Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 20 марта 2017 г. N Ф06-18622/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г.Самара |
|
28 ноября 2016 г. |
Дело N А55-12794/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 ноября 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Юдкина А.А., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола судебного заседания Плехановой А.А., с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Средневолжская газовая компания" - представителя Леньшина М.М. (доверенность от01.01.2016),
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - представителя Старковой Ю.К. (доверенность от 28.08.2015),
от третьих лиц: муниципального казенного учреждения Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области - представитель не явился, извещено,
администрации муниципального района Красноярский Самарской области - представитель не явился, извещена,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 ноября 2016 года апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Средневолжская газовая компания"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 30 августа 2016 года по делу N А55-12794/2016 (судья Филатов М.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Средневолжская газовая компания" (ОГРН 1026300892529, ИНН 6314012801), г.Самара, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г.Самара, третьи лица: муниципальное казенное учреждение Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области, Самарская область, с.Красный Яр, администрация муниципального района Красноярский Самарской области, Самарская область, с.Красный Яр,
о признании незаконным отказа, выраженного в сообщении от 26 февраля 2016 года N 26/429/2015-376,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Средневолжская газовая компания" (далее - ООО "СВГК", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области, регистрирующий орган), содержащееся в сообщении N 26/429/2015-376 от 26 февраля 2016 года об отказе в государственной регистрации права собственности ООО "СВГК" на объект капитального строительства - сооружение Проектирование и строительство ШГРП и участков газопроводов высокого и низкого давления, расположенный по адресу: Самарская область, Красноярский район, с.Н.Буян, обязании Управления Росреестра по Самарской области осуществить государственную регистрацию права собственности ООО "СВГК" на объект капитального строительства - сооружение Проектирование и строительство ШГРП и участков газопроводов высокого и низкого давления, расположенного по адресу: Самарская область, Красноярский район, с.Н.Буян.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное казенное учреждение Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области, администрация муниципального района Красноярский Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30 августа 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО "СВГК" просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, признать незаконным решение Управления Росреестра по Самарской области, содержащееся в сообщении N 26/429/2015-376 от 26 февраля 2016 года об отказе в государственной регистрации права собственности ООО "СВГК" на объект капитального строительства - сооружение Проектирование и строительство ШГРП и участков газопроводов высокого и низкого давления, расположенный по адресу: Самарская область, Красноярский район, с.Н.Буян, обязать Управление Росреестра по Самарской области осуществить государственную регистрацию права собственности ООО "СВГК" на объект капитального строительства - сооружение Проектирование и строительство ШГРП и участков газопроводов высокого и низкого давления, расположенного по адресу: Самарская область, Красноярский район, с.Н.Буян.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на незаконность оспоренного отказа Управления Росреестра по Самарской области; представление регистрирующему органу всех предусмотренных для регистрации права собственности на объект недвижимости документы: разрешение на ввод в эксплуатацию, договор аренды земельного участка. Управлением Росреестра по Самарской области незаконно были затребованы дополнительные документы, не предусмотренные законом для регистрации права собственности, и обязанность представлять которые не возложена на заявителя.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления общества.
Представитель Управления Росреестра по Самарской области возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "СВГК" обратилось в Управление Росреестра Самарской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект капитального строительства - "сооружение Проектирование и строительство ШГРП и участков газопроводов высокого и низкого давления", расположенный по адресу: Самарская область, Красноярский район, с.Н.Буян (далее - объект).
Сообщением N 26/429/2015-376 от 26 февраля 2016 года Управление Росреестра Самарской области отказало заявителю в государственной регистрации права собственности на объект на основании абз.10 п.1 ст.20 Федерального закона от 27 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ, Закон о регистрации) по следующим причинам: не представлено информационное сообщение органа местного самоуправления в средствах массовой информации о предоставлении земельного участка для строительства объекта; не представлена информация о предварительном согласовании места размещения земельного участка площадью 932 кв.м.
