Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14 марта 2017 г. N Ф02-498/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
23 ноября 2016 г. |
Дело N А19-19133/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 ноября 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,
судей Никифорюк Е.О., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Аксененко Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Закрытого акционерного общества "Авиакомпания "Ангара" на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 сентября 2016 года по делу N А19-19133/2015 по заявлению Закрытого акционерного общества "Авиакомпания "Ангара" (ОГРН 1053811073579, ИНН 3811089799) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска (ОГРН 1043841003832, ИНН 3808114244) о признании частично недействительным решения от 10.09.2015 г. N 12-23/17-1257 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спор: Министерство регионального развития Республики Алтай (ОГРН 1020400733187, ИНН 0411058173), Министерство территориального развития Забайкальского края (ОГРН 1087536008713, ИНН 7536095857) (суд первой инстанции: Луньков М.В.),
при участии в судебном заседании:
от общества - Красильниковой А.В., представителя по доверенности от 29.12.2015, Гаврилова В.В., представителя по доверенности от 11.01.2016;
от инспекции - Душкиной Н.Н., представителя по доверенности от 01.07.2016, Чухломиной К.В., представителя по доверенности от 11.01.2016;
от третьего лица Министерства территориального развития Забайкальского края - Ванчиковой М.Б., представителя по доверенности от 11.11.2016;
в отсутствие представителя третьего лица Министерства регионального развития Республики Алтай,
установил:
Закрытое акционерное общество "Авиакомпания "Ангара" (далее также - заявитель, ЗАО "Авиакомпания "Ангара", Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с требованием к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска (далее также - налоговый орган, Инспекция) о признании недействительным решения от 10.09.2015 N 12-23/17-1257 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 22 148 451 руб., пени в сумме 5 829 346 руб., штрафа в сумме 289 083 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство регионального развития Республики Алтай, Министерство территориального развития Забайкальского края
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 13 сентября 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован неправомерностью отнесения обществом спорных сумм к субсидиям в смысле пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса РФ и необоснованным не исчислением с этих сумм налогов.
При этом суд исходил из того, что спорные денежные средства не являются субсидиями, предоставленными в связи с применением государственных регулируемых цен или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, а получены налогоплательщиком на основании заключенных договоров на организацию транспортного обслуживания населения воздушным транспортом по социально значимым маршрутам на территории Забайкальского края от 11.01.2011 N 445, от 02.03.2012 N 07/2012-76, от 11.01.2013 N А/9-13/31, соглашений от 16.03.2012 и от 26.05.2011 о предоставлении субсидий на возмещение части затрат, связанных с организацией авиарейсов на территории Республики Алтай по маршруту Новосибирск - Горно-Алтайск - Новосибирск.
Суд пришел к выводу, что полученные обществом от Министерства территориального развития Забайкальского края и Министерства регионального развития Республики Алтай субсидии подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса РФ. Поскольку суммы денежных средств, фактически полученные обществом в 2011-2013 годах из бюджетов Забайкальского края и Республики Алтай, не включают в себя суммы НДС, основания для "извлечения" из них НДС и применения к налоговой базе расчетной ставки 18/118 у налогового органа отсутствовали.
Общество, не согласившись с решением суда первой инстанции, обжаловало его в апелляционном порядке, поставив вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии нового судебного акта об удовлетворении требований в полном объеме, указывая на принятие оспариваемого судебного акта с неправильным применением норм материального и процессуального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Общество не согласно с выводами суда первой инстанции о том, что полученные денежные средства не относятся к субсидиям и подлежали включению в налоговую базу при исчислении налога на добавленную стоимость, полагает, что судом не учтено, что спорные суммы поступили в связи с применением государственных регулируемых цен.
Заявитель полагает, что Министерство территориального развития Забайкальского края и Министерство регионального развития Республики Алтай не являются покупателями услуг по авиаперевозке. Услуга по перевозке предоставляется непосредственно пассажирам. В соответствии со статьей 786 Гражданского кодекса РФ наличие билета и багажной квитанции удостоверяет заключение договора перевозки напрямую с пассажиром. Таким образом, заявитель считает, что для установления правовой природы спорных сумм субсидий, полученных ЗАО "Авиакомпания "Ангара", суд должен был исследовать цель, преследуемую субъектами Российской Федерации при передаче соответствующих денежных средств.
Оспаривая выводы суда первой инстанции об отсутствии нормативного закрепления механизма государственного регулирования цен (тарифов) на территории Забайкальского края, общество указывает, что государственным органом, который осуществил фактическое регулирование цен при заключении соглашения с ЗАО "Авиакомпания "Ангара", является Министерство территориального развития Забайкальского края; государственным органом, которым было осуществлено государственное регулирование цен (тарифов) на авиаперевозки, является Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края.
Заключая договоры на организацию перевозок (транспортного обслуживания населения) воздушным транспортом по социально значимым маршрутам на территории Забайкальского края и предоставляя субсидии, Министерство территориального развития Забайкальского края согласовало тариф на пассажирские перевозки в размере приемлемом для населения, путем установления фиксированной цены, что является одним из способов прямого регулирования и не может рассматриваться как договорная цена.
Министерство территориального развития Забайкальского края является единственным уполномоченным органом Забайкальского края в сфере транспортного обслуживания, в связи с чем, при заключении договоров на осуществление пассажирских перевозок на местных авиалиниях в межмуниципальном и пригородном сообщении самостоятельно производит согласование стоимости авиаперевозок, как исполнительный орган власти.
Расчет тарифов на услуги по перевозке пассажиров и багажа на местных авиалиниях, оказываемые Обществом за 2011, 2012 годы был утвержден Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, тем самым, были подтверждены заявленные авиакомпанией объемы затрат и тарифы, используемые для перевозки пассажиров.
Поскольку в 2013 году ЗАО "Авиакомпания "Ангара" осуществляло авиаперевозки не только на основании договора, заключенного с Министерством территориального развития Забайкальского края, но и на основании Приказа уполномоченного на государственное регулирование органа об установлении тарифа, Общество считает противоречащими действующему законодательству выводы суда первой инстанции о том, что ЗАО "Авиакомпания "Ангара", выполняя в 2013 году авиаперевозки по маршруту Чита-Чара-Чита и получая из бюджета Забайкальского края субсидию, была обязана сумму субсидии учитывать в налоговой базе по НДС по причине отсутствия государственного регулирования тарифов.
Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края подтвердила издание приказа N 124-А от 13.05.2013, а также то обстоятельство, что в 2013 году полномочия по принятию нормативных правовых актов об установлении тарифов на перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях и речным транспортом в местном сообщении были предоставлены данной службе. Кроме того, служба пояснила, что федеральными нормативными правовыми актами не установлена необходимость принятия на уровне субъекта Российской Федерации порядка расчета (определения) тарифов. Следовательно, отсутствие такого порядка на территории Забайкальского края не влечет за собой недействительность установленных тарифов и отсутствие государственного регулирования в целом.
По мнению общества, суд первой инстанции своими действиями фактически поставил инспекцию в преимущественное положение, относительно других сторон процесса, приняв во внимание произведенный налоговым органом анализ расчетов затрат, который произведен выборочно и не соответствует реальной картине затрат авиакомпании. Авиаперевозки выполнялись по заведомо убыточным, социально значимым маршрутам, по которым не предполагается полная загрузка мест, а основополагающим является регулярность перевозок и гарантированность прав и интересов незащищенных слоев населения, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Судом первой инстанции также сделан необоснованный вывод о том, что обстоятельства, связанные с применением налогового законодательства, в рамках дела N А78-11153/2015 не исследовались. Арбитражным судом в рамках указанного дела о взыскании убытков исследовались те же самые первичные документы, которые были предметом налоговой проверки, в том числе, договор N А/9-13/31 от 11.01.2013, приказ Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края N 124-А от 13.05.2013, законодательные акты Администрации забайкальского края.
На территории Республики Алтай в целях развития транспортной инфраструктуры, включая развитие региональных и местных авиаперевозок, осуществляется государственная поддержка авиаперевозчиков на основании Республиканской целевой программы на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Алтай N 198 от 16.09.2010. В соответствии с законодательством Республики Алтай и условиями соглашений, подписанных ЗАО "Авиакомпания "Ангара", денежные средства выделялись Обществу из бюджета Республики Алтай в порядке оказания перевозчику финансовой поддержки, в целях развития транспортной инфраструктуры Республики и не были связаны с оплатой за реализованные услуги.
Поскольку сумма субсидий, предоставленная из бюджета Забайкальского края не связана с расчетом по оплате за реализованные услуги и не является выручкой, а Министерство регионального развития Республики Алтай не является покупателем услуг по авиаперевозке, при определении налогооблагаемой базы по налогу на добавленную стоимость не могут быть применимы положения подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса РФ.
Инспекция доводы апелляционной жалобы оспорила по мотивам, изложенным в отзыве, просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третьими лицами отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 26.10.2016.
Третье лицо Министерство регионального развития Республики Алтай, надлежащим образом извещенное о времени и месте слушания дела по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, своего представителя для участия в судебном заседании не направило.
В соответствии с частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании апелляционного суда представители общества поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Представители инспекции доводы апелляционной жалобы оспорили по мотивам, изложенным в отзыве, полагали решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Представитель третьего лица Министерства территориального развития Забайкальского края поддержала доводы апелляционной жалобы общества, полагала решение суда первой инстанции подлежащим отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении требований заявителя.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, налоговым органом на основании решения от 24.12.2014 N 13-16/20-3465 проведена выездная налоговая проверка Общества за период с 01.01.2011 по 31.12.2013.
Проверкой установлены следующие нарушения законодательства о налогах и сборах:
* неполная уплата налога на добавленную стоимость за 1-4 кварталы 2011 года, 1-4 кварталы 2012 года, 2-4 кварталы 2013 года в сумме 22148451 руб. в результате занижения налоговой базы;
* несвоевременное и неполное перечисление в бюджет налога на доходы физических лиц за период 2011-2013 годов в сумме 14425070 руб.
По результатам проверки составлен акт от 22.06.2015 N 12-21/7-971, на основании которого, с учетом представленных налогоплательщиком возражений от 24.07.2015 N 4900, принято решение от 10.09.2015 N 12-23/17/1257 о привлечении ЗАО "Авиакомпания "Ангара" к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ, за неуплату налога на добавленную стоимость в виде штрафа сумме 289 083 руб., статьей 123 Налогового кодекса РФ, за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) в установленный срок сумм налога на доходы физических лиц, подлежащих перечислению налоговым агентом в виде штрафа в сумме 1221612 руб.
На суммы неуплаченных налогов инспекцией по состоянию на 10.09.2015 г. начислены пени в размере 9024917 руб., в том числе: 5829346 руб. - по налогу на добавленную стоимость, 3195571 руб. - по налогу на доходы физических лиц.
Решением налогового органа налогоплательщику предложено уплатить доначисленные штрафы и пени в вышеуказанных суммах, налоги в общей сумме 25730696 руб., в том числе: 22148451 руб. - налог на добавленную стоимость, 3582245 руб. - налог на доходы физических лиц, а также, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Не согласившись с решением налогового органа, ЗАО "Авиакомпания "Ангара" обжаловало его в Управлении Федеральной налоговой службы по Иркутской области, решением которого от 18.11.2015 N 26-13/019572@ апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
Общество, считая, что решение от 10.09.2015 N 12-23/17-1257 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 22 148 451 руб., пени в сумме 5 829 346 руб., штрафа в сумме 289 083 руб. не соответствует законодательству о налогах и сборах и нарушает его права и законные интересы, оспорило его в судебном порядке.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований Общества подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства по делу, верно применены нормы материального и процессуального права.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, существенных нарушений процедуры проведения проверки и рассмотрения ее материалов инспекцией не допущено. Досудебный порядок урегулирования спора соблюден.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 143 Налогового кодекса РФ Общество является плательщиком налога на добавленную стоимость.
Как следует из оспариваемого решения инспекции, основанием доначисления налога на добавленную стоимость, соответствующих пении налоговых санкций послужили выводы инспекции о неправомерном не исчислении ЗАО "Авиакомпания "Ангара" налога на добавленную стоимость с суммы полученных от Министерства территориального развития Забайкальского края и Министерства регионального развития Республики Алтай бюджетных средств в виде субсидий в общей сумме 123 046 951 руб. на цели, не связанные с государственным регулированием цен и применением льгот, установленных законодательством Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом в целях настоящей главы передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).
Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг). При этом при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами (пункты 1 и 2 статьи 152 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно положениям пунктов 1 и 2 статьи 157 указанного Кодекса налоговая база при осуществлении перевозок (за исключением пригородных перевозок в соответствии с абзацем третьим подпункта 7 пункта 2 статьи 149 настоящего Кодекса), в том числе пассажиров, воздушным транспортом определяется как стоимость перевозки (без включения в неё налога), а при реализации проездных документов по льготным тарифам налоговая база исчисляется исходя из этих льготных тарифов.
Налоговая база, определённая в соответствии со статьями 153 - 158 Кодекса, увеличивается на суммы полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счёт увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров, работ, услуг (подпункт 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса РФ).
К подобным суммам финансовой помощи относятся также суммы субсидий, предоставляемых налогоплательщикам бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 154 Налогового кодекса РФ при реализации товаров, работ, услуг с учётом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен или с учётом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
Исходя из смысла и содержания указанных норм права, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что предусмотренный названной нормой права перечень случаев не включения сумм субсидий является исчерпывающим и правильно включил в предмет судебного исследования вопросы о наличии (отсутствии) государственного регулирования цен при осуществлении обществом спорных авиаперевозок, наличии нормативно-правовых актов, устанавливающих льготу при оплате стоимости проезда воздушным транспортом отдельным потребителям, и отнесения (невозможности отнесения) полученных по соглашениям и договорам сумм к субсидиям, предусмотренным статьей 154 Налогового кодекса РФ.
При этом арбитражный суд правомерно исходил из понятия субсидий, данного в пункте 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому субсидии юридическим лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ или оказанием услуг.
Как следует из материалов дела, проверкой установлено, что в проверяемом периоде между ЗАО "Авиакомпанией "Ангара" (Перевозчик) и Министерством территориального развития Забайкальского края (Заказчик) в соответствии с Законом Забайкальского края от 18.12.2009 N 312-ЗЗК "Об организации транспортного обслуживания населения на маршрутах пригородного и межмуниципального сообщения на территории Забайкальского края", Постановлением Правительства Забайкальского края от 16.02.2010 N 49 "Об утверждении Порядка предоставления юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям субсидий на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения части затрат или недополученных доходов в связи с оказанием транспортных услуг населению, возникающих при выполнении социально значимых перевозок", Соглашением о взаимодействии и сотрудничестве Правительства Забайкальского края и ЗАО "Авиакомпанией "Ангара" от 01.11.2010 заключены договоры "На организацию транспортного обслуживания населения воздушным транспортом по социально значимым маршрутам на территории Забайкальского края" от 11.01.2011 N 445, от 02.03.2012 N 07/2012-76, от 11.01.2013 N А/9-13/31.
Исследовав и оценив условия указанных договоров, суд первой инстанции обоснованно установил, что согласно данным договорам заказчик обязуется предоставлять субсидии для возмещения части затрат, связанных с выполнением социально значимых регулярных авиаперевозок, осуществляемых Перевозчиком по маршруту "Чита - Чара - Чита", в пределах средств, предусмотренных на эти цели Законами Забайкальского края от 23.12.2010 N 450-ЗЗК "О бюджете Забайкальского края на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов", "О бюджете Забайкальского края на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов".
Согласно порядку расчетов по договорам перевозчик предоставляет Заказчику отчет о фактических расходах по рейсам с расчетом объема затрат, подлежащего возмещению.
Статья 14 Закона Забайкальского края от 18.12.2009 N 312-ЗЗК "Об организации транспортного обслуживания населения на маршрутах пригородного и межмуниципального сообщения на территории Забайкальского края" предусматривает меры государственной поддержки деятельности перевозчиков в целях организации транспортного обслуживания населения на маршрутах пригородного и межмуниципального сообщения на территории края, в числе которых указано предоставление юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, выполняющим социально значимые перевозки воздушным транспортом в межмуниципальном сообщении, субсидий на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения части затрат или недополученных доходов при перевозке пассажиров, зарегистрированных на территории Забайкальского края, за счет средств бюджета субъекта.
Порядок предоставления указанных субсидий определялся в проверяемом периоде постановлением Правительства Забайкальского края от 16.02.2010 N 49 "Об утверждении Порядка предоставления юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям субсидий на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения части затрат или недополученных доходов в связи с оказанием транспортных услуг населению, возникающих при выполнении социально значимых перевозок", в соответствии с которым субсидии перечисляются перевозчикам, заключившим договоры на осуществление регулярных пассажирских перевозок с Министерством территориального развития Забайкальского края, в целях возмещения части затрат или недополученных доходов в связи с оказанием транспортных услуг населению, возникающих при выполнении социально значимых перевозок на территории Забайкальского края.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что из отчетов ЗАО "Авиакомпания "Ангара" "о затратах в связи с оказанием транспортных услуг населению, возникающих в результате выполнения социально-значимых перевозок воздушным транспортом на территории Забайкальского края", составленных организацией за каждый месяц 2011-2013 годов, следует, что сумма затрат (субсидий), подлежащих возмещению Обществу из бюджета Забайкальского края, рассчитывается как разница между полученной выручкой и произведенными расходами за месяц.
Налоговым органом проведен анализ расчетов затрат, отраженных в представленных ЗАО "Авиакомпания "Ангара" отчетах и установлено, что сумма субсидий напрямую зависит от суммы полученной организацией выручки, которая в свою очередь может изменяться в зависимости от стоимости билетов и количества перевезенных пассажиров. При применении пониженных тарифов на перевозки и неполной загрузке самолета авиакомпания имеет выручку гораздо меньшую, чем в том случае, если бы все посадочные места самолета были заняты и стоимость билетов пассажиров была максимальной в соответствии с условиями заключенных договоров. При этом сумма понесенных расходов на рейс будет одинаковой за один и тот же рейс вне зависимости от количества пассажиров и стоимости их билетов. Разницу между суммой выручки и суммой расходов авиакомпания компенсирует за счет средств бюджета Забайкальского края путем получения субсидий по договорам, таким образом, фактически обществу возмещаются суммы недополученных доходов.
Согласно отчетам ЗАО "Авиакомпания "Ангара" суммы затрат (субсидий), подлежащих возмещению за 2011 год составили 23446 тыс. руб., 2012 год -32077 тыс. руб., 2013 год - 31788 тыс. рублей.
В бухгалтерском учете ЗАО "Авиакомпания "Ангара" суммы затрат, подлежащие возмещению из бюджета Забайкальского края в связи с осуществлением социально-значимых авиаперевозок, начисленные на основании вышеуказанных отчетов, отражаются по дебету счета 76 "Разные дебиторы, кредиторы" (субсчет 76.5) в корреспонденции с кредитом счета 91 "Прочие доходы и расходы" (субсчет 91.1 "Прочие доходы").
При этом фактически полученные обществом от Министерства территориального развития Забайкальского края денежные средства (субсидии) составили в 2011 году - 23446182 руб., в 2012 году - 32000800 руб., в 2013 году - 23722500 руб. и отражаены в бухгалтерском учете организации по кредиту счета 76 "Разные дебиторы, кредиторы" (субсчет 76.5) в корреспонденции с дебетом счета 51 "Расчетный счет".
Фактически полученные суммы субсидий включаются организацией в состав прочих доходов и не облагаются налогом на добавленную стоимость.
Вместе с тем, представленными налогоплательщиком отчетами не подтверждается применение в проверяемом периоде пониженных тарифов на услуги по перевозке пассажиров и багажа, а заявленный налогоплательщиком принцип расчета субсидий, получаемых ЗАО "Авиакомпания "Ангара" из бюджета Забайкальского края, не отражает возмещение затрат, понесенных организацией в связи с применением согласованных сторонами тарифов.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, считает правильными выводы суда первой инстанции о том, что полученные налогоплательщиком в 2011-2013 годах субсидии не являются денежными средствами, направленными на возмещение расходов в связи с применением государственных регулируемых цен и тарифов на авиаперевозки, или в связи с авиаперевозками льготной категории граждан, определенных в качестве таковых российским законодательством. В связи с чем, указанные субсидии подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса РФ.
Приведенные при апелляционном обжаловании доводы заявителя, поддержанные представителем Министерства территориального развития Забайкальского края, относительно наличия на территории Забайкальского края в спорных периодах 2011-2013 годы государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка и они мотивированно отклонены судом, с учетом следующего.
Основы государственного регулирования цен в Российской Федерации заложены в Указе Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)".
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" на Правительство Российской Федерации возложена обязанность устанавливать порядок государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию производственного-технического назначения, товары народного потребления и услуги. Во исполнение данного Указа 07.03.1995 Правительством Российской Федерации принято Постановление N239, которым утвержден Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок (далее - Перечень). В частности, в соответствии в абзацами 5 и 6 названного Перечня органы исполнительной власти субъектов РФ вправе устанавливать государственное регулирование тарифов, в том числе на перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях и речным транспортом в местном сообщении и на переправах, а также тарифов на перевозки грузов, пассажиров, багажа морским, речным и воздушным транспортом в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Согласование цены не является ее государственным регулированием или установлением, а заключенные между ЗАО "Авиакомпания "Ангара" и Министерством территориального развития Забайкальского края договоры на осуществление социально-значимых авиаперевозок на территории Забайкальского края, не относятся к нормативно-правовым документам субъекта Российской Федерации, соответственно, в 2011-2012 годах государственное регулирование тарифов на территории Забайкальского края не осуществлялось.
Ссылка общества на Приказ от 13.05.2013 N 124-А Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края судом не может быть принята во внимание, поскольку договор на организацию транспортного обслуживания от 11.01.2013 А/9-13/31 заключен ранее издания вышеназванного приказа, какие-либо ссылки на применение государственного регулирования цен (тарифов) в договоре отсутствуют. При заключении и исполнении данного договора стороны руководствовались согласованными в приложении N1 тарифами.
В соответствии с подпунктом 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ относится установление подлежащих государственному регулированию тарифов на услуги в соответствии с законодательством РФ.
Согласно положениям Закона Забайкальского края от 17.02.2009 N 125-ЗЗК "Устав Забайкальского края", указанные полномочия не закреплены за каким-либо органом государственной власти Забайкальского края.
В связи с вышеизложенным, в 2013 году в Забайкальском крае отсутствовал нормативно закрепленный механизм регулирования тарифа на перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях.
В соответствии с Постановлением Правительства Забайкальского края от 16.02.2010 N 56 "Об утверждении Положения о Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края" - Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим функции по контролю и надзору, функции по оказанию государственных услуг и управление в области государственного регулирования ценообразования (тарифообразования).
Согласно пункту 10.2.16 указанного Положения, к полномочиям вышеназванной службы отнесено принятие нормативных актов об установлении тарифов на перевозки пассажиров и багажа местных авиалиниях. При этом порядок расчета (определения) указанных тарифов не определен.
Таким образом, в 2013 году механизм реализации права на государственное регулирование тарифов на перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", на уровне субъекта на территории Забайкальского края нормативно не был закреплен.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что заключения Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 13.05.2013 и от 21.11.2013 по расчету тарифов на услуги по перевозке пассажиров и багажа на местных авиалиниях, оказываемые ЗАО Авиакомпания "Ангара", в 2011-2013 годах не могут рассматриваться как нормативные правовые акты, устанавливающие государственное регулирование тарифов, поскольку механизм реализации государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", на территории Забайкальского края нормативно не закреплен. Доказательств обратного заявителем и третьим лицом не представлено ни в суд первой инстанции, ни при апелляционном обжаловании.
В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции не нашел своего подтверждения довод заявителя апелляционной жалобы относительно того, что суд первой инстанции поставил инспекцию в преимущественное положение по отношению к другим сторонам процесса. Судом первой инстанции проанализирован принцип расчета субсидий, получаемых ЗАО "Авиакомпания "Ангара" из бюджета Забайкальского края, который не отражает возмещение затрат, понесенных организацией в связи с применением регулируемых тарифов; при этом, выводы суда по существу спора сделаны на основании исследования и оценки имеющихся доказательств по делу в совокупности.
Суд апелляционной инстанции соглашается с позицией суда первой инстанции относительно несостоятельности ссылки Общества на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 22.12.2015 по делу N А78-11153/2015, в котором Арбитражный суд Забайкальского края пришел к выводу о том, что полученные ЗАО "Авиакомпания "Ангара" из бюджета Забайкальского края субсидии представляют собой возмещение части затрат, понесенных перевозчиком при перевозке пассажиров и груза, с применением государственных регулируемых цен, соответственно, сумма налога на добавленную стоимость в сумму субсидий не включается.
В рамках указанного дела рассматривался спор, вытекающий из гражданских правоотношений по взысканию с Забайкальского края в лице Министерства территориального развития Забайкальского края убытков в пользу ЗАО Авиакомпания "Ангара". Обстоятельства, связанные с применением налогового законодательства, в рамках дела N А78-11153/2015 судом не исследовались; к участию в деле N А78-11153/2015 инспекция не была привлечена; спорный период взыскания по делу N А78-11153/2015 - 2014 год и январь-июль 2015 года, в то время как проверяемый период в ходе выездной налоговой проверки 2011-2013 годы.
Из материалов дела также следует и установлено судом, что между ЗАО Авиакомпанией "Ангара" (Получатель) и Министерством регионального развития Республики Алтай (Министерство) на основании Положения о Министерстве регионального развития Республики Алтай, утвержденного постановлением Правительства Республики Алтай от 18.05.2006 N 99, Порядка предоставления из республиканского бюджета Республики Алтай субсидий на возмещение части затрат, связанных с организацией авиарейсов на территории Республики Алтай по маршруту Новосибирск - Горно-Алтайск - Новосибирск, утвержденным постановлением Правительства Республики Алтай от 14.03.2011 г. N 43, протоколом сопоставления и оценки заявок, заключены Соглашения от 16.03.2012 и от 26.05.2011, в соответствии с которым Министерство предоставляет субсидию на возмещение части затрат, связанных с организацией авиарейсов на территории Республики Алтай по маршруту Новосибирск - Горно-Алтайск - Новосибирск, периодичностью - круглый год (от двух до четырех раз в неделю) на основании ежемесячных расчетов, предоставляемых Получателем.
Проверкой установлено, что в соответствии с Постановлением Правительства Республики Алтай от 18.04.2006 ЗЧ 55 "О Комитете по тарифам Республики Алтай" Комитет по тарифам Республики Алтай является республиканским органом исполнительной власти, созданным с целью осуществления государственного регулирования тарифов (цен), в т.ч. цен на услуги транспортных организаций по Перечню, утвержденному Постановлением Правительством N 239. При этом в полномочия Комитета по тарифам не входит установление тарифов и цен на перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях. Правительством Республики Алтай нормативно-правовые акты в отношении регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях не принимались.
Постановлением Правительства Республики Алтай от 16.09.2010 N 198 (в редакции Постановления Правительства Республики Алтай от 19.06.2012 N 155) утверждена республиканская целевая программа "Развитие транспортной инфраструктуры Республики Алтай на 2011 - 2015 годы", задачами которой являются, в том числе оказание мер государственной поддержки организациям в сфере воздушного транспорта и обеспечение доступности авиаперевозок отдельным категориям граждан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1211.
В Приложении N 9 к республиканской целевой программе "Развитие транспортной инфраструктуры Республики Алтай на 2011 - 2015 годы" приведен порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Алтай организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров (далее - Порядок).
Согласно подпунктам 3, 4, 8-10 Порядка право на получение субсидии предоставляется авиаперевозчикам, заключившим с Министерством регионального развития Республики Алтай договор о предоставлении субсидии (далее - договор).
Для заключения договора авиаперевозчик ежегодно, не позднее 7 марта (в 2012 году не позднее 31 мая), представляет в уполномоченный орган заявление о готовности осуществлять воздушную перевозку пассажиров по специальному тарифу, составленное в произвольной форме, с указанием маршрутов и типов воздушных судов, которые планируется использовать при воздушной перевозке пассажиров.
Субсидия предоставляется авиаперевозчику ежемесячно и рассчитывается, как произведение количества фактически перевезенных пассажиров по маршруту за отчетный месяц и размера субсидии на одного пассажира, указанного в приложении 1 к настоящему Порядку.
Предоставление субсидии осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных уполномоченному органу в установленном порядке в текущем году на цели, указанные в пункте 1 настоящего Порядка, в соответствии с договорами.
Для предоставления субсидии авиаперевозчик предоставляет ежемесячно, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, в уполномоченный орган отчет авиаперевозчика о фактически перевезенных пассажирах и расчет причитающейся суммы субсидии в соответствии с приложением 2 настоящего Порядка.
К отчету о фактически перевезенных пассажирах и расчету причитающейся суммы субсидии авиаперевозчик прилагает реестр перевозных документов, подтверждающих выполнение воздушных перевозок по специальному тарифу.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что на основании заключенных соглашений по результатам фактически выполненных в 2011, 2012 годы социально значимых авиаперевозок на территории Республики Алтай по маршруту Новосибирск - Горно-Алтайск - Новосибирск ЗАО "Авиакомпания "Ангара" в Министерство регионального развития Республики Алтай представлены расчеты размера субсидии авиаперевозчику на компенсацию потерь в доходах в связи с обеспечением воздушных перевозок пассажиров.
В представленных расчетах отражены суммы затрат, подлежащие возмещению (разница между суммой выручки, полученной от осуществления перевозок пассажиров, и произведенных организацией расходов за месяц с учетом лимита бюджетных обязательств) за 2011 год - в сумме 17200000 руб., 2012 год - в сумме 46541597 рублей.
