, предприниматель привлечен к налоговой ответственности в виде уплаты земельного налога в размере 36695 руб., штрафа в размере 7339 руб. и пени в размере 11776 руб.
Предпринимателю начислена недоимка по земельному налогу в размере 36695 руб. по земельному участку с кадастровым N 05:42:34:136 (земли нежилого фонда) от кадастровой стоимости земли - 36695529 руб. (3669530х1%), исходя из средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земель г.Дербента в разрезе квартала N 34 постановлением Правительства Республики Дагестан от 29.12.2007 N 355.
На земельный участок площадью 2816 кв.м. с кадастровым номером 05:42:000034:136 предпринимателю Управлением Росреестра по РД выдано свидетельство о госрегистрации права от 09.08.2010.
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 29.12.2007 N 355 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов муниципальных образований "город Буйнакск", "город Избербаш", "город Каспийск", "город "Кизилюрт", город Кизляр", "город Избербаш", "город Дербент", "город Дагестанские Огни", "город Хасавюрт", "город Южно-Сухокумск" (далее- постановление Правительства РД от 29.12.2007 N 355) утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов муниципальных образований "город Буйнакск", "город Избербаш", "город Каспийск", "город "Кизилюрт", город Кизляр", "город Избербаш", "город Дербент", "город Дагестанские Огни", "город Хасавюрт", "город Южно-Сухокумск".
И указанным постановлением утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов и средний уровень кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным образованиям "город Буйнакск", "город Избербаш", "город Каспийск", "город "Кизилюрт", город Кизляр", "город Избербаш", "город Дербент", "город Дагестанские Огни", "город Хасавюрт", "город Южно-Сухокумск" согласно приложениям N 1 и N 2 соответственно.
Согласно приложению N 1 к постановлению Правительства РД от 29.12.2007 N 355 удельный показатель кадастровой стоимости земли по г.Дербенту в квартале N 34 установлена в размере 1303,10 руб. за 1 кв.м.
Кадастровая стоимость данного земельного участка составила 3669530 руб.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя в данной части, указал, что решением Верховного суда Республики Дагестан от 07.10.2008 признано недействующим со дня принятия постановление Правительства Республики Дагестан от 29.12.2007 N 355 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов муниципальных образований "город Буйнакск", "город Избербаш", "город Каспийск", "город "Кизилюрт", город Кизляр", "город Избербаш", "город Дербент", "город Дагестанские Огни", "город Хасавюрт", "город Южно-Сухокумск" в части утверждения среднего удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв. земли в кадастровых кварталах N175 и N212.
Установленные решением Верховного суда Республики Дагестан от 07.10.2008 обстоятельства о нарушении процедуры проведения государственной кадастровой оценки земель в части утверждения среднего удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв.м земли в кадастровых кварталах N 175,212, утвержденные постановлением Правительства Республики Дагестан от 29.12.2007 N 355 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов муниципальных образований "город Буйнакск", "город Избербаш", "город Каспийск", "город "Кизилюрт", город Кизляр", "город Избербаш", "город Дербент", "город Дагестанские Огни", "город Хасавюрт", "город Южно-Сухокумск", имеют отношение к лицам, участвующим в настоящем арбитражном деле.
Данным решением суда Верховного суда РД установлено, что нарушена процедура проведения государственной кадастровой стоимости оценки земель.
Указанное обстоятельство имеет отношение и к землям населенных пунктов, расположенных в г.Дербенте, поскольку одним постановлением Правительства РД от 29.12.2007 N 355 утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов по всем муниципальным образованиям городов Республики Дагестан, в том числе и по г.Дербенту.
Подсчет земельного налога произведен налоговым органом исходя из удельных показателей кадастровой стоимости земель по г.Дербенту, утвержденных постановлением Правительства РД от 29.12.2007 N 355, признанным недействующим со дня принятия в части утверждения среднего удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв.м земли в кадастровых кварталах N 175,212.
При таких обстоятельствах произведенные налоговой инспекцией начисления предпринимателю недоимки по земельному налогу, штрафа и пени за 2011 год на основании утвержденных постановлением Правительства РД от 29.12.2007 N 355 удельных показателей кадастровой стоимости земель является неправомерным, необоснованным.
При таких обстоятельствах привлечение предпринимателя оспоренным решением к ответственности в виде начисления земельного налога в размере 36695 руб., пени в размере 11776 руб. и штрафа в размере 7339 руб. является незаконным.