В соответствии со ст.2 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст.18 Федерального закона N 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
В силу абз.10 п.1 ст.20 Федерального закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 25 Федерального закона N 122-ФЗ право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании следующих документов: правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества; разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
В ходе рассмотрения дела судом установлено и подтверждается материалами дела, что заявитель в целях регистрации права собственности на объект представил в регистрирующий орган следующий пакет документов: 1) заявление о государственной регистрации права от 23 октября 2015 года; 2) доверенность N 3213895 от 17 сентября 2015 года; 3) кадастровый паспорт сооружения от 11 сентября 2015 года; 4) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 05 июня 2015 года; 5) постановление администрации м.р.Красноярский "О предварительном согласовании места размещении объекта" от 21 марта 2011 года N 201; 6) постановление администрации м.р.Красноярский "О внесении изменений в постановление N 201 от 21 марта 2011 года" от 11 марта 2013 года N 3; 7) акт выбора земельного участка от 30 ноября 2010 года; 8) распоряжение КУМС м.р.Красноярский "О предоставлении земельного участка в аренду" от 18 октября 2013 года; 9) технический план сооружения от 09 мая 2015 года; 10) договор аренды земельного участка от 18 октября 2013 года; 11) дополнительное соглашение N 34/14 от 06 октября 2014 года к договору от 18 октября 2013 года; 12) дополнительное соглашение N 5/15 от 29 января 2015 года к договору от 18 октября 2013 года; 13) протокол разногласий к договору N 63 от 18 октября 2013 года; 14) платежное поручение от 12 октября 2015 года N 16545; 15) разрешение на строительство от 16 апреля 2014 года.
Исходя из п.2 ст.16 Закона о регистрации прав, к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, в том числе правоустанавливающие документы, предусмотренные п.1 ст.17 того же Закона.
В соответствии с п.1 ст.17 Закона о регистрации прав основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В силу п.1 ст.18 Закона о регистрации прав документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП).
Проверка представленных на государственную регистрацию правоустанавливающих документов осуществляется регистрирующим органом. При этом не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных Законом о регистрации прав случаев, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 данного Закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, представленное на регистрацию распоряжение комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области "О предоставлении земельного участка в аренду" от 18 октября 2013 года N 1020-ар обществу предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 63:26:0105015:719, по адресу: Самарская область, Красноярский район, с Новый Буян, имеющий вид разрешенного использования - для проектирования и строительства ШГРП и участков газопроводов высокого и низкого давления, площадью 932 кв.м на основании акта выбора земельного участка N 12 от 30 ноября 2011 года. Данное распоряжение утверждено постановлением администрации муниципального района Красноярский Самарской области от 21 марта 2011 года N 201, в редакции постановления от 11 января 2013 года N 3.
В силу норм п.1 ст.30 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент предоставления земельного участка) предоставление земельных участков для строительства осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов (на торгах) либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с п.5 ст.30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу п.3 ст.31 ЗК РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Как установлено судом в ходе рассмотрения дела, на государственную регистрацию был представлен договор аренды земельного участка N 63 от 18 октября 2013 года, согласно которому ООО "СВГК" приняло в пользование на условиях аренды земельный участок с кадастровым номером 63:26:0105015:719, расположенный по адресу: Самарская область, Красноярский район, с.Новый Буян, площадью 932 кв.м. Однако согласно акту выбора земельного участка N 12 от 30 ноября 2010 года, утвержденному постановлением администрации муниципального района Красноярский Самарской области "О предварительном согласовании места размещения объекта" N 201 от 21 марта 2011 года, ООО "СВГК" согласовано предварительное место размещение объекта на земельном участке ориентировочной площадью 300 кв.м, по адресу: Самарская область, Красноярский район, с.Новый Буян.
Информации о предварительном согласовании места размещения земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область. Красноярский район, с.Новый Буян, площадью 932 кв.м на государственную регистрацию не представлялась.
Довод заявителя о внесении изменений в части площади участка (с 300 кв.м на 932 кв.м) постановлением администрации м.р.Красноярский N 3 от 11 января 2013 года, что не запрещено действующим законодательством, в связи с чем при заключении договора аренды площадь участка была определена с учетом внесенных изменений, суд первой инстанции отклонил. На государственную регистрацию заявителем не было представлено информационное сообщение в средствах массовой информации о предоставлении спорного земельного участка, ни площадью 300 кв.м, ни площадью 932 кв.м. При этом довод заявителя о том, что обязанность по информированию населения о предоставлении земельного участка для строительства и по предварительному согласованию размещения объектов возложена на органы местного самоуправления, а не на заявителя, суд посчитал несостоятельным применимо к рассматриваемой ситуации.
При правовой экспертизе документов, проверке законности сделки, юридической силы правоустанавливающих документов устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, проверяется действительность поданных заявителем документов, наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также устанавливается отсутствие других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав.
Заявителем не были представлены доказательства проведения публичных слушаний, а также соблюдения процедур, предусмотренных земельным законодательством для предоставления земельных участков для целей строительства объектов недвижимости, в связи с чем регистрирующий орган обоснованно отказал в государственной регистрации спорного соглашения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 9, пунктом 1 статьи 13, пунктом 1 статьи 17, пунктом 1 статьи 18, пунктом 1 статьи 20 Закона о регистрации на регистрирующий орган возложена обязанность осуществлять правовую экспертизу представленных на государственную регистрацию документов. В случае выявления несоответствия правоустанавливающего документа (в том числе и ненормативного акта органа местного самоуправления) требованиям действующего законодательства, регистрирующий орган имеет право отказать в государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделки с ним.
Судом первой инстанции было предложено заявителю, администрации представить доказательства информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка. Доказательств соблюдения процедуры публичного информирования суду не представлено. Более того, представленный отзыв администрации содержит указание на отсутствие доказательств опубликования.
Таким образом, в материалы дела не представлено ни доказательств опубликования сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка, ни актов администрации, направленных на опубликование.
Документы, подтверждающие, что земельный участок с кадастровым номером 63:26:0105015:719, предоставлен в аренду ООО "СВГК" с соблюдением установленной процедуры, отсутствуют.
После определения участков, подходящих для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, пункт 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации). Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок. На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения. При этом Земельный кодекс Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 года, не ограничивал существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливал каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации стадий и условий выбора земельного участка под строительство,акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
Установленный законом порядок заключения договора аренды земельных участков направлен на обеспечение публичных интересов, заключенная с его нарушением сделка является ничтожной в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Приняв во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции в удовлетворении заявления обществу отказал.
Доводы апелляционной жалобы о представлении регистрирующему органу всех предусмотренных для регистрации права собственности на объект недвижимости документы: разрешение на ввод в эксплуатацию, договор аренды земельного участка, не принимаются, поскольку в рамках проведения правовой экспертизы представленных заявителем на государственную регистрацию документов регистрирующим органом была проверена законность предоставления земельного участка заявителю. Поэтому Управлением Росреестра по Самарской области на законных основаниях (в рамках предоставленных законом полномочий, предусмотренных ч.1 ст.13, ч.1 ст.17 Федерального закона N 122-ФЗ) у заявителя были затребованы дополнительные документы, которые не были представлены на государственную регистрацию, но без которых государственная регистрация права заявителя на недвижимое имущество не могла быть осуществлена.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, который дал им правильную оценку. Указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения им норм материального и процессуального права.
Иных доводов, являющихся основанием в соответствии со ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено.
На основании изложенного решение суда от 30 августа 2016 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя. Вместе с тем надлежит возвратить ООО "СВГК" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 30 сентября 2016 года N 15726 государственную пошлину в размере 1500 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 112, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 30 августа 2016 года по делу N А55-12794/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Средневолжская газовая компания" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 30 сентября 2016 года N 15726 государственную пошлину в размере 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-12794/2016
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 20 марта 2017 г. N Ф06-18622/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Средневолжская газовая компания "
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Третье лицо: Администрация муниципального района Красноярский Самарской области, КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КРАСНОЯРСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ, МКУ Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области