г. Вологда |
|
23 ноября 2016 г. |
Дело N А13-15927/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2016 года.
В полном объёме постановление изготовлено 23 ноября 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Моисеевой И.Н., судей Кутузовой И.В. и Рогатенко Л.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Смекаловой Е.Ю.,
при участии от истца Пискунова А.А. по доверенности от 05.08.2015 N 02-14, Крутова В.Н. по доверенности от 15.08.2016 (после перерыва), от ответчика Аполлонова Н.Г. по доверенности от 26.01.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Агрострой" и общества с ограниченной ответственностью "Кирилловская электросеть" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 17 июня 2016 года по делу N А13-15927/2015 (судья Курпанова Н.Ю.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Агрострой" (ОГРН 1053500461695, ИНН 3511005156; место нахождения: 161100, Вологодская обл., Кирилловский р-н, г. Кириллов, ул. Победы, д. 30; далее - ООО "Агрострой") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском (уточненным ходатайством от 16.02.2016) к обществу с ограниченной ответственностью "Кирилловская электросеть" (ОГРН 1053500472497, ИНН 3511005438; место нахождения: 161100, Вологодская обл., Кирилловский р-н, г. Кириллов, ул. Ленина, д. 49; далее - ООО "Кирилловская электросеть") об урегулировании разногласий при заключении договора на технологическое присоединение от 18.08.2015 N 25/15.
Определением суда от 16 февраля 2016 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Северо-Западное управление Ростехнадзора по Вологодской области (далее - управление Ростехнадзора), Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области (далее - департамент), Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - УФАС).
Решением суда от 17.06.2016 возникшие между ООО "Агрострой" и ООО "Кирилловская электросеть" разногласия при заключении договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 18.08.2015 N 25/15 урегулированы следующим образом:
пункт 1 договора изложен в следующей редакции:
"По настоящему договору Сетевая организация принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя (далее - Технологическое присоединение) 22-квартирный жилой дом с электроплитами, в том числе по обеспечению готовности объекта электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (Энергопринимающих) устройств, объектов электроэнергетики), с учетом следующих характеристик:
-максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств: 69 кВт;
-категория надежности определяется проектной документацией;
-класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется присоединение 0,4 кВ;
Максимальная мощность ранее присоединенных энергопринимающих устройств 15 кВт;
максимальная мощность вновь присоединяемых энергопринимающих устройств 54 кВт.
Заявитель обязуется оплатить расходы на технологическое присоединение в соответствии с условиями настоящего договора".
Пункт 5. договора принят в редакции ООО "Агрострой".
Пункт 8.1. договора принят в редакции ООО "Агрострой".
В договор включен пункт 8.6. в следующей редакции: "уведомить сетевую организацию о направлении заявок в иные сетевые организации при технологическом присоединении энергопринимающих устройств, в отношении которых применяется категория надежности электроснабжения, предусматривающая использование 2 и более источников электроснабжения".
Пункт 10. договора изложен в следующей редакции: "размер платы за технологическое присоединение определяется в соответствии с приказом Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 15.12.2014 N 843 "Об установлении размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ООО "Кирилловская электросеть" для заявителя на уровне напряжения ниже 35 кВ с максимальной мощностью до 150 кВт включительно на 2015 год" по ставкам за единицу максимальной мощности с учетом определенной проектной документацией категории надежности".
Пункт 11. договора принят в редакции ООО "Агрострой".
Раздел 1 Технических условий от 18.08.2015 N 25/15 на технологическое присоединение к электрическим сетям ООО "Кирилловская электросеть" принят в следующей редакции:
Пункт 1.1. "наименование энергопринимающих устройств заявителя: ВРУ 0,4кВ многоквартирного 22-х квартирного жилого дома по улице Революционной, 29 г. Кириллов";
Пункт 1.2. "наименование и место нахождения объектов, в целях энергоснабжения которых осуществляется технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя: 22-х квартирного жилого дома по улице Революционной, 29 г. Кириллов с электроплитами".
Пункт 1.3. "максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств: 69 кВт;
максимальная мощность ранее присоединенных энергопринимающих устройств 15 кВт;
максимальная мощность вновь присоединяемых энергопринимающих устройств 54 кВт.