В бухгалтерском учете ЗАО "Авиакомпания "Ангара" суммы затрат, подлежащие возмещению из бюджета Республики Алтай в связи с осуществлением социально-значимых авиаперевозок, начисленные на основании вышеуказанных расчетов, отражаются по дебету счета 76 "Разные дебиторы, кредиторы" (субсчет 76.5) в корреспонденции с кредитом счета 91 "Прочие доходы и расходы" (субсчет 91.1 "Прочие доходы").
При этом фактически полученные Обществом от Министерства регионального развития Республики Алтай денежные средства (субсидии) составляют в 2011 году - 17200000 руб., в 2012 году - 26677469 руб. и отражаются в бухгалтерском учете организации по кредиту счета 76 "Разные дебиторы, кредиторы" (субсчет 76.5) в корреспонденции с дебетом счета 51 "Расчетный счет".
Указанные фактически полученные суммы субсидий включаются организацией в состав прочих доходов и не облагаются налогом на добавленную стоимость.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах настоящего дела доказательства, считает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что представленные налогоплательщиком отчеты авиаперевозчика не подтверждают применение тарифов на услуги по перевозке пассажиров и багажа по маршруту Новосибирск - Горно-Алтайск - Новосибирск. Согласно данным отчетам размер субсидий определен как разница между суммой выручки, полученной от осуществления перевозок пассажиров, и произведенных организацией расходов за месяц. Указанную разницу заявитель компенсирует за счет средств бюджета Республики Алтай путем получения субсидий, таким образом, фактически Обществу возмещаются суммы недополученных доходов.
Суд первой инстанции правильно исходил из того, что заявленный налогоплательщиком принцип расчета субсидий, получаемых ЗАО "Авиакомпания "Ангара" из бюджета Республики Алтай, не отражает возмещение затрат, понесенных организацией в связи с применением согласованных сторонами тарифов.
При установленных по делу обстоятельствах и действующем правовом регулировании, суд первой инстанции пришел к правомерным выводам о том, что полученные налогоплательщиком в период 2011-2013 годов субсидии не являются денежными средствами, направленными на возмещение расходов в связи с применением государственных регулируемых цен и тарифов на авиаперевозки, или в связи с авиаперевозками льготной категории граждан, определенных в качестве таковых Российским законодательством, и подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса РФ.
Доводы заявителя апелляционной жалобы правильные выводы суда первой инстанции не опровергают.
Поскольку суммы денежных средств, фактически полученные обществом в 2011-2013 годах из бюджетов Забайкальского края и Республики Алтай, не включают в себя суммы НДС, основания для "извлечения" из них НДС и применения к налоговой базе расчетной ставки 18/118 у налогового органа отсутствовали.
Поскольку факт неполной уплаты налога на добавленную стоимость за 1-4 кварталы 2011 года, 1-4 кварталы 2012 года, 2-4 кварталы 2013 года в сумме 22148451 руб. в результате занижения налоговой базы подтверждается материалами дела, суд первой инстанции обоснованно признал правомерным начисление налоговым органом пеней на указанную задолженность в сумме 5829346 руб., а также привлечение общества к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ за неполную уплату налога на добавленную стоимость в виде штрафа в сумме 289083 руб. (с учетом наличия обстоятельств, смягчающих ответственность налогоплательщика, размер штрафа уменьшен в десять раз).
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции о доказанности инспекцией наличия оснований для доначисления оспоренных сумм налога на добавленную стоимость, соответствующих сумм пени и налоговых санкций. Расчет пени за несвоевременную уплату налога произведен в соответствии с положениями статьи 75 Налогового кодекса РФ, расчет штрафа судом проверен и признан обоснованным. Основания для удовлетворения заявленных обществом требований у суда первой инстанции отсутствовали.
Суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции основаны на правильном толковании и применении норм материального права, соответствует установленным обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, оценка которым дана по правилам статей 65, 67, 68 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о неправильном применении судом первой инстанции положений статей 154, 162 Налогового кодекса РФ по существу выражают несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и установленных на основании их оценки фактических обстоятельств.
Основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 сентября 2016 года по делу N А19-19133/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Иркутской области.
Председательствующий |
Э.В. Ткаченко |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-19133/2015
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14 марта 2017 г. N Ф02-498/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ЗАО "Авиакомпания "Ангара"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска
Третье лицо: Министерство регионального развития Республики Алтай, Министерство территориального развития Забайкальского края, Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области
Хронология рассмотрения дела:
14.03.2017 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-498/17
23.11.2016 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-298/16
18.02.2016 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-891/16
18.02.2016 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-298/16