Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 февраля 2017 г. N Ф03-174/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о взыскании долга по договору оказания услуг по обслуживанию многоквартирного дома
Вывод суда: решение суда первой инстанции отменено
г. Хабаровск |
|
25 ноября 2016 г. |
А04-5540/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 ноября 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шевц А.В.,
судей Пичининой И.Е., Ротаря С.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И.В.,
при участии в заседании: представители лиц, участвующих в деле, не явились,
рассмотрев в судебном заседании по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции,
дело N А04-5540/2016
Арбитражного суда Амурской области
по иску акционерного общества "Коммунальные системы БАМа"
к администрации города Тынды, комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города Тынды
о взыскании 511 476,71 рубля,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Коммунальные системы БАМа" (ОГРН 1102808001471, ИНН 2808023556, место нахождения: 676282, г. Тында, ул. Привокзальная, д. 5, далее - АО "Коммунальные системы БАМа") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с исковым заявлением о взыскании с администрации города Тынды (ОГРН 1022800775580, ИНН 2808002845, место нахождения: 676282, г. Тында, ул. Красная Пресня, д. 29, далее - администрация) 511 476,71 рубля задолженности за оказанные коммунальные услуги.
Решением от 25.07.2016 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Администрация, не согласившись с принятым по делу судебным актом от 25.07.2016, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит оспариваемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, органом, уполномоченным управлять и распоряжаться имуществом муниципальной казны, является администрация города Тынды в лице комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Тынды, который является самостоятельным юридическим лицом.
Кроме того, ответчик обращает внимание на выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, согласно которой квартиры N 19 в доме 3Б, N 22 в доме 3В, N 24 в доме 3г ст. Беленькая находятся в хозяйственной ведении федерального государственного унитарного предприятия Дальневосточная железная дорога Министерства путей сообщения, а квартиры N 9 и N 15 в доме N 3а п. Беленькая постановлением администрации города Тынды от 15.01.2016 N 43 на основании акта приема-передачи от 07.12.2015 исключены из муниципальной казны.
Проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия установила наличие безусловных оснований для отмены решения от 25.07.2016, предусмотренных пунктом 4 части 4 статьи 270 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, решением Тындинской городской Думы от 24.05.2011 N 288 утверждено Положение "О порядке управления и распоряжения имуществом, находящемся в муниципальной собственности г. Тынды" (далее - Положение).
Пунктом 3 статьи 3 Положения предусмотрено, что от имени города Тынды права собственника в отношении имущества муниципальной казны в пределах предоставленных им полномочий в соответствии с Уставом города Тынды, нормативными правовыми актами Тындинской городской Думы, указанным Положением осуществляют Тындинская городская Дума, мэр города Тынды, администрация города Тынды.
Органом, уполномоченным управлять и распоряжаться имуществом муниципальной казны, является администрация города в лице комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Тынды в пределах своих полномочий в соответствии с Положением и иными нормативными правовыми актами города Тынды, регулирующими отношения в сфере муниципальной собственности.
Положение о комитете по управлению муниципальным имуществом Администрации города Тында утверждено Решением Тындинской городской Думы от 15.11.2011 N 359 (далее - Положение о комитете).
Согласно подпункту 3 пункта 3.3 статьи 3 Положения о комитете последний оплачивает, в частности оказание коммунальных услуг за пустующие муниципальные помещения объектов муниципальной казны.
Вместе с тем данное юридическое лицо к участию в деле судом первой инстанции не привлечено.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на основании статьи 51 АПК РФ, необходимо привлечь комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Тынды (далее - КУМИ администрации города Тында), поскольку судебный акт может повлиять на его права и обязанности.
В связи с непривлечением к участию в деле КУМИ администрации города Тында, последний был лишен возможности участвовать в судебном заседании суда первой инстанции и защищать права и законные интересы, в результате чего нарушены такие принципы арбитражного процесса, как обеспечение равной судебной защиты прав и законных интересов всех лиц, участвующих в деле, равноправие сторон, состязательность (статьи 7-9 АПК РФ).