Пункт 1.4. "класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется присоединение 0,4 кВ".
Пункт 1.5. "категория надежности определяется проектной документацией".
Пункт 1.6. "Точки присоединения (вводные распределительные устройства, линии электропередачи, базовые подстанции, генераторы) и максимальная мощность энергопринимающих устройств по каждой точке присоединения: ВРУ 0,4 кв. с максимальной мощностью 69 кВт многоквартирного жилого дома по улице Революционная, 29 г. Кириллов, от опоры N 7 ВЛ 0,4 кВ по улице Революционная, 29 г. Кириллов.
Пункт 1.7. Основной источник питания: ВЛ-10кВ "Горсеть-3" (проектируемая) КТП 100.4 кВ, РУ-0,4 кВ".
Пункт 1.8. "Резервный источник определяется проектом".
Пункт 1.9. "год ввода в эксплуатацию 2015".
Пункт 3.1.2. принят в редакции ООО "Кирилловская электросеть".
Пункты 3.1.3., 3.1.4., 3.4. исключены из текста приложения N 2 к договору "Технические условия".
Пункты 3.2., 3.3., 4.1. приложения N 2 к договору "Технические условия" принять в редакции ООО "Агрострой".
Пункт 3.5. приложения N 2 к договору "Технические условия" принят в редакции ООО "Кирилловская электросеть".
Кроме того, с ООО "Кирилловская электросеть" в пользу ООО "Агрострой" взыскано 6000 руб. в возмещение расходов на уплату государственной пошлины.
ООО "Кирилловская электросеть" и ООО "Агрострой" с решением суда не согласились, обратились с апелляционными жалобами.
ООО "Агрострой" в апелляционной жалобе просит решение суда изменить, выражает несогласие с утвержденной судом редакцией пунктов 1, 10 договора, пунктов 1.5, 1.8, 3.1.2, 3.5 технических условий.
ООО "Кирилловская электросеть" в апелляционной жалобе просит решение суда отменить в части, выражает несогласие с утвержденной судом редакцией пункта 1 договора, пункта 1.5 технических условий.
Представители сторон в судебном заседании апелляционной инстанции доводы своих апелляционных жалоб поддержали, просили их удовлетворить, с доводами жалоб друг друга не согласились.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу ответчика, поддержанный представителем истца в судебном заседании.
Третьи лица о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с чем жалобы рассмотрены в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, заслушав представителей сторон, арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ООО "Агрострой" (далее - заявитель), являясь застройщиком жилого многоквартирного дома по адресу: г. Кириллов, ул. Революционная, 29 в целях присоединения к электрическим сетям и обеспечения организации электрической энергией, обратилось к территориальной сетевой организации ООО "Кирилловская электросеть" (далее - ТСО) с заявкой на технологическое присоединение к электрическим сетям сетевой организации строящегося многоквартирного жилого дома по адресу: г. Кириллов, ул. Революционная, д. 29 по третьей категории надежности на вновь присоединяемую мощность 54 кВТ (с учетом ранее присоединенной мощности 15 кВт).
Письмом от 11.06.2015 ТСО направило в адрес ООО "Агрострой" проект договора на технологическое присоединение от 05.06.2015 N м25/15 с проектом технических условий N 25/15.
ООО "Агрострой" направило в адрес ТСО отказ от заключения договора в предложенной редакции и одновременно протокол разногласий к нему.
ТСО протокол разногласий не рассмотрело, письмом от 03.07.2015 направило истцу новый проект договора от 03.07.2015 N 25/15.
В рамках рассмотрения заявления ООО "Агрострой" о нарушении ТСО Федерального закона "О защите конкуренции" и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам к электрическим сетям, утвержденным постановлением Правительства от 27.12.2004 N 861 Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области 14.08.2015 в адрес ТСО выдано предупреждение об исключении из договора от 03.07.2015 N 25/15 условий, не предусмотренных Правилами технологического присоединения в срок до 25.08.2015.
ООО "Кирилловская электросеть" направило в адрес истца новый проект договора от 18.08.2015 N 25/15. Данный проект договора был возвращен ООО "Агрострой" с протоколом разногласий.
Наличие разногласий при заключении договора послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно пункту 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), когда заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (статья 446 ГК РФ).
Согласно статье 422 ГК РФ, разрешая разногласия сторон, суд исходит из того, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законами и иными нормативными актами (императивным нормам), действующим в момент заключения.
Процессуально-правовой целью рассмотрения споров об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, является установление прав и обязанностей сторон посредством определения в судебном акте условий договора, по которым у сторон имелись разногласия.
Отношения по подключению объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения регулируются нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и принятыми в соответствии с ним подзаконными нормативными актами.
Согласно части 8 статьи 48 ГрК РФ организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана обеспечить правообладателю земельного участка в установленные сроки подключение (технологическое присоединение) построенного или реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями и информацией о плате за подключение (технологическое присоединение), предоставленными правообладателю земельного участка.
В соответствии с частью 10 статьи 48 ГрК РФ порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения устанавливается Правительством Российской Федерации.
Как следует из пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц, процедура технологического присоединения, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям регулируются общими положениями о договоре (главы 27 и 39 ГК РФ), а также специальными нормами, регулирующими правоотношения в сфере электроэнергетики, в том числе Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
В силу пункта 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами.
Согласно пункту 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению.
Таким образом, заключение договора является обязательным для сетевой организации и данный договор является публичным.
На момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции предметом спора являются разногласия сторон по пунктам 1, 10 договора, пунктам 1.5, 1.8, 3.1.2, 3.5 технических условий.
Не соглашаясь с установленной судом редакцией абзаца третьего пункта 1 договора и пункта 1.5 технических условий, истец настаивает на принятии данных пунктов в редакции: "категория надежности III (третья)", ответчик полагает, что должна быть указана вторая категория надежности.
Суд установил, что категория надежности определяется проектной документацией.
Несмотря на то, что категория надежности не является существенным условием договора на технологическое присоединение, которые поименованы в пункте 16 Правил N 861, указание категории надежности предусмотрено типовой формой данного договора, являющейся приложением 8 к Правилам N 861. Стороны также настаивают на том, что соглашение в данной части должно быть достигнуто.
Для заключения договора заявитель согласно пункту 8 Правил N 861 направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8 (1) настоящих Правил.
В пункте 9 названных Правил поименованы сведения, которые должны быть отражены в заявке, направляемой заявителем (за исключением лиц, указанных в пунктах 12 - 14 настоящих Правил) в сетевую организацию, в частности заявляемая категория надежности энергопринимающих устройств.
В соответствии с пунктом 14 (1) Правил N 861 технологическое присоединение энергопринимающих устройств в целях обеспечения надежного их энергоснабжения и качества электрической энергии может быть осуществлено по одной из трех категорий надежности. Отнесение энергопринимающих устройств заявителя (потребителя электрической энергии) к определенной категории надежности осуществляется заявителем самостоятельно.
Отнесение энергопринимающих устройств к первой категории надежности осуществляется в случае, если необходимо обеспечить беспрерывный режим работы энергопринимающих устройств, перерыв снабжения электрической энергией которых может повлечь за собой угрозу жизни и здоровью людей, угрозу безопасности государства, значительный материальный ущерб.
Отнесение энергопринимающих устройств ко второй категории надежности осуществляется в случае, если необходимо обеспечить надежное функционирование энергопринимающих устройств, перерыв снабжения электрической энергией которых приводит к недопустимым нарушениям технологических процессов производства.
Энергопринимающие устройства, не отнесенные к первой или второй категориям надежности, относятся к третьей категории надежности.
Согласно пункту 31 (6) Правил N 861 категория надежности обусловливает содержание обязательств сетевой организации по обеспечению надежности снабжения электрической энергией энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 15 Правил N 861 сетевая организация обязана осуществлять передачу электрической энергии в соответствии с согласованной категорией надежности энергопринимающих устройств потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор).
Исходя из изложенного следует, что необходимую категорию надежности в соответствии с пунктом 14 (1) Правил N 861 определяет заявитель (а не сетевая организация) и указывает ее в заявке.
Как видно из дела, истец заявил третью категорию надежности, что не противоречит пункту 14 (1) Правил N 861. Данная категория надежности предусмотрена рабочим проектом на дом, предъявленным суду апелляционной инстанции.
Ссылка ответчика на пункт 5.1 постановления Госстроя России от 26.10.2003 N 194 "Свод правил по проектированию и строительству СП 31-10-2003 "Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий", в соответствии с которым многоквартирные (8 и более квартир) жилые дома, оборудованные электроплитами, соответствуют степени обеспечения надежности электроснабжения второй категории, в связи с чем в договоре и технических условиях следует установить вторую категорию надежности, судом апелляционной инстанции не принимается.
Указанный свод правил устанавливает правила проектирования и монтажа электроустановок вновь строящихся и реконструируемых жилых и общественных зданий в городах и сельских населенных пунктах, отношения по технологическому присоединению к электрическим сетям он не регулирует. Данные отношения регулируются специальным нормативным актом - Правилами N 861.
Кроме того, согласно пояснениям представителя ответчика, ООО "Кирилловская электросеть", как сетевая организация, не имеет технической возможности обеспечить присоединение энергопринимающего устройства объекта истца по второй категории надежности.
Между тем, истец в соответствии с пунктом 8 (3) Правил N 861 как лицо, в отношении объекта которого, как указывает ответчик, требуется применение категории надежности электроснабжения, предусматривающей использование 2 и более источников электроснабжения, может реализовать право на присоединение энергопринимающего устройства своего объекта к другой сетевой организации.
Порядок действий истца в данной ситуации предусмотрен пунктом 8.6 договора.
С учетом указанного, судебная коллегия считает, что абзац третий пункта 1 договора и пункт 1.5 технических условий подлежат принятию в редакции истца, а пункт 3.1.2 следует исключить из технических условий.
Поскольку в соответствии с пунктом 14 (1) Правил N 861 резервные источники питания предусматриваются для первой и второй категорий электроснабжения, устройство резервного источника питания рабочим проектом не определено, пункт 1.8 технических условий также подлежит изложению в редакции истца, а именно: "Резервный источник питания отсутствует".
Кроме того, истец не согласен с принятой судом редакцией пункта 10 договора, устанавливающего размер платы за технологическое присоединение.
Согласно подпункту "д" пункта 16 Правил N 861 существенным условием договора технологического присоединения является, в том числе размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики.
При этом, как указано в пункте 17 Правил N 861, размер платы по договору устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Размер платы за технологическое присоединение определяется на основании Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 11.09.2012 N 209-э/1 (далее - Методические указания).
Согласно пункту 2 статьи 23.2 Закона об электроэнергетике, с 01.01.2011 не допускается включение в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.
Аналогичные положения закона приведены в пункте 17 Правил N 861 и пункте 12 Методических указаний.
Кроме того, на сетевую организацию в соответствии с Правилами N 861 возлагается не только обязанность по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям, но и выполнению целого ряда мероприятий, в том числе подготовительных, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, включая усиление существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 25 и подпунктом "б" пункта 25.1 Правил N 861 сетевая организация обязана осуществить эти подготовительные мероприятия за свой счет в отношении любых заявителей.
Как установлено апелляционным судом и следует из проекта технических условий, предложенных для заключения ответчиком, в целях усиления существующей электрической сети для присоединения заявителя необходимо выполнить следующие технические мероприятия в сетях исполнителя: от существующей ТП- N 29 РУ-10 кВ смонтировать КЛ-10 кВ длиной 0,35 км; установить в ТП- N 29 ячейку КСО с выключателем нагрузки - 10 кВ; построить трансформаторную подстанцию 10/0,4 кВ киоскового типа, установить силовой трансформатор ТМГсу-100 кВА (пункт 2.1 технических условий).
Проведение иных мероприятий не требуется (пункт 2.4 технических условий).
Названные пункты технических условий приняты сторонами без разногласий.
Поскольку выполнение согласованных сторонами работ подразумевает усиление существующей сети, по которой планируется осуществить технологическое присоединение объекта истца, указанные мероприятия должны выполняться сетевой организацией - ответчиком за свой счет, в порядке, предусмотренном пунктом 16 Методических указаний.
Данные расходы сетевой организации на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в соответствии пунктом 2 статьи 23 Закона об электроэнергетике.
Выполнение мероприятий "последней мили" (строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики), расходы на которые также должны включаться в плату за технологическое присоединение (пункт 32 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике"), техническими условиями не предусмотрено.
Согласно пункту 11 Методических указаний сетевая организация на основе утвержденных ставок и максимальной мощности, запрашиваемой заявителем, рассчитывает размер платы за технологическое присоединение для данного заявителя, включая расходы по мероприятиям, указанным в пункте 16 (кроме подпунктов "б" и "в").
В соответствии с пунктом 16 Методических указаний для расчета платы за технологическое присоединение к электрическим сетям учитываются расходы на выполнение сетевой организацией следующих обязательных мероприятий:
а) подготовку и выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;
г) проверку сетевой организацией выполнения Заявителем технических условий;
д) осмотр (обследование) присоединяемых устройств должностным лицом органа федерального государственного энергетического надзора при участии сетевой организации и собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с Правилами технологического присоединения согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления (для лиц, указанных в пункте 12 Правил N 861, в случае осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств указанных заявителей по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 10 кВ включительно, а также для лиц, указанных в пунктах 12 (1), 13 и 14 Правил технологического присоединения, осмотр присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя, включая вводные распределительные устройства, должен осуществляться с участием сетевой организации и заявителя), с выдачей акта осмотра (обследования) энергопринимающих устройств заявителя;
е) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено").
Таким образом, методика расчета истцом размера платы по договору является обоснованной.
Между тем, истец при определении размера платы руководствуется приказом Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 15.12.2014 N 843 "Об установлении размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ООО "Кирилловская электросеть" для заявителя на уровне напряжения ниже 35 кВ с максимальной мощностью до 150 кВт включительно на 2015 год" (далее - Приказ N 843).
Однако, на момент рассмотрения дела в суде вступил в силу приказ Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 16.12.2015 N 852 "Об установлении стандартизированных тарифных ставок и ставок за единицу максимальной мощности для расчета размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ООО "Кирилловская электросеть" на уровне напряжения ниже 35 кВ и максимальной мощности менее 8900 кВт на 2016 год".
Ввиду длительности процесса урегулирования сторонами разногласий по договору, принимая во внимание то обстоятельство, что 2015 год, на который установлен размер платы за технологическое присоединение Приказом N 843, истек, работы по технологическому присоединению объекта истца к сетям ответчика последним не начаты, апелляционная инстанция приходит к выводу о необходимости определения размера платы за технологическое присоединение исходя из тарифных ставок, установленных на 2016 год, то есть на момент заключения договора.
По расчету апелляционной инстанции размер данной платы составит 56 519 руб. 64 коп., в том числе налог на добавленную стоимость (далее - НДС) 8621 руб. 64 коп. (54 кВт 887 руб.
1,18 НДС)".
Таким образом, пункт 10 договора подлежит урегулированию в следующей редакции: "Размер платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ООО "Кирилловская электросеть" на уровне напряжения ниже 35 кВ и максимальной мощности менее 150 кВт на 2016 год, определенный в соответствии с приказом Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 16.12.2015 N 852 "Об установлении стандартизированных ставок и ставок за единицу максимальной мощности для расчета платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ООО "Кирилловская электросеть" на уровне напряжения ниже 35 кВ и максимальной мощности менее 8900 кВт на 2016 год", в расчете 887 руб. 00 коп. без налога на добавленную стоимость на 1 кВт мощности и составляет 56 519 руб. 64 коп., в том числе налог на добавленную стоимость 8621 руб. 64 коп. (54 кВт 887 руб.
1,18 НДС)".
В соответствии с принятой судом редакции пункта 3.5 технических условий на заявителя возлагается обязанность перед присоединением электроустановки произвести необходимые наладочные работы и приемо-сдаточные испытания электрооборудования и противоаварийной защиты в пределах зоны ответственности заявителя.