Суд апелляционной инстанции не соглашается с данными выводами, так как решением Верховного суда РД от 07.10.2008 признано недействующим со дня принятия постановление Правительства Республики Дагестан от 29.12.2007 г. N 355 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов муниципальных образований "город Буйнакск", город Избербаш", "город Каспийск", "город Кизилюрт", "город Кизляр", "город Дербент", "город Дагестанские Огни", "город Хасавюрт", "город Южно-Сухокумск" в части утверждения среднего удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв. м земли в кадастровых кварталах "175 и N 212 г. Хасавюрт по "землям под производственными и административными зданиями, строениями, сооружениями промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического снабжения, сбыта и заготовок" и в кадастровом квартале N 212 по "землям под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания".
Земельный участок Фейзуллаева Б.А. находится в муниципальном образовании "город Дербент" в кадастровом квартале N 34. Указанные обстоятельства в решении Верховного суда РД 07.10.2008 не имеют отношения к землям населенных пунктов, расположенных в г.Дербенте.
При таких обстоятельствах произведенные инспекцией начисления земельного налога, пени, штрафа за 2011 год на основании постановления Правительства РД от 29.12.2007 N 355 правомерны и обоснованы, так как в этой части Верховным судом РД не признаны недействующим со дня принятия постановление Правительства РД от 29.12.2007 N 355.
Это означает несостоятельность выводов судебного решения о не законности ненормативных правовых актов в этой части.
По эпизоду, касающемуся начисления предпринимателю недоимки по НДФЛ за 2011 год в размере 20977 руб. (161360 руб. х13%) и за 2012 год в размере 213847 руб. (1644976 руб. х13%), судом установлено и материалами дела подтверждается, что, в 2011 и 2012 годы предприниматель Фейзуллаев Б.А. применял общий режим налогообложения.
По мнению предпринимателя со дня его постановки на налоговый учет он находится на упрощенной системе налогообложения, а не - на общем режиме налогообложения и необоснованны налоговой инспекцией начислены ему НДФЛ, пеня и штрафы за 2011-2012 годы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.13 НК РФ (часть 2) организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения.
Согласно пункту статьи 346.13 НК РФ (часть 2) вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на упрощенную систему налогообложения не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 статьи 84 настоящего Кодекса.
В этом случае организация и индивидуальный предприниматель признаются налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
Согласно п.3 статьи 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности).
Пунктом 1 статьи 224 НК РФ (глава 23) установлена налоговая ставка в размере 13 процентов.
В силу пункта 1 статьи 227 НК РФ (глава 23) исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.
В пункте 1 статьи 208 НК РФ (глава 23) к доходам от источников в Российской Федерации относятся: доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в РФ; доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в РФ, иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в РФ.
Предприниматель Фейзуллаев Б.А., как видно из свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя серии 05 N 002708608 от 27.10.2006 и выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, на налоговый учет в качестве индивидуального предпринимателя поставлен в МРИ ФНС N 3 России по РД 22.11.2006.
Доказательств уведомления предпринимателем Фейзуллаевым Б.А. налогового органа по месту его жительства об изъявлении желания о переходе в соответствии со статьей 346.13 НК РФ (часть 2) на упрощенную систему налогообложения с даты постановки его на налоговый учет до 20.12.2012 последний не представил ни налоговой инспекции, ни управлению и не в ходе рассмотрения судом настоящего спора.
Согласно уведомлению о переходе на упрощенную систему налогообложения, зарегистрированному 20.11.2012 N 2314904, предприниматель Фейзуллаев Б.А. 20.11.2012 подал в налоговый орган (МРИ ФНС N 3 по РД) уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2013.
Следовательно, с 01.01.2013 предприниматель находится на упрощенной системе налогообложения.
Выводы налоговой инспекции и управления о том, что предприниматель Фейзуллаев Б.А. в период с 2011 года по 2012 год находился на общем режиме налогообложения, обоснованные, соответствуют материалам дела.
В опровержение обратного предприниматель какие-либо доказательства по делу не представил.
Правомерно налоговая инспекция произвела предпринимателю начисление НДФЛ за 2011 - 2012 годы в соответствии с пунктом 1 статьи 224, пунктом 1 статьи 227 НК РФ (глава 23) по ставке 13% от доходов, полученных от сдачи в аренду объектов в 2011-2012 годы.
Факт получения доходов от сдачи предпринимателем в аренду помещений в 2011 году в размере 20977 руб. и в 2012 году в размере 213847 руб. подтверждается представленными налоговой инспекцией актом проверки от 18.06.2015 N 597, договорами субаренды нежилых помещений без номера от 29.12.2010, 29.10.2011, банковскими платежными поручениями, перечисленными в акте проверки и решении от 10.08.2015 N 657, что также не оспаривается предпринимателем.