Согласно пункту 4 части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Определением от 25.10.2016 Шестой арбитражный апелляционный суд, руководствуясь частью 6.1 статьи 268 АПК РФ, пунктом 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, назначив на 22.11.2016 судебное заседание.
При этом апелляционная коллегия предложила истцу определить процессуальный статус привлеченного к участию в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Да начала судебного разбирательства АО "Коммунальные системы БАМа" направило исковое заявление, из текста которого следует, что истец просит привлечь КУМИ администрации города Тында в качестве ответчика и взыскать в солидарном порядке с ответчиков 511 476,71 рубля задолженности за оказанные услуги.
О вручении АО "Коммунальные системы БАМа" ответчикам копий искового заявления свидетельствуют штампы входящей корреспонденции, проставленные на сопроводительном письме истца от 02.11.2016 N 1468.
В связи с чем правовой статус третьего лица на основании статьи 46 АПК РФ изменен на соответчика.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте разбирательства по делу, участия в судебном заседании не принимали. Ответчики отзывы на исковое заявление в суд апелляционной инстанции не представили.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 20.11.2002 N 1630-р (далее - распоряжение от 20.11.2002 N 1630-р) жилые помещения, расположенные по адресам: Амурская область, Тындинский район, п. Беленький, дом 3а, квартиры N 9 и N 15; дом 3б квартира N 19; дом 3в квартира N 10 и N 22; дом 3г квартира N 24 переданы в муниципальную собственность г. Тынды.
По акту приема-передачи от 26.11.2015 квартиры N 9 и N 15, расположенные в доме 3а, п. Беленький 07.12.2015 переданы в собственность муниципального образования "Тындинский район".
АО "Коммунальные системы БАМа" на основании фактического подключения оказывает коммунальные услуги в дома, расположенные по вышеуказанным адресам.
Так, в период с октября 2013 года по март 2016 года истец оказал коммунальных услуг на общую сумму 511 476,71 рубля.
Для оплаты потребленных коммунальных ресурсов последним выставлены счета-фактуры от 16.03.2016 N 2580, от 16.03.2016 N 2581, от 16.03.2016 N 2582, от 16.03.2016 N 2583, от 16.03.2016 N 2584, от 16.03.2016 N 2585 на общую сумму 511 476,71 рубля.
В адрес администрации и КУМИ администрации города Тынды направлена претензия от 21.04.2016 N 1227 об оплате вышеуказанной задолженности.
Неоплата задолженности послужила основанием для обращения АО "Коммунальные системы БАМа" в арбитражный суд с настоящим иском.
Изучив материалы дела, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество.
Из положений статьи 153 ЖК РФ следует, что до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Судом установлено, что в вышеуказанный период муниципальным образованием города Тынды с гражданами договоры социального найма жилых помещений не заключались.
Из материалов дела следует, что заявленная в иске сумма 511 476,71 рубля представляет собой задолженность за коммунальные услуги (отопление, общедомовые нужды холодное водоснабжение), поставленные АО "Коммунальные системы БАМа", как ресурсоснабжающей организации, в период с октября 2013 года по март 2016 года на объекты, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования города Тында.
Статьей 210 ГК РФ предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Довод, изложенный администрацией в отзыве на исковое заявление о том, что квартиры, расположенные в п. Беленький, дом 3а, квартиры N 9 и N 15; дом 3б квартира N 19; дом 3в квартира N 10 и N 22; дом 3г квартира N 24, находятся ведении Федерального государственного унитарного предприятия Дальневосточная железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации, подлежит отклонению в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица (часть 2 статьи 69 АПК РФ).
По смыслу приведенной нормы, исследованные и оцененные ранее фактические обстоятельства в рамках определенных правоотношений, установленные судом и зафиксированные судебным решением, не могут опровергаться при необходимости их вторичного исследования судебными инстанциями.
Так, вступившими в законную силу судебными актами по делу N А04-1395/2015 Арбитражного суда Амурской области установлено следующее.
На основании распоряжения от 20.11.2002 N 1630-р жилые помещения, расположенные по адресам: Амурская область, Тындинский район, п. Беленький, дом 3а, квартиры N 9 и N 15; дом 3б квартира N 19; дом 3в квартира N 10 и N 22; дом 3г квартира N 24 переданы в муниципальную собственность г. Тынды.
Вместе с тем из выписки Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество следует, что за Федеральным государственным унитарным предприятием Дальневосточная железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации (далее - ФГУП "Дальневосточная железная дорога") в 2003 году произведена регистрация права хозяйственного ведения.
Пунктом 3 статьи 299 ГК РФ предусмотрено, что право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным названным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
В силу статьи 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам.
Следовательно, право хозяйственного ведения за ФГУП "Дальневосточная железная дорога" на спорные квартиры прекратилось с даты принятия распоряжения от 20.11.2002 N 1630-р о передаче их в муниципальную собственность.
Кроме того, судебными актами по делу N А04-1395/2015 Арбитражного суда Амурской области, установлено, что по актам от 30.12.2002 NN 124, 125, 126, 127 жилые помещения, расположенные по адресам: Амурская область, Тындинский район, п. Беленький, дом 3а, квартиры N 9 и N 15; дом 3б квартира N 19; дом 3в квартира N 10 и N 22; дом 3г квартира N 24 приняты КУМИ администрации г. Тынды.
Таким образом, собственником указанных жилых помещений в рассматриваемый период являлось муниципальное образование г. Тында.
В соответствии со статьями 124, 125 ГК РФ муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К муниципальным образованиям применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из раздела 3 Положения о комитете следует, что последний является специально уполномоченным органом, осуществляющим управление муниципальной собственностью, осуществляет от имени муниципального образования г. Тынды управление и распоряжение муниципальным имуществом, выступает в суде при рассмотрении споров, связанных с использованием находящихся в муниципальной казне объектов муниципальной собственности и распоряжением ими.
Подпунктом 6 пункта 3.1.4 раздела 3 указанного Положения предусмотрено, что по вопросам распоряжения муниципальным имуществом КУМИ заключает договоры аренды, доверительного управления, безвозмездного пользования, концессии и другие в отношении муниципального имущества, находящегося в казне г. Тынды, на основании решения органов местного самоуправления г. Тынды.
При этом подпунктом 3 пункта 3.3 статьи 3 Положения о комитете на последнего возложена обязанность оплачивать, в частности оказание коммунальных услуг за пустующие муниципальные помещения объектов муниципальной казны.
Данные обстоятельства также приведены администрацией в тексте апелляционной жалобы в обоснование довода о необоснованном привлечении ее в качестве ответчика по рассматриваемому спору.
Таким образом, поскольку уполномоченным органом в сфере имущественных отношений муниципального образования является КУМИ администрации г. Тында с последнего в пользу АО "Коммунальные системы БАМа" подлежит взысканию 511 476,71 рубля задолженности за оказанные коммунальные услуги.
По вышеизложенным основаниям в удовлетворении исковых требований, предъявленных к администрации, следует отказать.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку требования АО "Коммунальные системы БАМа" удовлетворены, с КУМИ администрации города Тында в пользу истца подлежат взысканию 13 230 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Амурской области от 25.07.2016 по делу N А04-5540/2016 отменить.
Взыскать с комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Тынды (ОГРН 1022800774370 ИНН 2808002210) в пользу акционерного общества "Коммунальные системы БАМа" (ОГРН 110280800147 ИНН 2808023556) 511 476, 71 рубля задолженности за оказанные коммунальные услуги и 13 230 рублей расходов по уплате государственной пошлины по иску.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.В. Шевц |
Судьи |
И.Е. Пичинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-5540/2016
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 февраля 2017 г. N Ф03-174/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО "Коммунальные системы БАМа"
Ответчик: Администрация г.Тында