Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17 апреля 2017 г. N Ф02-899/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
25 ноября 2016 г. |
Дело N А19-3630/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 ноября 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей, В.А. Сидоренко, Д.В. Басаева, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевым И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального отдела Министерства лесного комплекса Иркутской области по Киренскому лесничеству на решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 сентября 2016 года по делу N А19- 3630/2016 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Киренский лесоперерабатывающий комплекс" (ОГРН 1073831000484, ИНН 3831000608; 666700, Иркутская обл., г. Киренск, ул. Комарова, д. 44, корп. и) к Территориальному отделу Министерства лесного комплекса Иркутской области по Киренскому лесничеству (ОГРН 1083818000133, ИНН 3818023395, 666703, Иркутская область, город Киренск, ул. Коммунистическая, 8) о признании незаконным отказа в приеме лесной декларации от 14.12.2015 N 01, обязании устранить допущенные нарушения,
суд первой инстанции, судья Е.Ф. Капустенская,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не было;
от заинтересованного лица: не было;
от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерства лесного комплекса Иркутской области (ОГРН 1073808028194, ИНН 3808170859): не было;
установил:
Заявитель, общество с ограниченной ответственностью "Киренский лесоперерабатывающий комплекс", обратился в Арбитражный суд Иркутской области к Территориальному отделу Министерства лесного комплекса Иркутской области по Киренскому лесничеству о признании незаконным отказа в приеме лесной декларации от 14.12.2015 N 01, обязании Территориальный отдел агентства лесного хозяйства Иркутской области по Киренскому лесничеству принять лесную декларацию.
Решением суда первой инстанции 07.09.2016 требования заявителя удовлетворены полностью.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
При таких обстоятельствах, учитывая в совокупности изложенное выше, принимая во внимание, что отказ Территориального отдела министерства лесного комплекса Иркутской области по Киренскому лесничеству, изложенный в извещении от 18.12.2015 г. N 1711 в приеме лесной декларации N 01 от 14.12.2015 г., нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, подлежит признанию незаконным, как не соответствующим ст. 26 Лесного кодекса Российской Федерации, Порядку заполнения и подачи лесной декларации, требованиям к формату лесной декларации в электронной форме, утвержденному приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.01.2015 г. N 17; п. 10 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Рослесхоза от 01.08.2011 г. N 337.
Постановлением Правительства Иркутской области N 178-пп от 31.03.2016 Агентство лесного комплекса Иркутской области переименовано в Министерство лесного комплекса Иркутской области.
Министерство, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и отказать заявителю в удовлетворении требований.
Представитель Министерства в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200204672781.
Из апелляционной жалобы следует, что выводы суд первой инстанции являются ошибочными.
Представитель общества в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200204672774.
Представитель Территориального отдела Министерства лесного комплекса Иркутской области по Киренскому лесничеству в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200204672767.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 26.10.2016.
Согласно пункту 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Как правильно установлено судом первой инстанции, между Территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Киренскому лесничеству и обществом с ограниченной ответственностью "Киренский лесоперерабатывающий комплекс" заключен договор аренды лесного участка N 9117-15/10 от 14.04.2010 г., в соответствии с условиями которого, арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное возмездное пользование сроком на 25 лет с момента государственной регистрации лесной участок площадью 7 371, 7 га, расположенный по адресу: Иркутская область, Киренский район, Киренское лесничество, Киренское участковое лесничество, "Киренская дача", квартала N N : 210-212, 241-243; Карелинское участковое лесничество, "Карелинская дача", квартала N N : 11, 12, 33, 47, для использования в целях заготовки древесины при проведении рубок спелых и перестойных насаждений с возможным ежегодным отпуском ликвидной древесины - 15, 6 тыс.м3, в том числе 15, 3 тыс. м3 по хвойному хозяйству, согласно приложению N 3 (п. 1.1., п. 1.4. договора).
Договор аренды лесного участка N 9117-15/10 от 14.04.2010 г. зарегистрирован в установленном порядке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается штампом регистрационной надписи Главного управления Федеральной регистрационной службы по Иркутской области от 21.06.2010 г. N 38-38-22/002/2010-031. По акту приема-передачи лесного участка в возмездное пользование от 14.04.2010 г. ООО "Киренский ЛПК" принят лесной участок, обозначенный в договоре аренды N9117-15/10 от 14.04.2010 г.
14.12.2015 г. обществом подана в Территориальный отдел агентства лесного хозяйства Иркутской области по Киренскому лесничеству лесная декларация N 01 с целью использования лесов для заготовки древесины на предоставленном в аренду лесном участке в период с 24 декабря 2015 года по 23 декабря 2016 года в соответствии с проектом освоения лесов к договору аренды лесного участка N 9117-15/10 от 14.04.2010 г.
Между тем, 18.12.2015 г. извещением N 1711 Территориальный отдел агентства лесного хозяйства Иркутской области по Киренскому лесничеству отказал обществу в приеме названной лесной декларации N 01 от 14.12.2015 г.