Расчет по неуплате предпринимателем НДФЛ за 2011 год в размере 20 977 руб. и за 2012 год в размере 213847 руб. налоговой инспекцией произведен обоснованно, арифметически правильно.
За предпринимателем за период 2011-2012 годы числится общая сумма недоимки по НДФЛ в размере 234824 руб.
В соответствии с пунктом 3 статьи 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 НК РФ.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ (пункт 4 статьи 75 НК РФ).
Из указанного следует, что начисление пеней прекращается со следующего дня после уплаты недоимки.
Пеня за просрочку уплаты недоимки по НДФЛ по сумме 20977 руб., начиная с 16.07.2012, и по сумме 234824 руб., начиная с 16.07.2013 включительно по день принятия решения (10.08.2015) составляет 48744 руб.,
По п.1 статьи 122 НК РФ штраф за неуплату налога (НДФЛ) в размере 234824 руб. х20% составляет 46964 руб.
Таким образом, налоговой инспекцией по оспоренному решению определены недоимка по НДФЛ за 2011-2012 годы в размере 234824 руб., пеня за просрочку уплаты по НДФЛ в размере 48744 руб. и штраф по неуплате НДФЛ по п.1 статьи 122 НК РФ в размере 46964 руб. обоснованно, арифметически правильно.
Оспоренным решением налоговая инспекция доначислила предпринимателю недоимку по транспортному налогу за 2011 год в размере 7591 руб.
Доначисление указанной суммы недоимки произведено налоговой инспекцией по причине неисчисления транспортного налога с одной единицы автотранспортного средства - автомобиля "ГАЗ-21Р" госномером Е001НН05 (дата возникновения собственности 15.08.2009) в размере 450 руб. и по двум автотранспортам - автомобиль грузовой ГАЗ 3009АЗ (госномером М001НН) Р05) (дата возникновения собственности -02.06.2009) и автомобиль "Вольво- S90" (дата возникновения собственности - 01.07.2006) доначислен транспортный налог в размере 7141 руб.
По данным автоинспекции дата возникновения собственности предпринимателя на автомобиль "Вольво S90" (госномером А001РУ05) - 01.07.2006. В акте проверки и решении налоговой инспекции дата возникновения собственности по технической причине указано 01.07.2016.
Согласно данным автоинспекции собственником указанных автотранспортов является предприниматель Фейзуллаев Б.А, что и не оспаривается последним.
В соответствии со статьей 4 Закона Республики Дагестан "О транспортном налоге" от 02.12.2002 N 39 (в редакции от 03.02.2011 N 4), действовавшим в 2011 году, срок уплаты налогоплательщиком транспортного налога не позднее 15 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Предпринимателем не представлены доказательства уплаты транспортного налога в размере 7591 руб. за 2011 год в срок не позднее 15 ноября 2012 года.
Доводы заявителя о том, что об отсутствии задолженности по транспортному налогу за 2011 год, документально не подтверждены, подлежат отклонению.
Определениями суда от 28.03.2016, 11.04.2016, 22.04.2016 заявителю неоднократно предлагалось представить по делу в подтверждение своих доводов платежные поручения, квитанции по оплате транспортного налога в размере 7591 руб. за 2011 год.
Однако такие доказательства предприниматель не представил ни налоговому органу, ни в материалы настоящего дела.
Налоговой инспекцией правомерно определен размер недоимки по транспортному налогу в размере 7591 руб., расчет пени от суммы недоимки (7591 руб.) с 16.11.2012 по 10.08.2015 (по день принятия решения) в размере 2083 руб. и штраф по п.1 статье 122 НК РФ в размере 1518 руб. (7591 руб. х20%).
С учетом произведенного налоговой инспекцией по решению управления перерасчета размера штрафа по статье 119 НК РФ (уменьшения) за непредставление декларации остался по оспоренному решения штраф по п.1 статьи 119 НК РФ в размере 70449 руб.
Заявитель просит признать оспоренные решения и в части начисления штрафа в размере 70449 руб. за непредставление декларации по НДФЛ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 227, пунктом 1 статьи 229 НК РФ (глава 23) налогоплательщик обязан представить налоговую декларацию в налоговую инспекцию не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Штраф в размере 70449 руб. налоговым органом определен по пункту 1 статьи 119 НК РФ за непредставление декларации по 3-НДФЛ за 2011 год от суммы НДФЛ в размере 20977 руб. (20977 руб. х 30% = 6293 руб.) и за непредставление декларации по3-НДФЛ за 2012 год от суммы в размере 213847 руб. (213847 руб. х30% =64154 руб.).