Соглашаясь с редакцией ответчика данного пункта технических условий, суд сослался на пункт 85 Правил N 861, в соответствии с которым для проведения проверки выполнения технических условий заявитель представляет в сетевую организацию уведомление об их выполнении с приложением копии сертификатов соответствия на электрооборудование (если оно подлежит обязательной сертификации) и (или) сопроводительной технической документации (технические паспорта оборудования), содержащей сведения о сертификации (подпункт "а"); копии разделов проектной документации, предусматривающих технические решения, обеспечивающих выполнение технических условий (подпункт "б"); документы, содержащие информацию о проведении пусконаладочных работ, приемо-сдаточных и иных испытаний (подпункт "в"); нормальные (временные нормальные) схемы электрических соединений объекта электроэнергетики (подпункт "г").
Между тем, пунктом 86 Правил N 861 установлено, что документы, указанные в подпунктах "в" и "г" пункта 85 названных Правил, не требуются для представления заявителями, электрохозяйство которых включает в себя только вводное устройство напряжением до 1000 В, осветительные установки, переносное электрооборудование и энергопринимающие устройства номинальным напряжением не выше 380 В.
Так как согласно заявке истца энергопринимающим устройством является вводно-распределительное устройство жилого дома напряжением 0,4 кВ и энергопринимающие устройства напряжением 380 В у истца отсутствует обязанность произвести перед присоединением электроустановки необходимые наладочные работы и приемо-сдаточные испытания электрооборудования и противоаварийной защиты.
В связи с изложенным требование истца об исключении пункта 3.5 из технических условий является обоснованным.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит изменению.
Поскольку судебная коллегия согласилась с редакцией истца абзаца третьего пункта 1 договора и пункта 1.5 технических условий, апелляционная жалоба ответчика удовлетворению не подлежит.
Расходы сторон по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционных жалоб относятся на ответчика в полном объеме с учетом требований статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 17 июня 2016 года по делу N А13-15927/2015 изменить.
Изложить абзац третий пункта 1 договора от 18.08.2015 N 25/15 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в следующей редакции: "категория надежности III (третья)".
Изложить пункт 10 договора от 18.08.2015 N 25/15 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям следующим образом: "Размер платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ООО "Кирилловская электросеть" на уровне напряжения ниже 35 кВ с максимальной мощностью до 150 кВт на 2016 год, определенный в соответствии с приказом Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 16.12.2015 N 852 "Об установлении стандартизированных ставок и ставок за единицу максимальной мощности для расчета платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ООО "Кирилловская электросеть" на уровне напряжения ниже 35 кВ и максимальной мощности менее 8900 кВт на 2016 год", в расчете 887 руб. 00 коп. без налога на добавленную стоимость на 1 кВт мощности и составляет 56 519 руб. 64 коп., в том числе налог на добавленную стоимость 8621 руб. 64 коп. (54 кВт 887 руб.
1,18 НДС)".
Изложить пункты 1.5, 1.8 раздела 1 технических условий от 18.08.2015 N 25/15 на технологическое присоединение к электрическим сетям общества с ограниченной ответственностью "Кирилловская электросеть" в редакции:
пункт 1.5: "категория надежности III (третья)";
пункт 1.8: "Резервный источник питания отсутствует".
Пункты 3.1.2 и 3.5 из технических условий от 18.08.2015 N 25/15 исключить.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кирилловская электросеть" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Кирилловская электросеть" (ОГРН 1053500472497, ИНН 3511005438) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Агрострой" (ОГРН 1053500461695, ИНН 3511005156) 3000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Н. Моисеева |
Судьи |
И.В. Кутузова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-15927/2015
Истец: ООО "Агрострой"
Ответчик: ООО "Кирилловская электросеть"
Третье лицо: Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области, Северо-Западное Управление Ростехнадзора по Вологодской области, Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области
Хронология рассмотрения дела:
20.02.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-229/17
23.11.2016 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-6714/16
03.10.2016 Определение Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9172/16
18.08.2016 Определение Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-6713/16
17.06.2016 Решение Арбитражного суда Вологодской области N А13-15927/15