В качестве оснований отказа, Отдел сослался на следующее:
- несоответствие данной декларации проекту освоения лесов, прошедшему государственную экспертизу, утвержденную распоряжением агентства лесного хозяйства Иркутской области N 1675-ра от 20.09.2012 г., выразившемся в превышении ежегодного объема заготовки древесины за 2015 г. при рубке спелых и перестойных насаждений по хвойному хозяйству;
- несоответствие Распоряжению агентства лесного хозяйства Иркутской области N 2242-агр от 30.11.2015 г. "Об утверждении Порядка приема и рассмотрения лесных деклараций", согласно которому начало декларируемого периода через 10 дней с даты подачи лесной декларации, окончание - 31 декабря текущего года или даты истечения срока действия договора аренды лесного участка (в случае, если срок действия истекает в текущем году).
Общество, посчитав, что данный отказ нарушает его права и законные интересы и не соответствует нормам действующего законодательства, обратился в суд с рассматриваемым требованием.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу части 2 статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации лесная декларация ежегодно подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.
В соответствии с Распоряжением агентства лесного хозяйства Иркутской области N 2242-агр от 30.11.2015 г. "Об утверждении Порядка приема и рассмотрения лесных деклараций", прием и рассмотрение лесных деклараций, письменных заявлений о вносимых изменениях в лесные декларации, заполненных и подаваемых лицами, которым лесные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды (далее - лицо, подавшее лесную декларацию), в соответствии с порядком заполнения и подачи лесной декларации, требования к формату лесной декларации в электронной форме, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.01.2015 г. N 17 "Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме" (далее - Порядок), от лица уполномоченного органа - агентства лесного хозяйства Иркутской области (далее - агентство) - осуществляют территориальные отделы агентства лесного хозяйства Иркутской области (далее - территориальный отдел).
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.08.2011 N 337 утверждены Правила заготовки древесины (далее - Правила), которые устанавливают требования к заготовке древесины во всех лесных районах Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Правил, заготовка древесины осуществляется в соответствии с данными Правилами, с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), а также проектом освоения лесов и лесной декларацией.
Согласно части 1 и 3 статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок заполнения и подачи лесной декларации, требования к формату лесной декларации в электронной форме утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.01.2015 N 17 (далее - Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка, лесная декларация подается ежегодно лицами, которым лесные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды, в орган государственной власти или орган местного самоуправления, в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - уполномоченный орган), непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
Лесная декларация подается не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесов.
Уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации, в течение пяти рабочих дней со дня получения направляет лесопользователю письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа (пункт 6 Порядка).
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно статье 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Так, Киренское лесничество, отказывая ООО "Киренский ЛПК" в приеме лесной декларации N 01 от 14.12.2015 г., указало на несоответствие декларации проекту освоения лесов, выразившемся в превышении ежегодного объема заготовки древесины за 2015 г. при рубке спелых и перестойных насаждений по хвойному хозяйству.
Между тем, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции, правомерно удовлетворяя требования заявителя, исходил из следующего.
Так, в период 2010 г., 2011 г., 2012 г. включительно ООО "Киренский ЛПК" не осуществляло рубку древесины, в силу объективных обстоятельств и подтвержденных судебным актом по делу N А19-8826/2014, следовательно, за указанный период у ООО "Киренский ЛПК" имелось право на вырубку леса по договору аренды лесного участка N 9117-15/10 от 14.04.2010 г. в суммарном объеме 39 тыс. м3.
Пунктом 10 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Рослесхоза от 01.08.2011 г. N 337, предусмотрено, что заготовка древесины осуществляется в пределах расчетной лесосеки лесничества. Если суммарный объем древесины, заготовленный за последние три года, не превышает установленной расчетной лесосеки по лесничеству, на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, разрешается заготовка древесины в объеме, не совпадающем с допустимым объемом изъятия древесины по лесному участку.
Учитывая указанное, ООО "Киренский ЛПК" подало декларацию от 06.11.2012 г. (том 2 л.д. 55) об использовании леса для заготовки древесины на предоставленном в аренду лесном участке с 16 ноября 2012 г. по 16 ноября 2013 г. с заявленным объемом 54, 505 тыс.м3., включающим неиспользованный объем за 2010 г., 2011 г., 2012 г. и плановый 2013 г., предусмотренный договором аренды и проектом освоения лесов.
При этом заявленный объем был выбран частично в объеме 45, 057 тыс.м3.
При этом в 2014 г. заготовка древесины на лесном участке по договору N 9117-15/10 от 14.04.2010 г. никем не производилась. Все участники процесса подтвердили указанный факт и не оспаривают его, что в силу ч. 3.1 ст. 70 АПК РФ считается установленным.
В то же время, в 2015 г. заготовка древесины на лесном участке, предоставленном по договору N 9117-15/10 от 14.04.2010 г., производилась ООО "Лестрейд", сделка, совершенная с участием которого (переход арендных прав на лесной участок) была признана впоследствии судом, недействительной.
Материалами дела подтверждается, что за январь-март 2015 г., общий объем заготовленной древесины ООО "Лестрэйд" в 2015 г. составил 19, 9 тыс. м3, с превышением установленного договором аренды и проектом освоения лесов ежегодного объема заготовки древесины.
В то же время, с учетом указанного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что лесная декларация N 01 от 14.12.2015 г. подана обществом в Территориальный отдел агентства лесного хозяйства Иркутской области по Киренскому лесничеству с целью использования лесов для заготовки древесины на предоставленном в аренду лесном участке в период с 24 декабря 2015 года по 23 декабря 2016 года, в соответствии с проектом освоения лесов к договору аренды лесного участка N 9117-15/10 от 14.04.2010 г.
Как правильно указал суд первой инстанции, поскольку в 2015 г. рубку леса на лесном участке осуществлял не заявитель, а третье лицо, то в данном случае учитывая изложенные выше обстоятельства, арбитражный суд полагает, что уполномоченный орган (Территориальный отдел) при рассмотрении лесной декларации N 01 от 14.12.2015 г. должен был руководствоваться пунктом 10 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Рослесхоза от 01.08.2011 г. N 337, и проанализировать объем вырубок древесины за предшествующие три года, который, как следует из материалов дела, позволяет ООО "Киренский ЛПК" осуществить заготовку древесины в объеме неиспользованном в 2013, 2014 годах.
На основании выше указанного, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что поданная обществом лесная декларация N 01 от 14.12.2015 г. за 2016 г. об использовании леса для заготовки древесины на предоставленном в аренду лесном участке в период с 24 декабря 2015 г. по 23 декабря 2016 г. с заявленным объемом 15, 238 тыс. м3 ликвидной древесины, содержит заявленный объем в пределах возможного годового объема отпуска древесины (п.1.4 договора аренды).
Таким образом, заинтересованное лицо по делу не представило в суд надлежащих доказательств, свидетельствующих о включении обществом в лесную декларацию, в принятии которой им было отказано недостоверных сведений либо несоответствие данной декларации проекту освоения лесов.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что отказ Территориального отдела агентства лесного хозяйства Иркутской области по Киренскому лесничеству, изложенный в извещении от 18.12.2015 г. N 1711 в приеме лесной декларации N 01 от 13 14.12.2015 г., со ссылкой на превышение ежегодного объема заготовки древесины в 2015 г., нарушает права и законные интересы заявителя.
Оценивая довод апелляционной жалобы о том, что данная лесная декларация не соответствует Распоряжению агентства лесного хозяйства Иркутской области N 2242-агр от 30.11.2015 г. "Об утверждении Порядка приема и рассмотрения лесных деклараций", согласно которому начало декларируемого периода через 10 дней с даты подачи лесной декларации, окончание - 31 декабря текущего года или даты истечения срока действия договора аренды лесного участка (в случае, если срок действия истекает в текущем году), суд апелляционной инстанции исходит из того, что пункт 2 Порядка заполнения и подачи лесной декларации, требований к формату лесной декларации в электронной форме, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.01.2015 N 17 предусматривает подачу лесных деклараций в уполномоченный орган в течение календарного года, без определенной даты для обращения, однако при условии, что срок подачи лесной декларации должен составлять не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесов. Кроме того, пунктом 2 Порядка предусмотрен также срок действия лесной декларации - не более 12 месяцев с даты начала предполагаемого срока использования лесов.
Как правильно указал суд первой инстанции, ни в одном акте, регулирующим лесные отношения и в частности в Порядке заполнения и подачи лесной декларации, требований к формату лесной декларации в электронной форме, утвержденном приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.01.2015 N 17 не подразумевается ежегодное обращение с лесной декларацией, как обращение 1 января, предусматривающего срок окончания действия лесной декларации 31 декабря. В данном случае, у арендатора возникает обязанность на подачу декларации только 21 декабря, с учетом 10-ти дневного срока до начала предполагаемого срока использования лесов, предусматривающего срок окончания действия лесной декларации 31 декабря, что является несоответствующим нормам действующего лесного законодательства, в том числе п. 2 Порядка заполнения и подачи лесной декларации, требованиям к формату лесной декларации в электронной форме, утвержденному приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.01.2015 г. N 17.
Суд апелляционной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что Распоряжение агентства лесного хозяйства Иркутской области N 2242-агр от 30.11.2015 г. "Об утверждении Порядка приема и рассмотрения лесных деклараций" носит рекомендательный характер и не может содержать основания для отказа в принятии лесной декларации, установленные п. 6 Порядка заполнения и подачи лесной декларации, требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждённом приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.01.2015 N 17.
В силу названных обстоятельств, суд апелляционной инстанции считает правильным выводы суда первой инстанции о том, что заинтересованное лицо не представило доказательств наличия у него оснований для отказа заявителю в принятии указанной лесной декларации.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемый отказ в принятии лесной декларации нарушает права и законные интересы заявителя и в полной мере не соответствует нормам действующего законодательства.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований заявителя.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от "07" сентября 2016 года по делу N А19-3630/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
Д.В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-3630/2016
Истец: ООО "Киренский лесоперерабатывающий комплекс"
Ответчик: Территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Киренскому лесничеству
Хронология рассмотрения дела:
17.04.2017 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-899/17
13.02.2017 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-772/17
27.01.2017 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-474/17
25.11.2016 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5534/16
07.10.2016 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5534/16
07.09.2016 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-3630/16