Оспоренным решением от 10.08.2015 N 657 налоговой инспекцией предприниматель привлечен по п.1 статьи 119 НК РФ к ответственности за совершение налогового правонарушения, выразившегося в непредставление декларации по 3-НДФЛ за 2011 год, в размере 6293 руб. (20977 руб. х 30%) и за 2012 год в размере 64154 руб. (213847 руб. х 30%).
В соответствии с пунктом 1 статьи 113 НК РФ лицо не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).
Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных статьями 120 и 122 настоящего Кодекса.
Срок представления декларации по НДФЛ за 2011 год в соответствии с пунктом 1 статьи 229 НК РФ (глава 23) - не позднее 30 апреля 2012 года.
Оспоренным решением предприниматель привлечен к ответственности за непредставление декларации по НДФЛ за 2011 год 10.08.2015 (дата принятия решения N 657), то есть за пределами трех лет со дня совершения налогового правонарушения (совершено 30.04.2012).
В силу указанного суд считает, что оспоренным решением от 10.08.2015 N 657 с нарушением требования статьи 113 НК РФ (за пределами срока давности) привлечен предприниматель по п.1 статьи 119 НК РФ к ответственности в виде штрафа за непредставление декларации за 2011 год в размере 6293 руб.
Оспоренное решение в части привлечения предпринимателя по п.1 статьи 119 НК РФ в виде штрафа за непредставление декларации по 3- НДФЛ за 2012 год в размере 64154 руб. ((213847 руб. х 30%) является законным.
Предприниматель привлечен к ответственности в пределах срока давности, правовых оснований для признания незаконным оспоренного решения в указанной части не имеется.
Фактически оспоренным решением неправомерно привлечен предприниматель по п.1 статьи 119 НК РФ в виде штрафа в размере 6295 руб.
Из указанного размера штрафа (70449 руб.) обоснованно налоговой инспекцией определен заявителю по п.1 статьи 119 НК РФ штраф в размере 64154 руб., необоснованный размер штрафа по п.1 статьи 119 в размере 6295 руб. (70449 руб.- 64154 руб.).
После произведенного налоговой инспекцией на основании решения управления перерасчета и уменьшения размера штрафа по п.1 статьи 119 НК РФ остается по решению налоговой инспекции в размере 70449 руб. (177782 руб. - 107333 руб.).
Фактически оспоренным решением неправомерно привлечен предприниматель по п.1 статьи 119 НК РФ в виде штрафа в размере 6295 руб. (70449 руб. - 64154 руб.) и в указанной части оспоренное решение налоговой инспекции является незаконным.
Заявитель просит суд уменьшить размер санкций, начисленных за налоговые правонарушения.
Согласно пункту 1 статьи 112 НК РФ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются: 1)совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; 2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; 2.1) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения; 3) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Ни одно из перечисленных в пункте статьи 112 НК РФ обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, предпринимателем в заявлении не приведены и документально не подтверждены.
Предприниматель не подтвердил наличие у него тяжелого материального положения, не позволяющего ему уплатить оставшиеся после перерасчета (уменьшения) налоговой инспекцией размера штрафа по п.1 статьи 122 НК РФ в размере 46964 руб. и по п.1 статьи 119 НК РФ в размере 64154 руб.
Судом не усматриваются из материалов дела иных обстоятельств, которых возможно признать смягчающими ответственность предпринимателя.
В связи с этим суд сделал обоснованный вывод о том, что нет оснований для уменьшения примененных к предпринимателю штрафных санкций.
Апелляционный суд соглашается с судебным актом в этой части и считает необоснованной апелляционную жалобу предпринимателя.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
в удовлетворении апелляционной жалобы индивидуального предпринимателя Фейзуллаева Б.А. отказать.
Апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Республике Дагестан удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 11.07.2016 по делу N А15-4569/2015 отменить в части признания недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Республике Дагестан от 10.08.2015 N 657 и решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан от 02.11.2015 N 16-08/09922 в части начисления 36 695 рублей земельного налога, 11776 рублей пени по налогу и 7339 рублей штрафа, принять в этой части новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Фейзуллаева Б.А.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-4569/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 марта 2017 г. N Ф08-844/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Фейзуллаев Бейпулат Агабекович
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N3 по РД, МРИ ФНС России N3 по РД, Управление Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан
Третье лицо: УФНС России по РД, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N3 по РД, Управление Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан